Философское учение о структуре познания. Эмпиризм и рационализм. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Философское учение о структуре познания. Эмпиризм и рационализм.

2017-06-29 697
Философское учение о структуре познания. Эмпиризм и рационализм. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Долгое время в истории философии познание рассматривалось как отношение противостоящих друг другу субъекта и объекта познания, причём под субъектом долгое время понимался просто отдельный познающий человек – учёный. Такая позиция порождала целый ряд сложностей. Так, например, в философии Нового времени разгорелся спор об источниках нашего знания. Ф.Бэкон, английский философ и естествоиспытатель, считал, что главным источником наших знаний являются чувства, данные которых разум лишь обрабатывает. Французский философ и математик Р.Декарт утверждал, что важнее сама врождённая способность нашего разума к познанию, в том числе и к систематизации данных чувств. Спор между двумя позициями в истории философии, которые выражали Бэкон и Декарт, получил название спора между эмпиризмом и рационализмом.[20]

Рационализм - это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посредством разума, который выступает его источником и критерием истинности.

 

Эмпиризм - направление в теории познания, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт.

Данные чувств рассматриваются в эмпиризме как главная форма достоверного знания. Спор рационализма и эмпиризма объясняется тем, что каждое из этих направлений совершенно верно отмечает наличие двух форм познания: чувственного и рационального, но при этом абсолютизирует, т.е. преувеличивает роль одного из них.

Величайшей заслугой немецкого идеализма (Гегель) стало понимание того, что субъектом познания является не отдельный человек (исследователь-Робинзон), а общество в целом. Представление о социальной (общественной) природе познания в немецкой философии содержалось в философии Канта и, в особенности, у Гегеля. За гегелевским представлением об объективном духе скрывалась глубочайшая идея о том, что познаёт не отдельный человек, а всё общество в лице индивидуального исследователя.

В философии Маркса социальная природа познания была представлена в материалистической интерпретации: “бытие определяет мышление”, следовательно, способ осознания мира человеком зависит от форм его социальной и экономической жизни.

В XX веке в философии структурализма и постструктурализма дальнейшее изучение объективных форм мышления привело к пониманию их опосредованности языком[21].

В самом процессе познания выделяют два формы: чувственное (опытное) познание и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств. Ступенями чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущениявозникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зелёный) и его вкус (кислый или сладкий). Целостный образ предмета создают восприятия, представ­ляющие собой совокупность ощущений (так воспринимается нами все качества яблока.) Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления - образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятия (в нашем примере воспоминание об отсутствующем яблоке). Представления воз­никают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосред­ственного воздействия на внешние чувства человека. С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное) познание.

Рациональное( от лат. ratio — разум) познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несуще­ственных свойств предмета), обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения. Элементарной единицей рационального мышления является понятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. По­нятия отражают общие, существенные признаки предметов. По­нятие выражается с помощью слова или словосочетания (так например, слово студент-это понятие, обозначающее любого человека, обучающегося в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индивидуальных различий: возраст, пол, специальность и т. п.). Следующая ступень рационального познания — суждение. Суждениемназывают совокупность понятий, отражающую свя­зи и отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений.

 

Третьей ступенью рационального познания является умозак­лючение. Умозаключениепредставляет собой процесс получе­ния из двух или нескольких суждений нового суждения на ос­новании законов логики. Умозаключения не зависят непосред­ственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления. Умозаключением будет, например, такое рассуждение:

Все учащиеся в университете - студенты.

Я учусь в университете.

Следовательно, я –студент.

Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык - это система знаков, передающих информацию. В отли­чие от мышления, оперирующего идеальными предметами, язык материален, т. к. знаки имеют свои материальные носители. Другими словами, язык- это материальное выражение немате­риальных построений.

Результатом процесса познания выступают знания. Знание, соответствующее действительно­сти, называют истиной. По своему содержанию истина объективна, т.е. не­зависима от познающего ее субъекта. По своей форме истина всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует. Одно из первых определений объективной истины было дано Аристотелем: познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям. Кант выявил проблему противоречивости самого понятия истины, отметив, что хотя признаками объективности истины являются всеобщность и необходимость, но сама истина субъективна, поскольку является формой деятельности субъекта. Истина долгое время рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигается полное знание предмета. Гегель показал, что истина - не застывшая система, а процесс всё большего совпадения предмета с отражающим его понятием, причём истина предполагает и изменение самого предмета в процессе познания.

Истина бывает относительной и абсолютной. От­носительной истиной называют неполное, приближенное зна­ние, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. От­носительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной истиной называют такое зна­ние, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего по­знания. К абсолютным истинам относятся, например, так называе­мые истины факта, “вечные истины”, физические константы и т.п.

Понятия относительной и абсолютной истины связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в определённых исторических условиях. В теории познания обсуждается также соотношение истины и заблуждения. Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называют заблуждениями.

Истина всегда конкретна, абстрактной истины не сущест­вует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам.

Для деятельности человека нужно знание объективно-истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволяющего выявить объективную истинность знания. В истории философии предлагались различные варианты решения проблемы критериев истинности наших знаний, т.е. вопроса о том, чем же определяется со­ответствие знания действительности?

 

В современной философии выделяются три концепции истины:

-концепция соответствия, согласно которой истинными являются высказывания, соответствующие действительности;

-когерентная концепция истины, в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными;

-прагматическая концепция истины, в которой истинность и ложность суждений проверяются на практике.

Все эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими[22].

Практика - это целенаправленная пред­метная деятельность по преобразованию действительности.

В философской категории “практика”, понимаемой как “критерий истины”, выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания. Именно практическая деятельность человека даёт главные аргументы для опровержения агностицизма.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.