Педагогика В.А. Сухомлинского — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Педагогика В.А. Сухомлинского

2017-06-26 547
Педагогика В.А. Сухомлинского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В.А. Сухомлинский (1918-1970) создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

В.А.Сухомлинский работал в Павлышской средней школе в 40-60-е гг. XX в., когда учебный процесс в нашей стране осуществлялся в режиме так называемой технократической («знаниевой») концепции. «Дать ученикам определённый круг прочных знаний и умений – это, – говорил В.А.Сухомлинский, – важнейшая задача начальной школы». Но педагог был убеждён в том, что учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной и для здоровья, и для умственного развития ребёнка зубрёжке. Сухомлинский ставил целью добиться того, чтобы учение было частицей богатой духовной жизни, которая содействовала бы развитию ребёнка, обогащению его ума. Не зубрёжка, а бьющая ключом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фантазии, творчества – таким видел учение своих питомцев великий Сухомлинский. «Хочется, – говорит он, - чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье, восхищаться красотой природы, музыки, искусства, обогащать свой духовный мир этой красотой, принимать близко к сердцу горе и радости других людей, переживать их судьбы, как глубоко личное дело, - таков мой идеал воспитания» [3, с. 107-110].

Сухомлинский – один из создателей движения педагогов-новаторов, возрождения обновлённой педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании общечеловеческих ценностей. Павлышская школа, бессменным директором которой он был, стала творческой лабораторией, где он вместе с коллегами искал ответы на актуальные педагогические вопросы, давал им научное обоснование и внедрял в практику.

Педагогическое кредо В.А. Сухомлинского отражено в следующей фразе: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» Ребёнок у Сухомлинского – это активный, самодеятельный индивид, который живет полнокровной и интересной жизнью. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь».

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

В начале 1950-х гг. в Павлышской школе В.А. Сухомлинский осуществил первый в истории нашей страны опыт предшкольного образования. Задачи предшкольной ступени образования В.А.Сухомлинский связывал со своим пониманием задач обучения и воспитания в начальной школе и с особенностями возраста детей. Его взгляды на роль и место первых лет обучения в школе близки задачам современной начальной школы.

Из более чем 600 работ, написанных Сухомлинским, наиболее известными стали: «Воспитание коллективизма у учеников», «Духовный мир школьника», Павлышская средняя школа», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором школы», «Три письма о любви» и другие.

Особое признание среди читателей всего мира получила книга В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям», которая представляет собой своеобразное методическое руководство по организации педагогической деятельности на предшкольной ступени образования. В книге излагается опыт воспитания детей в «Школе радости», обосновывается использование методических приёмов и средств, стимулирующих развитие той или иной стороны психики ребёнка, мышления, чувств, воли.

Свою школу для детей, которым через год предстоит поступление в 1-го класс, В.А.Сухомлинский называет «Школой радости» и «Школой под голубым небом», а книгу, на страницах которой рассказывает о «школе» для малышей, он называет «Сердце отдаю детям».

Предшкольная ступень образования, говорил В.А.Сухомлинский, это период познания учителем своих будущих первоклассников. Воспитание, считал В.А.Сухомлинский, это, прежде всего, человековедение. Без знания ребёнка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания. Педагог видел необходимость изучения индивидуальных особенностей восприятия, мышления и умственного труда. Ведь, прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. Нельзя нормально учить и без хорошего знания индивидуальных особенностей здоровья каждого ученика, особенностей его семьи и условий семейного воспитания.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».

Цель воспитания: формирование высоконравственной духовной личности.

Задачи воспитания:

- воспитание человечности;

- развитие мышления и формирование умственных способностей;

- подготовка к трудовой деятельности здорового человека.

Программа воспитания: забота о здоровье и физическое воспитание, нравственное воспитание, умственное воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание.

Принципы воспитания:

- принцип целостного общего психического развития каждого ребёнка;

- принцип природосообразности как сохранения самоценности дошкольного детства;

- принцип организации каждого дня детской жизни в атмосфере радости;

- принцип организации детской жизни в естественных природных условиях;

- принцип глубокой привязанности учителя к детям, любви к детям.

Нравственное воспитание

Стержень нравственности – человечность.

- воспитание через доверие;

- опора на положительное;

- перспективный подход к воспитаннику;

- моральные заповеди;

- воспитание красотой;

- воспитание культуры разумных потребностей.

Трудовое воспитание

Главная задача – формирование мыслителя-труженика.

- единство трудового воспитания и общего развития;

- выявление и развитие индивидуальных способностей в труде;

- ранее включение в производительный труд;

- творческий характер труда.

Основные педагогические идеи В.А. Сухомлинского

- природа – основное средство формирования личности;

- развитие детского творчества;

- преемственность дошкольного и школьного воспитания;

- формирование индивидуальности и коллективизма;

- разработка вопросов семейной педагогики;

- разработка вопросов обучения и воспитания;

- требования к личности педагога.

Дидактические взгляды В.А. Сухомлинского

- учение – мир человеческих взаимоотношений;

- учение должно доставлять ребенку радость;

- воздействие на чувства, эмоции детей;

- уроки на природе;

- интеллектуальный фон класса;

- вооружение навыками самостоятельного учебного труда.

Под влиянием В.А. Сухомлинского в практике работы учителей утвердились:

- постановка перспективных целей развития детей в процессе обучения с учетом их индивидуальных особенностей;

- необходимость интеллектуализации трудовой деятельности;
- взаимосвязь чувственного и логического элементов познания;

- проведение уроков мышления в природе;

- педагогическая система развития литературного творчества детей разного возраста;

- стимулирование интеллектуальных чувств и познавательных интересов учащихся.

Основные даты и события жизни и педагогической деятельности

1918 — В. А. Сухомлинскии родился.

1939 — окончил Полтавский педагогический институт.

Через всю жизнь В.А. Сухомлинского прошли страшные трагедии: голод в юности, порождённый сталинской коллективизацией; трагическая гибель первой жены и ребёнка; тяжелое фронтовое ранение; доносы и критика его педагогической системы.

1947—1970 — директор Павлышской школы.

1958 — защитил кандидатскую диссертацию.

1968 — избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

1970 — В.А. Сухомлинский скончался.

Основные работы

1956 — «Воспитание коллективизма у учеников».

1961 — «Духовный мир школьника».

1969 — «Сердце отдаю детям».

1969 — «Павлышская средняя школа».

1971 — «Рождение гражданина».

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.