Глава 3 права граждан в области охраны окружающей среды — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава 3 права граждан в области охраны окружающей среды

2017-06-19 211
Глава 3 права граждан в области охраны окружающей среды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Права граждан в области охраны окружающей среды закреплены в ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

Граждане имеют право:

• создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы;

• обращаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной экологической информации;

• принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду;

• вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

• оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;

• осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды;

• обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

• предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду, и о полном или частичном приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и граждан, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь граждане имеют право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы. Согласно ст. 46 ГК Республики Беларусь общественные объединения могут создаваться, в частности, для достижения природоохранных целей, защиты прав, законных интересов граждан в соответствии с законодательством, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Порядок создания, регистрации, деятельности и ликвидации общественных объединений предусмотрен Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях».

Основополагающим международным договором, на основе которого формируются нормы о правовом положении граждан в области охраны окружающей среды, является Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская) 1998 г., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г. № 726. Для Республики Беларусь Конвенция вступила в силу 30 октября 2001 г. Основная идея Орхусской конвенции заключена в провозглашении прав граждан на получение информации, участие в процессе принятия решений и доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, реализация которых обеспечивает право на благоприятную окружающую среду.

Право на экологическую информацию. В соответствии со ст. 34 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Понятие «экологическая информация» закреплено в Орхусской конвенции. К таковой относится любая информация в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме:

а) о состоянии элементов окружающей среды, таких как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействии между этими элементами;

б) факторах, таких как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, перечисленные выше в подпункте а, анализ затрат и результатов, другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

в) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях их жизни, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или (через посредство этих элементов) факторы, деятельность или меры, упомянутые выше в подпункте б.

Таким образом, к экологической информации относится не только информация о природной среде и состоянии ее отдельных компонентов — земель, вод, атмосферного воздуха и т. п., загрязнении окружающей среды, состоянии здоровья людей, но и информация о деятельности (в самом широком смысле), которая может повлиять на состояние окружающей среды.

Важнейшими принципами предоставления гражданам экологической информации в соответствии с Орхусской конвенцией являются:

• обязанность государственного органа предоставить экологическую информацию любому лицу без необходимости с его стороны формулировать причину своей заинтересованности;

• активное распространение экологической информации государственными органами;

• срок предоставления экологической информации должен быть максимально коротким и не должен превышать одного месяца по общему правилу;

• экологическая информация предоставляется, как правило, бесплатно;

• в удовлетворении запроса о предоставлении экологической информации может быть отказано в случаях, перечень которых является ограниченным;

• информация о выбросах загрязняющих веществ подлежит раскрытию;

• отказ в предоставлении экологической информации по запросу должен быть обоснован, а в случае отсутствия у государственного органа запрашиваемой информации последний обязан сообщить заявителю о надлежащем месте, владельце соответствующей информации[51].

В предоставлении экологической информации может быть отказано в следующих определенных в Орхусской конвенции случаях:

• когда государственный орган, в который направлена просьба, не располагает запрашиваемой экологической информацией;

• если просьба касается материалов, находящихся на заключительном этапе их подготовки, или внутренней переписки государственных органов, когда такое исключение предусматривается национальным законодательством или сложившейся практикой;

• если разглашение такой информации отрицательно повлияет на конфиденциальность работы государственных органов; международные отношения, национальную оборону или государственную безопасность; отправление правосудия; конфиденциальность коммерческой и промышленной информации; права интеллектуальной собственности; конфиденциальность личных данных и (или) архивов; на окружающую среду, к которой относится эта информация.

Право общественности на участие в процессе принятия экологически значимых решений установлено Орхусской конвенцией. Законодательство Республики Беларусь в качестве субъектов отношений в области охраны окружающей среды признает граждан и их общественные объединения. Орхусская конвенция оперирует понятием «общественность», которое означает «одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и в соответствии с национальным законодательством и практикой их ассоциации, организации или группы» (ст. 2).

Орхусская конвенция предусматривает возможности общественного участия в принятии решений по конкретным видам деятельности (ст. 6); в решении вопросов, касающихся планов, программ и политики, связанных с окружающей средой (ст. 7); участие общественности в подготовке нормативных положений, имеющих непосредственную исполнительную силу, и (или) общеприменимых юридически обязательных нормативных актов (ст.8).

Так, весьма прогрессивным положением данного международного документа является определение принципов общественного участия в процессе принятия решений, касающихся окружающей среды, по конкретным видам деятельности, потенциально наиболее опасным для окружающей среды и здоровья человека (ст. 6):

• информирование общественности — адекватно, своевременно и эффективно (путем публичного уведомления либо в индивидуальном порядке) на самом начальном этапе процедуры принятия решений;

• обеспечение общественного участия — на самом раннем этапе, когда открыты все возможности для рассмотрения различных вариантов;

• обеспечение доступа общественности к информации — имеющейся в распоряжении на момент осуществления процедуры участия общественности;

• отражение участия общественности — представление любых замечаний, информации, анализа, которые, по мнению общественности, имеют отношение к планируемой деятельности;

• информирование общественности о принятом решении.

Перечисленные принципы общественного участия реализуются путем возложения соответствующих обязанностей на лиц, которые являются инициаторами планируемой хозяйственной деятельности. К числу этих обязанностей относятся:

• определение круга лиц, которые могут быть потенциально заинтересованы в обсуждении экологически значимых вопросов;

• уведомление общественности о начале обсуждения экологически значимого вопроса;

• обеспечение заинтересованным лицам доступа ко всей информации, относящейся к процессу принятия экологически значимого решения;

Согласно ст. 60 Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется защита прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. С целью защиты своих прав граждане вправе взыскивать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда. При этом в соответствии со ст. 61 Конституции Республики Беларусь, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, гражданин вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обратиться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод.

Судебная защита экологических прав граждан осуществляется посредством предъявления в суд жалоб на действия (бездействия) государственных органов и иных юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а также исков о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду, и о полном или частичном приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, в порядке, предусмотренном ГПК Республики Беларусь. В судебном порядке гражданин также вправе взыскать компенсацию морального вреда, причиненного нарушением права на благоприятную окружающую среду, что предусматривает ст. 14 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.