Понятие и основные направления реформаторской педагогики — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Понятие и основные направления реформаторской педагогики

2017-06-26 2938
Понятие и основные направления реформаторской педагогики 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

На рубеже двух веков в условиях разразившегося кризиса всего школьного дела прогрессивными педагогами Запада была проделана поистине гигантская, титаническая работа по анализу теории и практики воспитания и обучения и выработке новаторских подходов, новых концепций, педагогических систем.

Педагогика конца ХIХ начала ХХ вв. вошла в историю педагогической мысли как реформаторская педагогика или движение «нового воспитания». Она не была монолитной. Диапазон ее, оказался широким и разноголосым. Здесь были представители «гражданского воспитания», «нового воспитания», «свободного воспитания», «теории личности», «экспериментальной педагогики», «педагогики действия» и др. Всех их объединяла центральная идея – идея развития ребенка, развития его познавательных и созидательных способностей.

Реформаторская педагогика – это историко-педагогическое явление, отражающее прогрессивные педагогические идеи, концепции и образовательные модели, характерные для того или иного уровня развития педагогической науки и практики в конкретной исторической и социокультурной ситуации [14].

Понятием, противоположным по значению, выступает «нормативная (официальная, традиционная) педагогика».

Политические и социальные предпосылки появления реформаторского движения: новое перекраивание карты Европы; начало распада колониальной системы; войны и революции; завершение промышленного переворота, переход экономически развитых стран к индустриальному этапу своего развития, технократизация среды обитания; разрушение многовекового патриархально-крестьянского уклада жизни у большинства населения Западной Европы; востребованность в новых профессиях и знаниях.

Научные предпосылки возникновения реформаторской педагогики:

- теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо;

- теория развивающего обучения И.Г. Песталоцци;

- педагогическая теория и практика А. Дистерверга, Ф. Фрёбеля и других;

- бурное развитие философии, психологии, биологии, антропологии, медицины; появление новых взглядов и знаний о человеке.

«В традиционной школе центр тяжести лежит вне ребенка. Он лежит на учителях, но только не в активной работе самого ученика. Перемена в образовании заключается в перемещении центра тяжести. Центр и конец всего – это ребенок» (Джон Дьюи).

Реформаторская педагогика или «новое воспитание» представлено следующими основными направлениями:

I. Идеи свободного воспитания (Эллен Кей, Людвиг Гурлитт, Мария Монтессори).

II. Экспериментальная педагогика (Эрнст Мейман, Вильгельм Август Лай, Эдуард Торндайк).

III. Социальная педагогика (Эмиль Дюркгейм, Пауль Наторп).

IV. Трудовая школа и гражданское воспитание (Роберт Зейдель, Георг Кершенштейнер).

V. Прагматическая педагогика (Джон Дьюи).

VI. Педология (Эдуард Торндайк, Стенли Холл, Альфред Бине).

Кроме того, в этот период своё развитие получает практическая деятельность педагогов-реформаторов (Г. Винелькен, О. Декроли, Э. Клапаред, Г. Литц, А. Ферьер, и др.).

Вопрос: что объединяло представителей международного педагогического движения?

Ответ: решительное неприятие и резкая критика традиционной педагогики.

Вопрос: в чём состояли обвинения, выдвигаемые против традиционной педагогики?

Ответ: непонимание значения детства как самого яркого и исключительного периода для развития личности; игнорирование детской психики, подавление творческих импульсов ребёнка; шаблонные методы обучения и воспитания, авторитарная роль учителя.

Главное в многочисленных теориях и системах реформаторской педагогики – внимание к ребенку как центру педагогического процесса, к формированию личности воспитанника на протяжении всего периода детства.

 

Характеристика новаторских педагогических идей

М. Монтессори

Мария Монтессори (1870-1952) – итальянский врач и педагог, реализовала идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе.

Монтессори организовала в Риме Дом ребёнка, опыт работы в котором изложила и обобщила в книге «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка».

Уникальность педагогики Монтессори проявилась и в том, что она стремилась достичь единства теории и практики в созданных ею «домах ребенка», а также в дидактических материалах. Ни один из деятелей «нового воспитания» не претворял теорию в практику в таких масштабах; Монтессори выдвинула не имевшую себе равных по насыщенности и разнообразию программу, нашедшую отклик во многих странах [8].

Философские идеи педагогики М. Монтессори

Всё в мире – растения, животные, человек – существует и действует в соответствии с космическим планом развития Вселенной, где каждый объект и субъект выполняет предназначенную ему функцию посредством саморазвития.

Идея «самосотворения» (человек становится тем, что он есть не из-за учителей, которые были у него когда-то, а в следствии того, что он совершал сам; дети обладают интуитивным пониманием способов самореализации посредством самостоятельной деятельности) [7].

Монтессори считала, что начиная с рождения, дети естественным образом открыты миру. Именно по этой причине они находятся в постоянной опасности потерять верный путь – в отличие от животных, обладающих таким объемом инстинктивных реакций, который обеспечивает им верный ход развития; с другой стороны, животные не обладают свободой, ибо свобода не естественное состояние, ее необходимо завоевать. «В отличие от животных человеческие существа не наделены от природы совокупностями скоординированных движений. Они всему должны научиться сами: у них нет заранее заданных целей, они сами должны искать их» (Montessori, 1972).

«Впитывающий ум» у Монтессори означает одновременно способность и желание учиться, он ориентирован на явления окружающего мира и находится в определенном соответствии с ними, так что те из огромного многообразия его аспектов, которые имеют педагогическую ценность, различны в каждом отдельном случае: «… в любом случае умственное развитие является первым шагом в жизненных перипетиях» (Montessori, 1972). Важным является соответствие полученных впечатлений и открытости ума – так, чтобы требования учебного процесса соответствовали естественной восприимчивости и особенностям каждой стадии развития.

С этим понятием тесно связана идея «сензитивных периодов» - периодов повышенной восприимчивости в связи с обучением посредством взаимодействия с окружающей средой. В соответствии с данной концепцией существуют определенные периоды, на протяжении которых ребенок, естественно, восприимчив к определенным воздействиям среды; он должен воспользоваться ими, чтобы овладеть заложенными в нем возможностями и достичь большей зрелости. Так, имеются сензитивные периоды в обучении речи, овладении межличностными отношениями и т.д. При должном внимании эти периоды можно использовать для расширения границ интенсивного и эффективного обучения. Если же ими не воспользоваться, возможность остается безвозвратно упущенной [2].

Возрастная периодизация, разработанная М. Монтессори:

0-3 года: предметно-чувственная ориентировка, сензитивность к порядку расположения окружающих предметов;

3-6 лет: наглядно-образное мышление, сензитивность к речи, освоению языка;

6-9 лет: освоение абстрактных действий, культура поведения в сообществе, сензитивность к освоению социальных навыков;

9-12 лет: завершение первого, начального концентра школы;

12-18 лет: гимназическая и старшая ступень (самостоятельность).

Самый важный период приобретения знаний, умений и навыков – от рождения до 6 лет [8].

Монтессори показала связь между дошкольным и школьным обучением, что во многом объясняется тем, что в отношения, атмосфера и организация в школах направлены на то, что дети разного возраста учатся друг у друга и поэтому растут и развиваются [7].

«Главная задача воспитания – создание ребёнку окружения, способного развить его природные способности» (М. Монтессори).

Роль педагога состоит в том, что педагог сотрудничает с детьми, становится коллегой, партнером, старшим товарищем ребенка, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь. Он посредник между ребенком и «подготовленной средой».

Функции педагога: посредническая, руководящая, обучающая, организующая, диагностическая, защитная.

Основные принципы педагогики Монтессори: антропологический (идти от ребёнка); принцип условий свободы развития ребёнка ( «помоги ребёнку так, чтобы он сам мог помочь себе», «помоги мне это сделать самому»); концентрация внимания (активность рук под руководством ума»); специально подготовленной обучающей среды (материал – орудие освоения мира); сензитивности; порядка; особого (периферийного) места педагога; социального воспитания; интеграции [3].

Основа обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте – сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом. Основа содержания – упражнения детей в повседневной (практической) жизни. Это упражнения в терпении, точности и повторении, направленные на развитие способности к сосредоточению. Переход от «внешнего» воспитания к «внутреннему».

Основная форма воспитания и обучения – самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори индивидуальный урок, основа которого – самостоятельность ребенка, автономия, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями.

Методы, применяемые в системе М. Монтессори в работе с дошкольниками и младшими школьниками: наблюдение и оказание помощи в нужный момент; помощь в самостоятельном изучении выбранной темы на основе деятельности с дидактическим материалом; презентация общих схем; пробуждение и активное использование силы воображения; групповые занятия [3].

Воспитание ребенка возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий, спонтанной активности.

Дидактический материал – лестница для продвижения к самореализации.

М. Монтессори выделяет пять зон развития ребенка: зона практической жизни, зона сенсорного развития, зона математического развития, зона языкового развития, зона космического (естественнонаучного) воспитания.

Новаторский вклад М. Монтессори в развитие педагогической практики состоит в том, что она не только учитывала интересы и склонности детей, но стремилась развить у детей ответственность и дисциплину. Дисциплинированность трактовалась ею как ценностная установка [2].

Отражение идей М. Монтессори в практике современного образования

Центры раннего развития детей и дошкольные учреждения, работающие по системе М. Монтессори; технологии социально-педагогической реабилитации; технологии педагогической поддержки детей; работа с умственно-отсталыми детьми; включённое (инклюзивное) образование

Во всём мире Монтессори-детские сады и Монтессори-школы занимаются пропагандой её идей среди педагогов и родителей; существуют курсы подготовки специалистов по Монтессори-педагогике; ежегодные конференции – собрания членов Монтессори-обществ; издаются методические пособия по работе с Монтессори-материалами; выпуск журналов, информационной литературы и видеофильмов о Монтессори-педагогике во всех странах.

 

 

Основные даты жизни и деятельности

31 августа 1870 — Мария Монтессори родилась в провинции Анкона в семье финансового служащего.

В 1886-1890 гг. — посещала общеобразовательную школу с техническим уклоном, в которой учились только мальчики.

В 1890 году — поступила на факультет математики и естественных наук Римского университета, но вскоре ее интересы сместились в область биологии и медицины.

В 1892 году — окончила медицинские подготовительные курсы.

С 1895 года — работала ассистентом в больнице.

В 1896 году — защитила диссертацию по психиатрии и стала первой в Италии женщиной-доктором медицины.

В 1897-1898 годах — посещает лекции по педагогике и изучает все основные работы по теории воспитания и образования.

В 1898 году — родился сын Марио Монтессори, сыгравший в последствии значительную роль в распостранении идей своей матери по всему миру.

С 1896 по 1900 годы — работает с умственно-отсталыми детьми.

В 1898 году — возглавила институт по подготовке учителей для обучения умственно-отсталых детей и руководила им до 1900 года.

В 1901 году — поступает на философский факультет Римского университета. Одновременно она посещает школы в Риме и проводит антропологические исследования.

В 1866 году Сеген предлагал распространить свой метод и применить его для воспитания здоровых детей.

1907 год — открытие первого «Дома ребенка» для здоровых детей в Риме, в одном из микрорайонов для бедных.

В 1909 году — проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей, и издает свою первую книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в Доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на многие языки, в том числе на русский.

С 1910 года — продолжает разработку своего метода применительно к воспитанию и обучению в возрасте от 6 до 9 лет.

С 1910 по 1952 год — регулярно проводит международные учебные курсы для педагогов в разных странах – в Англии, Германии, Голландии, Индии, Италии, Испании, Пакистане. Всего состоялось 38 таких курсов.

В 1910 году в Риме, Неаполе, Милане были созданы первые Монтессори-общества, и в последующие десятилетия подобные общества возникли в США (1915), Голландии (1917), Аргентине (1927), Швейцарии (1932), Англии (1933), Индии (1940), Пакистане (1949).

В 1914 году российское Министерство народного просвещения командировало в Дом ребенка группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек, Почти 30 лет своей жизни она посвятила распространению этого метода в России.

6 мая 1952 года — М. Монтессори скончалась в Нордвике ан Зее, Голландия.

Основные работы

1913 —Дом ребенка. Метод научной педагогики.

1915 —Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка.

1916 — Руководство к моему методу.

1920 — Дом ребенка.

1921 — Подготовка учительницы.

1922 — Самовоспитание и самообучение в начальной школе.

1926 — Значение среды в воспитании.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.