Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-06-26 | 342 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Согласно Конституции РФ /статья 43/ право на бесплатное образование имеет каждый человек, в том числе ребенок, в каком бы состоянии он ни находился. Понятно, что расстройства аутистического спектра влияют на специфику обучения, на образовательные цели и требуют соответствующих стратегий для их достижения. В разработке комплексных реабилитационных программ для детей с РАС важно учитывать:
· специфику аутистического спектра в целом,
· включать цели для социального, коммуникативного и поведенческого развития,
· понимать сильные и слабые стороны ребенка на этапах его развития.
· ключевым фактором для эффективного развития ребенка с РАС является участие семьи в обучении.
· важно, чтобы информация была доступна для родителей, для обеспечения их активной роли в образовании детей.
В сути вопросов о наиболее подходящих учебных программах для детей с РАС лежат предположения о том, какие навыки для жизни можно получить с помощью образования. Соответствующие цели образовательных услуг для детей с РАС такие же, как и для других детей: личная независимость и социальная ответственность. Эти цели подразумевают прогресс социальных и когнитивных способностей, вербальных и невербальных навыков общения, адаптивных навыков, снижение поведенческих трудностей, обобщение способностей в разнообразных условиях, в тч сложных. Образование, как непосредственное взаимодействие детей, родителей и учителей, в настоящее время признано основной формой лечения аутизма в мире. Образование определяется как приобретение знаний и навыков, в том числе не только академических, но и социализации, адаптивных навыков, речи и коммуникации, сокращение проблемам поведения, чтобы помочь ребенку развить независимость и личную ответственность.
|
Для детей дошкольного возраста самостоятельность и ответственность определяются в терминах возможности посещения общеобразовательной школы и социальной деятельности по возрасту. Есть много ключевых навыков и видов поведения, которым обычные дети учатся без специальных тренингов, в отличии от детей с РАС. Дошкольника с аутизмом, возможно научить считать, но также его необходимо учить высказывать свои потребности. Студент средней школы с аутизмом может иметь отличные навыки работы с компьютером, но не в состоянии решить, когда нужно помыть волосы. Образовательные цели для этих детей, в части независимости и социальной ответственности, должны включать коммуникативные, социальные и адаптивные цели, которые не являются частью общеобразовательного стандарта.
Наиболее распространенные комплексные программы раннего образования для детей с РАС (АВА терапия, TEACHH, PECS и т.д.) имеют схожие цели в целом ряде областей, хотя акцент по различным программам может отличаться. Эти области включают в себя социальные и когнитивное развитие, вербальное и невербальное общение, адаптивные навыки, возросшую компетентность в двигательной активности и минимизация трудностей поведения. Структурирование деятельности, в которых ребенок может добиться успеха и чувствовать себя успешным, является также неотъемлемой частью этих программ. Иногда цели образования ограничиваются одним аспектом аутизма, в предположении, что такая поддержка позволит ребенку функционировать более грамотно в широком диапазоне деятельности.
Например, целый ряд различных программ подчеркивают важность коррекции сенсорных нарушений при аутизме, подразумевая, что это будет способствовать приобретению ребенком социальных навыков (например, слуховая интеграция, сенсорная интеграция). В это же время, нет никаких научных доказательств этого вида связи между специально-целевыми методами обучения и общими улучшениями при аутизме. Еще одним свидетельством проблем в РАС является ограниченная способность ребенка использовать символы и играть. Хотя игра является социально-когнитивным навыком, отсутствие разнообразной, спонтанной игры "понарошку", ограниченные возможности функциональной игры (т.е. с использованием объектов, функционально) является одним из четырех возможных особенностей аутизма в DSM-IV (Американская психиатрическая ассоциация, 1994). Функциональные и символические навыки, как было научно установлено, достоверно коррелируют с восприимчивостью и развитием речи (Манди др, 1987;. Sigman и Рускин, 1999).
|
Существует одна из успешных терапий, использующая сильные коммуникационные стратегии. Система РЕСS позволяет определить понятие "коммуникация" или "общение" способом, доступным аутичному ребенку. "Коммуникация" - это обмен, для произведения которого нужен коммуникативный партнер. То есть ребенок, не может что-то сказать в воздух, и из воздуха появится то, что он хочет получить. Ребенок должен "обратиться" - подойти к партнеру, привлечь внимание партнера, и изложить свою просьбу доступным (для ребенка) и понятным (для партнера) способом. И после этого партнер предоставит ребенку то, что он просил. Аутичные дети далеко не всегда умеют это делать. Иногда ребенок может кружиться по комнате и выкрикивать слова, вместо того, что бы подойти и попросить. Иногда ребенок самостоятельно будет пытаться добраться до желаемого предмета, но не станет подходить и просить. Иногда ребенок просто закатит истерику, вместо того, что бы попросить. Можно привести еще много разных примеров, но суть одна - как не говорящие, так и малоговорящие дети должны изначально приобрести базисные навыки коммуникации для того, что бы общаться. Существует растущий объем исследований по развитию коммуникаций у детей с РАС. Цель обучения совпадала с основной целью взаимодействия: чем чаще ребенок инициирует связь, тем чаще он будет инициировать ответы от других, обратная связь, в свою очередь, способствуют улучшению других коммуникативных и речевых навыков (Koegel 1995). Были получены два важных результата. Во-первых, дети, которые показывают более спонтанное поведение, по собственной инициативе инициируют коммуникацию в начале лечения, показывают более благоприятные результаты по развитию речи. Во-вторых, возможно научить альтернативной коммуникации детей с РАС, которые показывают мало или не показывают спонтанного общения (Charlop и Trasowech, 1991).
|
Поведенческий подход (АВА терапия) к социальным трудностям при аутизме присутствует в психологии с 1960-х годов. Поведенческая традиция подчеркивает описание фактических поведенческих дефицитов и избытков (проф. Ивар Ловаас, 1965). Оле Ивар Ловаас, 1927 года рождения, является пионером в области исследования и применения поведенческих методов для лечения детей с аутизмом, основателем Института Ловааса в Калифорнии, и коллегой и учителем многих известных "отцов" АВА терапии - Джона Мак Эйкина, Джины Грин, и других. Опубликованное в 1987 году исследование Ловааса о лечении аутичных детей методами поведенческой модификации привело к сенсационному прорыву в области лечения аутизма, считавшегося до этого момента неизлечимой болезнью. Данное исследование, результаты которого подтверждались десятки раз, показало, что поведенческая программа обучения, применяемая в раннем возрасте (2-6 лет), приводит к поразительным результатам. Почти половина детей с аутизмом достигли уровня нормального интеллектуального развития и смогли начать учиться в обычной образовательной школе без помощи тьюторов. У остальных детей, за редким исключением, наблюдалось существенное улучшение в области речевых и коммуникативных навыков, а так же интеллектуальных способностей. Лечение "методом Ловааса" получило широкое распространение, благодаря прочным теоретическим основам, подкрепленными исследованиями. С этих ранних исследовательских работ, все больше и больше программ ABA внедряются в практику во всем мире и достигают поразительных результатов. Дети с РАС, диагностированные в раннем возрасте, успешно проходят подготовительную программу и идут в первый класс обычной школы. Одним из убедительным документированием этих результатов является книга " Услышать Голос Твой", автор Кэтрин Морис. Книга написана мамой двух аутичных детей, которых ей удалось полностью вернуть к полноценной жизни. В книге описывается история диагностирования и методика обучения (согласно АВА терапии) этих детей. Очень подробно описывается процесс появления самых ранних симптомов аутизма в период от 1.5 до 2 лет. Именно активная работа по методике АВА позволила Кэтрин эффективно справиться с этой проблемой, которую до этого все считали абсолютно неизлечимой болезнью. Ни одной другой программе обучения детей, страдающих аутизмом не удалось повторить и документировать подобный мировой уровень успеха.
|
На базе АВА подхода развиваются различные варианты успешных обучающих дошкольных (и школьных) программ. Совсем недавно разработан подход, называемый программой "Прыжок" или LEAP (Learning Experiences and Alternate Program). LEAP - это программа, где дети с РАС ходят с первого же дня в дошкольные группы с их типично развивающимися сверстниками. Сверстников ребенка учат, как облегчить социальные и коммуникативные препятствия поведения детей с аутизмом. Семью также учат применять поведенческие стратегии при общении с ребенком в спектре аутизма. Методы на базе принципов АВА, которые они используют, включают: со стороны сверстников - косвенное вмешательство; безошибочное обучение в группе; перерывы при необходимости; обучение в процессе жизни, обучение ключевым навыкам, карточки PECS.
В подходе модели Денвер, социальному взаимодействию со взрослыми учат двумя способами. Инициированию и поддержке учат путем использования "сенсорных социальных обменов." Эти обмены - ориентированные на ребенка социальные мероприятия, в которых ребенок делает выбор, инициирует приятные взаимодействия со взрослым, и продолжает их через несколько раундов с использованием любых коммуникативных поведений, имеющихся у ребенка. Социальные ответы преподаются через направляющие взаимодействия со взрослыми. Направляющим взаимодействиям учат в инклюзивных дошкольных группах, в которых присутствуют и нейротипичные дети и дети с РАС. Например, инициировать обмен предметами; подражание друг другу в игре; участие в социальных подпрограммах, таких как групповые игры, песни и другие подобные мероприятия. Исследования показали, что дети с РАС достигают значительных успехов в социальных навыках после участия в программе Денвер (проф. Роджерс, 2000).
TEACCH методика (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children) - лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения. Начала разрабатываться Э.Шоплером, Р.Райхлером и Г.Месибовым в начале 70-х годов в университете штата Северная Каролина и сейчас в этом и других штатах является государственной, она распространена во многих странах Европы, Азии и Африки. При некотором сходстве с оперантным обучением TEACCH-программа имеет свои особенности. Тщательное изучение особенностей психики аутичных детей привело многих ученых к выводу, что при аутизме мышление, восприятие и психика в целом организованы совсем иначе, чем в норме.
|
Эти особенности психики затрудняют, а в тяжелых случаях делают невозможной адаптацию ребенка к миру, и, по мнению сторонников TEACCH, следует направлять усилия не на адаптацию ребенка к миру, а на создание соответствующих его особенностям условий существования.
TEACCH-программа практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни, но она позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе даже с очень тяжелыми случаями аутизма. Цель: добиться возможности жить "независимо и самостоятельно", но только в особых, ограниченных или искусственно созданных условиях. Попутной целью является: повышение уровня самостоятельности и независимости ребенка, его уверенности в себе.
Организационно идеальными считаются развитие и жизнь в домашних условиях, так как именно семья — "естественная среда существования" для аутичного ребенка. Этот тезис делает чрезвычайно важной работу с родителями.
Также в реабилитации детей с РАС успешны некоторые узконаправленные терапии - сенсорная и слуховая интеграция. Термин «сенсорная интеграция» впервые предложен американским психологом Джиной Айрес в 1963 году для описания того, как нарушения процессов сенсорной обработки могут выражаться в различных поведенческих проблемах. Ощущения – это способ нашей нервной системы получать информацию о том, что происходит с нашим телом и окружающей средой. Затем мозг организует и обрабатывает эту информацию для того, чтобы мы могли должным образом реагировать на неё. Этот процесс называется сенсорной интеграцией. Мы нуждаемся в отлаженном процессе сенсорной интеграции для развития, обучения, ежедневной деятельности и коммуникации с другими людьми. Этот процесс не осознаётся нами и в большинстве случаев протекает без сбоев, поэтому узнаём мы о нём только в случае нарушений. Нарушение сенсорной интеграции связано с трудностями в обработке информации любой из сенсорных систем: тактильной, вестибулярной, проприорецептивной, зрительной и слуховой.
Выводы по 1 главе
Рассмотрев основные аспекты реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра можно сделать выводы, что проблема реабилитации детей с РАС в России является комплексной, актуальной и широко распространенной. В международной практике решение проблем реабилитации достаточно хорошо проработано, в отличии от России, т.к. этот вопрос возник за рубежом ранее, чем в России и, данные расстройства распространились в очень широких масштабах. Ведутся научные исследования, проводятся клинические испытания новых мероприятий по восстановлению детей с аутизмом.
Родители и опекуны детей с РАС в России часто растеряны и не знают, возможно ли хоть какая то реабилитация детей с аутистическими расстройствами. Государство предоставляет возможности обучения таких детей в школах VIII вида, в настоящее время возникают проекты по интеграции детей в обычные школы, но проблема реабилитации дошкольников с РАС никак не решена. Однако, критически важно диагностировать и реабилитировать ребенка с РАС в раннем возрасте. Только тогда мы можем говорить о полной или максимально возможной реабилитации таких детей. Появления во взрослом возрасте члена общества, способного к самостоятельной деятельности и социальной ответственности.
В идеале, для научных исследований проблем аутизма был бы актуален специальный институт в России, занимающийся вопросами помощи и лечения детей с РАС, не только в рамках психиатрии, как это происходит сейчас, а комплексно. Диагностика аутизма должна включать в себя поиск причин, вызвавших расстройство, используя современные средства диагностики, а реабилитация должна включать в себя не только лечение симптомов лекарственными средствами, а полное восстановления функций обмена веществ, нормализации работы мозга, адекватное обучение с учетом коммуникативных особенностей детей с РАС. Только так можно выявить истинные причины столь широкого распространения аутистических расстройств у детей и оказывать своевременную, доброжелательную и эффективную помощь детям, пострадавшим от аутизма.
Но, так как до организации такого института семьям с детьми аутистами в России надо еще дожить, уже сейчас требуется решать ежедневные вопросы реабилитации детей с РАС в дошкольном возрасте родителям и педагогам. Поэтому, как вариант маршрутной карты предлагается комплексная программа реабилитации, включающая диагностическую часть по международным стандартам и российской практике. В практической части по развитию дошкольников предложены основные принципы и обучающие программы АВА терапии, показавшей себя самой эффективной программой реабилитации в мире. Достоинством данной программы является также ее доступность для понимания и использования родителями, педагогами, занимающимися с ребенком, а также других специалистов в области РАС. Шаги данной программы используются в государственном учреждении Химкинский Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями «Вера», а также в сообществе родителей детей с РАС в г. Химки, МО.
В комплексную программу включена важная часть по практической диагностике возможных причин, вызвавших аутистические расстройства. С вариантами коррекции выявленных нарушений уже у рекомендованных медицинских специалистов. Представлен практический положительный опыт родителей в коррекции выявленых нарушений работы организма у детей с РАС методами комплементарной и альтернативной медицины (натуральными минеральными добавками, витаминами и лекарственными травами, физиотерапией), в приложении представлены клинические исследования данных методик и обзор института Института Исследований Аутизма (Autism Research Institute).
ГЛАВА 2 "Диагностические методы выявления РАС в дошкольном возрасте"
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!