Вопрос: 1769 Если луну увидели в одной стране, обязательно ли поститься всем остальным странам. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Вопрос: 1769 Если луну увидели в одной стране, обязательно ли поститься всем остальным странам.

2017-06-25 3387
Вопрос: 1769 Если луну увидели в одной стране, обязательно ли поститься всем остальным странам. 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

https://youtu.be/ZQ2xozvaUt0

 

Если в одной из мусульманских стран увидели полумесяц, т.е. новую Луну увидели. Обязаны ли по их видению держать пост также те, которые находятся в других странах?

Т.е. допустим, увидели Луну в Индонезии или увидели Луну где-нибудь в Саудии, Египте и т.п. В одной из стран Луну увидели, а в других не увидели, обязаны ли жители других стран держать уразу из-за того, что в соседней или в другой стране мусульмане Луну увидели?

В этом вопросе есть большое разногласие у обладателей знаний. Так, что в этом вопросе есть около 8 мнений. Как упомянул об этом Сыддык Хасан Хан в своей книге «Ар Роудату Надия» так, что даже имам аш-Шаукани относительного этого вопроса написал целую самостоятельную работу, которую назвал «Итла арбабу камаль аляма фи рисаляти джаляли филь хиляли миналь ихтиляль», и относительно всех этих мнений самыми сильными являются три мнениями.

Первое мнение то, что если в одной из стран увидели Луну, то все остальные страны также обязаны присоединиться и начать держать пост. Это мнение имамов: Малика, Шафии, Ахмада, Лейса ибн Саада и др. И это мнение выбрали целая группа ученых мыхакиков. (Мухакик это тот ученый, который разбирал вопросы до глубины, определял достоверность хадисов, слабость доводов в этих вопросах, определяя правильность использования тех или иных доводов на использование в тех или иных вопросах и т.п.). Так вот, это мнение выбрали сразу несколько ученых мухакыков, из них шейх ибн Теймия, аш-Шаукани, Сыддык Хасан Хан, а также Альбани, ибн Баз. И в довод использовали слова Пророка, салаЛлаху алейхи ва салям: «И поститесь, если увидите Луну и прекращайте уразу, если увидели Луну». Это обращение ко всем, а не только к кому-то конкретному. «Если увидели Луну, то начинайте уразу». Сказали – это слова общие, касаются всех мусульман. И подтверждает этот мнение и усиливает тем, что в древние времена, в отличие от наших времен, не было понятия «мусульманские страны», было понятие одна единая мусульманская страна, один единый халифат, который занимал чуть ли ни полмира, если ни больше. И когда видели Луну в одной части этого Халифата, то Халиф единый правитель мусульман приказывал следующий день начинать держать пост и этот приказ распространялся на весь халифат. И не было такого, что бы на Западе держали, а на Востоке не держали, или, наоборот, на Востоке держали - на Западе не держали, на Западе держали – на Севере не держали и т.д. Такого не было, держали во всех частях страны. А что касается такого разделения, которое мы видим сейчас, то оно появилось после того как его не было, т.е. появились новые границы на одной единой территории, которая раньше была единой территорией, не было внутренних границ. Это усиливает правильность первого мнения.

Сказал имам аш-Шаукани, рахимухуЛлах: «Этот приказ (т.е. приказ держать пост, если увидели Луну) не касается только людей определенной территории, только их так, что других это не касается. Мы увидели – мы будем держать пост, вы не увидели – вы пост держать не будете. Также из того, что усиливает это мнение из того, что, например, две страны, у которых есть соседние границы, т.е. пограничная территория у них есть, один город в одной стране, второй – в другой. Но между ними расстояние в пять минут на машине или пешком, в одной стране не увидели, а в другой увидели. То получиться, что скажем, не все обязаны держать – тот, который живет в этой стране - держит уразу, а тот через пять минут живет он уже уразу не держит. Говорит Нет, наоборот, это обращение Посланника Аллаха, сала Ллаху алейхи ва салям, обращено к каждому мусульманину. Поэтому использовать этот хадис на то, что должны держать пост те, которые живут в других странах и в тех, в котором увидели более правильным, чем использовать этот хадис на то, что другие держать уразу не должны».

Т.е. этот хадис поняли ученые двояко. Некоторые сказали: «Держите пост, если вы увидели луну, сказали это обращение общее, касается всех мусульман». Другие ученые сказали наоборот «Это обращение частное». Т.е. держите пост, когда увидели. Т.е. те, которые увидели, те держите. А имам аш-Шаукани говорит: «Нет, первое понимание более явное, чем второе понимание. Потому что, если жители какой-то страны увидели Луну, то увидели его мусульмане (означает, что мусульмане увидели Луну), поэтому обязаны делать остальные то, что обязаны делать эти» - это слова имама аш-Шаукани.

 

Второе мнение то, что пост должны держать также и остальные страны из тех стран, в которых восход Луны одинаковый. Т.е. смотрится с востока на запад, т.е. изменяется восход луны с востока на запад, не с севера на юг. Т.е. например, в Шаме увидели луну, а мы находимся на одинаковой полосе с ними в Йемене относительно Севера и Юга. Т.е. Шам выше, Йемен ниже, Саудия посередине, допустим – это все называется одна полоса. Если в Шаме увидели, то должны поститься в Медине и Йемене т.к. одна полоса у них. А если увидели на Востоке, то не обязательно в Саудии должны поститься, потому что восход Луны разный, т.е. постятся все, чей восход Луны одинаковый. Если восход Луны отличается, тогда не постятся. Это второе мнение.

Луна сначала восходит на Востоке, а потом идет на Запад. Отсюда берется, если увидели Луну на востоке, то отсюда берется, что остальные тем более держат пост, потому что к ним Луна придет тем более. А если увидели Луну на крайнем Западе, то возможно, это новая Луна, которая взойдет на Востоке, поэтому те, которые справа от магриба, справа от крайнего Запада, не должны держать пост. Это, что касается второго мнения.

Говорит «И этот второй мазхаб принадлежит Шафиитам и этот одно из мнений имама Ахмада, и это мнение выбрал ибн АбдульБарр в своей книге «ат тамхид» также шейх уль-Ислам в его книге «аль ихтиярат» Т.е. У шейха уль-Ислам в этом вопросе два мнения. И это мнение выбрал шейх Мукбиль, а также ибн Усаймин, а также другие из обладателей знания современности и в довод они привели следующие доводы. Всевышний сказал: «Тот, который из вас застиг месяц, тот пусть держит пост». Сказали, а те, которые не живут в одной местности с теми, которые увидели Луну. Т.е. Восход Лун разный, то про них не говорят, что они застигли месяц, не фактически не по постановлению. А Всевышний обязал держать уразу только тому, кто Луну видел.

Второй довод слова Пророка, салаЛлаху алейхи ва салям, «Держите пост, если увидели Луну и заканчивайте пост, если увидели Луну» и Пророк, салаЛлаху алейхи ва салям, указал на начало и окончания поста посредством видения Луну. А тот, который противоречит тем, которые видели Луну в Восходах Луны. Про него не говорят, что он видел Луну не в настоящем смысле, не переносном. Не в прямом, не переносном смысле.

И третий довод – хадис ибн Аббаса у имама Муслима, что однажды ибн Аббас, находясь в Медине задал вопрос Курейбу. Когда Курейб видел Луну? Потому что Курейб в начале месяца находился в Шаме. Когда в Шаме видели Луну? И Курейб сказал «Мы видели Луну на ночь пятницы», т.е. в пятницу держали первый день уразы. А ибн Аббас сказал: «А мы видели в ночь на субботу (т.е. первый день уразы был в субботу), мы не прекратим держать пост, пока сами не увидим Луну или не завершим наш месяц до 30-ти дней». По идее, что если бы пост держали в Медине, исходя из Шама, т.е. опираясь на видение в Шаме, то ибн Аббас сказал бы мы закончим уразу по вашей Луне, т.е. у нас месяц может быть, меньше, чем у вас, потому что мы начали на день позже, чем вы, но несмотря на это, ибн Аббас сказал: «Мы не прекратим нашу уразу пока сами не увидим Луну или пока не доведем месяц наш до 30-ти дней». Отсюда понимается, что ибн Аббас не согласился опираться на видения Луны в Шаме. Но опирался на видение Луны в Медине. И тогда Курейб сказал: «Разве тебе не достаточно видения Муавия» (т.е. Муавий был тогда правителем мусульман и находился в Шаме) что правитель видел Луну в пятницу, точнее держал уразу в пятницу. Ибн Аббас сказал «нет, не достаточно, так нам приказал Посланник Аллаха, сала Ллаху алейхи ва салям». Он нам сказал завершать пост при видении Луны или при доведения месяца до 30-ти дней.

Но этот третий довод не годиться для приверженцев второго мнения. Потому что Шам и Медина находятся на одном восходе Луны, т.е. это говорит о том, что ибн Аббас не опирался на это мнение, что держит уразу одинаково с теми, кто увидел тех, кто находится на их восходе. Потому что, если бы он так считал, то он опирался бы на видение Луны в Шаме. Потому что Шам и Медина находятся на одной Лунной полосе.

 

Третье мнение в этом вопросе. Говорит «Вообще не обязаны одна страна держать пост, если увидели Луну в другой стране, кроме как если прикажет самый великий правитель и заставит всех людей держать пост, потому что относительно него все страны как одна единая страна, потому что его постановление распространяется на все страны». И это мнение Ибн Аль-Маджишуна.

 

Сказал ибн Усаймин: «Сегодня люди действуют именно так (держат уразу каждый в своей стране по отдельности, не смотрят на другие страны). Но если взять, что появится единый имам, то с точки зрения солидарности и единства мусульман – это мнение сильное. И с этим никто не спорит, если будет один имам, то держать должны все. Потому что получается одна страна, и нет разбивание на страны».

 

Говорит Мухаммад ибн Хизам: Первые два мнения являются крепкими, т.е. третье мнение является слабым. Но первое мнение, Аллаху знает лучше, кажется более сильным. Из-за общности хадиса Пророка, салаЛлаху алейхи ва салям, которые привели в довод приверженцы первого мнения. И шариат является общим для всех. Если бы постановление было другим, то Пророк, салаЛлаху алейхи ва салям, это бы разъяснил, сказал бы, если увидите Луну, то держите те, кто живет в этой стране, а те которые живут в другой стране - не держите, пока сами тоже не увидите. Т.е. Пророк, сала Лаху алейхи ва салям, такого подробного разъяснения не давал, значит, его слова общие. Значит, какое правильное мнение в этом вопросе? Если увидели Луну в одной стране, то должны держать пост мусульмане в других странах также.

 

А как тогда опровергнуть мнение второй стороны?

Во-первых, понятие различных восходов Луны – это понятие неограниченно какими-то конкретными границами. Как различить это страна на одном восходе луны или уже на другом? Например, две пограничные территории одна на востоке, другая на западе, но у них есть одна граница, скажем, у одних Луна зашла, а у других не зашла, что ли? Как определить конкретно, когда луна взошла, или не взошла? Т.е. если на то пошло, то придется обращаться к различным географическим разделением карт, долготу, широту смотреть и т.п. Всего этого не было во времена Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям, и вряд ли он подразумевал под своим постановлением такие понятия.

 

Поэтому сказал шейх аль-Альбани: «восходы Луны – это вещь размытая, нет у этого каких-то конкретных границ так, чтобы люди могли конкретно различать самостоятельно, так чтобы смотреть какой восход наш, а какой не наш».

 

Сказал шейх уль-Ислам в книге маджмуа фатава: «Если мы сейчас начнем придерживаться этого мнения и будем смотреть расстояние сокращения намаза или разница между землями. (Некоторые сказали, если человек находится в одной стране, то он должен держать пост, где увидели Луну. А если другой человек на расстоянии сокращения намаза, т.е. он уехал далеко, то он уже не должен держать пост. Это еще одно из мнений в этом вопросе).

Шейх уль-Ислам говорит: «Если мы начнем сейчас на это всё опираться и один человек будет находиться в одной земле, и будет держать пост, будет потом разговляться вечером, будет совершать какие-то обряда хаджа, если касается хаджа, а другой человек между ним и между ним - расстояние стрелы, расстояние кидания стрелы. Он уже ничего не делает, ни пост не держит, ни хадж не совершает. Это не является религией мусульман», т.е. такое разделение.

 

Что касается хадисов, о том, кто застигнет месяц пусть поститься в нем, не имеется в виду лично своими глазами Луну, но имеется в виду, если вы застигли, т.е. узнали, что месяц начался, тогда держите пост. И это происходит. Если в одной стране увидели Луну, отсюда понимается, что на Земле начался месяц Рамадана. Поэтому также как все остальные жители этой страны обязаны держать пост из-за того, что один из этой страны увидел или двое увидели, все же должны держать в этой стране. Также и все жители других стран должны держать пост из-за видения этих двух-трех или четверых людей. Потому что нет такого, что каждый должен лично увидеть Луну. Скажет «я увидел, а ты не увидел, я пост держу», а ты рядом сидишь – не держишь. Такое делать не правильно.

А что касается хадиса ибн Аббаса, то на него тоже ответили различными ответами.

Во-первых, ибн Аббас в этом хадисе явно не заявил, что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, приказал действовать по этому хадису именно в этой ситуации, если увидели в одной стране, а в другой не увидели, то вы держите, а вы не держите. Такого явно ибн Аббас не сказал, но ибн Аббас сказал, что Пророк, салаЛлаху алейхи ва салям, в своем хадисе приказал доводить месяц до 30-ти дней или увидеть Луну, как пришло в других хадисах. Т.е. ибн Аббас просто по-своему понял этот хадис. И подумал, что он должен действовать по этому хадису и довести месяц до 30-ти или увидеть Луну после 29-го дня.

Сказал шейх уль-Ислам ибн Теймия в своей книге «Китаб ас-Сыям»: «Возможно, что ибн Аббас именно так понял хадис Пророка, салаЛлаху алейхи ва салям. Потому что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, именно так приказал начинать пост, опираясь на видение Луны. И Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, запретил разговляться, пока эту Луну не увидят или пока не закончат месяц 30-ть дней, как об этом передал ибн Аббас. И ибн Аббас понял этот хадис так, что жители каждой отдельной страны действуют по этому хадису отдельно, самостоятельно. Но мы уже говорили, что Пророк, салаЛлаху алейхи ва салям, этим своим хадисом имел в виду одно видение для всей общины, а не так, что для каждой страны отдельно. К тому же известно, что во времена Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям, тоже не было этого разделения. Т.е. мусульмане жили на одной земле и обращение касалось всех их одинакова. Потому что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, обратился общим обращением для всех, поэтому должны действовать все одинаково. Подобный этому ответу Шейх уль Ислама, также ответил Ибн Дакик аль-Ид, а также имам аш-Шаукани своей книги "Нейль аль-Автар" и Сыддык ибн Хасан в своей книге «Роудату ан-Надия».

 

Второй ответ сказал аль-Альбани в книге «тамаму мина» относительно этого хадиса: «Хадис ибн Аббаса касается тех, которые начали пост в той стране, в которой увидели Луну, а потом во время Рамадана до них дошло, что в другой стране увидели Луну раньше на день. То в этом случае необходимо продолжать пост со своей страной пока не закончат месяц до 30-ти дней или не увидят Луну». Т.е. шейх Альбани понял этот хадис ибн Аббаса, что это касается только той ситуации, когда люди начали уразу по видению Луну, а потом начали в середине месяца, или уже когда держали пост и узнали, что в какой-то другой стране, оказывается, начали уразу на день раньше. Тогда надо действовать по хадису, довести месяц до 30-ти дней или увидеть Луну. Это мнение является не правильным.

Если мы держим пост и узнали, что в какой-то стране начали на день раньше и увидели Луну, то мы должны перейти на счет той страны, потому что мы поняли, что мы ошиблись в нашем видении и те, которые живут в другой стране, увидели раньше нас. Соответственно понимается, что на Земле месяц Рамадан начался раньше, чем мы его начали. Поэтому мы начинаем обращаться на видение той страны, которая начала раньше. Это более правильное мнение в этом вопросе. Говорит и это же мнение привел шейх уль-ислам ибн Теймия, т.е. подобно тому, что сказал шейх Альбани.

 

И третье объяснение относительно хадиса ибн Аббаса, что возможно ибн Аббас не принял свидетельств Курейба, потому что он был один, а Пророк, салаЛлаху алейхи ва салям, приказал разговляться только, если засвидетельствуют о конце месяца Рамадана двое. А если бы они действовали по свидетельству Курейба, то получилось бы, что они разговелись по свидетельству человека одного. Так ответил шейх уль-Ислам ибн Теймия в своей книге «Умда» и на это мнение указал ан-Навави в своей книге «шарх сахихи Муслима». Это мнение неправильное. Потому что ибн Аббас понял, что это свидетельство не только Курейба, а что по этому видению действует вся страна, все люди действуют по этому свидетельству, отсюда берется, что Курейб ни один тот, который засвидетельствовал видение Луны, поэтому этот третий ответ в нем есть сомнения.

 

Сказал Мухаммад ибн Хизам: И из того, что разъясняет нам, что хадис ибн Аббаса не годиться как довод за второе мнение, что восход Луны в Шаме, а также в Медине один и тот же. И он не различается, поэтому этот довод не может годиться как довод за второе мнение потому, что восход Луны у них один, единый.

 

Значит, более правильное мнение, то, что если Луну увидели в одной стране, то по этому видению должны действовать также жители других мусульманских стран и начинать держать пост или соответственно заканчивать месяц Рамадан, если вопрос касается окончания месяца.

 

 

[Примечание не из книги]:

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ученые разошлись во мнениях относительно того, что если увидят новолуние в какой-либо мусульманской стране, то обязывает ли это всех мусульман, живущих во всех уголках мира, поступать согласно с этойзрительной фиксацией луны?

Некоторые ученые сказали, что они обязаны поступать в соответствии с этойзрительной фиксацией луны. И приводили они в качестве довода обобщенные слова Всевышнего Аллаха: "Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься" (аль-Бакара,185).

А также слова Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям): "Когда увидите новолуние, то начинайте поститься". И они сказали, что это обращение является обобщенным для всех мусульман. И общеизвестно, что здесь не подразумевается, что каждый мусульманин сам лично должен увидеть эту луну, поскольку подобное невозможно, а здесь имеется в виду то, что если ее увидит тот, по причине видения которого устанавливается наступление нового месяца. И это является обобщенным для всего мира.

Другие же ученые сказали, что если отличается выход новолуния, то для каждой местности свое видение. Но если же не отличается, то, воистину, является обязательным для тех, кто не увидел новолуние, последовать той местности, которая соответствует с ними в выходе новолуния, если они зрительно зафиксировали луну. А в качестве доказательства они привели те же доводы, что и первая группа ученых….

Также они сказали, что ежемесячное исчисление подобно ежедневному исчислению. Как в странах отличается ежедневное время относительно поста и разговения, точно также обязательно отличается ежемесячное время относительно наступления рамадана и завершения его. И общеизвестно, что различие ежедневного времени имеет свое воздействие, и никто не оспаривает это. Те, кто проживают на востоке, начинают с утра держать пост прежде тех, кто живет на западе, так же, как и разговляются прежде них. Если мы утверждаем, что отличается ежедневное исчисление, то совершенно точно также отличается ежемесячное исчисление.

Невозможно, чтобы кто-нибудь сказал, что слова Всевышнего Аллаха: " Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи" (аль-Бакара 187), также слова Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям): "Если наступит ночь отсюда (и он указал на восток), а день уйдет сюда (и он указал на запад) и наступит ночь (которая наступает с закатом солнца), то постящийся приступает к разговению", - являются обобщенными для всех мусульман, живущих во всех уголках мира!

[Прим. переводчика: Т.е. шейх хочет заострить наше внимание на том, что в каждой местности различается наступление рассвета и ночи, которая наступает с закатом солнца, так как Аллах повелел есть и пить до наступления рассвета. И это не означает, что если в какой-нибудь стране наступил рассвет, то значит, все мусульмане во всем мире должны прекратить есть и пить. Нет, ибо во всем мире наступление рассвета различается].

 

И точно также мы говорим относительно обобщенных слов Всевышнего Аллаха: "Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься" (аль-Бакара,185). И относительно слов Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям): "Когда увидите новолуние, то начинайте поститься, и когда увидите его, то прекращайте".

И это мнение, как вы заметили, является сильным согласно текстам Корана и Сунны, а также в соответствии с правильным пониманием и верной аналогии. А именно сравнение ежемесячного исчисления с ежедневным исчислением.

 

Некоторые же ученые сказали, что этот вопрос возвращается к правителю. Когда правитель объявит о наступлении рамадана и его завершении, тогда как он опирается на шариатское постановление в этом вопросе, то поступают в соответствии с этим, дабы люди не разногласили и не разделялись, находясь под одним правителем. И в качестве довода они приводили следующий обобщенный хадис: "Поститесь тогда, когда начинают поститься все, и прекращайте поститься, когда прекращают все" (Абу Дауд,2344, ат-Тирмизи 697, Ибн Маджах, 1660 и др.).

А также есть и другие мнения, о которых упоминали ученые, передавая разногласие в этом вопросе».

Источник: "Китаб ад-Даъуа (5) 2\152-156.

 

Шейх уль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, ска-зал: «Ключевую роль в этом вопросе играет оповещение, по-скольку Посланник Аллаха (саля Ллаху ‘алайхи ва салям), сказал: “Начинайте поститься, когда увидите народившийся месяц”. И кого оповестили о том, что где-то месяц уже видели, он должен исходить из того, что месяц уже появился, и неважно, на каком расстоянии от данной области человек находится…». Ибн Таймийя, «Маджму аль-фатава», т. 25, с. 107.

 

Он также сказал (с. 11): «Кто ставит условие о том, что об-ласть должна быть расположена на расстоянии не более рас-стояния, дающего человеку право сокращать молитву, или на-ходиться в той же географической области, что и область, в ко-торой видели месяц, тот противоречит разуму и шариату».

 

В «Ар-рауда ан-надиййа» говорится: «Если в какой-то области увидели народившийся месяц, то жители остальных областей обязаны следовать за жителями той области, в которой увидели месяц, поскольку в хадисах ясно сказано, что нужно начинать, или, наоборот, завершать пост, когда покажется народившийся месяц. И это обращение адресовано всей мусуль-манской общине, и если его увидел хоть кто-то в какой-то об-ласти, считается, что его видели все». Источник: «Ар-рауда ан-надиййа» Том 1, с. 537.

 

А те, кто считает, что если в какой-то области увидели наро-дившийся месяц, то жители остальных областей не обязаны следовать за жителями той области, в которой увидели месяц, приводят в качестве доказательства хадис Курайба.

 

Курайб передаёт, что Умм аль-Фадль бинт аль-Харис (жена ‘Аббаса, дяди Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) послала его к Му‘авие, да будет доволен всеми ими Аллах, в Шам.

 

Курайб сказал: «Прибыв в Шам, я выполнил то, что ей было нужно, и рамадан начался в то время, когда я находился в Шаме. Я увидел народившийся месяц в ночь пятницы, а в Медину вернулся в конце месяца. ‘Абдуллах ибн ‘Аббас стал расспра-шивать меня, а потом упомянул о народившемся месяце и спросил: “Когда вы увидели месяц?” Я сказал: “Мы увидели его в ночь пятницы”. Он спросил: “Ты сам видел его?” Я сказал: “Да, и люди видели его и начали поститься, как и Му‘авийа”. ‘Абдул-лах ибн ‘Аббас сказал: “А мы увидели его в ночь субботы, и бу-дем продолжать поститься, пока не закончится тридцатый день месяца или пока мы не увидим народившийся месяц (шавва-ля)”.

 

В «Аш-шарх аль-кабир» Шамсуддина Ибн Кудамы говорится: «Если же говорить о хадисе Курайба, что они основывают прекращение поста не только на словах Курайба, которые принимаем и мы. Предметом разногласий является обязательность восполнения поста в первый день, а не сам хадис». Источник: Ибн Кудама, «Аш-шарх аль-кабир», т. 3, с. 8.

 

В «Ар-рауда ан-надийа» говорится: «Что же касается тех, кто приводит в качестве доказательства хадис Курайба, упомянутый Муслимом и другими, о том, что он увидел народившийся месяц, находясь в Шаме в ночь пятницы, а потом прибыл в Медину и сообщил об этом Ибн Аббасу, который сказал: “Однако мы видели его в ночь субботы, а потому будем поститься, пока не закончится тридцатый день или пока не увидим народившийся месяц (шавваля)”. А потом добавил: “Так велел нам поступать Посланник Аллаха (саля Ллаху ‘алайхи ва салям)”. Использовать этот хадис в качестве доказательства неправильно, потому что Ибн ‘Аббас не говорил, что Пророк (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) не велел им следовать за жителями другой области, которые увидели народившийся месяц. Ибн ‘Аббас хотел сказать, что Пророк (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) велел людям доводить счёт до тридцати, если месяц не появится раньше. Он считал, что Пророк (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) подразумевал, что месяц должен увидеть кто-то в данной области… Таким образом, использование этого хадиса в качестве доказательства неправильно, и эта ошибка привела к тому, что учёные разделились в этом вопросе и появилось целых восемь мнений.

 

Аш-Шаукани, да помилует его Аллах, писал об этом в своём послании «Иттыля арбаб аль-камаль аля ма фи рисалят аль-джаляль фи-ль-хиляль мин аль-ихтиляль».

 

Он сказал в «Аль-масава»: «Нет разногласий в том, что если кто-то из жителей области увидел месяц, то считается, что его увидели и остальные. Однако учёные разошлись во мнениях относительно того, обязаны ли жители областей следовать за жителями другой области, увидевшими в своей области народившийся месяц».

 

Имам аш-Шафи‘и больше склонялся к мнению, гласящему, что если в какой-то области увидели народившийся месяц, то жители близлежащих областей обязаны следовать за жителями той области, в которой увидели месяц, а жители отдалённых — не обязаны. Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, считал, что если в какой-то области увидели народившийся месяц, то жители остальных областей, и близлежащих, и отдалённых, обязаны следовать за жителями той области, в которой увидели месяц». Источник: Сиддик Хасан Хан, «Ар-рауда ан-надийа», т. 1, с. 537.

 

Имам аш-Шаукани сказал: «И знай, что довод — в версии хадиса Ибн ‘Аббаса, возводимой к Пророку (саля Ллаху ‘алайхи ва салям), а не в его иджтихаде, который восприняли от него люди и который он озвучил следующим образом: “Так велел нам поступать Посланник Аллаха (саля Ллаху ‘алайхи ва салям)”. А перед этим он сказал: “Мы будем поститься, пока не закончится тридцатый день”. Под велением Пророка (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) в данном случае подразумевается веление, которое приводят в своих сборниках аль-Бухари и Муслим, из хадиса Ибн ‘Умара: “Не начинайте поститься, пока не увидите народившийся месяц (рамадана), и не прекращайте поститься, пока не увидите народившийся месяц (шавваля), а если будет облачно, то доводите счёт”. (Аль-Бухари, № 1906, Муслим, № 1080, ан-Насаи, № 2121).

 

А это обращение не к жителям одной конкретной области, а ко всем мусульманам, на которых возложены религиозные обя-занности. Таким образом, это веление правомернее использовать в качестве доказательства того, что если в какой-то области увидели народившийся месяц, то жители остальных областей обязаны следовать за жителями той области, в которой увидели месяц. Но в качестве доказательства того, что они не обязаны это делать, потому что если жители одной области увидели народившийся месяц, это означает, что мусульмане видели, и остальные должны поступать так же, как и те, кто видел месяц.

 

Если бы слова Ибн ‘Аббаса действительно указывали на то, что если в какой-то области увидели народившийся месяц, то жители остальных областей не обязаны следовать за жителями той области, в которой увидели месяц, тогда отсутствие обязательности ставилось бы в зависимость от умозрительного доказательства. Иными словами, требовалось бы доказать, что данная область находится на таком расстоянии от той, в которой увидели месяц, которое делает возможным появление месяца в данных областях в разное время. Если же говорить о том, что Ибн ‘Аббас не последовал за жителями Шама, увидевшими месяц в своей области, несмотря на то, что расстояние между областями было невелико и не давало основания утверждать, что месяц в этих областях появляется в разное время, то Ибн ‘Аббас поступил так в соответствии со своим иджтихадом, и это нельзя считать доказательством…».

Источник: Аш-Шаукани, «Нейль аль-аутар», т. 4, с. 267.

 

Аль-Албани сказал: «Хадис Ибн ‘Аббаса — о том, кто постился, ориентируясь на время, в которое увидели месяц жители его области, а потом во время рамадана ему сообщили, что жители другой области увидели месяц на день раньше. В этом случае он продолжает поститься вместе с жителями своей области, пока не закончится тридцатый день месяца, если только месяц не появится в его области раньше. Таким образом, устраняется противоречие.

 

Что же касается хадиса Абу Хурайры, то это хадис общего характера, и распространяется на каждого, кто узнал, что в какой-то области, вне зависимости от её отдалённости от его области, увидели народившийся месяц, как сказал Ибн Таймийя («Маджму‘ Аль-фатава», т. 25, с. 107). Сегодня это очень легко, как известно, просто требуется некоторое внимание к вопросу взаимного оповещения со стороны мусульманских государств, дабы осуществить его на практике с позволения Всевышнего Аллаха.

 

Мусульманским государством нужно только договорится о том, что если в одном государстве увидят месяц, остальные будут следовать за ним, а пока этого не произошло, я считаю, что жители каждой области (государства) должны поститься, ориентируясь на то время, когда не увидят месяц в их области, и им не следует разделяться, чтобы не получилось так, что внутри одного государства одни постятся, ориентируясь на своё государство, а другие — ориентируясь на другое государство, потому что в этом случае одни будут начинать и заканчивать пост раньше, а другие — позже, а то в свою очередь приведёт к появлению или обострению разногласий внутри одного народа, как уже случилось в некоторых арабских странах в последние годы».

 

«Аль-Хасана спросили о человеке, который был в одной из областей, и постился в понедельник, а два человека засвидетельствовали, что они видели народившийся месяц ещё в ночь воскресенья. Он ответил: “Этот человек не обязан восстанавливать пропущенный день, ни он, ни жители его области, если только они не узнают, что в какой-то области мусульмане постились в воскресенье. В этом случае они должны восполнить пропущенный день” (Абу Дауд, № 2333. Аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих сунан Аби Дауд», № 2045)».

Источник: Аль-Албани, «Тамам аль-минна», с. 398.

[Конец примечания].

Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1770-1773.

Упустили пост.

https://youtu.be/ycJWuciLCN8

Рассматриваемые вопросы в уроке:

•1770 Если луну увидели днем, вместе с тем, что ночью ее не видели.

•1771 Если человек проснулся утром без намерения уразы, думая, что ша'бан, а оказалось, что рамадан.

•1772 Если весть о том, что этот день был днем рамадана пришла только после магриба этого дня.

•1773 Если люди думали, что сегодня 30-ое рамадана, а оказалось уже первое шаууаля.

_________________________________________________________

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.