Тема 11. Стратегия и оперативное управление организацией — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 11. Стратегия и оперативное управление организацией

2017-06-25 309
Тема 11. Стратегия и оперативное управление организацией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели организации

Миссия организации

Понятие и виды управленческих стратегий

Типы стратегий

Прогнозирование

6. Планирование: понятие и виды планов

Цели организации

Вопрос «для чего?» люди задают себе, пожалуй, чаще других. Во многих случаях, например, относительно цели своего существова­ния, они так и не находят ответа.

Вопрос о цели организации тоже далеко не так прост, как может показаться на первый взгляд. Великий мыслитель древности Ари­стотель писал в свое время, что «так как действий, искусств и наук много, много возникает и целей. У врачевания — это здоровье, у су­достроения — судно, у военачальника — победа, у хозяйствова­ния — богатство». С последним, правда сегодня не вполне ясно, и вот почему.

Во-первых, наряду с коммерческими появились некоммерческие организации, не преследующие цель получения прибыли, например, благотворительные фонды.

Во-вторых, сегодня в большинстве крупных организаций у вла­сти стоят не собственники, а наемные управляющие; эти лица имеют цели, которые далеко не всегда непосредственно связаны только с обогащением.

В-третьих, наконец» сама прибыль сегодня в большей мере зави­сит не столько от умения продать созданный товар, сколько от спо­собности произвести то, что нужно в данный момент людям, пользуется спросом, удовлетворяет общественные потребности. Кто справ­ляется с такой задачей лучше других, может рассчитывать и на большую прибыль. Последняя поэтому в качестве непосредственной цели коммерческих организаций фигурирует сегодня все реже.

«Тот, кто наилучшим образом служит обществу, выгадывает больше всех». Эти слова крупного японского предпринимателя и тео­ретика бизнеса К. Татеиси выражают основополагающий принцип формулировки цели любой современной фирмы. Но что же такое цель?

Цель - это идеальное или же­лательное состояние объекта управления, в данном случае организа­ции. Именно на его достижение ориентирована, прежде всего, управ­ленческая деятельность. Причем крупные фирмы имеют множество целей различного уровня, обычно дополняющих и поддерживающих друг друга.

Цели либо открыто провозглашаются высшим руководством, фиксируются в официальных документах, либо неявно подразумева­ются в повседневной деятельности организации, сквозят в ее фило­софии.

Для того чтобы выжить, большинству организаций приходится регулярно обновлять свои цели в соответствии с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

На формулировку цели влияют:

- характер производственного и кадрового потен­циала организации. Понятно, например, что перед обувной фабрикой не может ста­виться цель выпускать компьютеры, а перед нотариальной конто­рой — чинить автомобили. Они не располагают для этого необходи­мым оборудованием, а сотрудники — соответствующими знаниями и опытом;

- условия ее функционирования. Если организация маленькая, она не может стремиться стать национальным, а тем более мировым лидером в своей облас­ти — для этого у нее просто не хватит ресурсов;

- взгляды руководства,

- интере­сы персонала, деловых партнеров, клиентов, местных властей, общества.

В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций:

1) выражать философию организации, т.е. цели определяют направления ее деятельности и развития, структуру фирмы и управ­ления ею;

2) ориентировать деятельность орга­низации и каждого ее члена, т.е. цели помогают приспосо­биться к окружающему миру, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов, противостоять сиюминутным порывам и же­ланиям. Это позволяет действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с наименьшими затратами, а при тех же за­тратах получать дополнительный выигрыш;

3) служить критерием выделения проблем, принятия решений и оценки результатов деятельности, на­правленной на их реализацию. Достижение поставленных целей слу­жит условием для материального и морального поощрения сотрудни­ков организации;

4) сплачивать энтузиастов, побуждать их к активности. Цели, особенно великие, независимо от того, реаль­ны они или мнимы, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать воз­можные усилия для их выполнения. Причем в большей мере это при­суще сложным и трудным целям. Поэтому считается, что они долж­ны содержать в себе вызов;

5) оправдывать необходимость и законность существования организа­ции, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные по­следствия, например загрязнение окружающей среды.

Успешная реализация перечисленных и иных функций возможна при условии, когда цели отвечают определенным требованиям (требования к целям):

- четкость постановки. Прежде всего цели должны быть четко обозначенными и выра­жены по возможности в количественных показателях. Этим об­легчается оценка достижения цели, так как цель лучше восприни­мается людьми, легче согласовывается, оказывается менее кон­фликтной;

- реальность. Цели должны быть реальными для данных условий, соответство­вать возможностям организации. Иначе здравомыслящие люди не станут попусту тратить время на их достижение и утратят доверие к руководству;

- гибкость, способность к корректировке. Цели должны быть гибкими, способными к корректировке в со­ответствии с меняющимися условиями деятельности организации. В противном случае организация продолжает двигаться по «наезжен­ной колее» и рано или поздно попадет в тупик;

- признание людьми. Поскольку цели обычно можно достигнуть в результате совмест­ной деятельности людей, поэтому люди должны признавать эти цели в качестве своих личных целей. Условием этого является их извест­ность, понятность, близость большинству членов организации;

- проверяемость. Цели должны быть проверяемыми, что связано с необходимостью оценивать степень их достижения и, соответственно, вознаграждать людей;

- взаимная совместимость, непротиворечивость. Цели должны быть взаимно совместимыми, поддержи­вать друг друга, не ориентировать членов организации на конфронта­цию между собой.

Классификация целей организации:

- цели бывают заданными извне (руководство фирмы определяет их для отдельного подразделе­ния) или сформировавшимися внутри организации (цели самого коллектива, ориентирую­щиеся на удовлетворение его потребностей);

- стратегическими или тактическими;

- долгосрочными, среднесрочными, кратко­срочными;

- выражаемыми качественно или количественно. В пер­вом случае речь идет, например, о производстве продукции в рублях, тоннах, штуках; во втором — о достижении благоприятного мораль­но-психологического климата в коллективе, который ничем изме­рить нельзя;

- технологическими, экономиче­скими, производственными, административными, маркетинговыми, науч­но-техническими, социальными (примером технологических целей можно считать компьютеризацию фирмы, экономических — дости­жение ею финансовой устойчивости, социальных — создание благо­приятных условий труда и т. п.);

- направленными на достижение конкретного результата, определенного состояния объекта управле­ния, осуществление той или иной деятельности (например, выпуск определенного объема продук­ции, посто­янное точное соблюдение технологии, приобретение работником новой профессии);

- взаимоисключающими, конкури­рующими, дополняющими, безразличными по отношению друг к другу.

Общие цели отражают важнейшие направления деятельности организации в це­лом.

Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих целей.

Достижение целей организации требует определенной производ­ственной и управленческой деятельности сотрудников.

Если в результате поставленные цели полностью или частично достигнуты, деятельность считается эффективной. Количественно эффективность характеризуется степенью достижения целей, напри­мер процентом выполнения плана по производству или реализации продукции.

Условия эффективного достижения целей: заблаговременное создание необ­ходимых организационных и материальных предпосылок, своевременное на­чало действий (выбора наиболее удач­ного момента для их начала, оптимальной последовательности, пре­дотвращения неоправданных перерывов и потерь времени), наличие свободы маневра, использование современных средств и методов работы, благоприятный морально-психологический климат.

 

Миссия организации

Миссия создает у окружающих представление о предназначении организации, ее философии, социальной ответственности перед об­ществом и своими работниками, ценностях, наиболее привлекатель­ных сферах деятельности, задачах в области производства, завоева­ния рынков, внедрения новых технологий, обеспечения конкуренто­способности и т. п.

Миссия создаст основу для формулировки целей организации — общих и специфических, выработки стратегии, распределении ресур­сов, ориентации управляющих.

Миссия организации определяется на этапе становления организации и редко меняется. Обычно миссия формулируется в двух вариантах. Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения — это брендовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе. Второй — расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:

- цель функционирования организации,

- область деятельности организации,

- философия организации,

- методы достижения поставленных целей,

- методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).

Сегодня миссия и общеорганизационные цели часто формируют­ся в совместном диалоге высшего руководства организации, руково­дителей подразделений и консультантов по вопросам управления.

Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

В известной японской компании «Мацусита» в состав миссии входят следующие моменты: экономический рост благодаря взаим­ной выгоде для фирмы и потребителей; получение прибыли путем служении обществу; честная конкуренция на рынке; взаимная выго­да для фирмы, поставщиков и партнеров; участие в управлении всех работников.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.