Более подробно о нормативной базе — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Более подробно о нормативной базе

2017-06-26 203
Более подробно о нормативной базе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Конституция РФ регулирует самые важные, стратегические вопросы социально-трудовых и кадровых отношений в Российской Федерации. Прежде всего, следует отметить, что Основной закон гарантирует всем гражданам РФ участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Этот момент нам важен еще и потому, что говорить о кадровой политике, не обращаясь к вопросу об управлении, нельзя. Кадровая политика — это сфера социальной политики и социального управления. Согласно Конституции РФ, граждане РФ могут избираться и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, т. е. определяется порядок замещения высших государственных и муниципальных должностей.

 

Конституция РФ провозглашает свободу труда. Статья 37 (п. 1 и 2) гласит: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен».

Статья 34 (п. 1) расширяет данное положение: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Важно подчеркнуть конституционное положение о равенстве труда. В частности ст. 32 п. 4 устанавливает равный доступ граждан к государственной службе.

 

Центральная власть, согласно Конституции РФ, вправе формировать кадры федеральных структур власти, так как в соответствии со ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся вопросы установления законодательной, исполнительной и судебной власти, оборона и безопасность, прокуратура, федеральная государственная служба и др.

 

То же самое можно сказать и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Кадры правоохранительных органов, например, находятся в совместном ведении Федерации и субъекта Федерации, а следовательно, назначение на руководящий пост проходит согласование на обоих уровнях.

 

Конституция РФ определяет порядок и процедуры замещения высших государственный постов. Все это — кадровые вопросы.

 

В соответствии с недавней поправкой глава государства и гарант Конституции РФ, согласно статье, избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Так формируется высшая государственная должность в нашей стране — пост Президента РФ, т. е. решается главный кадровый вопрос.

 

Президент решает многие кадровые вопросы:

 

— назначает с согласия Государственной Думы председателя Правительства РФ;

— принимает решения об отставке Правительства РФ;

 

— представляет Государственной Думе для назначения кандидатуру на должность председателя Центрального банка РФ;

 

— назначает на должность и освобождает от должности по предложению председателя Правительства РФ заместителей Председателя Правительства, федеральных министров;

 

— представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, а также кандидатуру генерального прокурора РФ, назначает судей других федеральных судов;

 

— формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

 

— формирует Администрацию Президента РФ;

 

— назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

 

— назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил Российской Федерации;

 

— назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Федеральное собрание — Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ, представляющие собой двухпалатный парламент, формируются в соответствии со ст. 5 Конституции РФ. Депутаты Госдумы (450 человек) всенародно избираются сроком на 5 лет. Состав Совета Федерации формируется по особому принципу — по два представителя (по одному от исполнительной и представительной ветвей власти) субъекта Российской Федерации.

 

К ведению Государственной Думы (ст. 103) в решении кадровых вопросов относятся:

 

— согласие на назначение председателя Правительства РФ;

 

— решение вопроса о доверии Правительству РФ;

 

— назначение на должность и освобождение от нее председателя Центрального банка РФ;

 

— назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

 

— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

 

— выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

 

К ведению Совета Федерации (ст. 102) в решении кадровых вопросов относятся:

 

— назначение выборов Президента РФ;

 

отрешение Президента РФ от должности;

 

— назначение на должность судей Конституционного, Верховного судов РФ;

 

— назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

 

— назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

 

Это то, что касается высшего уровня регулирования кадровых вопросов.

 

Второй правовой уровень регулирования кадровых вопросов — федеральные законы. Среди них особое место занимает Трудовой кодекс РФ, принятый в 2001 г. Кодекс устанавливает благоприятные условия труда, защищает права и интересы работников и работодателей. Отметим основные положения трудового законодательства, касающиеся кадровой политики и кадровой работы:

— основные принципы правового регулирования трудовых отношений, включая запрещение дискриминации в сфере труда и запрещение принудительного труда;

— трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений;

— основные права и обязанности работника и работодателя;

 

Социальное партнерство в сфере труда:

— представители работников и работодателей;

— участие работников в управлении организацией;

трудовой договор, его заключение, изменение, прекращение;

— защита персональных данных работника;

 

Режим рабочего времени и отдыха:

— заработная плата и нормирование труда;

— гарантии и компенсации работников;

— дисциплина труда;

— профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;

— материальная ответственность сторон;

— защита трудовых прав работников, разрешение трудовых споров;

— ответственность за нарушение трудового законодательства.

 

Регулирование трудовых и кадровых вопросов в конкретных сферах осуществляется специальными законами.

 

Для нас важное значение представляют законы, регулирующие государственную и муниципальную службы. На сегодняшний день такими законами являются федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» и федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации».

 

Коротко раскроем содержание этих законов.

 

Закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ состоит из четырех глав.

 

В первой главе — «Общие положения» — определяются понятия государственной службы, система государственной службы, основные принципы построения и функционирования системы государственной службы, видовые понятия системы государственной службы, должности государственной службы, реестры должностей, понятие «признаки государственного служащего».

 

Вторая глава — «Общие условия государственной службы» — устанавливает порядок формирования кадрового состава государственной службы, порядок поступления на службу, ее прохождение и прекращение, классные чины и дипломатические ранги, воинские и специальные звания, стаж государственной службы, персональные данные и реестр государственных служащих.

 

В третьей главе — «Система управления государственной службой» — определяются уровни, цели и задачи управления государственной службой, уровни кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, финансирование государственной службы и программы ее реформирования и развития.

 

Для нас в этом законе особое значение имеют ст. 11 «Формирование кадрового состава государственной службы» и ст. 17 «Кадровый резерв для замещения должностей государственной службы».

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.