Пошаговое обучение бытовым навыка ребенка с РАС — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Пошаговое обучение бытовым навыка ребенка с РАС

2017-06-26 796
Пошаговое обучение бытовым навыка ребенка с РАС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преподаватель, обучающий ребенка комплексным бытовым навыкам с помощью ме­тода пошагового обучения, должен знать:

· как определить базовый уровень развития навыка;

· как выбрать способ обучения навыку;

· как выбрать вид подсказки, обеспечивающий эффективное усвоение навыка;

· как корректировать ошибки.

После того, как шаги цепочки комплексного поведения определе­ны, необходимо оценить, как ребенок справляется с каждым шагом, для того, чтобы понять, какие именно шаги вызывают затруднения. Ребенок может не знать, как выполнять задание вообще, а может не знать, как начать (или закончить) задание, затрудняться выполнять от­дельные шаги задания. Если ребенок знает, как выполнять отдельные шаги - это большой плюс. Инструкция для преподавателя:

Чтобы определить базовый уровень навыка, следует приготовить карандаш и таблицу с написанными в ней шагами задания. Можно будет записывать плюс напротив того шага, который ребенок выполнят правильно, и минус напротив того шага, кото­рый ребенок выполняет неправильно или пропускает. Далее приготовить все материалы, которые потребуются ребенку для выполнения задания, и положить их туда, откуда ребенку их бу­дет удобно брать. Когда все материалы подготовлены, попросите ребенка выполнить задание, например, скажите: “Давай мыть руки” или “Давай готовить бутерброд” и больше ничего не говорите. Будьте уверены, что ребенок вас услышал. Внимательно следите за тем, что будет делать ребенок, и одновременно регистрируйте в таблице правильность выполнения каж­дого шага. Во время выполнения задания не помогайте ребенку, не хвалите, не комментируйте его действия, вообще не разговаривайте с ним. Если ре­бенок просит помощи, ответьте: “Попробуй сделать сам”.

Почему нельзя хвалить или поощрять ребенка за правильный ответ во время оценки базового уровня развития навыка? Потому, что во время тестирования следует избегать процесса обучения. Нужна объек­тивная оценка базового уровня навыка. Как только преподаватель начнет поощ­рять правильные ответы и не поощрять неправильные, начнется про­цесс обучения. Соответственно, в таких условиях корректно определить базовый уровень развития навыка не получится.

Когда ребенок закончит задание или прервет его выполнение, так как не знает, как быть дальше, необходимо подсчитать процент само­стоятельно выполненных шагов цепочки. Чтобы вычислить процент са­мостоятельного выполнения шагов, нужно разделить число шагов с са­мостоятельным выполнением на общее число шагов и затем умножить на 100. Эта цифра будет результатом измерения базового уровня разви­тия навыка. В дальнейшем результаты будут сравниваться с этой циф­рой для изучения прогресса в усвоении навыка.

Если есть возможность, то желательно протестировать базовое раз­витие навыка три раза. Многие факторы влия­ют на выполнение задания: ребенок может себя плохо чувствовать или быть перевозбужденным в момент тестирования. Повторное измерение позволит снизить влияние таких факторов и увеличить достоверность данных. Пример результата начального тестирования ребенка в проведенном исследовании (Анна, 4 года).

Таблица 8. "Пример записи результатов тестирования навыков"

Приготовление бутерброда Тест 1 Тест 2 Тест 3
Шаги цепочки
1. Взять хлеб + + +
2. Положить хлеб на разделочную доску + + +
3. Отрезать кусок хлеба - - -
4. Взять масло - - -
5. Намазать масло на хлеб - - -
6. Взять колбасу - - -
7. Положить колбасу на доску + + -
8. Отрезать кусок колбасы - + -
9.   Положить кусок колбасы на хлеб - - -
Количество правильных шагов 3/9 4/9 2/9
Процент правильных шагов 33% 44% 22%  

Запись в таблице покажет, какие части задания ребенок делает луч­ше всего. Многие дети знают, как начать выполнять задание, но не зна­ют, что делать в середине задания. Некоторые дети могут начать зада­ние кое-как, пропустить середину, но выполнить несколько конечных шагов задания. В зависимости от распределения плюсов и минусов в таблице вы сможете выбрать способ обучения навыку.

В случае, когда первые шаги в цепочке ребенок выполняет самостоятельно или с минимальными подсказками, а основные затруднения испытывает в последующих шагах, применяется прямой способ пошаго­вого обучения. Например, ребенок выполняет задание “свернуть полотенце”. В про­цессе выполнения задания он должен выполнить следующие шаги:

· взять полотенце;

· положить полотенце на стол;

· разложить полотенце на столе;

· сложить пополам;

· сложить пополам;

· сложить пополам;

· положить в стопку.

Тестирование базового уровня ребенка (Георгия) в центре показало, что он может выпол­нять самостоятельно только два первых шага. Со­ответственно, после предъявления инструкции учи­тель позволил ребенку самостоятельно взять поло­тенце и положить полотенце на стол (это первые два шага цепочки, им учить не нужно). Затем преподаватель начал помогать ребенку.

Он использовал полную физическую подсказку и руководил руками ребенка на протяжении всех оставшихся шагов зада­ния. В конце задания (после того, как ребенок поло­жил полотенце в стопку) преподаватель похвалил ребенка и предоставил поощрение (можно например пощекотать, похлопать в ладоши или дать кусочек печенья).


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.