Методика лечебной гимнастики — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Методика лечебной гимнастики

2017-06-26 411
Методика лечебной гимнастики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В подготовительном периоде на занятиях лечебной гимнастики решались следующие задачи:

1) Стимулировать обмен веществ в организме;

2) Повысить адаптацию организма к физической нагрузке;

Во этом периоде необходимо преодолеть сниженную адаптацию к физической нагрузке, восстановить обычно отстающие от возрастных нормативов двигательные навыки и физическую работоспособность, добиться желания активно и систематически заниматься физической культурой, так как дети с ожирением в связи с неловкостью и сниженными двигательными возможностями нередко избегают любых занятий физической культурой.

Продолжительность занятийв этомпериоде составляла 30-45 минут, 2 раза в неделю. Занятия ЛГ проводились в зале ЛФК, групповым методом, всё необходимое оборудование присутствовало. При выполнении упражнений использовались гимнастические предметы – палки, мячи большого диаметра. Интенсивность выполнения упражнения и темп увеличивался постепенно. Каждое упражнение в подготовительном периоде занятий ЛГ выполняли по 8-12 раз, а в основном и заключительном периоде повторения постепенно доводились до 15-20 раз. Движения выполнялись с большой амплитудой, когда в работу вовлекаются большие мышечные группы; использовались махи, круговые движения в крупных суставах, упражнения для туловища (наклоны, повороты, вращения), упражнения с предметами. Ритмичное сокращение больших групп мышц вызывает повышение расхода энергии и высвобождение молекул жирных кислот из клеток, стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, тканевый обмен. Дыхательные упражнения способствуют увеличению поступления в организм кислорода, необходимого для усиления окислительных процессов и более активного сгорания жирных кислот в тканях. Все физические упражнения должны чередовались с дыхательными упражнениями. Немаловажную роль отводят упражнениям, укрепляющим мышцы брюшного пресса и тазового дна, которые не только удерживают органы брюшной полости в нормальном физиологическом положении, но и улучшают перистальтику кишечника. Частота сердечных сокращений должна приближаться к индивидуальной целевой зоне. Она составляет 50–70 % от максимальной частоты сердечных сокращений. После занятий обязательно принять водные процедуры: душ с последующим активным растирание тела полотенцем.

В основном периоде на занятиях ЛГ решались следующие задачи:

1) Нормализовать обмен веществ;

2)Улучшить функции сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем.

Продолжительность занятий в этом периоде увеличилась до 45-60 минут, 2 раза в неделю. Возросла интенсивность и амплитуда выполнения упражнений, ускорился темп. Количество повторений каждого упражнения увеличилось.

В заключительном периоде на занятиях ЛГ решались следующе задачи:

1) Поддержать достигнутые результаты восстановления организма;

2) Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ);

В этом периоде широко расширился двигательный режим, упражнения выполнялись с утяжелителями, применялись механотерапевтические тренажёры и упражнения на развитие силы мышц туловища и конечностей.

Комплекс упражнений ЛГ представлен в приложении 5.

Методика гидрокинезотерапии

Гидрокинезотерапия представляет собой средство ЛФК, предусматривающее выполнение упражнений в водной среде, чем обусловлена высокая эффективность занятий.

Условия пребывания подростков с ожирением в воде приближаются к условиям невесомости, что приводит к ограничению нагрузки на организм со сниженными функциональными возможностями. Выполнение упражнений, связанных с погружением в воду, охлаждением тела занимающихся и давлением воды, вызывает более энергичную работу сердца. Давление воды облегчает приток крови к сердцу, а горизонтальное положение тела, которое принимает человек при выполнении упражнений в воде, значительно облегчает условия работы сердца. Следовательно, гидрокинезотерапия, с одной стороны, побуждает сердце к усиленной деятельности, с другой - улучшает условия его работы.

В воде расход калорий выше примерно в 2 раза благодаря эффекту сопротивления более плотной среды и большей теплопроводности. Также дополнительное количество калорий сжигается благодаря температуре воды, которая намного ниже температуры тела. При охлаждении в воде организм не обезвоживается и не теряет с потом минеральных веществ. Упражнения в бассейне подразумевают отсутствие опоры под ногами, что способствуют укреплению мышц-стабилизаторов.

Во время занятий вода оказывает своеобразный массаж, который прекрасно действует на циркуляцию крови в тканях (мышцы не чувствуют перенапряжения, так как постоянный массаж водой понижает в них уровень молочной кислоты).

С осторожностью стоит заниматься в бассейне детям, страдающим астмой, так как воздействие воды может вызвать давление на грудную клетку, что может привести к осложнению дыхания. Детям, склонным к судорогам и страдающим аллергическими заболеваниями стоит проконсультироваться с лечащим врачом.

В гидрокинезотерапию входит:

1. Лечебная гимнастика в воде;

2. Дозированное плавание;

3. Подвижные игры в воде.

В подготовительном и заключительном периоде применялись дозированное плавание и подвижные игры в воде. В основном периоде использовалась ЛГ в воде вместе с дозированным плаванием.

Для поддержания ритмичного темпа упражнений, а также для хорошего настроения занимающихся, занятия проводились под музыку. Благодаря тому, что большая часть тела скрыта водой, подростки с ожирением чувствуют себя увереннее и комфортнее.

 

Лечебная гимнастика в воде

Перед началом занятия на разминке следует немного поплавать, чтобы адаптировать температуру тела к температуре воды. Энергичные движения с коротким плечом рычага (бег на месте высоко поднимая колени, разножка) отлично подойдут для начала. Разминка длится 5-10 минут. Выполняется ходьба вперед, в стороны и назад, бег трусцой и переход по всей длине бассейна, чтобы задействовать и разогреть все основные группы мышц. В основной части могут быть включены упражнения, которые укрепляют сердечно-сосудистую систему, вырабатывают выносливость и мышечную силу.

Занятия лечебной гимнастикой в воде проводились групповым методом (8 человек) и проходили в оздоровительном бассейне (по грудь) с температурой около 32 °С. Бассейн не поделен на дорожки и имеет меньшую площадь, чем плавательный.

В основном периоде разработанной нами методики ЛФК лечебная гимнастика в воде решало одну из главных задач - снижение массы тела.

Занятия ЛГ проводились в умеренном темпе в течение 3 месяцев, 2 раза в неделю по 45-60 минут. ЧСС во время занятий соответствовал 60-70 % от индивидуального максимума (ИМ).

Комплекс упражнений в воде включают в себя:

1) Подготовительная часть - ОРУ и ДУ;

2) Основная часть - аэробные упражнения, упражнения на выносливость, развитие силы и гибкости;

3) Заключительная часть - ДУ и упражнения на расслабление.

Занятие ЛГ в воде включает в себя простейшие упражнения, например, махи ногой вперед и назад, легкие прыжки с подтягиванием ног к груди, выполнение движений ногой, согнутой в колене. На первых порах уделяют особое внимание освоению правильного положения тела в воде, постановке дыхания, отработке основных движений и их элементов.

Комплекс упражнений разрабатывался так, чтобы задействовать все основные группы мышц, однако основная нагрузка все-таки приходится на нижнюю часть тела. Упражнения выполняются как с использованием специального оборудования (нудл), так и без него. Комплекс занятия по ЛГ в воде представлен в приложении 7. Некоторые специальные упражнения с нудлом представлены в приложении 8.

Дозированное плавание

Основными задачами плавания в подготовительном периоде были:

1) Воспитать желание активно и систематически заниматься физической культурой;

2) Стимулировать обмен веществ в организме

3) Повысить адаптацию организма к водной среде и физической нагрузке.

Занятие плаванием состояло из 3-х частей.

Подготовительная часть – не более 5-10 минут; состоит из подводящих и общеразвивающих упражнений. ЧСС после подготовительной части занятий не должен превышать 120-130 ударов в минуту.

Основная часть - 25-30 минут. Основной задачей является изучение техники плавания. На освоение с водной средой отводится не менее 5 минут. Кроме упражнений по освоению с водной средой изучаются элементы техники плавания. Такие упражнения, как "скольжение" и "правильное дыхание", проводятся на протяжении всех занятий. Основное внимание уделяется плаванию с досками, которое следует проводить в произвольном, удобном для каждого подростка темпе. Плавание с досками проводится дважды по 5 минут с отдыхом 2-3 минуты после каждой пятиминутки. Основное внимание уделяется движениям ног и дыханию при изучаемом способе плавания.

Целесообразно применять у подростков с ожирением дозированное плавание умеренной интенсивности со следующем сочетанием физических нагрузок: первая пятиминутка - кроль на спине, отдых 2-3 минуты лежа на животе (локти на доске, легкие подталкивающие движения ногами); вторая пятиминутка - кроль на груди, отдых 2-3 минуты лежа на спине (плавательная доска расположена произвольно, равномерное глубокое дыхание, легкие подталкивающие движения ногами). Пять минут в конце основной части занятий отводится на закрепление разученных способов плавания.

Заключительная часть – 5 минут. Используются дыхательные упражнения, выдохи в воду (6— 8 раз) и медленная ходьба, чтобы восстановить функции дыхания и кровообращения до исходного уровня.

В заключительном периоде применялось дозированное плавание, продолжительность занятий которого увеличилось до 45-60 минут (2 раза в неделю).

Основными задачами плавания в этом периоде являлись:

1) Поддержание достигнутого результата восстановления организма;

2) Профилактика возможных рецидивов повышения массы тела.

При плавании с опорой на доску даже при очень быстрых движениях ногами частота сердечных сокращений у детей, страдающих ожирением, не достигает максимальных величин по сравнению с плаванием без доски, но в медленном темпе. Поэтому мы рекомендуем использовать плавательные доски в основной части урока на протяжении всего периода занятий. После того как выясняется, какой способ плавания лучше удается каждому подростку, отработав технику плавания, следует использовать только данный способ.

 

Подвижные игры в воде

Изучение движений в воде с детьми также осуществлялось в игровой форме. Игры проходят с большим эмоциональным подъемом, оказывая сильное воздействие на центральную нервную систему, обладая ещё и закаливающем эффектом.

В подготовительном периоде подвижные игры в воде использовались:

1. Для ознакомления со свойствами воды.

2.Для совершенствования отдельных упражнений и элементов техники.

3. Для ознакомления с элементами прикладного плавания.

4. Для эмоционального воздействия.

Занятия проходили по грудь в воде.

Использовались игры умеренной интенсивности и малой подвижности.

Применялась игра с мячом под названием «Собачка», для прививания интереса, развития координации и тактических навыков. Минимальное количество детей – 4 человека. Участники перекидывают по воздуху или переправляют по воде друг другу мячик. «Собачка» пытается отнять мячик у игроков, перехватить их передачи. Как только вода захватывает предмет, он встает на место того игрока, которому не успел поймать посланный ему мяч.

Остальные подвижные игры представлены в приложении 7.

 

Методика лечебного массажа

Массаж активно влияет на обмен веществ: увеличивает выведение из организма азотистых веществ, недоокисленных продуктов обмена, усиливает поглощение тканями кислорода и питательных веществ. Под влиянием массажа повышается сократительная функция мышц и восстанавливается работоспособность, происходит расширение и раскрытие резервных капилляров, в результате чего увеличивается газообмен между тканью и кровью.

Массаж использовался в основном периоде, 3 раза в неделю. Курс массажа - 15-20 сеансов, через день.

Решались определённые задачи:

1) Нормализовать обмен веществ;

2) Улучшить функции ССС, ДС;

Массаж проводился после приема ванны.

Методические указания:

1. Время для проведения лечебного массажа при ожирении – лучше утром или вечером.

2. Учитывать сопутствующие заболевания и индивидуальные особенности (слабость брюшного пресса, запоры, подростковый и детский возраст). Поэтому некоторые приемы не применяются (ударные).

3. Продолжительность процедур постепенно увеличивать с учетом ответной реакции подростка, начиная от 20 минут и заканчивая 50 минутам.

4. При ожирении основными приемами массажа являются «разминание» и «растирание».

5. После процедуры подросток должен отдохнуть 15-20 мин.

Применяется общий массаж с акцентом на части тела, где выражен подкожно-жировой слой, а также на большие, объемные мыш­цы, на (спина, воротниковая зона, верхние и нижние конечности, грудная клетка, живот). Используются приемы классического лечебного массажа. Длительность сеанса составляла 40-50 минут.

При разминании на крупных мышцах нужно проводить те разновидности, при выполнении которых мышца приподнимается от костного ложа и разминается путем смеще­ния в разные стороны. Такое механическое воздействие оказывают «орди­нарное», «двойное кольцевое», «двойное ординарное» и «продоль­ное» разминание. Эти приемы в большей степени способствуют нормализации обмен­ных процессов и восстановлению работоспособности. При растирании применяют следую­щие разновидности: подушечками четырёх пальцев, фалангами пальцев согнутых в кулак, основанием ладони, ребром ладони, гребнеобразное-граблеобразное. Эти приёмы проводят там, где больше выражен под­кожно-жировой слой. Они быстро согревают глубокие ткани.

Процедура начинается с массажа области спины. Предварительно следу­ет проводить массаж на проксимально расположенных и более объ­емных мышцах, а затем дистальных областях тела. Однако если пациент не может или ему не разрешается лежать на животе из-за одышки, больших отложений жира в данной области, то его укладывают на спину, под голову подкладывают валик или подушку и начинают сеанс массажа с нижних конечно­стей. Массаж ног из исходного положения больного лежа на спине позволяет одновременно воздействовать на мышцы передней и зад­ней поверхности бедра и голени. Массаж следует проводить по «отсасывающей» методике. Применяют приемы: поглаживание, выжимание, разминание, растира­ние, потряхивание, валяние, встряхивание и ударные приемы. При массаже ног особое внимание следует уделять мышцам бедра (особенно на наружной стороне). Если больному разрешается лежать на животе, то сеанс мас­сажа, как уже было отмечено, начинают со спины, затем переходят на шейный отдел, далее массируют ягодичные мышцы. На этих участках проводятся все вышеуказанные приемы, уделяя внимание тем облас­тям, где больше выражен подкожно-жировой слой. Например, на бо­ковых поверхностях спины, на наружных краях ягодичных мышц и т.д. Следует помнить, что в области шеи ударные приемы не проводятся. Далее больной переворачивается на спину, и массаж продол­жается сначала на груди (особенно на боковых поверхностях грудной клетки), а затем на руках. При массаже рук особое внимание уделяют мышцам плеча (особенно трехглавой и дельтовидной мышцам). Да­лее массируются бедро ближней ноги, затем перейдя на другую сто­рону, массажист массирует бедро другой ноги. При массаже бедра массажист, стоя продольно, ставит ближнее колено на кушетку на уровне голеностопного сустава. Нога массируемого ахилловым сухо­жилием лежит на бедре массажиста в области паха. Дальней рукой массажист поддерживает ногу с наружной стороны в области подко­ленной ямки, а ближней рукой проводит поглаживание, выжимание, разминание и потряхивание на внутреннем участке. Затем меняет по­ложение рук: ближней рукой поддерживает ногу с внутренней сторо­ны, а дальней повторяет все вышеуказанные приемы на наружном участке бедра. Такое исходное положение позволяет одновременно воздействовать на все мышцы как передней, так и задней поверхности бедра. Массаж продолжается на голени сначала с одной, потом с дру­гой стороны. Массаж передней большеберцовой мышцы надо прово­дить из исходного положения, при котором массажист сидит на краю кушетки у стоп больного лицом к лицу. Нога больного согнута в коле­не, пятка упирается в кушетку, а пальцы стопы - в бедро массажиста. А при массаже задней поверхности голени стопа больного должна на­ходиться под бедром массажиста. При ожирении массаж суставов проводят для последователь­ного перехода к вышележащему сегменту конечности и применяют только прием «поглаживание». Сеанс общего массажа заканчивают в области живота. При массаже живота массируют переднюю брюшную стенку и органы брюшной полости по ходу толстой кишки. На животе применяют сле­дующие приемы: поглаживание, выжимание, разминание (ординар­ное, двойное кольцевое, фалангами согнутых пальцев) и растирание (ребром ладони, фалангами пальцев согнутых в кулак, подушечками пальцев). Массаж живота оказы­вает положительное влияние на подкожную жировую клетчатку, пря­мые и косые мышцы живота, а также способствует активизации пери­стальтики толстой кишки и стимулирует тонкий кишечник. При ожирении рекомендуется проводить массаж живота с вы­тянутыми ногами. В заключение массажа встряхивают нижние и верхние конечно­сти.

Дополнительные средства ЛФК

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)

В подготовительном периоде утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) решала одну из главных задач - повышение адаптации организма к физической нагрузке. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) чередовались с дыхательными упражнениями (ДУ) в соотношении 2:1. Утренняя гимнастика проводилась самостоятельно дома или в хорошо проветренном помещении. После занятия должно появиться приятное чувство бодрости и повыситься работоспособность.

Занятия утренней гигиенической гимнастикой проводились ежедневно, за 1,5 часа до или после завтрака, в течение 10-15 минут, завершалась водными процедурами. Упражнения выполнялись из различных исходных положений, но преимущественно стоя. Использовались доступные общеразвивающие физические упражнения, прорабатывающие всю мышечную систему с полным объемом движения во всех суставах, ходьба, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Применялись гимнастические упражнения для укрепления мышц туловища, повороты и наклоны туловища. При выполнении упражнений нужно следить за дыханием, оно должно быть свободным.

В заключительном периоде УГГ проводилась каждый день, это способствовало поддержанию достигнутых результатов восстановления и профилактике рецидивов повышения массы тела. ОРУ чередовались с ДУ в соотношении 3:1.

Утреннюю гигиеническую гимнастику можно заменить прогулкой, дозированной ходьбой до 20 минут.

Дозированная ходьба

Дозированная ходьба (ДХ) проводилась на беговой дорожке в зале ЛФК.

В подготовительном периоде при ходьбе решались следующие задачи:

1) Улучшить двигательную деятельность подростка;

2) Стимулировать обмен веществ в организме.

В этом периоде занятия проходили 2 раза в неделю продолжительностью до 15 минут. Начинали с маршрута протяжённостью 1 км. Целесообразна ходьба в темпе, свойственном данному пациенту, а при хорошей переносимости её через каждые 3 дня следует увеличивать дистанцию на 500 м, ускоряя при этом темп ходьбы до быстрого - от 120 до 140 шагов/мин (от 5,6 до 6,4 км/ч).

Во время ходьбы на середине занятия следует предусмотреть кратковременную паузу (1 - 2 минуты), перейти на умеренный темп, во время которого можно выполнить дыха­тельные упражнения, если появится одышка. Особое внимание нужно обратить на дыхание: во время ходьбы вдох делать через нос, выдох – через рот. Дышать ритмично, выдох должен быть продолжительнее вдоха (примерно на 2-3 шага вдох, на 3-4-5-6 шагов выдох).

В основном периоде на занятиях решались следующие задачи:

1) Повышение общей выносливости;

2) Снижение массы тела.

Так как ходьба, особенно быстрая предъявляет сердечно-сосудистой, дыхатель­ной системам, опорно-двигательному аппарату большие требования, нужно перед ходьбой сделать несколько упражнений, которые подготовят организм к на­грузке. Это ОРУ из комплекса лечебной гимнастики, активные движения в суставах. В конце занятия следует перейти на медленный темп, не останавливаясь сразу, и выполнить дыхательные упражнения, чтобы восстановить постепенно ЧСС до исходного уровня.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.