Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-06-26 | 267 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ФОТО
Обучение предметно-практической деятельности направлено на формирование у детей произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами и является основой дальнейшего обучения доступной производительной деятельности в области художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и трудовой деятельности.
В ходе обучения предметно-практической деятельности воспитывается интерес к предметной деятельности, происходит развитие представлений об окружающих предметах, развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительного и слухового внимания, пространственно-топографических представлений, формируются приёмы элементарной предметной деятельности, которые в дальнейшем могут использоваться на других занятиях. Происходит обучение соотнесению реальных объектов с их изображениями, что в дальнейшем позволяет применять составленные из картинок расписания, которые облегчают самостоятельное выполнение ребёнком серии последовательных действий. Занятия по предметно-практической деятельности проводится преимущественно в индивидуальной форме.
Примерное содержание обучения
1. Восприятие предметов:
2. Восприятие изображений (фотографий, картинок, пиктограмм):
|
3. Действия с материалами:
4. Действия с предметами:
5. Выполнение серии действий с предметами в определенном порядке:
6. Функциональное использование предметов:
РАЗДЕЛ III
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
III.1. ЛЕПКА [1]
ФОТО
Данная программа нацелена на обучение детей изготовлению творческих работ из различных пластичных материалов (пластилин, глина, тесто). Кроме того, в ходе обучения лепке используются следующие материалы: снег, песок, фольга, репейник, тесто из бумаги или опилок и другие. Основой обучения лепке являются умения и навыки, сформированные в ходе освоения различной предметно-практической деятельности.
|
На занятиях дети учатся лепить знакомые простые предметы, объекты окружающей действительности, передавая их форму, цвет, пространственные отношения. Готовые изделия могут быть плоскостными и объёмными, монохромными (одноцветными) и полихромными (многоцветными).
В процессе работы дети знакомятся с различными пластичными материалами, их свойствами.В качестве основных задач при обучении лепке выступают:
Примерное содержание обучения
1. Знакомство с материалами и подготовка к работе:
· согревание пластилина в руке,
· разминание материала,
· отбивание глины,
· раскатывание материала скалкой.
2. Деление на части:
· отрывание кусочка материала от целого куска,
· откручивание кусочка материала от целого куска,
· отщипывание маленького кусочка материала от целого куска,
· отрезание кусочка материала стекой.
3. Размазывание материала:
· размазывание пластилина по шаблону,
· размазывание пластилина внутри рельефного контура,
· размазывание пластилина внутри контура,
· размазывание по форме глины,
· выкладывание готовых форм внутри контура,
· заливание формы.
4. Придание формы:
· раскатывание материала продольными движениями ладоней (колбаски) на доске и в руках,
· катание толстых и тонких, длинных и коротких колбасок,
· раскатывание материала вращательными движениями (шарики) на доске и в руках,
· катание больших и маленьких шариков,
· вырезание ножом формы по шаблону, по контуру,
|
· выдавливание формы формочками.
5. Соединение составных частей:
· соединение путем плотного прижатия,
· соединение путем примазывание (пальцами, стекой),
· соединение путем прищипывание.
6. Видоизменение формы:
· сгибание колбаски,
· вдавливание углубления на поверхности шара,
· расплющивание между ладонями пластилина (глины),
· вытягивание столбика из короткого толстого цилиндра,
· округление и заострение концов детали,
· вытягивание небольших деталей крупной формы,
· защипывание края формы кончиками пальцев.
7. Лепка предметов:
· лепка знакомых предметов, объектов из одного куска пластилина /глины (тарелка, овощи и др.),
· лепка знакомых предметов, объектов из двух кусков пластилина /глины (чашка с ручкой, корзина и др.),
· лепка более сложной формы предметов и объектов из 3-5 частей (рыбка, утенок, зайчик, кувшин с ручкой).
8. Оформление изделия:
· нанесение на форму рисунка (пальцем, различными инструментами),
· дополнение изделия мелкими деталями,
· нанесение на изделие декоративного материала (из пластичного, природного материала, монеток, круп и т.д.).
9. Сюжетная лепка:
· лепка нескольких предметов, объединенных сюжетом.
10. Декоративная лепка:
· нанесение узора на плоские и объёмные изделия (пальцем, стекой и другими инструментами).
III.2. АППЛИКАЦИЯ
ФОТО
Аппликация (от лат. Applicatio – накладывать, прикладывать) один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм. По своему содержанию аппликация делится на предметную (состоит из отдельных изображений), декоративную (орнаменты, узоры), сюжетную (отображает совокупность действий, событий). По виду выполнения аппликация делится на плоскую (детали наклеиваются на фон) и объемную. При выполнении объёмной аппликации отдельные детали наклеиваются на фон частью плоскости, либо на фон наклеивается какая-нибудь объемная деталь (шишка, вата, нитки и т.д.). Различают монохромную (одноцветную) и полихромную (многоцветную) аппликацию. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание (выкалывание, отрывание и др.) отдельных форм и прикрепление их к фону.
|
Обучение аппликации основано на умениях и навыках, сформированных в ходе предметно-практической деятельности и нацелено на освоение детьми приёмов изготовления аппликационных работ. Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для развития у ребенка изобразительных навыков (умение изображать предмет той или иной формы). В процессе обучения аппликации решаются следующие задачи:
· воспитание у детей интереса к выполнению аппликационных работ;
· знакомство с различными материалами и инструментами;
· формирование умений выполнять предметную, декоративную, сюжетную аппликации;
· развитие творческого отношения к работе с аппликационными материалами;
· формирование умений готовить и убирать рабочее место.
Примерное содержание обучения
1. Представление о материалах и инструментах:
2. Обращение с материалами и инструментами:
2.1. Работа с бумагой:
· сгибание листа (пополам, вчетверо, по диагонали) и приглаживание рукой,
· разрывание бумаги,
· сминание бумаги.
2.2. Работа с нитью:
· разрезание нити,
· наматывание на палец, руку, клубок.
2.3. Работа с клеем (клейстером):
· открывание клея,
· закрывание клея,
· намазывание поверхности клеем (кистью, клеевым карандашом).
2.4. Работа с другими скрепляющими материалами (скотч, степлер и др).
2.5. Работа шилом:
· выкалывание шилом (по шаблону, по трафарету, по линии).
2.6. Работа ножницами:
· правильно держать в руках ножницы,
· выполнение надреза, серии надрезов,
· разрезание бумаги (вдоль, поперек),
· выполнение косых срезов,
· разрезание ножницами по линии,
· вырезание по контуру,
· вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое.
3. Сборка и наклеивание:
3.1. Для предметной аппликации:
· накладывание и приклеивание детали к фону:
· накладывание и приклеивание детали на трафарет (окошко на домик),
· накладывание и приклеивание одной детали к другой (приклеивание шляпки к готовой ножке гриба),
|
· наклеивание кожи, ткани, природного материала и т.д. на поверхность,
· составление и приклеивание изображения из двух и более частей:
· составление и приклеивание изображения из деталей одинакового цвета, формы и величины,
· составление и приклеивание изображения из деталей разного цвета, формы и величины.
3.2. Для декоративной аппликации:
· составление узора по заданной схеме и/или самостоятельно из геометрических или растительных форм, путем чередования их по цвету, форме, величине:
· на полосе,
· в квадрате,
· в круге.
3.3. Для сюжетной аппликации:
III.3. РИСОВАНИЕ
ФОТО
Обучение рисованию направлено на освоение детьми доступных приёмов изобразительной деятельности. Базовыми для обучения рисованию являются ранее сформированные предметно-практические действия. Содержание обучения направлено на решение следующих задач: знакомство с материалами и инструментами, при помощи которых дети учатся получать простейшие изображения; освоение приёмов предметного рисования; обучение выполнению сюжетных и декоративных рисунков. Важной задачей является обучение детей готовить и убирать рабочее место.
Программа предусматривает два этапа обучения: подготовительный и изобразительный. Сначала с помощью учителя, затем подражая или по образцу дети учатся проводить различные линии, закрашивать в контуре, изображать знакомые предметы и объекты, передавать их внешние признаки (форма, величина, цвет), создавать декоративные рисунки, создавать сюжетные рисунки на основе результатов собственных наблюдений, впечатлений, действий, опыта. Процесс рисования интересен и увлекателен для детей. Яркость и разнообразие материалов является сильным мотивационным моментом, а возможность самому краской оставить след пальца, руки или нарисовать что-либо лишь усиливает желание творить. Мазками, штрихами ребёнок учится передавать явления окружающего мира, знакомые предметы, создает новые образы и ищет средства для их воплощения.
Вместе с формированием навыков изобразительной деятельности у детей воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, зрительно-двигательная координация, формируются перцептивно-моторные умения и навыки.
Примерное содержание обучения
1. Подготовительный этап:
Изобразительный этап.
2.1. Предметное рисование:
2.1.1. работа с карандашом и кистью:
· работа кистью (примакивание, прием тычка, касание кончиком кисти).
2.1.2. рисование основных элементов:
o прямая (вертикальная, горизонтальная, наклонная),
2.1.3. Выполнение работы в контуре:
2.1.4. Ориентировка на листе бумаги:
2.1.5. Использование цвета в процессе изобразительной деятельности:
2.1.6. Рисование предмета:
· с помощью шаблона,
· с помощью трафарета,
· по готовым контурным линиям (обведение светлого контура тёмным карандашом),
· с использованием опорных точек,
· с использованием осевой симметрии,
· с помощью рисунка-образца.
2.2. Декоративное рисование с использованием штампов, простых геометрических (круг, квадрат, треугольник и т.д.), растительных форм на листе и на объёмных предметах (ваза, тарелка, поднос и др.):
· по готовому образцу,
2.3. Сюжетное рисование с использованием трафаретов, шаблонов, опорных точек и изображений, выполненных ребенком самостоятельно:
РАЗДЕЛ IV
ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА
IV.1. УХОД ЗА ВЕЩАМИ
ФОТО
Занятия по уходу за вещами имеют практическую направленность и относятся к бытовой ориентировке детей и подростков. На них формируются и совершенствуются необходимые навыки самообслуживания, а также умение ухаживать за одеждой и обувью, чистить, стирать, гладить, выполнять элементарный ремонт, поддерживать порядок в шкафах с бельем.
Благодаря занятиям расширяется диапазон представлений учащихся об окружающем мире, обогащается опыт предметной деятельности, реализуется возможность посильного участия в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, развивается самостоятельность в организации своей жизни.
Примерное содержание обучения
1. Обучение стирке:
1.1. Ручная стирка:
1.2. Машинная стирка:
2. Глажение утюгом:
3. Различение белья и одежды:
3.1. Бельё:
3.2. Одежда:
4. Складывание белья и одежды:
5. Чистка одежды:
6. Мелкий ремонт одежды:
7. Уход за обувью:
IV.2. КУЛИНАРИЯ
ФОТО
Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребёнок становится гораздо более самостоятельным, если он может сам приготовить себе пищу. Как всякая практическая деятельность, будучи конкретной и простой по содержанию, приготовление пищи является наиболее понятным и доступным средством активного познания окружающей действительности. Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями выполнять доступные операции по приготовлению пищи.
В ходе проведения занятий по кулинарии решаются воспитательные задачи: формирование у детей интереса к приготовлению пищи, воспитание привычки к соблюдению личной гигиены, привитие навыков правильного поведения за столом.
Занятия по кулинарии проводятся в групповой форме на основе практической деятельности. Все предметы для кулинарии располагаются в определённых для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождение. Этому могут способствовать также специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми дети знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях.
Все виды работ по кулинарии должны осуществляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности.
Примерное содержание обучения
1. Соблюдение правил гигиены и техники безопасности при приготовлении пищи:
2. Обращение с кухонной посудой:
3. Использование бытовых приборов для приготовления пищи (тостер, миксер, вафельница, электрический чайник, электрическая плита, духовка, микроволновая печь):
4. Пользование газовой плитой:
5. Использование мерной посуды(ложка, кружка, стакан, мерный стакан):
6. Соблюдение операционной последовательности при приготовлении пищи1 (холодные закуски, горячая еда, пища из полуфабрикатов, салаты, десерты, горячие и холодные напитки):
6.1. выбор блюда для приготовления,
6.2. выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда,
6.3. распознавание продуктов (по этикетке, упаковке, внешнему виду, запаху, вкусу),
6.4. выбор посуды и кухонных приборов,
6.5. обработка и приготовление продуктов:
· мытье,
· нарезание,
· очистка,
· натирание,
· перемешивание,
· варка,
· жарка,
· тушение,
6.6. определение степени готовности блюда (по времени, внешнему виду, вкусу).
7. Правильное хранение продуктов:
8. Сервировка стола:
РАЗДЕЛ V
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
V.1. КЕРАМИКА
ФОТО
Обучение изготовлению керамических изделий является логическим продолжением занятий лепкой. Здесь используются все те базовые навыки, которые дети приобрели на занятиях по предметно-практической деятельности, художественному творчеству, работая с пластилином, глиной и другими пластичными материалами. Глина обладает целым рядом свойств, делающих её очень удобной для работы с детьми с различного рода нарушениями.
Необходимо помнить, что в занятиях керамикой выделяются два аспекта: творческий и технический. При работе с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями важными являются оба. Акцент может быть сделан как на творческой стороне процесса (и тогда главной становится задача целостного воздействия на личность ребенка), так и на технической стороне, когда формируются самые разные умения.
«Керамика» как предмет допрофессиональной подготовки ставит своей целью формирование умений в изготавлении керамических изделий. Дети осваивают приёмы изготовления керамических изделий, развивается интерес учащихся к процессу их изготовления, они обучаются создавать художественные творческие работы. Возможные керамические изделия: подсвечники, изразцы, подвески, цветочные горшки, вазы и т.п. Продукты труда учащихся могут использоваться в качестве декоративных элементов для украшения помещений, выставочных экспонатов, сувениров для продажи. Конечный результат доставляет радость детям, способствует развитию уверенности в себе, повышает интерес к труду.
Примерное содержание обучения
2. Изготовление заготовок для изделий:
3. Добавление декоративных деталей:
4. Работа с глазурью:
5. Определение степени готовности изделия к обжигу (просохло\не просохло).
6. Обжиг:
V.2. БАТИК1
ФОТО
Батиком называется техника росписи ткани. Способов росписи ткани существует множество. Описанный здесь способ является очень простым, доступным для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
При изготовлении батика учащиеся работают с необычными для них материалами (воск, красители), да и само рисование по ткани является необычным для большинства детей.
Целью занятий является обучение изготовлению батика.В ходе обучения решается ряд актуальных для ребёнка задач. Дети учатся соблюдать последовательность операций при изготовлении батика; знакомятся со свойствами материалов (ткань, воск, краски, красители); учатся соблюдать технику безопасности при работе с воском и при глажении; учатся готовить рабочее место и убирать его; развивают творческое отношение к работе.
Изготовление работ в технике «батик» представляет собой определенную последовательность отдельных операций. Ход обучения, соответственно, следует технологическому процессу. То есть, ребенок осваивает весь цикл от начала до конца, но с разной степенью самостоятельного участия в выполнении операций. Первый круг является больше наблюдательным для ученика, степень его участия в каждой операции незначительна. С каждым следующим кругом степень участия взрослого уменьшается, а самостоятельность ученика возрастает.
Обучение техническим приемам изготовления батика идет параллельно с решением другой важной задачи: задачи развития у учащихся творческого отношения к работе. Ученики максимально вовлекаются в процесс обсуждения будущего рисунка: что рисуем, какими цветами, каков размер рисунка, ученик сам выбирает цвет красителя.
Важным фактором, повышающим интерес детей, является то, что все работы изготавливаются либо для подарков, либо для продажи, либо для украшения помещения. Для эмоционального, социального развития учащихся значимо знание, для чего и для кого они делают ту или иную работу; дети получают удовлетворение от того, что доставят радость другому человеку.
Виды работ зависят от возможностей школы и от фантазии детей и педагога. Это могут быть открытки к различным праздникам (1 Сентября, Новый год, 8 Марта, Пасха, День рождения и др.), картины на самую разную тематику, это может быть декоративное оформление матерчатых сумок, салфеток, скатертей, элементов одежды.
Примерное содержание обучения
1. Освоение последовательности операций при изготовлении батика:
1.1 натягивание ткани на рамку (закрепление кнопками);
1.2 раскрашивание красками внутри контура или отпечатывание штампов:
- подбор краски нужного цвета,
- смешивание краски,
- нанесение нужного количества краски на ткань;
- нанесение краски на штамп,
- отпечатывание штампа;
1.3 подготовка воска к работе:
- измельчение свечи ножом,
- растапливание воска,
- определение готовности воска к использованию;
1.4 покрывание ткани воском:
- нанесение горячего воска кисточкой на ткань;
1.5 сминание ткани, покрытой воском;
1.6 разведение красителя в воде:
- подбор цвета красителя,
- наливание определенного количества воды в емкость (ведро, бак, таз),
- размешивание порошка в воде;
1.7 окрашивание ткани:
- опускание ткани в краситель,
- выдерживание ткани в красителе определенное время,
- доставание ткани из красителя,
- ополаскивание ткани в проточной воде,
- отжим;
1.8 сушка ткани;
1.9 глажение ткани через газету:
- укладывание на гладильный стол толстого слоя газет,
- раскладывание на газете изделия,
- накрывание изделия газетой,
- глажение,
- определение излишков воска, проявляющихся на газете,
- смена газеты.
2. Подготовка к работе и уборка рабочего места:
2.1 надевание халата или фартука,
2.2 подготовка материалов для работы (кисточки, краски, стаканчики, газеты),
2.3 мытье кисточек, стаканчиков для красок после работы,
2.4 мытье столов после работы,
2.5 мытье рук.
Несколько замечаний:
- ткань для работы предварительно стирается, она не должна быть новой;
- лучше всего работать с тканями из хлопка;
- фломастер должен быть специальный для рисования по ткани;
- краски используются специальные для ткани;
- расписанную ткань можно после просушки стирать (лучше отдельно).
V.3. ТКАЧЕСТВО 1
ФОТО
Занятия ткачеством можно рассматривать как предмет допрофессиональной подготовки и как предмет художественного творчества. Обучение элементам ручного плетения развивает творческие способности детей, фантазию, способствует эмоциональному развитию. Перенесение рисунка, сделанного карандашом или красками на бумаге, на ковер из ниток, успешный подбор необходимых вспомогательных материалов, использование своего жизненного опыта, воображения дают ребёнку возможность самовыражения.
Ткачество как профессиональная деятельность формируется в ходе специально организованных занятий. При обучении ткачеству происходит перенос ранее приобретенных знаний и умений на новую деятельность, в ходе которой приобретаются новые навыки работы с различными инструментами и материалами. На занятиях по ручному плетению дети и подростки знакомятся с устройством ткацкого станка, учатся готовить нити и другой материал, осваивают разные способы работы челноком. Среди возможных изделий ткачества: ковры с сюжетным рисунком, основы для панно, коврики (полосатые дорожки) различной формы, элементы для украшения одежды и сумок, подставки для цветов и другие изделия. Полученные изделия служат украшением помещений, являются выставочным материалом, часто продаются. В последнем случае учащиеся, изготавливающие изделия, получают часть денег в качестве зарплаты, что способствует осознанию значимости своего труда и формированию мотивации к трудовой деятельности.
В процессе обучения развивается внимание, усидчивость, способность терпеливо достигать запланированного результата. В ряде случаев, например, когда ребёнок перевозбуждается в группе, занятия ткачеством можно использовать в терапевтических целях.
Оборудование и материалы, необходимые для обучения ткачеству:
1. оборудование:
· стационарный ручной ткацкий станок,
· переносные ткацкие станки (настольные),
· металлические и деревянные обручи, используемые как ткацкие станки.
2. инструменты:
· челноки разных размеров,
· иглы с тупым концом,
· ножницы,
· расчески с разной частотой зубьев.
3. материалы:
· нитки,
· ткань,
· ленты,
· веревки,
· природный материал,
· декоративный материал (бусинки, бисер, вата, деревянные шарики, колечки, проволока и т.д.).
Примерное содержание обучения
1. Знакомство с устройством ткацкого станка и челнока:
2. Работа с нитками:
3. Работа с челноком:
слева – направо по основе изделия,
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!