Методика проведения массажа и лечебной гимнастики — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Методика проведения массажа и лечебной гимнастики

2017-06-25 184
Методика проведения массажа и лечебной гимнастики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С первых дней жизни следует выкладывать ребенка на живот на несколько минут перед каждым кормлением. В этом положении он поднимает голову, активно двигает руками и ногами, напрягает мышцы спины и живота.

Лечебный массаж можно начинать с 2-3 недель жизни после заживления пупочной ранки. Проводить его следует в сочетании с общим массажем. Все упражнения лечебной гимнастики должны выполняться только после вправления грыжи и закрепления ее повязкой (лейкопластырем). Если вправить грыжу не удается, то во время процедуры одной рукой ее необходимо утопить, прижав пальцами, а другой рукой выполнять массажные движения.

Приемы массажа при пупочной грыже: круговое поглаживание живота по часовой стрелке; встречное поглаживание; поглаживание косых мышц; растирание

живота (делается с месячного возраста); пощипывание вокруг пупка. Все приемы массажа, направленные на повышение тонуса мышц брюшной стенки, должны чередоваться с успокаивающим круговым поглаживанием. Для детей в возрасте 4-5 месяцев рекомендуются “парение” на спине; присаживание с поддержкой за выпрямленные и отведенные в стороны руки; присаживание с поддержкой за согнутые руки; самостоятельные повороты со спины на живот. Детям постарше рекомендуются присаживание с поддержкой за кольца, за одну руку, без поддержки; напряженное выгибание позвоночника; поднимание выпрямленных ног; наклоны и выпрямление туловища; упражнение “возьми игрушку со стула”.

По рекомендации врача можно проводить точечный массаж: подушечками выпрямленных пальцев быстро и отрывисто надавливать на точки вокруг пупка, что вызывает напряжение мышц и вправление грыжи.

Примерный комплекс лечебного массажа и гимнастики при пупочной грыже для детей в возрасте до 4 месяцев

Вначале следует произвести рефлекторное удержание тела ребенка (горизонтально) в положении лежа на боку. Выполняться упражнение должно по несколько секунд на правом и левом боку поочередно.

Затем нужно повернуть ребенка из полувертикального положения в горизонтальное. Упражнение следует выполнять на коленях взрослого или на столе, предварительно подготовленном к массажу (см. гл. “Гигиенические требования”). При этом отклоняя туловище ребенка назад, нужно следить, чтобы голова малыша не запрокидывалась.

Далее следует выполнить рефлекторное удержание тела ребенка на весу (горизонтально) в положении на спине — “поза пловца”.

Потом осуществить повороты малыша со спины на живот с помощью взрослого.

Далее рефлекторное ползание на животе.

В заключение выкладывание на мяч в положении на спине.

ПЛОСКОСТОПИЕ

Деформация стопы, выражающаяся в выпрямлении продольного свода и фиксировании ее в отведенном положении, называется плоскостопием (рис. 305 а, б).

Рисунок 305. Отпечатки стоп: а — стопа здорового человека, б — стопа больного плоскостопием.

Для определения плоскостопия необходимо иметь ясное представление о строении стоны (рис. 306).

Стопа состоит из большого количества костей, которые образуют два свода: переднезадний и боковой. Переднезадний (продольный) свод стопы, стягиваемый сухожилиями и мышцами, приподнимающими внутреннюю сторону стопы, выполняет преимущественно “рессорную” функцию, уменьшая сотрясение тела во время передвижения и придает походке уверенность и мягкость. Боковой свод (на рисунке он заштрихован) поднимается вверх и внутрь. Он выполняет преимущественно опорную функцию, что в сочетании с функцией переднезаднего свода обусловливает полноценность работы всей стопы.

Рисунок 306.

Стопа удерживается в определенном положении благодаря мышцам, расположенным на тыльной и подошвенной поверхности, и связкам. Мышцы тыла стопы значительно слабее, чем мышцы подошвы, которые принимают участие в удержании сводов стопы и в значительной степени обеспечивают ее рессорные свойства. Нормальная высота свода стопы поддерживается как активно, так и пассивно. Кости и связки оказывают сопротивление движению того или иного сустава стопы за пределы допустимой амплитуды и тем самым являются пассивной силой, поддерживающей физиологическое положение стопы. Главная роль в сохранении положения стопы и ее функции принадлежит мышцам. Сокращаясь и удлиняясь, они изменяют форму стопы.

У ребенка стопа более короткая и широкая, чем у взрослого, сужена в пяточной области, пальцы расходятся по радиусу. У детей до 3 лет стопа плоская, свод ее опущен, поэтому при ходьбе ребенок быстро утомляется. При нормальном развитии со временем стопа приобретает правильную форму. Но иногда в результате ослабления мышц, вызванном параличом, парезом, травмами, перенесенными тяжелыми заболеваниями, или значительного увеличения нагрузки на мышцы и связки нижних конечностей дуги стоп уплощаются. У здорового человека при нагрузке на стопу внутренняя дуга слегка распрямляется, но с прекращением давления кривизна ее быстро приходит в норму. При плоскостопии же первоначальная кривизна внутренней дуги полностью не восстанавливается.

Особенно часто плоскостопие встречается у детей, в результате чего резко понижается опорная функция ног и нарушается положение таза и позвоночника. Это, в свою очередь, ведет к дефектам осанки, может вызвать деформацию позвоночника и ослабить деятельность всего опорно-двигательного аппарата.

Плоскостопие может быть врожденным или приобретенным. Признаками врожденного плоскостопия являются плоская подошва, несколько повернутая кнаружи стопа. Такой ребенок неправильно стоит, а при ходьбе быстро устает.

Плоскостопие может быть:

— паралитическое, развивающееся в результате паралича или пареза мышц голени, стопы (детский церебральный паралич, полиомиелит и др.);

— травматическое как последствие травмы костей или мышц стопы;

— статическое, наблюдающееся при ожирении, слабости мышц нижних конечностей, нарушении кровоснабжения нижних конечностей вследствие малокровия или других причин, ношении широкой или, наоборот, узкой обуви, хронических заболеваниях, ослабляющих организм, частой головной боли (отсюда быстрая утомляемость и ухудшение успеваемости в школе).

Проявляется плоскостопие по-разному: одни его даже не замечают, другие жалуются на боль в стопе, голени, голеностопных, коленных суставах. Но не всегда сильная боль соответствует тяжелой форме заболевания.

Физическая культура и спорт в сочетании с воздействием естественных факторов (солнца, воздуха, воды) являются простыми, доступными и надежными средствами профилактики и лечения плоскостопия. Кроме того, большое значение придается обуви: при отсутствии заболевания она всегда должна соответствовать размеру стопы, а при его наличии иметь супинатор — стельку специальной формы.

В профилактических целях можно научить ребенка разным играм с элементами коррекции, которые в интересной форме позволят закрепить у ребенка навык правильной осанки. Предлагаем два варианта таких игр:

Пятнашки с висом. Дети разбегаются. Водящий бегает за ними, старясь запятнать кого-нибудь. Пятнать нельзя того, кто присядет на носках, выпрямит спину, согнет руки в локтях, сожмет пальцы, вытянув указательные пальцы кверху.

Пятнашки с потягиванием. Дети разбегаются. “Спастись” от водящего можно, став на носки и подняв руки вверх. Тот, кого запятнают, становится водящим.

ВРОЖДЕННАЯ КОСОЛАПОСТЬ

Врожденная косолапость — это контрактура суставов стопы, в результате которой нарушается взаимоотношение костей, происходят грубые изменения в мышцах. Основными признаками косолапости считаются супинация стопы — поворот подошвы кнутри с подниманием внутреннего края стопы и опусканием наружного, приведение стопы в переднем отделе, подошвенное ее сгибание, значительное ограничение подвижности в голеностопном суставе. Косолапость чаще всего бывает двухсторонней. По статистике этот дефект чаще всего наблюдается у мальчиков.

Когда ребенок начинает ходить, опираясь на поврежденную стопу, деформация ее усиливается, нарушается форма и функция всей ноги. От этого ухудшаются

осанка и походка. Только в раннем возрасте, когда мышцы и связки ребенка податливы и эластичны, наиболее высока вероятность приведения стопы в правильное положение. С этой целью применяется целый комплекс мероприятий, который включает в себя помимо ортопедического лечения массаж и лечебную гимнастику.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.