Гигиена умственного труда в школе. Процесс развития утомления и переутомления у подростков, факторы способствующий переутомлению. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Гигиена умственного труда в школе. Процесс развития утомления и переутомления у подростков, факторы способствующий переутомлению.

2017-06-25 467
Гигиена умственного труда в школе. Процесс развития утомления и переутомления у подростков, факторы способствующий переутомлению. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для нормальной работоспособности организма необходимо оптимальное состояние возбудимости коры ГМ. Работоспособность в теч суток изменяется чаще всего по М-образной кривой, - «физиологическая кривая работоспособности». Два периода повышения активности между 10-12часов и 16-18часов.

Работоспособность школьников зависит от возраста и состояния здоровья: чем младше школьник, тем уровень ее ниже. Работоспособность отмечается у детей с расстройствами нервной системы, задержкой физ развития. У длительно болеющих детей.

В умственной работе выделяют несколько этапов: врабатывание, период устойчивой работоспособности, период компенсаторной перестройки и утомление.

Врабатывание — постепенное увеличение работоспособности.

период устойчивой работоспособности- длительность определения от вида труда и состояния организма.

Компенсаторные перестройки — когда появляются первые признаки утомления: нарастание микропауз, снижения внимания, темпа работы, ухудшение некоторых физиологических функций. Чтобы предупредить нарастания утомления- физминутка.

Если продолжить развивается утомление.(увеличение числа ошибок и неправ ответов, удлинение времени выполнения заданий, учащение дых и сердцебиений. Ухудшение самочувствия, снижение внимания. Двигательное беспокойство.)

У шк 1-3кл снижение работоспособности с 2 урока и максимально на 4м.

В средней и старшей школе работоспособность снижается на 4м уроке. На 5уроке включается компенсаторный механиз -работоспособность увеличивается, на 6м уроке снова снижается.

 

Утомление на школьном уровне- естественное следствие учебной деятельности и играет определенную биологическую роль для организма. Защита от переутомления.

 

Развитию переутомления способствуют нарушение санитарно-гигиенических условия учебной деятельности, несоответствия режима труда и отдыха индивидуальным особенностям детей и подростков. (+болезнь, неудовлетворительные условия выполнения (???)). В настоящее время предельная учебная нагрузка составляет в начальной шк 20-25часов, в средней 28-32часа, старшей 31-35часов.

 

Признаки переутомления

Начальные признаки

выраженные

Изменения в поведении школьников

снижение успеваемости

снижение аппетита

наличие функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики)

Резкое и длительное снижение ум. И физ работоспособности

нервно-псих расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричности)

стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония)

снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных мо.

 

 

26.Физиолого-гигиенические принципы обучения детей в младших классах. Продолжительность фазы активного внимания у младших школьников и обоснование правильности построение урока. Фазы отдыха. Гигиеническое требования к организации перемен.

 

Продолжительность активного внимания:

5-7 лет- 15минут, 8-10лет -20мин. 11-12лет -25 мин, 13лет и старше 30мин.

Физиолого-гигиенические принципы:

1. обеспечение оптимальных условий обучения

2. Соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка.

3. Научная органнизация учебного процесса в современной школе.

Гигиенические требования к режиму обучения:

- равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

- учебные занятия следует начинать не ранее 8часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

- В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

- 1,5,9,11класс должны быть в первую смену.

- количетсво учебных часов не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Распределение учебной нагрузки

Учебная нагрузка должна распределяться равномерно в течение недели.

Максимольно допустимая нагрузка в течение дня:

1 класс — не более 4 уроков и 1день в неделю — не более 5уроков за счет урока физкультура.

2-4класс — не более 5 уроков, 1раз в неделю 6 уроков- Физкультура.

5-6 класс — не более 6 уроков

7-11 классы — не более 7 уроков

Факультативные занятия проводятся в дни с наименьшим количеством уроков.

Расписание составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособн и шкалой трудности учебных предметов. (в неделе- пн, пт, сб — низкий пик, высокий среда-четверг)

 

Ступень развития Лучшая работоспособность
2 и3 ступень (средняя и старшая) 2-3урок 2-4урок

 

 

Трудные предметы не на 1 и не на последнем.

Наибольшие объем на вторник и среду.

Предметы, требующие больших затрат на ДЗ не должны быть в 1 день.

Не сочетать больше 2-3 трудных уроков подряд. Только чередовать

 

Уроки в 1м классе 35мин. Со второго 45мин. Урок состоит из 3частей: вводная (опрос, организационные мероприятия), основная (изложение нового материала) и заключительная (тренировочное воспроизводство).

-Непрерывное чтение для детей 6лет — не более8мин.

-Оптимальное продолжение письма- 5мин

-в 14-15лет диктант не более 20мин.

-физминутки

 

Продолжительность перемен

Перемены должны быть достаточными, чтобы обеспечить обе фазы отдыха:

I- восстановление функционального уровня

II- упрочения достигнутого состояния восстановленности.

Если длительность отдыха недостаточна и новая нагрузка приходится на 1ую фазу, то работоспособность очень быстро падает и нарастает утомление.

Минимальная продолжительность перемен должна составлять 10 минут

после 2-3урока — большие перемены. 20-30мин для предупреждения нарастающего утомления и приема пищи.

Продолжительность перемен 10-30-10-10-10 или 10-20-20-10-10.

 

27.Гигиенические принципы организации трудового обучения в школе. Гигиенические требования к планировке и оборудованию мастерских школ.

Физиолого-гигиенические принципы:

1. обеспечение оптимальных условий обучения

2. Соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка.

3. Научная органнизация учебного процесса в современной школе.

 

Гигиенические требования к режиму обучения:

- равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

- учебные занятия следует начинать не ранее 8часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

- В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

- 1,5,9,11класс должны быть в первую смену.

- количетсво учебных часов не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Гигиенические требования к планировке и оборудованию мастерских школ:

 

Для обеспечения в школе предусматриваются разделение мастерские по обработке металла и древесины для мальчиков 4-8классов, кабинет обслуживающих видов труда(по обработке кулинарии) для девочек 4-8классов, мастерская для практикумов учащихся 9-10классов.

У мальчиков на 1го человека 3,3м2

Учебные мастерские по техническим видам труда как источники шума и загрязнения воздуха должны распологаться в отдельном блоке на первом этаже изолировано от учебный секций и столовой. Иметь самостоятельный выход на участок. Мб в отдельных корпусах с гардеробом и санитарных узлов.

1) соответствие высоты станков и верстаков соответствовала росту школьников.

2) соответствие величины, массе и конструкции силе детей, размерам кистей рук,

3) школьников 15 лет на взрослом, 11-12лет — инструменты №1

13-14лет - №2

инструмент №1 №2
Молоток слесарный масса (г) длина (мм) сечение ручки в месте хвата   280-300 26х20   300-320 28х22
Молоток Столярный масса сечение ручки в месте хвата, мм   26х20   28х22
Напильники драчевые и личные общая длина ручка: длина,мм длина наиболее толст части   31,5   34,0
Ножовка слесарная длина молотка ручки: длина размер наиб толстой части брюшка   - - -   34,0

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.