Сопоставление, сравнение собственного, личностного видения мира с видением мира известными художниками в их картинах — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Сопоставление, сравнение собственного, личностного видения мира с видением мира известными художниками в их картинах

2017-06-29 262
Сопоставление, сравнение собственного, личностного видения мира с видением мира известными художниками в их картинах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пациенту особенно поможет выразить себя в рисунке, нарисовать по-своему общение с картинами тех художников, с которыми есть много характерологически общего, созвучного. Для этого важно в общении с картинами сосредоточиться не столько на содержании картин (о чем это, кто изображен и т.д.), сколько на личностном видении художником мира. Прежде всего, реалист ли он в принятом, широком смысле? Т.е. чувствует ли он в соответствии со своими природными особенностями материю, человеческое тело первичным в отношении к духу, которым светится, например, тело «Спящей Венеры» Джорджоне. Или он идеалист (аутист), т.е. чувствует изначальным, Божественным дух, а тело без реалистической телесности, чувственности — есть для него лишь временное жилище духа, как в картине Боттичелли (современника и соотечественника Джорджоне) «Рождение Венеры»? Именно к видению мира художником, к его мироощущению надобно «примерить» свое видение, дабы быть увереннее, укрепленнее в своем личностном стиле, который проглянет в будущем рисунке. В то же время может просто «нравиться», восхищать содержание, колорит обеих сравниваемых картин с противоположным личностным видением мира.

Смотрим на экране слайды картин художников. Важно так подобрать картины, чтобы выразительно прозвучали в них по очереди, в сравнении все главные личностно-художественные стили.

Синтонно-реалистический стиль по-разному, но отчетливо видится, чувствуется во многих произведениях древнегреческой скульптуры (например, Голова Коры, Голова Гермеса — Пракситель, Афродита Милосская — Агесандр), в картинах Джорджоне, Рафаэля, часто — в произведениях фламандской живописи, в картинах Гейнсборо, Кипренского, Боровиковского, Венецианова, Тропинина, Поленова, Перова, Ф. Васильева, Левитана, Ренуара, Серебряковой.

Аутистически-философический стиль (видение мира) — в типичной древнеегипетской скульптуре (Голова царицы Нефертити, Роспись гробницы фараона Сети), в картинах Боттичелли, Вермера, Рублева, Матисса, Модильяни, Борисова-Мусатова, Петрова-Водкина, Рериха, Кента[136].

Реалистически-авторитарный стиль (видение мира, отношение к действительности) — обычен в скульптуре Древнего Рима, в картинах Сурикова, Верещагина, Шилова[137].

Тревожно-сомневающийся реалистический стиль — в картинах Моне, Писсаро, Сислея[138].

Каждый из этих стилей важно коротко обсудить с пациентами таким образом, чтобы ясной была человеческая ценность, полезность каждого.

Для примера даем здесь высказывания пациентов по поводу некоторых личностных стилей (пациенты А. А. Бурно, 11. 04. 1984).

Е., 36 лет (тревожно-сомневающийся реалистический личностный радикал): «Древнеримская скульптура — это натурализм, практицизм. Кажется, что этих людей из древнего мира встречала сегодня на улице, а этот "знатный римлянин" — будто мой двоюродный брат. Мне ближе древнегреческое искусство доброй красотой, возвышенностью. А у нас сейчас все больше примитивизма, как в Древнем Риме».

И., 37 лет (синтонно-реалистический радикал): «Мне ближе древнегреческое искусство, это дает радость для души, а древнеримское интересно в познавательном плане. Древнеегипетское искусство пробуждает страх, тревожит, вот как я взволнована, все внутри сжимается».

А., 30 лет (аутистически-философический радикал): «Ближе мне древнеегипетское искусство. Покоряют пирамиды, очарована ими. Люди все время думали о том, что жизнь проходит, нужно думать о будущем. Я не согласна с теми, кто считает, что не надо думать о проходящей жизни, что нужно просто жить. Ведь уходят дни, месяцы, годы. А древнеримское искусство нравится своим натурализмом, все так просто, как есть. И это успокаивает, приближает к жизни. Порой простое больше дает, чем что-то изысканное».

Уместно затем дать на экран специально подобранную серию слайдов картин, в которой картины расположены попарно — для сравнения, и эти сравниваемые картины, по возможности, — из одного времени, одной страны, примерно на одну тему, и пусть их будет не более десяти. Например, «Спящая Венера» Джорджоне и «Рождение Венеры» Боттичелли, «Кружевница» Тропинина и «Полетт Журден» Модильяни, «Антиб» Ренуара и «Менский туман» Кента, «Спас» Рублева и «Христос и грешница» Поленова, «Женщина за клавесином» Вермера и «Портрет дочерей художника Маргарет и Мэри» Гейнсборо. Еще несколько таких пар — «Мадонна с книгой» Боттичелли и «Мадонна с младенцем» Джорджоне, «Оттепель» Ф. Васильева и «Путь» Рериха, «Тройка» Перова и «Купание красного коня» Петрова-Водкина.

Дефензивные циклоиды (синтонно-реалистический склад), дефензивные эпилептоиды (реалистически-авторитарный склад), психастеники (тревожно-сомневающийся реалистический склад), как правило, сразу же отмечают созвучие свое с реалистическим искусством. Шизоидные пациенты (аутистический склад) обычно испытывают созвучие только с некоторыми аутистическими картинами. Другие же им даже неприятны — так разнообразны и противоположны аутистические структуры. Зато близки им некоторые реалистические картины, с которыми покойнее, крепче земля под ногами. Но лишь на время. Важно объяснить по ходу дела, что созвучным может быть и творчество художника совсем иного душевного склада, нежели твой собственный, т.е. существуют грани созвучия. И когда созвучно какое-то переживание в человеке, художнике иного склада, то его творчество может восхищать даже сильнее, нежели творчество человека своего склада, потому что поклоняешься обычно созвучному, но иному, ибо не будешь же поклоняться себе самому. Но при этом, однако, все-таки возможно сказать себе, сравнивая картины, что же ближе все-таки себе самому, каков все же я сам через сравнение этих картин.

С малопрогредиентно-шизофреническими пациентами (с их мозаикой радикалов) все тут еще сложнее. Чаще созвучие определяется здесь радикалом, преобладающим в мозаике.

Указанные выше пары слайдов дают возможность выявить лишь более сильное ощущение своего в реалистическом или аутистически-философическом видении мира на картинах. Далее, дабы выяснить, быть может, еще большую близость с определенным реалистическим видением, надобно составить пары из синтонно-реалистических картин и реалистически-авторитарных, синтонно-реалистических и тревожно-сомневающихся реалистических, аутистически-философических и тревожно-сомневающихся реалистических. Таким образом, все это есть только первое, сравнительно грубое приближение в настоящем сложном, тонком процессе.

А теперь попробуем сами что-то нарисовать свое, из себя.

Рисование на какую-то тему

Это рисование из души, а не срисовывание людей, природы, предметов. Все мы должны сейчас нарисовать картинку, но на одну тему и каким-то одним «инструментом» (простым карандашом, фломастером одного цвета, чернилами), чтобы легче было сравнивать наши душевные особенности в рисунках.

Тема должна существенно затронуть каждого. Пусть это, например, будет «Какое-то важное для меня воспоминание из детства», «Любимый уголок детства», «Любимая игрушка детства», «Любимое место природы», «Душевно близкое мне дерево», «Дорогой мне человек», «Животное, которое мне по душе», «Дорогая мне вещь», «Осенние мотивы» и т.п. Или это рисунок-фантазия во время исполнения какого-нибудь волнующего музыкального произведения. Психотерапевт рисует вместе с пациентами, вдохновляя, ободряя робеющих рисовать.

Обсуждение рисунков

Рисунки хорошо поставить все вместе, например, укрепив их в световом пятне проектора на экране, дабы нагляднее увидеть, какие мы разные в наших рисунках и в чем душевные особенности каждого. Как правило, рисунки дефензивных пациентов несут в себе достаточно заметное индивидуальное переживание, высвечивая личностное ядро, глубинный характерологический стиль, радикал. Синтонно-реалистический радикал обнаруживает себя естественно-теплым, полнокровно-чувственным, синтонным переживанием в рисунке; реалистически-авторитарный — напряженными, натуралистическими подробностями; тревожно-сомневающийся реалистический — также ощущением первичности тела, материи по отношению к духу, как и оба первых радикала, но здесь чувствуется тревожная неуверенность, нежность (в противоположность авторитарной напряженности), де-персонализационное отсутствие синтонности-естественности, чувственного полнокровия при всей, однако, реалистичности; аутистически-философический — обнаруживает себя не реалистичностью, а ощущением изначальности духа и, значит, символичностью, иероглифичностью с потаенным смыслом, поскольку выразить свое стремление к аутистической гармонии, к миру бесконечного, изначального духа, к трансценденции — реалистически невозможно.

Вот примеры рисунков (из занятий А. А.Бурно осенью 1990 г.)


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.