Религиозно-философские учения Китая. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Религиозно-философские учения Китая.

2017-06-19 681
Религиозно-философские учения Китая. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Религия и философия Китая уникальна. Частично это объясняется тем, что единственная из великих религий человечества, она начала свое развитие в изоляции, не испытывая влияние из вне. Две основные веры Китая, два основных философских направления, конфуцианство и даосизм, успели оформиться в самостоятельные учения до того, как страна перестала быть закрытой для остального мира. Конфуцианство и даосизм не имеют ничего общего с монотеистическими религиями, сконцентрированными вокруг единого Бога. Особенно это касается конфуцианства, которое вообще уделяет мало внимания природе и деятельности бога. Поэтому конфуцианство, да и в известной степени и даосизм, часто вообще не считают религией, а философскими течениями Китая.

В этих двух направлениях заключены корни последующих китайских верований. От них берет свое начало непоколебимая убежденность, сбалансированность природы, оформленная в последствии в знаменитую концепцию “Инь” и “Янь”, силу тьмы и света, мягкого и твердого, женского и мужского. Еще одна важная идея, забота о благосостоянии людей пронизывает всю последующую философию и религию Китая. Из нее родилась концепция Тянь-Минь или Воля Неба. Эта философия, эта вера послужили базой для развития последующей философии Китая, также как их политическая, социальная, материальная культура дали семена для расцвета последующей цивилизации Китая. Если и есть единственная идея, одна черта, связывающая всю историю развития, как религии, так и философии Китая, так это “сознание заботы”. Сильна вера в то, что само Небо слышит и видит потому принимают активное участие в судьбе человека. Вера в то, что основой вселенной является забота отличает Китайскую религию от других, где, в большинстве, основой религиозного сознания служит страх и благоговение перед Верховной Силой. Именно поэтому в Китае всегда сильна была связь религии с философией вообще и особенно с этической философией в частности. Чувства заботы и участие определяет Китайское понимание отношений человека с небесными сферами и другими людьми.

Конфуцианство (ориг. Жу цзяо — учение образованных, просвещённых людей) — древнейшее китайское религиозное ф-р учение и одна из 3х ведущих, наряду с даосизмом и буддизмом, религиозных идеолгических систем Китая. Основателем конфуцианства является Кун Фу-зцы.

Конфуцианство возникло в тот период китайской истории (6-5 в д.н.э), который относит к так называемому периоду Борющихся Царств.

Конфуцианстов было выразителем интересов и настроений удаленных откормила власти ученых-интелектуалов, специализировавшихся на хранении ивоспроизведении письменного наследия древности. Поэтому изначально стовило своей целью разработку и обоснование такой модели гос. Устройств, при которой реальная власть принадлежала бы представителям интелектуальной элиты общества.

Конфуцианство было провозглашено государственным учением Ханьской империи (правление Мин - ди) в середине 1 в. н. э., что привлекло за собой унификацию древних текстов, утверждение состава Канона и становление культа Конфуция по модели божественных персонажей, сопровождавшейся сложением о нем опокрифических легенд и оформлением соответствующей литургии, строительство культовых построек. Т. О учение приобрело функциональные черты религиозной системы.

Прцесс измения начался в 7-8 в (эпоха Тан), благодаря теоретической деятельности Хань Юя и его учеников. Он привел к созданию обновленный системы, которая получила название нео конфуцианство (совокупность конфуцианских и конфуциированных учений). Главная особенность онтологизация этических норм и превращение этических категорий в своего рода нравственный каркас вселенского универсума.

Со второй половина 19 в. новейшие попытки очередной модернизации конфуцианства через привлечение идей западной цивилизации получил название постконфуцианства.

Даосизм. Сформировался в стабильную религию только во 2 в. но многочисленные свидетельства говорят о том, что он возник в 5-3 вю д.н.э. Уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые затем в Средние века.

Традиция считает основателем даосизма легендарного Желтого Императора Хуан — ди. Другим основателем даосизма считается мудрец Лао-цзы. Ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма трактата «Дао Дэ Цзин». Этот труд явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.

В основе учения лежит принцип дао, который буквально переводится как «путь», «дорога». Дао — начало всех начал, «не рожденное, которое порождает все сущее». Даосизм учит, что жить в соответствии с дао — это покорно следовать потоку жизни, не сопративляясь ему. Другим принципом даосизма является принцип У ВЭЙ, который часто определяют понятием «пассивность» или «плыть по течению». С ним тесно увязывается принцип дэ, т. е. Добродетель, но не в смысле высокой моральной чистоты, а в смысле качеств, проявляющихся в повседневной жизни, когда принцип дао осуществляется на практике.

Характер событий в мире определяется силами ян и инь — одна из основных концепций древнекитайской философии. Мужское начало — явность мысли, активность и возвышенность — считается присущим силам ян, тогда как женское начало — все слабое, темное и пассивное в жизни — приписывается действию сил инь. Взаимодействие и борьба этих начал порождает 5 стихий (первоэлементов) у син — воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира вань у — 10000 вещей, включая человека. 5 стихий находятся в постоянном движении и гармонии.

Развитие религиозной формы даосизма (Дао цзяо) было связано с обрядами, врачеванием, изгнанием злых духов и народными праздниками. Целью которой является достижение гармонии с природой посредством медитации, следовании дао, путем который приводит к обретению благоденствия, процветания и долголетия.

Религиозный даосизм в начале Средних веков разделился на философское и религиозное направление, что связано с крушением империи Цино и Хань, войнами и междоусобицами. В даосизм проникает древние божества, формируется их иерархия; воззраждается практика молитв и медитаций, ведущих к бессмертию (сянь). Большое развитие получила алхимия, совершенствовались практика йоги и медитации. Этот новый даосизм стали называть религиозным даосизмом (дао цзяо), чтобы отличать его от учения Лао — цзы и Чжуан — цзы, стремящихся лишь к долголетию.

В религиозном даосизме особое значение придавалось поискам бессмертия, которое тактовалось буквально как обретение нетленного тела состоящее из некой субстанции, либо символически как достижение внутренней свободы и раскрепощенности духа.

Даосизм оказал сильное влияние на культуру и науку, он до сих пор пронизывает все китайское общество. Некогда закрытое мистическое учение перешло на уровень бытового сознания. Например китайская медицина — иглоукалование, дыхательная гимнастика и прочее вышла из даоской практики. Даосизм по прежнему имеет последователей в Китае и др странах Дальнего Востока, но их число не установлено.

Буддизм в форме махаяны появился в Китае в V в. н. э., укоренился там и, фактически, занял положение третьей религиозной системы. Буддистские обряды исполняют почти все верующие китайцы. В стране за многие века сформировалось несколько оригинальных школ собственно китайского буддизма. Самая примечательная — школа чань-буддизма (термин «чань» означает «медитация»). По преданию основоположником чань-буддизма стал индийский проповедник Бодхидрахма. Цель чань-буддизма: медитация и самораскрытие человека. Китайской целью медитации было достижение особого состояния «просветления».

В XI в. рождается народная религия из сплава культа предков, жертвоприношения духам, веры в призраков и демонов, гаданий, буддистских понятий о карме и перевоплощении, даоской иерархии богов. Все боги этой религии - обожествленные духи умерших людей. Во главе иерархии богов - Нефритовый государь (верховное божество даосистского пантеона. Его изображают как бесстрастного мудреца, который правит небом и делами людей. В иконографии Юй-ди обычно восседает на троне в мантии, расшитой фигурами драконов, с нефритовой табличкой в руках. Его небесное царство не лишено сходства с Поднебесной своими сложными институтами и многочисленными чиновниками. Почитание Нефритового императора приобрело общенациональный характер при императорах династии Сун. Они разделяли идеалы даосизма и признанием этой фигуры стремились уравновесить всеобщее почитание Конфуция).


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.