Культура Алтая с древнейших времен до 18 в. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Культура Алтая с древнейших времен до 18 в.

2017-06-26 1182
Культура Алтая с древнейших времен до 18 в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ

Выполнила учитель

Истории и обществознания

Ильина Татьяна Анатольевна

Год.

Актуальность.

У нашего края богатое историческое прошлое. По самым скромным подсчетам ученых со времени появления человека на Алтае прошло около 600 тысяч лет. Природные богатства края создавали естественную основу для развития культуры древнейших людей. Вот почему во все исторические эпохи, начиная с каменного века, Алтай был заселен различными родоплеменными группами. Не раз в пределы края вливались волны чужеземных пришельцев. Одни из них вскоре покидали его горы и степи, другие оседали здесь надолго или навсегда, создавая неповторимые культурные ценности.

И поныне хранит Алтай следы былой культуры давно исчезнувших племен и народов.

 

Культура Алтая с древнейших времен до 18 в.

Ранние формы религии. Начало духовной культуры.

Культура есть высшее проявление социального и человеческого, а степень ее развития есть мера отделения человека от природы. Культура начинается там, где усилия человека по разумному упорядочению и организации практического опыта и собственных ощущений понимаются в виде материальных предметов или идеальных образов искусства.

Религия есть форма общественного сознания и явление культуры. Возникновение религии представляет собой историческую необходимость, благодаря которой человек начинает формировать свое самосознание, осознает себя, свою силу, восполняет свои слабости, свою историческую ограниченность.

На ранней ступени истории сознание человека рождало мифы, легенды и религиозные представления. Появилась магия – чародейство, волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей. Белая магия – колдовство с помощью «божественных сил» и черная магия – колдовство с помощью «нечистой силы». Наиболее древним является тотемизм. Эта форма религии основана на вере в родственную связь между видом животного или растения и родовой общиной. Тотем рассматривался как предок рода и был окружен системой запретов (табу). Это выполняло не только магическую, но также познавательную и прагматическую функции, т.к. позволяло человеку увидеть то, что связывало его с общностью.

Другая ранняя форма религии – анимизм. У каждого предмета и явления природы имелся свой хозяин, который в воображении людей был самостоятельным, но нечеловеческим существом, как бы слившимся с данным объектом и явлением. Этот хозяин – двойник обладал разумом.

Существовало также представление о двойнике человека, именуемом душой. С небес душа посылалась божеством на землю в материализованной форме.

Для всех религиозных воззрений характерна вера в загробную жизнь, которая представляется во многом похожей на реальную. Поэтому наши далекие предки хоронили умершего сородича со всеми вещами, необходимыми ему «на том свете». В Алтайском крае известны погребения всех эпох, кроме древнекаменного века.

Декоративно – прикладное искусство.

Резьба по дереву. Этот ид искусства известен с древнего периода. Характерной чертой резьбы по дереву является изображение животных: барсов, баранов, быков. Из дерева делали украшения для седел, бляшки для украшения уздечек, украшались предметы домашнего обихода – кадушки, ведра. Темой резьбы была охота.

Тиснение по коже. Тиснением украшали ташауры(сосуды для араки), изделия из бересты. Северные алтайцы из бересты делали туесы(сосуды для воды, молока), хлебницы, берестяные чаши, блюда, солонки, коробки.

Украшение войлока. Катали войлок для разных целей: настил на пол, ковер на стену, поделки войлочных чулок. К этому же виду искусства относятся тканые ковры. Они ткутся из различных цветных нитей, вышивка бывают однотонные с рисунком. Северные алтайцы ткали полотенца, ткань для одеяла, дорожки ит.д. рисунки носили форму геометрических рисунков.

Вышивка применялась для украшения ворота платьев, халатов. Кроме обыкновенной вышивки нитками применялась вышивка бисером.

К ювелирной работе алтайцев надо отнести поделку женских украшений: накосники, поделки из бус, раковинки, пояса.

 

Особенности русской народной культуры

Культура и быт городского населения Алтая

В 18 – начале 20 века.

Высшим слоем городского населения на Алтае с момента перехода Колывано-Воскресенских заводов в казенное ведомство (1747) до середины 19 века были горные офицеры. Они были техническими руководителями производства, чиновниками по своим профессиональным обязанностям и интеллигенцией по мировоззрению и мировосприятию. Среди горных офицеров были выходцы из среднего и мелкопоместного российского дворянства, иностранцы, приехавшие в Россию по контрактам, выслужившиеся из нижних чинов. Большинство из них проживали в Барнауле, на Павловском, Алейском, Локтевском заводах, на Змеиногорском, Риддеровском и Зырянском рудниках. Горные офицеры жили либо в частныз домах, либо снимали квартиры. Размер и убранство дома зависели от занимаемой должности. Несмотря на удаленность от столичной жизни, они стремились поддерживать высокий светский уровень. Устраивали званые вечера, кушанья подавались самые разнообразные и в большом количестве. После застолья дамы и молодежь танцевали, а любители карточных игр собирались в отдельном зале. Такие вечера устраивались не часто, да и не все офицеры могли позволить себе с такой роскошью принимать гостей. Чаще просто ходили в гости, чтобы обсудить последние новости, поиграть в карты, послушать музыку.

В своей повседневной жизни интеллигенция чаще всего ориентировалась на моды, диктуемые Европой и С.-Петербургом. Оттуда выписывались последние книжные новинки, ноты, журналы мод. Из столицы везли мебель, музыкальные инструменты, произведения искусства, приборы для научных изысканий.

Еще одним популярным видом проведения досуга на Алтае была охота. Охотились круглый год и для каждого времени была своя дичь. Большинство горных офицеров были заядлыми охотниками.

Горные офицеры стремились дать своим детям приличное образование. Кроме профессиональных дисциплин, детям преподавались иностранные языки(немецкий, французский), музыка, танцы и другие предметы, входящие в традиционный набор светского воспитания.

Быт и нравы горных офицеров Алтая складывались под воздействием местных условий, традиций и обычаев с одной стороны, и под влиянием культуры Европейской России – с другой.

 

Благодаря своему географическому положению, наш край стал местом, через которое прошли пути многих племен и народов. Приходя на Алтай, они обогащались его культурным богатством уходя – оставляли память о себе в виде культурных достижений. Это алтайские племена скифо-сакского периода, хунну, древние тюрки, ставшие прародителями современных алтайцев. Но вместе с коренными жителями современную культуру края творили и поздние переселенцы из России: русские люди, крестьяне, горнозаводские рабочие, купцы, горожане, представители дворянства. Они несли с собой новую культуру. Постепенно культурные особенности этнографических групп русских переселенцев смешиваются, взаимно обогащаются, воспринимая необходимые элементы культуры коренного населения, наделяя алтайцев своими культурными достижениями.

· Интервью

· Общество

· Изобразительное искусство

· Литература

· Наука

· Конкурс "Щелкунчик"

· Худсовет

· Кино

· История

· Театр

· Пресс-релизы телеканала

· Приглашаем на съемки

· Музыка

13.09.2007 | 15:51

Алтай в изобразительном искусстве России ХХ – ХХI веков

    Сохранить

Выставка "Алтай в изобразительном искусстве России ХХ – ХХI веков" откроется 20 сентября в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Она пройдет в рамках дней культуры Алтайского края. Дни посвящены 70-летию края – об этом сообщили сегодня в Государственном художественном музее Алтайского края.

В экспозицию войдут более ста произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства известных российских и алтайских художников. Самый значительный раздел посвящен становлению профессионального искусства на Алтае в начале ХХ века. Столичная публика увидит работы Гуркина, Никулина, Борисова, Шуллинова, Курзина и других известных художников, живших и работавших на Алтае в 1900-е – 1920-е годы. "Работы этих мастеров являются гордостью нашего музея", – пояснили в музее.

В экспозицию включены также работы многих ведущих современных художников – Оссовского, Романовой, Браговского и других живописцев, предпринимавших творческие поездки на Алтай в середине и во второй половине ХХ века.

Подлинным украшением выставки станут изделия Колыванского камнерезного завода. Чаши, вазы, подсвечники, панно, исполненные в технике флорентийской мозаики, шкатулки, канделябры, выполненные алтайскими мастерами, продолжают традиции ХIХ века и демонстрируют поиски новых оригинальных идей.

Еще одним ярким разделом экспозиции станут произведения художественной керамики, изготовленные на единственном в крае предприятии народного художественного промысла "Турина гора". Особый интерес представит скульптура малых форм на тему "Пазарык. Письмо из прошлого". Эта композиция соединила в себе элементы этнографических и археологических памятников Алтая.

 

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ

Выполнила учитель

Истории и обществознания

Ильина Татьяна Анатольевна

Год.

Актуальность.

У нашего края богатое историческое прошлое. По самым скромным подсчетам ученых со времени появления человека на Алтае прошло около 600 тысяч лет. Природные богатства края создавали естественную основу для развития культуры древнейших людей. Вот почему во все исторические эпохи, начиная с каменного века, Алтай был заселен различными родоплеменными группами. Не раз в пределы края вливались волны чужеземных пришельцев. Одни из них вскоре покидали его горы и степи, другие оседали здесь надолго или навсегда, создавая неповторимые культурные ценности.

И поныне хранит Алтай следы былой культуры давно исчезнувших племен и народов.

 

Культура Алтая с древнейших времен до 18 в.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.