Деонтология социальной работы — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Деонтология социальной работы

2017-06-29 325
Деонтология социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДЕОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Направление: 39.03.02 Социальная работа

 

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: социальная защита и обслуживание семей и детей

 

 

Челябинск 2016

 

 

Лист согласования

 

 

Разработчики:        
         
доцент   Рослякова   С.В. Рослякова
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
Программа одобрена на заседании кафедры «   »   20__ Протокол  
         
Заведующий кафедрой       Н.А. Соколова
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
Одобрено представителем работодателя  
    (подпись)   (инициалы, фамилия, должность, место работы)
Руководитель ОПОП       С.В. Рослякова
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
Декан факультета       Н.Г. Сошникова
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
                         

 

 


 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«15» сентября 2016 г.

Протокол № 1

Зав. кафедрой _______.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

ДЕОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

Направление: 39.03.02. Социальная работа

 

Уровень образования: бакалавриат

 

Профильная направленность: социальная защита и обслуживание семей и детей

 

Челябинск, 2016г


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5

 

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

 

3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 14

 

4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 15

 

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 28

 

6 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 30

 

7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 30

 

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 31

 


 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Дисциплина «Деонтология социальной работы» включена в базовую часть основной профессиональной образовательной программы 39.03.02 "Социальная работа".

По очной форме обучения трудоемкость дисциплины в зачетных единицах - 2 ЗЕТ (72ч.):

4 ч. - лекционных занятий, 16 ч. практических, 52 ч. самостоятельная работа студентов. Форма отчетности - зачет в четвертом семестре

По заочной форме обучения - 2 ЗЕТ (72 ч.): 4 ч. лекции, 4ч. семинарские занятия, 60 ч. самостоятельной работы, 4 ч. контроль. Форма отчетности - зачет в четвертом семестре.

Дисциплина изучается в течение 4 семестра.

При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов.

 

1.2 Необходимые для дисциплин знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы:

- знания, полученные при изучении общественно-научных предметов в общеобразовательной школе - усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами и людьми разных культур;

- умения осознавать свою роль в целостном, многообразном и быстроменяющемся мире;

- овладение умением работать с информацией;

- знания и опыт в определении собственной активной позиции в общественной жизни для решения типичных задач в области социальных, межличностных отношений.

 

1.3 Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

Изучение дисциплины «Деонтология социальной работы» является основой для последующего изучения таких базовых профессиональных дисциплин, как «Конфликтология в социальной работы», «Технология социальной работы с разными категориями семей», «Управление в социальной работе» и др. профессиональных дисциплин.

 

1.4 Цели дисциплины: сформировать основы ценностного отношения к профессиональной деятельности и способность ее регулирования на основе профессионального долга.

 

1.5 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям):

- способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способность соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ОПК-7).

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать уметь владеть
  ОПК-1 - способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии З.1. роль будущей профессии в обществе У.1. объяснять значимость должного поведения для поддержания значимость своей будущей профессии в обществе В.1. способами реализации должного поведения, демонстрирующего осознание будущим социальным работником социальной значимости своей будущей профессии
  ОПК 7- способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления З.2. теоретические основы деонтологической регуляции профессиональной деятельности, З.3. источники формирования этических и деонтологических норм профессиональной деятельности в социальной работе; З.4. основные требования к поведению и деятельности социального работника (положения профессионально-этического кодекса социального работника), идеальные образцы поведения в профессиональной деятельности   У.2 критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; У.3. управлять своим поведением и нести ответственность в согласно профессионально-этическим кодексу социального работника; У.4. проектировать свою деятельность в соответствии с принятыми в профессиональном кодексе нормами и правилами поведения, отношений и деятельности в социальной работе   В.2 способами самопознания и саморазвития и коррекции своего профессионального поведения; В.3. способами формирования и совершенствования профессионально-этических знаний и умений путем изучения положительного опыта профессиональной деятельности
  ОПК-1 - способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии З.1. роль будущей профессии в обществе У.1. объяснять значимость должного поведения для поддержания значимость своей будущей профессии в обществе В.1. способами реализации должного поведения, демонстрирующего осознание будущим социальным работником социальной значимости своей будущей профессии   ОПК 7- способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления З.2. теоретические основы деонтологической регуляции профессиональной деятельности, З.3. источники формирования этических и деонтологических норм профессиональной деятельности в социальной работе; З.4. основные требования к поведению и деятельности социального работника (положения профессионально-этического кодекса социального работника), идеальные образцы поведения в профессиональной деятельности У.2 критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; У.3. управлять своим поведением и нести ответственность в согласно профессионально-этическим кодексу социального работника; У.4. проектировать свою деятельность в соответствии с принятыми в профессиональном кодексе нормами и правилами поведения, отношений и деятельности в социальной работе В.2 способами самопознания и саморазвития и коррекции своего профессионального поведения; В.3. способами формирования и совершенствования профессионально-этических знаний и умений путем изучения положительного опыта профессиональной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
  Очная форма обучения
  Деонтология как учение о должном поведении   -      
  Практические аспекты деонтологического регулирования профессиональной деятельности социального работника   -      
3. Итого   -      
  Заочная форма обучения
  Деонтология как учение о должном поведении   -      
  Практические аспекты деонтологического регулирования профессиональной деятельности социального работника - -      
3. Контроль          
  Итого   -      

 

Таблица 3

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел 1. Деонтология как учение о должном поведении
Требования к результатам освоения раздела. ОПК-1- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии: З.1, У.1. ОПК-7- способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления: З.2., З.4.
Содержание раздела 1
План лекций План семинарских занятий
Тема 1. Деонтология как учение о долге и должном поведении (2 часа)ДО/ОЗО 1. Деотология и этика. 2. Деонтология как самостоятельная научная дисциплина 3. Принципы деонтологии. 4. Структура деонтологии как раздела этического учения. 5. Место деонтологии в этике Методическое обеспечение: 3.1.:1,2 3.2.:12, 13, 14, 116 3.3.: 20,23, 25 3.4.: 27 Тема 2. Категориально-понятийный аппарат деонтологии (2 часа) 1. Долг как основная категория деонтологии. 2. Идея долга в философских учениях. Античные философы, Кант, Гегель о долге. 3. Сущность долга. Объективную и субъективная компоненты долга. 4. Ответственность. Ответственность и свобода личности. 5. Обязанность как моральное требование, как возлагаемая на человека задача. Методическое обеспечение: 3.1.:1,2 3.2.: 6, 8, 12, 14 3.3.: 25 3.4.: 27-28 Тема 1. Долг и ответственность в этических учениях (4 часа) Форма проведения:выступление с докладом Задание: подготовить сообщения на 5-7 мин. по 2-3 человека на 1 вопрос, презентация. Темы для докладов 1. Истоки долженствования в человеческом бытии 2. Отражение проблем долга и ответственности в этических учениях античных философов 3. Долг и ответственность в восточной философии 4. Долг и ответственность в философии Средних веков 5. Долженствование в этике И. Бентама 6. Этика долга И. Канта 7. Долженствование в работах Г. В. Ф. Гегеля. 8. Долг и ответственность в этике марксизма. 9.Долг и ответственность в учении экзистенциализма и неопрагматизма 10. Долженствование в этике постмодернизма. Выступление сопровождается презентацией. Методическое обеспечение: 3.1.:1-4 3.2.:8,9,13 3.3.:20 3.4.: 27-28   Тема 2. Долженствование и должное поведение (2 часа) Форма проведения:беседа по вопросам Вопросы для обсуждения: 1. Должное поведение и внешне представляющееся должным. 2. Должное и альтруистическое поведение. 3. Эталон должного поведения. 4. Понятие «должная мотивация». 5.Понятие «дисциплина» в деонтологии. Трудовая дисциплина. Исполнительская дисциплина. Самодисциплина. Норма в дисциплине 6. Нравственные качества личности и долженствование. Методическое обеспечение: 3.1.:2 3.2.:14 3.3.: 19 3.4.: 28  
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема 1. Развитие представлений о морали в истории человеческого общества (2ч.) ДО/ОЗО Форма контроля: реферат Методическое обеспечение: 3.1.:1-4 3.2.:8,9,13 3.3.:20 3.4.: 26-28   Тема 2. Направления долженствования в социальной работе (2ч.) ДО/ОЗО Форма отчетности: устный отчет Методическое обеспечение: 3.1.:1-4 3.2.:7, 11, 12, 14, 16, 18. 3.3.: 20, 21, 22, 3.4.: 27 Тема 3. Основные этапы становления и развития представления о должном поведении в социальной работе (2ч.) ДО/ОЗО Форма отчетности: презентация Методическое обеспечение: 3.1.:1-4 3.2.:7, 11, 12, 14, 16, 18. 3.3.: 20, 21, 22, 3.4.: 27   Тема 4. Основные категории этики и деонтологии (6 ч.) ОЗО Форма отчетности: терминологический диктант Методическое обеспечение: 3.1.:1,2 3.2.:5, 6, 9,10,13,15 3.3.:- 3.4.: 26 Тема 5. Место и роль деонтологической регуляции в профессиональном поведении (4 ч.) ОЗО Форма отчетности: контрольная работа Методическое обеспечение: 3.1.:1 3.2.:14 3.3.:20-25 3.4.:25-28   Тема 6. Специфика долга в социальной работе (2 ч.) ОЗО Форма контроля: эссе Методическое обеспечение: 3.1.:1,2,4 3.2.:11,12, 14 3.3.:20-25 3.4.:27   1. Создание терминологического словаря. Форма отчетности: письменный отчет Методическое обеспечение: 3.1.:1-4 3.2.: 5-18   2. Написание реферата по теме (на выбор) Форма отчетности: реферат Методическое обеспечение: 3.1.: 1-4 3.2.:5-18 3.3.:19-26 3.4.:26-28    
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка наименование оценочного средства
ОПК-1 - способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии
З.1. роль будущей профессии в обществе Выступление с докладом на сем. занятии Презентация
У.1. объяснять значимость должного поведения для поддержания значимость своей будущей профессии в обществе Эссе Письменный отчет
ОПК 7- способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления
З.2. теоретические основы деонтологической регуляции профессиональной деятельности Выступление с докладом на сем. занятии Терминологический диктант
З.3. источники формирования этических и деонтологических норм профессиональной деятельности в социальной работе Презентация Реферат
З.4. основные требования к поведению и деятельности социального работника (положения профессионально-этического кодекса социального работника), идеальные образцы поведения в профессиональной деятельности Контрольная работа Устный отчет
 
Раздел 2. Практические аспекты деонтологического регулирования профессиональной деятельности социального работника
Содержание раздела 2.
Требования к результатам освоения раздела 2. ОПК-1 - способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии: В.1. ОПК 7- способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления: У.2, У.3,У4, В.2, В.3.
Содержание раздела
План лекций План семинарских занятий
Учебным планом не предусмотрены Тема 3. Место и роль деонтологии в этике социальной работы (2 ч.) ОЗО 1. Сущность и сферы использования деонтологической регуляции. 2.Деонтологическая регуляция и деонтологические принципы. 3. Место и роль деонтологической регуляции в профессиональной деятельности. 4. Социальная работа как вид профессиональной деятельности, зависимой от деонтологической регуляции. 5. Специфика деонтологии социальной работы. 6. Социальная работа как опредмечивание социального долга. 7. Смысл и содержание профессионального долга социального работник 8. Функции деонтологической регуляции в социальной работе. 9. Сущность и понятие долга, ответственности и обязанностей социального работника 10. Деонтология как часть профессионально-этического учения. Методическое обеспечение: 3.1.:1,2 3.2.:5, 10, 15 3.3.: 20 3.4.: 27 Тема 4. Сущность и понятие долга, ответственности и обязанностей социального работника (2 ч.) 1. Долг. Профессиональный долг. 2. Долг социального работника. 3. Специфическое содержание и основные параметры долга социального работника 4. Долженствование специалиста Должная мотивация поступков Дисциплина социальных работников. 5. Решение этических задач. Методическое обеспечение: 3.1.: 1,2 3.2.:14,16 3.3.:19, 20 3.4.:28  
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема 1. Критерии профессиональной пригодности социального работника (4ч.)ОЗО Форма отчетности: устный отчет Методическое обеспечение: 3.1.:2 3.2.:10,12,18 3.3.:21 3.4.:28 Тема 2. Содержание долга и ответственности в этическом кодексе социального работника(4ч.)ДО/ОЗО Форма отчетности: контрольная работа Методическое обеспечение: 3.1.:1,2, 4 3.2.:14 3.3.:20-25 3.4.:26-28 Тема 3. Личностно-нравственные качества социального работника (2ч.) ДО/ОЗО Форма отчетности: презентация Методическое обеспечение: 3.1.:2 3.2.:18 3.3.:21 3.4.:26, 27 Тема 4. Понятие и сущность деонтологии социальной работы. Моральный и профессиональный долг социального работника (4 ч.) ДО/ОЗО Форма отчетности: конспектирование Методическое обеспечение: 3.1.:2 3.2.:18 3.3.:21 3.4.:26, 27 Тема 5. Этикет социального работника (4ч.) ДО/ОЗО Форма отчетности: реферат Методическое обеспечение: 3.1.:1-4 3.2.:5,7,10,11,12, 15,16. 3.3.:20 3.4.:26-28 Тема 6. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы (2ч.) ДО/ОЗО Форма отчетности: устное выступление с докладом на сем. занятии Методическое обеспечение: 3.1.:2 3.2.:14 3.3.:20-25 3.4.: 27 Тема 7. Место и роль профессионально-этической системы в регулировании отношений в современном обществе. Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы (2 ч.) ОЗО Форма отчетности: контрольная работа Методическое обеспечение: 3.1.:1-4 3.2.:9, 12 3.3.:20 3.4.: 27 Тема 8. Деонтологические вопросы социальной работы (2ч.) ОЗО Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе. Деонтология как учение о долге и должном поведении. Место и роль деонтологии в этической системе и системе ценностей социальной работы. Основные понятия и категории деонтологии социальной работы. Место и роль долга в социальной работе. Социальная работа как опредмечивание социального долга. Смысл и содержание профессионального долга социального работника. Долг и ответственность перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, клиентом и перед собой. Форма отчетности: письменный отчет Методическое обеспечение: 3.1.:1,2, 4 3.2.:14 3.3.:20-25 3.4.:26-28 Тема 9. Роль деонтологического регулирования в профессиональной социальной работе, его цели и задачи. Профессионально-этический кодекс: понятие, сущность, цели и задачи, функции. Место и роль профессионально-этического кодекса в регулировании профессионального и обыденного. (2ч.) ДО/ОЗО Форма отчетности: тест Методическое обеспечение: 3.1.:1,2 3.2.:5, 10, 15 3.3.: 20 3.4.: 27 Тема 10. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе (2ч.) ДО/ОЗО Форма отчетности: терминологический диктант Методическое обеспечение: 3.1.:1,2 3.2.:14 3.3.:24 3.4.:27 Тема 11. Ответственность как профессионально-значимое личностное качество социального работника (2ч.) ОЗО Форма отчетности: эссе Методическое обеспечение: 3.1.:1-4 3.2.:18 3.3.:20-25 3.4.:28 Типы заданий, предлагаемых студентам:
  • разработка реферата по предложенной теме или близкой ей по содержанию;
  • создание терминологического словаря;
Методическое обеспечение: 3.1.:1,2, 4 3.2.:14 3.3.:20-25 3.4.:26-28
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
ОПК-1 - способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии
В.1. способами реализации должного поведения, демонстрирующего осознание будущим социальным работником социальной значимости своей будущей профессии Решение этических задач Контрольная работа Устный отчет
ОПК 7- способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления
У.2 критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков Эссе Терминологический диктант
У.3. управлять своим поведением и нести ответственность в согласно профессионально-этическим кодексу социального работника Устное выступление с докладом на сем. занятии
У.4. проектировать свою деятельность в соответствии с принятыми в профессиональном кодексе нормами и правилами поведения, отношений и деятельности в социальной работе Устный отчет Презентация Решение этических задач
В.2 способами самопознания и саморазвития и коррекции своего профессионального поведения Конспектирование Реферат
В.3. способами формирования и совершенствования профессионально-этических знаний и умений путем изучения положительного опыта профессиональной деятельности Письменный отчет тест
       

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 4

Основные понятия курса для терминологического диктанта

1 раздел: этика, мораль, нравственность, ценности, норма, долг, совесть, ответственность, моральные профессиональные отношения, нравственные профессиональные действия, нравственное сознание; нравственная норма, взаимопомощь, взаимодействие; фасилитация, эмпатия.

2 раздел: деонтология, профессиональная этика, этикет, профессиональный этический кодекс, профессиональная пригодность, конфиденциальность, ответственное поведение; нравственные качества, деловое общение, профессиональный этикет; ценностно-ориентированная деятельность.

 

Примерная тематика рефератов

1. Проблемы аксиологии социальной работы.

2. Долг и ответственность в социальной работе.

3. Ценность человека как ценностное основание профессиональной социальной работы.

4. Ценности и цели социальной работы: взаимосвязь и взаимовлияние.

5. Место и роль аксиологического подхода в социальной работе.

6. Социальная работа как специфическая этико-аксиологическая деятельность.

7. Место и роль идеала в профессиональной социальной работе.

8. Должное поведение в профессии.

9. Религиозная идеология и ее роль в формировании этико-аксиологических оснований социальной работы.

10. Особенности современного этапа формирования этико-аксиологических основ социальной работы.

11. Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством.

12. Проблема морального выбора социального работника и ее отражение в профессионально-этической системе.

13. Проблемы формирования этического сознания социального работника.

14. Направления ответственного поведения социального работника

15. Роль смысла и содержания профессиональной деятельности в формировании этического сознания специалиста.

16. Воспитание и самовоспитание в процессе становления личности специалиста социальной сферы.

17. Этико-аксиологические аспекты профессионального отбора и профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы.

18. Механизмы этико-ценностного регулирования поведения, деятельности и отношений

19. Профессионально-этическая кодификация деятельности: исторические аспекты.

20. Роль системы общественной морали в разрешении профессионально-этических конфликтов.

21. Особенности профессионально-этического регулирования деятельности социального работника в неспецифических сферах, отраслях и учреждениях (в здравоохранении, образовании, пенитенциарной системе, вооруженных силах и т.д.).

22. Этико-аксиологические аспекты различных видов социального обслуживания (на конкретном примере).

23. Деонтологический потенциал социальной службы (на конкретном примере) и его роль в повышении эффективности социальной работы.

24. Проблемы формирования этико-аксиологического сознания социального работника в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и практической деятельности.

25. Место и роль профессионально-этической системы социальной работы в гуманизации общественных отношений.

26. Деонтологические аспекты взаимоотношений и взаимодействия социального работника с клиентом.

27. Роль личности специалиста в повышении эффективности социальной работы.

28. Место и роль профессионально-этического кодекса в социальной работе.

29. Профессионально значимые черты личности социального работника.

30. Место и роль профессионально-этической компоненты в структуре подготовки кадров профессиональных социальных работников.

31. Профессиональный долг социального работника: сущность и содержание. Понятие и структура системы ценностей.

32. Место и роль системы ценностей в профессиональной социальной работе, ее функции.

33. Сущность и содержание аксиологических оснований социальной работы.

34. Сущность и содержание профессионально-этической системы социальной работы.

35. Основные цели и задачи профессионально-этической системы социальной работы.

36. Функции профессионально-этической системы социальной работы.

37. Сущность и содержание основных этических и деонтологических категорий в социальной работе.

38. Нравственная норма как структурный компонент профессиональной морали в социальной работе.

39. Этика и этикет в социальной работе: общее и особенное, взаимосвязь и взаимовлияние.

40. Взаимоотношения в коллективе учреждения социальной защиты: этико-аксиологические аспекты.

41. Этико-аксиологическое регулирование взаимоотношений социального работника с клиентом.

42. Понятие, сущность и содержание профессионального долга социального работника.

43. Этика, мораль и нравственность в социальной работе: взаимосвязь и взаимовлияние.

44. Этика общения и взаимодействия с учреждениями и организациями.

45. Ценности и идеал профессиональной социальной работы.

46. Место и роль профессионально-этического кодекса в социальной работе.

47. Сущность и назначение профессионально-этических кодексов в социальной работе.

48. Профессиональный долг и гражданский долг социального работника: общее и особенное.

 

4.2.3. Примерные тестовые задания

  1. Этика – это:

а) учение о добре;

б) учение о долге;

в) учение о морали;

г) учение о добродетели.

  1. Что является предметом этики:

а) мораль;

б) деятельность;

в) сознание;

г) воля.

  1. Кто ввел в науку термин «этика»?

а) Сократ;

б) Аристотель;

в) Платон;

г) Кант.

  1. Какого вида этики не существует:

а) научной;

б) практической;

в) религиозной;

г) профессиональной.

  1. Какая этика занимается проблемами, связанными с нормами, принципами, ценностями, т.е. с их определением, анализом, с проблемами их формирования и воспитания?

а) нормативная;

б) религиозная;

в) дескриптивная (теоретическая);

г) профессиональная.

  1. Укажите неверно названную функцию морали:

а) регулятивная;

б) мировоззренческая;

в) оценочная;

г) информационная.

  1. Совокупность определенных чувств, воли, норм, принципов, идей, через которые субъект отражает мир ценностей добра и зла называется…

а) нравственным сознанием;

б) нравственным поведением;

в) профессиональным долгом;

г) человеческим отношением.

  1. Мораль позволяет человеку строить свою жизнь, деятельность и свое поведение в соответствии с этическими нормами, что говорит о такой функции морали, как:

а) контролирующая;

б) оценочная;

б) регулятивная;

г) деятельностная.

  1. Что является одной из высших ценностей?

а) цель;

б) идеал;

в) норма;

г) деньги.

  1. Что не включает в себя психологический уровень нравственного сознания?

а) нормы;

б) бессознательное;

в) чувства;

г) волю.

  1. Кто из перечисленных философов относится к эпохе Античности?

а) Платон;

б) Ф. Ницше;

в) Л. Толстой;

г) А. Блаженный.

  1. Кто из перечисленных философов относится к эпохе Средневековья?

а) А. Швейцер;

б) М. Аврелий;

в) Ф. Аквинский;

г) Сенека.

  1. Кому из древних мыслителей принадлежит авторство книг «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика».

а) Аристотелю;

б) Платону;

в) Сократу;

г) Эпикуру.

  1. Что изучает дескриптивная этика?

а) этическое знание;

б) мышление и его особенности;

в) теоретические вопросы о сущности морали, ее происхождении, законах развития;

г) поступки человека с точки зрения морали и нравственности.

  1. Какой уровень есть в нравственном сознании?

а) идеологический;

б) бессознательный;

в) познавательный;

г) психиатрический.

  1. Что такое ценность?

а) это свойства предмета или явления, передающие отношение к ним человека;

б) это специфически социальное определение объекта окружающего мира с точки зрения его положительного или отрицательного значения для человека и общества;

в) это важнейшая составная часть внутренней структуры личности, отвечающая за его поведение;

г) это образец, норма, высшая цель стремлений человека,, воплощает в себе желаемое будущее.

  1. Предполагаемый конечный результат - это:

а) ценность;

б) идеал;

в) ценностная ориентация;

г) цель.

  1. Какова природа ценности:

а) субъективно-объективная;

б) предметно-вещественная;

в) прескриптивно-дескриптивная;

г) положительно-отрицательная.

  1. От чего в большей степени зависят ценностные флуктуации:

а) от ситуации и обстоятельств;

б) от людей и их отношения;

в) от наличия средств или их отсутствия;

г) от общепринятого мнения.

  1. Что обеспечивает целостность и устойчивость личности?

а) сформированные ценностные ориентации;

б) наличие цели;

в) наличие идеала;

г) совокупность установок.

  1. Изменение ранга ценности в иерархии - это:

а) ценностная трансверсия;

б) ценностная флуктуация;

в) ценностная трансформация;

г) ценностная ситуация.

  1. Состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой, называется:

а) ценностная ориентация;

б) установка;

в) потребность;

г) мотив.

  1. Как называется наука, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований бытия, задающих направленность и мотивированность человеческих поступков?

а) праксиология;

б) аксиология;

в) этика;

г) философия.

  1. Изменение смысла и содержания ценности называется:

а) ценностной флуктуацией;

б) ценностным отношением;

в) ценностной трансформацией;

г) ценностной трансверсией.

  1. Практическая реализация ценностей добра и зла, осознанных человеком, называется:

а) моральное сознание;

б) моральная ответственность;

в) моральная идеология;

г) моральная деятельность.

  1. Что такое иерархия ценностей?

а) упорядоченность в соответствии со значимостью и рангом - уровнем положения ценностей;

б) структурно и функционально связанная совокупность ценностей;

в) научная дисциплина, занимающаяся изучением ценностей;

г) деление ценностей на группы в соответствии с их типом.

  1. Нравственные отношения - это...

а) отношения между людьми, которые складываются при реализации моральных ценностей;

б) отношения, складывающиеся в обществе под воздействием приоритетных ценностей;

в) отношения между людьми, которые складываются в процессе совместной деятельности;

г) отношения между двумя высоконравственными людьми.

  1. С чем не связана мировоззренческая функция морали?

а) с представлениями о добре и зле;

б) с размышлениями о смысле жизни;

в) с объяснением своих поступков, наполнением их смыслом;

г) предвидением будущего.

Задачи к разделу 2

Ситуация 1. На прием к социальному работнику пришла женщина. От первого брака у нее имеется дочь девяти лет. Во второй брак она вступила с мужчиной, с которым проживает его четырнадцатилетний сын. Отношения в новой семье между детьми и родителями не складываются, то есть мальчик не ладит с мачехой, а девочка - с отчимом. Из-за этого муж с женой постоянно ссорятся. Какие из профессионально-моральных принципов должны определять деятельность социального работника? Ответ аргументируйте. Ситуация 2. - Вы не могли бы принять меня без очереди, мне очень тяжело стоять? - Извините, принять без очереди не смогу, но могу предложить вам стул. Что иллюстрирует эта ситуация в действии социального работника? Ситуация 3. Социальный работник, уезжая в командировку, попросил своего коллегу подменить его на время отсутствия. Коллега отказался, сославшись на большую загруженность. По этой причине возник конфликт. Как можно б

Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.189 с.