Борьба религии и атеизма в первые годы Советской власти — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Борьба религии и атеизма в первые годы Советской власти

2017-06-25 282
Борьба религии и атеизма в первые годы Советской власти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(на материале Алтайского края) И. В. Рахманова

XXVII съезд КПСС, последующие пленумы ЦК КПСС определили широкую программу деятельности партийных организаций по дальнейшему совершенствованию системы коммунистического воспитания, формированию у всех трудящихся научно-материалистического мировоззрения. Важной составной частью этой многогранной работы является атеистическая пропаганда, актуальность которой особенна возросла в современных условиях.

Западные антикоммунистические центры, наиболее реакционная часть духовенства не жалеют сил и времени для. того, чтобы модернизировать религиозно-пропагандистский арсенал средств идейного воздействия, приспособить его к потребностям современного антикоммунизма. В последне& время они особенно активно разрабатывают историко-рели-гиозную тему в целях антисоветской пропаганды. Поводом для развертывания очередной кампании послужило приближающееся 1000-летие введения христианства на Руси. Основным тезисом буржуазно-религиозной пропаганды является утверждение того, что православная церковь имеет

27 См.: Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Л., 1977. С. 185—197.

огромные заслуги в формировании славянских народов, их культуры и государственности. Вопреки исторической правде буржуазно-религиозная пропаганда наделяет эти народы чуть ли не врожденной религиозностью, приверженностью к патриархальным формам жизни и даже к монархическому образу правления.

Следует сказать, что стремление использовать религию в антисоветских целях не находит поддержки среди абсолютного большинства духовенства и верующих. Вместе с тем готовясь к 1000-летию «крещения Руси», церковники пытаются усилить свое влияние на население. Так, активизировалась проповедническая и издательская деятельность Московской патриархии, религиозных объединений. В печатных и устных выступлениях служителей церкви настойчиво проводится мысль, что православная церковь неизменно содействовала национально-государственному укреплению России, развитию ее духовной культуры, всегда была с народом, выступала в защиту угнетенных.

В то же время в научной и массовой атеистической литературе недостаточно внимания уделяется освещению истории православия, его места и роли в жизни общества с марк-систско-ленинских позиций. Более того, в отдельных'публицистических, художественных произведениях допускаются серьезные ошибки в анализе этих вопросов: преувеличивается роль религиозного фактора в истории России, церковь изображается носителем высоких принципов нравственности популяризируются религиозные традиции и обряды, встречается любование монастырским и церковным бытом и т. п.

С учетом этих обстоятельств перед учеными-обществоведами, работниками идеологических учреждений, средств массовой информации стоят задачи усиления пропаганды марк-систско-ленинского подхода к роли православной церкви и других конфессий в социально-экономическом, политическом и культурном развитии России, в частности к деятельности православной церкви в первые годы Советской власти.

Когда власть перешла в руки социалистического государства, значительная часть церковных деятелей встала на путь контрреволюции. Этим прежде всего определялись особенности антирелигиозной работы Коммунистической партии в первые годы Советской власти. Развернуть планомерную и широкую пропаганду научных знаний с целью преодоления в сознании трудящихся масс религиозных предрассудков в условиях гражданской войны и иностранной интервенции было чрезвычайно трудно. Поэтому систематическая антирелигиозная пропаганда началась значительно позже,,

-322

чем политическая борьба с церковью как с определенной реакционной организацией.

Свою контрреволюционную позицию, свою враждебность-по отношению к Советскому государству церковная иерархия выразила на Поместном соборе Русской православной церкви (август 1917 г.— октябрь 1918 г.). 11 ноября 1917 г. собор принял послание к духовенству и верующим, в котором социалистическая революция объявлялась «нашествием антихриста, беснующимся безбожием». Церковная печать, комментируя послание собора, писала: «Церковь должна поднять и крест и палицу свою против гидры (т. е. против революции.— И. Р.), как подняла она все оружие свое против антихриста»1. Не случайно поэтому церкви и монастыри были опорными пунктами антисоветских движений, и звон набата с колокольни был обычным сигналом восстания против трудящихся. Во многих районах страны духовенство шло с оружием в руках против рабоче-крестьянской армии, вело агитацию против Советской власти, создавало полки «Иисуса Христа», «Пресвятой богородицы», подражавшие^ в своих названиях отрядам средневековых крестоносцев.

Православная церковь обладала мощной пропагандистской машиной, деятельность которой направлялась контрреволюционной верхушкой во главе с патриархом Тихоном. Только от имени Всероссийского поместного собора патриарх подписал 16 антисоветских посланий и воззваний к духовенству и верующим. Призывая в них сопротивляться мероприятиям Советской власти, Тихон ставил перед духовенством задачу вести широкую пропаганду и агитацию против Советского государства. Характеризуя деятельность реакционных кругов православного духовенства, журнал «Революция и церковь» в 1919г. писал, что агитация церковников «носила далеко не случайный характер; наоборот, это была целая система, направленная к срыву завоевании Октябрьской революции, сеть, которую искусно ткали патриаршие послания и указы из Москвы и нити которой благодаря организации духовенства расходились далеко по провинциальным углам»2.

Духовенство Алтайской губернии не осталось в стороне от этих призывов. Его контрреволюционная сущность ярко раскрылась в период колчаковщины. В 1919 г. возникло общество «Святого Гермогена», целью которого была борьба

1 Цит. по: Куроедов В. А. Религия и церковь в советском обществе. М., 1984. С. 48—49.

2 Цит. по: Воронцов Г. В. Массовый атеизм: становление и развитие. Л., 1983. С. 31.

с большевизмом. Священники Чистонин, Долинин, Шаран и другие принимали активное участие в агитации против Советской власти. Используя печатный станок «Бостонка», они распространяли воззвания «святейшего» Тихона о предании анафеме большевиков 3.

В борьбе против антисоветской деятельности церковников Советское государство вынуждено было привлекать к судебной ответственности тех служителей культа, которые прикрывали свою антинародную деятельность «защитой веры». В решении VIII съезда партии (март 1919 г.) записано: «...Всякая попытка контрреволюционной пропаганды под видом религиозной проповеди должна пресекаться»4. Суды над контрреволюционным духовенством разоблачали в глазах верующих и всех трудящихся тесную связь церковников с врагами народных масс. «Во второй половине декабря Алтгубревтрибом назначается к слушанию дело по обвинению настоятеля Богородской церкви Долинина, церковного старосты Дубинина, бывшего настоятеля Полковой церкви Казанцева... Все они обвиняются в сокрытии церковных ценностей и контрреволюционной деятельности. Это имеет громадное значение для трудящихся....Этот процесс откроет религиозный дурман, навеянный попами с целью эксплуатации трудящихся»5. Большое агитационное значение имели выступления на судебных процессах в Барнауле советских обвинителей.

Известна позорная роль контрреволюционного духовенства во время борьбы с голодом в стране в 1919—1922 гг. В связи с этим партийные организации на местах развернули пропагандистскую работу по разъяснению мероприятий, направленных на помощь голодающим, и разоблачению реакционной роли церкви в этом вопросе. Барнаульский городской Совет рабочих и крестьянских депутатов призвал все население Алтайской губернии «прийти на помощь своим братьям-голодающим»6. Трудящиеся массы откликнулись на этот призыв. Так, общее собрание рабочих и служащих Губвида постановило приветствовать постановление Совнаркома об изъятии у церковей всех культов и молитвенных домов, церковных ценностей в^фонд помощи голодающим 7.

3 См: К процессу церковников г. Барнаула // Красн. Алтай. 1922. 21 дек.

4 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК 7-е изд. М., 1954. Ч. I. С. 452.

5 К процессу церковников г. Барнаула.

6 ГААК Ф. Р -10, on. 1, д 596, л. 120.

7 См: Голос трудящихся о церковных ценностях // Красн. Алтай. 1922. 7 апр."

-324

В редакционной статье газеты «Известия ЦК РКП(б)» отмечалось: «Кампания по изъятию церковных ценностей оживила антирелигиозную пропаганду, и поэтому ее значение оказалось более широким, чем та практическая цель, которая вызвала непосредственно потребность к конфискации церковных ценностей»8.

Проявилась позиция церкви и в отношении принятых ленинских декретов, в частности Декрета о земле. В январе 1918 г. Поместный собор русской православной церкви приказал духовенству составить описи «отобранной» церковной земли. 15 февраля этого же года патриарх Тихон разослал на места постановление собора «О мерах против захватов насильниками церквей, церковных и монастырских имуществ». В нем говорилось: «В последнее время участились донесения о насильственном отобрании церковных и монастырских земель со всем хозяйственным инвентарем и имуществом как жителями окружающих селений, так и лицами именующими себя носителями власти....В таких случаях прекращать совершение священнодействий, закрывать храмы, вменять в обязанность приходскому и монастырскому духовенству в проповеди с церковного амвона призывать народ к покаянию и молитве»9. Следовательно, необходима была кропотливая работа по разъяснению ленинских декретов и позиции церкви в этом вопросе. О важности такой работы говорит заметка, опубликованная в одном из номеров газеты «Алтайский коммунист»: «В село Парфенове Барнаульского уезда приезжал инструктор Губревкома и делал доклады о строительстве Советской власти. Крестьяне засыпали его вопросами, особенно долго не понимали земельный вопрос, но в конце концов раскусили....После этого пошли споры да разговоры...»10

В агитационно-пропагандистской работе, организованной вокруг декретов Советской власти, приняли участие сотни партийных и советских работников. Разоблачение ими сущности реакционного духовенства способствовало росту политической сознательности и активности трудящихся масс. «Напрасно попы распространяли слухи, что Советская власть притесняет религию, и при этом сеяли в народе разные выдумки о том, что большевики в церквях чинят безобразия. Советская власть не борется против какой-либо религии.

8 Известия ЦК РКП(б). 1923. № 4.

9 Цит по: Емелях Л. И. Крестьяне и церковь накануне Октября. Л., 1976. С. 160.

10 Ермолинский Н. Еще лекции // Алтайск. коммунист. 1920. 21 сент.

Исповедование религии является частным делом верующих, а не делом того или иного государства»11. Таким образом, трудящиеся все больше осознавали тесную связь религии и церкви с интересами контрреволюции. Сама контрреволюционная деятельность духовенства и то возмущение, которое вызывала она у населения, дали толчок развитию массового антирелигиозного движения.

Такова была общая атмосфера, которая способствовала обострению борьбы с религией. Только по вине церкви процесс нормализации отношений между церковью и Советским государством приобрел сложный, затяжной характер. Обвинения в том, что большевики возвели борьбу с религией в принцип, не имеют никакого основания. «Самая борьба с эксплуататорами,— писал В. И. Ленин,— взята нами из опыта. Если нас иногда осуждали за нее, то мы можем сказать:,,Господа капиталисты, вы в этом виноваты. Если бы вы не оказали такого дикого, такого бессмысленного, наглого и отчаянного сопротивления, если бы не пошли на союз с буржуазией всего мира,— переворот принял бы более мирные формы"»12. Эти слова в полной мере относятся и к церкви.

Осознав бесплодность антисоветских выступлений, служители культа переходят на лояльные позиции 13 и начинают искать новые формы влияния на трудящихся. Они дают указания по демократизации церковных органов управления, о введении в церковные советы рабочих и крестьян. Для привлечения на богослужение населения края церковники используют революционные праздники, советские песни, гимны, извращая их смысл религиозным содержанием:

Ведь мы работники всемирной

Великой армии Христа.

Мы, христиане, во вселенной

должны примером быть всегда.14

Руководители церковных учреждений рекомендуют служителям культа изучать марксистскую литературу, формы атеистической работы. Для выполнения этих рекомендаций создаются специальные группы просветительской работы, передвижные библиотеки. Духовенство пыталось, таким образом, показать, что оно стоит на «советской платформе» в

11 Первая Алтайская беспартийная конференция // Алтайск. коммунист. 1920. 8 сент.

12 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 38. С. 201.

13 См.: Раскаяние // Красн. Алтай. 1922. 21 нояб.

14 Цит. по: Долотов А. Нутро религии // На Ленинском пути. 1929. 4. С. 46.

заявляя при этом: «Мы, как и коммунисты, стремимся к социализму. Разница между нами и коммунистами в том, что мы идем к социализму духом и всепрощением, а коммунисты — путем насилия»16. «Строительство социализма методом духа и всепрощения» было удобной ширмой для одурачивания верующих в целях распространения религиозной идеологии, затушевывания классовых противоречий.

Влиянию лживой христианской фразы поддавались еще тысячи людей, слепо веривших своим пастырям. Это наглядно проявилось, например, в событиях, происходивших в с. Сорочий Лог Барнаульского уезда. В 1925 г, здесь был открыт «святой ключ», обладавший якобы чудодейственной силой. Служители церкви всячески поддерживали веру в него, понимая, что «наставлением сейчас ничего не сделаешь. Народ может верить только чудесам господним... И если мы будем поддерживать эту веру, никто ее у него не отнимет...»16. В результате такой агитации каждый день ключ посещало не менее 500 чел., а 28 июля 1925 г. был устроен крестный ход, в котором приняло участие 8 тыс. чел.17

Научно обоснованные ответы на весь комплекс вопросов об отношении крестьянства к религии и церкви дает прежде всего ленинский анализ патриархальности, экономического и бытового уклада жизни деревни, который определялся натуральным крестьянским хозяйством. В духовной жизни крестьянства огромную роль играли патриархальная психология, чувства, привычки, обычаи. В. И. Ленин отстаивал принцип классового анализа психологии крестьянства, которое разделялось в России на четыре социальных слоя: сельских пролетариев, бедняков, средних крестьян, кулачество. В связи с классовым расслоением крестьянства менялось отношение разных его слоев к духовенству. «В русской деревне появился новый тип — сознательный молодой крестьянин,— писал В. И. Ленин.— Он общался с,, забастовщиками", он читал газеты, он рассказывал крестьянам о событиях в городах, он разъяснял деревенским товарищам значение политических требований, он призывал их к борьбе против крупных землевладельцев-дворян, против попов и чинов-

16 Цит. по: Костенко Н. А. Протестантские секты в Сибири. Новосибирск, 1967. С. 15.

16 Цит. по: Тайны чудес «святого ключа».— Красн. Алтай. 1925. 17 нояб.

17 См.: Чудотворцы «святого ключа» перед судом // Красн. Алтай. 1925. 15 нояб.

18 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 30. С. 316.

После установления Советской власти в деревнях Алтайской губернии наблюдались случаи отказа деревенских жителей от религиозных обрядов. «Умер у местного учителя сын,— сообщала газета „Красный Алтай",— и стал он хоронить его по-новому, не справляя религиозных обрядов. Эти первые похороны по-новому положили начало уверенности, что можно обойтись и без попов, и надо полагать, что многие граждане последуют данному примеру»19.

Однако заявлений о «ненужности церквей и попов» было еще мало. Перед партийными организациями края стояла задача вовлечь верующих людей в строительство новой жизни, подчинить борьбу с религией хозяйственному и культурному строительству.

Подъем материального и культурного уровня народа нужно было начинать с ликвидации неграмотности. Повсеместно в городах и селах Алтайского края стихийно возникали так называемые «пункты ликбеза», где рабочие и крестьяне обучались чтению, письму, арифметике. Особый размах эта работа получила на Алтае после II Всероссийского съезда Советов, принявшего решение о ликвидации неграмотности к 10-й годовщине Октября. Если к 1 апреля 1923 г. в Алтайской губернии насчитывалось только 86 «ликпунктов», в которых обучалось 2 тыс. неграмотных, то на 1 января 1925 г. число пунктов по ликвидации неграмотности достигало 623 и в них занималось более 20 тыс. чел. В городах края к 1 мая 1925 г. была полностью ликвидирована неграмотность рабочих, занятых на производстве 20. «,,Снизу", т. е. из той массы трудящихся, которую капитализм отстранял... от образования,— писал В. И. Ленин,— идет могучий подъем к свету и знанию. Мы вправе гордиться тем, что помогаем этому подъему и служим ему»21.

Проблемы ликвидации неграмотности тесно переплетались с проблемами преодоления религиозных предрассудков. Подчеркивая необходимость подчинения задач преодоления религии задачам подъема политической сознательности и культурного уровня масс, партия вместе с тем считала, что без специально организованной антирелигиозной пропаганды эту задачу решить будет невозможно. Антирелигиозную пропаганду на Алтае приходилось начинать, как уже отмечалось, в сложной обстановке, при наличии множества церковных

19 Неспокойный М. Похороны без попа // Красн. Алтай. 1920. 7 янв.

20 См. Развитие экономики и культуры Алтайского края за 40 лет. Барнаул, 1957. С. 192—193.

2! Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 326.

организаций. В это время действовали 433 религиозные организации 22, из них 143 культовых общества с количеством верующих 111 948 чел. и членами церковного совета 1 599 чел.— в Барнаульском уезде 28.

В мае 1921 г. состоялся Пленум ЦК РКП(б), решения которого требовали от коммунистов не только четких, принципиальных позиций в отношении к религии и церкви, но и активной работы по пропаганде научных знаний с целью преодоления религиозных предрассудков в сознании трудящихся. Местные партийные организации понимали всю важность поставленной перед ними задачи. Алтайская губернская партийная организация отмечала: «...Вопрос антирелигиозной пропаганды — вопрос большой важности и к нему надо подходить наиболее серьезно, наиболее вдумчиво»24.

В связи с этим парторганизации Барнаула развернули лекционную работу, в основу которой была положена расширенная программа «грамоты гражданина». Только за декабрь 1922 г. лекторами гублектбюро было прочитано 82 лекции по различной тематике в самых разнообразных аудиториях — в Народном доме, госпитале, клубах, драматической музыкальной хоровой студии, партшколе 26.

Беседы, лекции проводились не только в городах губернии, но и в селах. В с. Карболиха Змеиногорского уезда ячейками РКП(б) и РКСМ, например, в Народном доме был проведен вечер, который закончился докладом служащего Н. Матвеева о религии 26. В селах пропаганда естественнонаучных знаний велась также в рамках организации борьбы с тифом, засухой, так как крестьяне по своей «темноте и невежеству» не знали, что делать, и считали, что единственным средством против засухи являются поповские молебствования с иконами 27.

Большую роль в пропаганде атеистических знаний сыграли антирелигиозные кружки. Их создание вносило в пропаганду атеизма элемент организованности, систематичности. В кружках получал подготовку актив организаторов атеистической работы — агитаторы, пропагандисты. Они явились той основой, на которой стали возникать и развиваться

22 См.: ГААК. Ф Р -10. Он. 1. Д. 1155. Л. 47.

23 Там же. Д 329. Л. 65.

24 О неправильном подходе К антирелигиозной пропаганде // Красн. Алтай. 1925. 10 июля.

25 См. Лекционная работа // Красн. Алтай. 1923 4 янв.

26 См.: Комсомолия в пасху // Красн. Алтай. 1925. 19 апр.

27 От вредителя крестом не открестишься // Красн. Алтай. 1925. 23 июня.

низовые ячейки Союза безбожников. Это была одна из удачных форм привлечения к пропаганде атеизма более широких масс трудящихся, в том числе и верующих, так как здесь использовались популярные формы и методы — чтение и обсуждение антирелигиозной литературы, беседы, лекции. Так, 30 марта 1925 г. врач Кайбышев в кружке «Безбожник» провел беседу «Есть ли у человека душа?»28.

Антирелигиозная пропаганда с переходом к кружковой работе становится массовой. Отчеты о проведении атеистической работы среди населения свидетельствуют, что в клубах, кружках все чаще и чаще читаются лекции, проводятся беседы на антирелигиозные темы, привлекающие большое число слушателей. «Антирелигиозные лекции в клубе Боровского Затона были прочитаны т. Красноусовым. Две лекции на темы „Бог Саваоф" и,,Христос". Слушателей было тысяча человек. Много задавалось докладчику вопросов. Рабочие просили, чтоб такие лекции читались почаще»29.

При проведении антирелигиозной пропаганды партийные организации руководствовались ленинским указанием давать массам «самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами...»30.

Огромную помощь в этом оказала естественно-научная, атеистическая литература. Ее издание составляло «одну из отраслей... партийной работы»31. Большой популярностью у населения пользовались антирелигиозные работы Е. М. Ярославского, под редакцией которого с декабря 1922 г. начинает выходить еженедельная газета «Безбожник». На ее страницах впервые увидела свет книга Е. М. Ярославского «Библия для верующих и неверующих», в которой умело сочетались предельно простая, остроумная, художественно-публицистическая форма изложения, доступная самому широкому читателю, с подлинно научной критикой «священного писания».

О популярности газеты «Безбожник» говорит тот факт, что многие заводы, фабрики и села Алтайского края стано-

28 См.: Научная антирелигиозная пропаганда // Красн. Алтай 1925. 16 мая.

29 Норевский И. Антирелигиозные лекции // Красн. Алтай. 1925. 5 янв.

30 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 26.

31 Там же. Т. 12. С. 145.

вились подписчиками газеты. «Молодежь вместо церкви целыми толпами шла в избу-читальню, где комсомольцы читали собравшимся,,Безбожник", разъясняя прочитанное»32. В обращении Агитпропа Сибкрайкома РКП(б) отмечалось, что необходимую помощь оказывают газета «Безбожник» и журнал «Веселый Безбожник», редактируемые в республике лучшими знатоками религиозных вопросов. «...Яркий плакат, лозунг, стиль, народная карикатура свойственны этим изданиям, вместе с тем серьезное и легко доступное освещение ряда существенных вопросов....Агитпроп Сибкрайкома РКП(б) ставит задачу в связи с этим увеличить тираж этих изданий. В европейской части Союза их тираж превышает триста тысяч, тогда как в Сибири тираж едва достигает одной тысячи....Необходимо этим изданиям создавать массовый тираж, разбросав их широко и обильно, двинув их в самую гущу, где они должны сослужить хорошую службу»33.

Много места вопросам атеистической работы отводили газеты «Алтайский коммунист» — орган Алтайского губернского бюро РКП(б) и Алтайского губревкома и «Красный Алтай» — орган Алтайского губисполкома и Алтайского губ-кома РКП(б). Они распространяли лучший опыт антирелигиозной агитации, знакомили читателей с новинками литературы по критике религии, по вопросам естествознания, печатали материалы лекций, диспутов, антицерковные стихи и фельетоны.

Вопросы атеистического воспитания трудящихся масс были предметом постоянного внимания Алтайской губернской парторганизации. Так, она рекомендовала «воздержаться от постановки старых антирелигиозных пьес, если нет новых, то лучше устроить комсомольский вечер самодеятельности»34. Коммунистическая партия не выносила борьбу с религией на передний план, а подчиняла эту борьбу задачам классовой борьбы, подъему культурного уровня и политической сознательности масс.

Антирелигиозная работа приносила свои первые плоды, имела определенные успехи, секрет которых заключался прежде всего в ее идейной целеустремленности и правдивости. В. И. Ленин отмечал:,,Во всех своих листках белогвардейцы пишут, что у большевиков прекрасная агитация, что они не жалеют денег на агитацию. Но ведь народ слышал всякую агитацию — и белогвардейскую, и учредиловскую. Смешно думать, что он пошел за большевиками, потому

32 Старь и новь села Титовки // Красн. Алтай. 1925. 16 мая.

33 Дорогу антирелигиозным изданиям // Красн. Алтай. 1925. 12 июня.

34 Комсомолия в пасху.

что их агитация была более искусна. Нет, дело в том, что агитация их была правдива».35.

Глубина и прочность успехов атеистического движения на первом этапе его развития определялись еще и тем, что Великая Октябрьская социалистическая революция была подлинно народной, массовой революцией, направленной «не только против отдельных сторон прежнего общества, но и против самого прежнего,,производства жизни", против,,совокупной деятельности", на которой оно базировалось...»36. В силу этого революция положила начало необратимому процессу разрыва с религией широких трудящихся масс нашей страны.

В принятой на VIII съезде РКП(б) Программе партии были четко определены пути обеспечения победы атеизма над религией: «РКП руководствуется убеждением, что лишь осуществление планомерности и сознательности во всей общественно-хозяйственной деятельности масс повлечет за собой полное отмирание религиозных предрассудков»37. Вместе с тем основоположники марксизма-ленинизма подчеркивали, что религия не отойдет в прошлое сама по себе, но только в результате социального прогресса общества. Ее угасанию необходимо всемерно содействовать организованными, целенаправленными действиями и атеистической пропагандой, распространением научных знаний, атеистической работой в массах.

Без знания действительной роли религии и церкви в истории нашей страны нельзя овладеть по-настоящему научно-материалистическим мировоззрением. В то же время слабое знакомство с социальной и идеологической сущностью религии, плохое знание истории церкви приводят к непониманию роли церкви и религии в истории общественной и культурной жизни различных народов, в том числе и нашей страны.

36 Ленин В. И. Полн. собр соч. Т. 40. С. 69.

36 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 38.

37 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд. М., 1970. Т. 2. С. 49.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

БАН — Библиотека Академии наук СССР

ГААК — Государственный архив Алтайского края

ГАТО — Государственный архив Томской области

ГПБ — Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения

ИПХС — Истинно православные христиане странствующие (название течения в старообрядчестве)

ОЛДП — Общество любителей древней письменности

ПААК — Партийный архив Алтайского края

ПДП — Памятники древней письменности

ПСЗ — Полное собрание законов Российской империи, Собрание первое

ПСПиР — Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания

РГО — Русское географическое общество

Сб. ОРЯС — Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук

СЦЕХБ — Совет церквей евангельских христиан-баптистов

ТФ ГАТО — Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области

ЦГАДА — Центральный государственный архив древних актов СССР

ЦГИА — Центральный государственный исторический архив

ЧОИДР — Чтения в Обществе истории и древностей российских

ЭО — Этнографическое обозрение

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие (пропущено) 3

Раздел I


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.