Тема 2. Социальные группы, их классификация — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 2. Социальные группы, их классификация

2017-06-26 703
Тема 2. Социальные группы, их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество раз­личных социальных общностей и групп.

Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характери­зующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Социальная общность – это относительно целостная совокупность людей, выделяемая по территориальному и социокультурным критериям и объединяемая исторически сложившимися устойчивыми связями и отношениями.

Признаки социальной общности

• Сходство условий жизнедеятельности.

• Общность потребностей.

• Наличие совместной деятельности.

• Формирование собственной культуры.

• Социальная идентификация членов общности, их само­причисление к этой общности.

Социальные общности отличаются необычным разнообра­зием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:

по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;

по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы (от гр. ethnos — народ, нация);

по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных об­разований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют «ква­зигруппами» (лат. quasi — якобы, мнимый), или «социальны­ми агрегациями». Для них характерна непрочность взаимо­связей между контактирующими людьми.

Социальное общности подразделяются на устойчивые (например, нация) и кратковременные (например, пассажи­ры в автобусе).

Виды социальных общностей

• Классовые общности и слои.

• Исторические формы общности.

• Социально-демографические общности.

• Корпоративные общности.

• Этнические и территориальные общности.

• Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и груп­повые (социальные группы).

Критерии социальных общностей: территориальный (поселенческий), профессиональный, политический.

Виды социальных общностей: жители какого-либо региона (рязанцы), представители какой-либо профессии (водители такси, преподаватели), политические партии (либералы, демократы)

 

Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориента­ции).

Социальная группа - совокупность людей, имеющих общий социально значимый признак, общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.

 

Появление социальных групп, во-первых, связано с обще­ственным разделением труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообрази­ем условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.

 

Виды социальных групп

 

Основа класси­фикации Наиме­нование группы Ее сущность Примеры социальных групп
Числен­ность Малая группа Небольшое число людей (от 2-3 до 20-30 че­ловек), которые хоро­шо знают друг друга, заняты каким-либо об­щим делом и находятся в прямых взаимоотно­шениях между собой. Характерны общие це­ли, задачи деятельнос­ти, психологические и поведенческие особен­ности. Представляет собой эле­ментарную ячейку общества Семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др.
Боль­шая группа Многочисленная сово­купность людей, зани­мающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы Нация, класс, страта и др.
Характер взаимо­действия Первич­ная группа Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный харак­тер и предполагает взаимную поддержку Группа друзей, сверстников, соседей и др.

 

 

 

  Вторич­ная группа Группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-дело­вой характер Производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.
Факт сущест­вования Номи­нальная группа (соци­альная кате­гория) Искусственно сконст­руированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения Пассажиры при­городных поез­дов, покупатели стирального по­рошка «Аист», проживающие в отдельных и коммунальных квартирах и др.
Реаль­ная группа Группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные приз­наки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства) Мужчины, жен­щины, русские, дети, учителя, горожане и др.
Способ организа­ции и регулиро­вания взаимо­действия Фор­мальная (офици­альная) группа Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций Школьный класс, футболь­ная команда «Спартак» и др.
Нефор­мальная (неофи­циаль­ная) группа Группа, обычно возни­кающая и существую­щая на базе личных интересов ее участни­ков, которые могут со­впадать или расходить­ся с целями официаль­ных организаций Поэтический кружок, клуб любителей бар­довской песни, организация бо­лельщиков фут­больного клуба «Зенит» и др.

 

Группы и организации непосредственно влияют на пове­дение человека. Это влияние может быть как положитель­ным, так и отрицательным.

 

Воздействие малой группы на человека

Позитивное Негативное
• Отношения, складываю­щиеся в группе, приуча­ют человека выполнять существующие социаль­ные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью • В группе человек совер­шенствует свои коммуни­кативные умения • От членов группы чело­век получает информа­цию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя • Группа дает человеку уверенность в себе, снаб­жает его системой поло­жительных эмоций, не­обходимых для его раз­вития   • Цели группы достигаются за счет ущемления интересов от­дельных ее членов в ущерб ин­тересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм • Воздействие, которое группа оказывает обычно на одарен­ных творческих личностей: их оригинальные идеи отверга­лись большинством потому, что были непонятны, а сами не­ординарные личности сдержи­вались, подавлялись в своем развитии, преследовались • Иногда человек идет на внут­ренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно рас­ходясь в мнениях с окружаю­щими людьми, тем не менее со­глашается с ними, исходя из каких-либо соображений

 

Таким образом, несмотря на то что реальное общество со­ставляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъекта­ми общественных отношений являются социальные группы.

 

В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядочен­ное определенными нормами взаимодействия частей. Соци­альная структура организует общество в единое целое.

 

 

 

 

 

 

 

  Социальная структура общества    
     
Социальные группы   Социальные слои   Социальные общности   Социальные институты
             
    Социальные отношения    
           
                     

Как уже отмечалось, кроме понятия «группа», в социоло­гии существует понятие «квазигруппа».

Квазигруппа — малоустойчивая неформальная сово­купность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая не­определенную структуру и систему ценностей и норм.

Существуют следующие разновидности квазигруппы:

— аудитория — объединение людей во главе с коммуни­катором (например, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-при­ем информации непосредственно или с помощью технических средств;

— фан-группа — объединение людей на основе фанатич­ной приверженности спортивной команде, рок-группе или ре­лигиозному культу;

— толпа — временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

 

Основные свойства квазигрупп

Свойство Его сущность
Анонимность Индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязвимым в квазигруппе, не ощущает социального контроля и ответственности
Внушаемость Члены квазигруппы более внушаемы, чем люди, находящиеся за ее пределами
Социальная заражаемость Быстрая передача эмоций, настроений индивиду, а также быстрая их перемена

 

Бессознательность Индивиды как бы растворяются в толпе и пропитываются коллективными бессо­знательными инстинктами, их действия в квазигруппе обусловлены, как правило, больше подсознательным, чем сознанием, и имеют иррациональный и непредсказуемый характер

 

В современных условиях, когда требуется огромная рабо­та по координации деятельности и ресурсов, возрастает значе­ние организаций.

Организация — это большая ассоциация людей, дей­ствующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (больницы, учебные заве­дения, фирмы, финансовые компании, банки, правитель­ственные учреждения и т. д.). Организации по большей части «спроектированы» — учреждены с определенными целями, располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей.

 

 

Как можно объяснить многообразие социальных групп в современном обществе? В современном обществе происходит углубление разделение труда, специализации, дифференциации системы оплаты труда, усложнение системы образования (наличие несколько ступеней образования), что способствует усилению дифференциации в обществе, выделению множества групп. Причиной является и появление новых подходов в оценке структуры общества. Помимо классового подхода, появился стратификационный, который учитывает не только экономический фактор, но и другие признаки (политические, религиозные, этнические), а также величины того или иного признака при выделении групп.

 

Образец задания

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческо­го курса, составьте два предложения, содержащие информа­цию о социальной группе.

Ответ: Социальная группа — устойчивая совокупность лю­дей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации). Примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специализаци­ей человеческой деятельности. Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в це­лом. Социальные группы могут быть различными по размеру — малыми и большими, а также формальными и нефор­мальными и др.

 

Тема 3. Социальный статус

В рамках социологического знания огромное значение имеет изучение положения личности в обществе, т. е. соци­ального положения индивида, которое определяется поняти­ем «социальный статус личности».

Социальный статус (от лат. status — положение, состо­яние) личности — это положение человека в обществе, ко­торое он занимает в соответствии со своим возрастом, по­лом, происхождением, профессией, семейным положением,

В социологии выделяют следующие виды социальных ста­тусов личности.

Социальный статус

Статусы, определяемые положением индивида в группе:

— социальный статус — положение человека в общест­ве, которое он занимает как представитель большой социаль­ной группы во взаимоотношениях с другими группами;

— личный статус — положение индивида в малой груп­пе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответс­твии с его личными качествами.

Статусы, определяемые временными рамками, влияни­ем на жизнь индивида в целом:

— основной статус определяет главное в жизни человека;

— неосновной статус влияет на детали поведения чело­века.

Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в ре­зультате свободного выбора:

— предписанный статус — социальная позиция, кото­рая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (пол, возраст, национальность);

— смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов;

— достигаемый статус приобретается в результате сво­бодного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (жена, врач, директор школы).

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций, и соответствен­но он характеризуется статусным набором (Этот термин введен американским социологом Робертом Мертоном).

Статусный набор — совокупность всех статусов, за­нимаемых данным индивидом.

Существует определенная иерархия статусов: меж­групповая — имеет место между статусными группами; внутригрупповая — имеет место между статусами индивидов в рамках одной группы.

Место в иерархии статусов называется статусным ран­гом. Выделяют следующие виды статусных рангов: высокий, средний, низкий.

Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерар­хиях проявляются в расхождении статусов, которое возника­ет при двух обстоятельствах:

— когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;

— когда права и обязанности одного статуса несовмести­мы с правами и обязанностями другого (например, статус де­путата несовместим со статусом министра).

При характеристике любого социального статуса выделя­ют следующие компоненты.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.