Личность в психоаналитической концепции З.Фрейда. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Личность в психоаналитической концепции З.Фрейда.

2017-06-26 714
Личность в психоаналитической концепции З.Фрейда. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По Фрейду развитие психики - это приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной среде. Движущими силами психического развития являются врожденные и бессознательные влечения. Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых располагаются основные структуры личности. Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы.

По мнению 3. Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых - сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

Однако в дальнейшем представления Фрейда изменились. В рамках структурной модели функций появилась топологическая модель психики: Оно(Ид), Я(Эго) и Сверх-я(Супер-Эго).

Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация), которые наполняют наше поведение энергией. Это нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Он требует немедленной разрядки напряжения (принцип удовольствия), что выражается в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: 1. Рефлекторные действия (автоматический ответ на сигналы возбуждения - кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей). 2. Первичные процессы (форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, “себя” и “не-себя” - вода и мираж воды для человека, бредущего по пустыне; образ материнской груди или бутылочки молока у голодного младенца).

Эго -часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Эго осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения. Эго осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как между Ид и Супер-Эго. Оно обеспечивает непрерывность, но последовательность поведения. Это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

Супер-Эго -моральные установки человека. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с ним. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими “формирующими” фигурами. СЭ начинает проявляться, когда ребенок начинает различать “правильно” и “неправильно” Фрейд разделил СЭ на две подсистемы: совесть (приобретается посредством родительских наказаний, включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины) и эго-идеал (поощрительный аспект, формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят, как итог-самоуважение и гордость). Его задача - соблюдение норм, принятых в окружающем обществе.

В некоторых случаях нормы общества и желания Ид могут не совпадать, тогда для разрешения конфликта включаются защитные механизмы, порождающие бессознательные реакции: вытеснение (из сознательного в бессознательное), сублимацию (из бессознательного в творчество), проекцию(на предмет - собственная неудача проектируется на неудачу из-за предмета), регрессию (психика на уровне ребенка), замещение (тебя отчитал начальник – ты отчитал ребенка), отрицание (непризнавание фактов).

Психоаналитическая теория развития личности основывается на двух предпосылках. Генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством либидо, которое проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий. 1. Оральная - 0-18мес (закладка основных установок: зависимости и независимости, доверия и опоры в отношении других людей). 2. Анальная -1,5-3г (формирование будущих форм самоконтроля и саморегуляции). Поощрение хождения на горшок- поддержка в способности контролировать себя, позитивная самооценка. Настойчивость и строгость порождают склонность к упрямству, разрушению, импульсивности или замкнутости и тд. 3. Фаллическая -3-6л (Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания). Эдипов комплекс/комплекс Электры. 4. Латентная -6-12л (сексуальное влечение уходит на второй план, происходит расширение социальных контактов со сверстниками). 5. Генитальная -половое созревание(установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество).

Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией. Источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения, выражающиеся в инстинктах. Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни (Эрос) и смерти (Танатос). Эрос включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение человеческого рода. Признавая большое значение инстинктов жизни, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо. Либидо — это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.

Танатос лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. Энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Фрейд полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.