Психопатологическое обследование — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Психопатологическое обследование

2017-06-25 227
Психопатологическое обследование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Среди этапов психопатологической диагностики детей раннего возраста можно выделить два:

1. этап симптоматологической диагностики, который включает в себя выделение и описание симптомов нарушений сна, влечений, психомоторики, эмоционального реагирования, поведенческие отклонения, нарушения речи, расстройства общения и познавательной деятельности и др.;

2. этап синдромологической и нозологической (при возможности) диагностики, который включает в себя диагностику синдромов, патологических состояний и болезненных процессов: различные по этиологии задержки психического развития и синдромы олигофрении, ранняя детская шизофрения и состояние "шизотипического диатеза", дизонтогенетические формы раннего детского аутизма, эпилепсия и эпилептоформные состояния, синдромы пограничных психических нарушений (невропатия, гипердинамический, неврозоподобный и психопатоподобный синдромы и др.), симптомокомплексы расстройств привязанности, сепарационные и депривационные состояния и др.

При наличии симптома в истории развития следует указать:

- возраст, в котором он появился;

- продолжительность: эпизодический, в течение короткого времени (меньше 3 мес); постоянный в течение нескольких дней, недель, месяцев; персестирующий (хронически существующий) в течение первых лет жизни;

- степень проявления: слабая, умеренная, выраженная.

Симптомы нарушений сна:

- изменение общей длительности (гипосомния и гиперсомния);

- расстройства глубины (чуткий, поверхностный, чрезмерно глубокий и т.п.);

- нарушения засыпания и пробуждения (увеличение длительности, капризность, тревожность, раздражительность и другие эмоционально-поведенческие расстройства этих периодов);

- инверсия сна и бодрствования (преимущественное бодрствование ночью и сон днем);

- раннее прекращение дневного сна и его значительное сокращение;

- стереотипные психомоторные феномены во сне (качания, биения, движения типа челнока, складывания);

- пароксизмальные психомоторные феномены во сне: частые вздрагивания, бруксизм (скрип зубами);

- другие нарушения.

Психопатологические симптомы нарушений аппетита и процесса кормления:

- нарушения грудного кормления (если ребенок помещен на государственное попечение, уже будучи на искусственном вскармливании, представляют интерес анамнестические данные этого плана, если есть возможность их получить); выраженное беспокойство во время грудного кормления или, наоборот, крайняя пассивность при достаточном количестве молока у матери и удовлетворительном состоянии сосков; беспричинный отказ от груди матери;

- общая гипорексия или анорексия, периодическая или постоянная без четкой желудочно-кишечной патологии;

- избирательная гипорексия (как протестная реакция на кормление определенным лицом);

- привычные рвоты;

- расстройства жевания или его позднее формирование;

- нарушение способности к заглатыванию пищи ("руминация") с повторяющимся отрыгиванием пищи из желудка в рот и повторным пережевыванием и проглатыванием;

- пищевые влечения к несъедобным предметам;

- вычурность в еде;

- циклические формы нарушений аппетита (периодическое повышение и снижение);

- циркадная (суточная) форма нарушения аппетита с увеличением пищевой потребности к вечеру;

- булимия;

- инверсия аппетита (еда преимущественно ночью) и др.

- диспептические расстройства, не связанные с желудочно-кишечными заболеваниями;

- нарушения терморегуляции (без воспалительных заболеваний);

- нарушения потоотделения;

- вегетососудистые нарушения;

- психогенные кожные реакции и др.

Симптомы нарушений сексуального влечения:

- рудименты детского онанизма (связанные с процессом засыпания и пробуждения, заболеваниями вульвы, аскаридозом и т.д.);

- навязчивые онанистические действия;

- резко усиленный интерес к половым органам;

- другие поведенческие нарушения, связанные с нарушением сексуального влечения.

Симптомы нарушений аффективного реагирования:

- повышенный аффект (отрицательный) по отношению к физиологическим раздражителям (чуткие, легко возбудимые младенцы и дети);

- позднее формирование (после 5 — 6 мес) комплекса оживления или его отсутствие;

- аффект-респираторные закатывания;

- двигательное аффективное беспокойство (отрицательный аффект с двигательным возбуждением в ответ на запреты, недовольство чем-либо и т.п.);

- частый беспричинный плач;

- склонность к тревожности;

- выраженная эмоциональная лабильность;

- постоянно измененный фон настроения (в сторону повышения или понижения);

- раздражительность;

- склонность к аффективным вспышкам;

- эмоциональная ригидность;

- сглаженность эмоциональных реакций;

- парадоксальность и неадекватность эмоций;

- отрицательные эмоции при пробуждении (дневном и ночном) — "эндогенный" эмоциональный суточный ритм;

- фазовые эмоциональные расстройства (дистимии, дисфории, гипомании, субдепрессии и депрессии, тревожные и смешанные состояния);

- страхи (недифференцированные, сверхценные, навязчивые, бредоподобные, пароксизмальные ночные) и др.

Симптомы нарушения внимания:

- слабость концентрации внимания; повышенная отвлекаемость;

- "селективное" внимание — концентрация внимания на латентных признаках;

- сверхвключаемость (гиперметаморфоз);

- "полевое" поведение;

- состояние растерянности;

- ригидность внимания;

- чрезмерная концентрация внимания (псевдоглухота, псевдослепота) и др.

Симптомы нарушения психомоторики:

- общая двигательная заторможенность; феномен сохранения позы;

- общие нарушения моторной координации (моторная неловкость);

нарушения мелкой моторики; общая двигательная расторможенность; импульсивность; гиперкинезы; гипомимия; тики;

- навязчивые действия;

- патологические привычные действия (патологическое привыкание к соске (после 2 лет), сосание пальца, языка, других предметов, онихофагия, трихотилломания, онанизм (при переходных стадиях сна) и др.;

- кататоноподобные и кататонические двигательные нарушения;

- кататоногебефренное возбуждение и др.

Симптомы нарушения речи:

- нарушения звукопроизносительной стороны речи (см. подробно в приложении 13);

- нарушения темпа, ритма и коммуникативной функции речи: тахилалия; брадилалия; запинки; заикание; малое использование речи и вокализаций для коммуникации; мутизм элективный; мутизм тотальный; преобладание монологической речи и др.;

- другие нарушения речи: необычные первые слова; отсутствие звукоизобразительных слов; взрослые штампы; эхолалии; нарушения интонирования и модулирования; словотворчество (неологизмы); выраженное избирательное отношение к словам и выражениям; явная склонность к рифмованию; отсутствие речи от первого лица и др.

Симптомы нарушений коммуникабельности:

- малая выраженность или отсутствие зрительного контакта;

- малая выраженность или отсутствие эмоционального контакта;

- повышенная привязанность ("прилипчивость") к какому-либо лицу;

- сверхценный страх новых людей;

- недифференцированное отношение к новым людям;

- протодиакризис (отношение к людям, как к вещам);

- уходы в себя, псевдоглухота, псевдослепота как преднамеренные отказы от общения;

- отсутствие или малая дистанция в общении со взрослыми;

- отгороженность от взрослых;

- негативизм в общении со взрослыми;

- уменьшение или отсутствие интереса к общению с детьми;

- застенчивость и беззащитность в общении с детьми;

- неразборчивая общительность с детьми;

- нарушение отношения к матери (если она посещает ребенка в государственном учреждении): индифферентное, негативное, амбивалентное.

Симптомы нарушения деятельности (см. подробнее в разд. 7.4):

- общие нарушения: замедленный темп; недостаточность целенаправленности; импульсивность; инертность; быстрая

- пресыщаемость; быстрая утомляемость; трудности коррекции извне; трудности обучаемости; склонность к стереотипизации деятельности; склонность к необычным формам деятельности и др.;

- нарушения познавательной деятельности и игры: снижение или отсутствие познавательной активности; интерес к неигровым предметам в игровых ситуациях; склонность к стереотипизации игры; склонность к вычурным играм; разрушительный характер игр; сверхценные фантазии в игре; ранний выраженный интерес к абстрактным понятиям и др.

Симптомы поведенческих нарушений:

- патохарактерологические реакции: активного и пассивного протеста, имитации, отказа, гиперкомпенсации;

- навязчивые поведенческие ритуалы;

- феномен "тождества";

- агрессивные реакции;

- самоагрессивность;

- нарушение становления контроля над мочеиспусканием и дефекацией;

- нарушение становления навыков самообслуживания и др.

Симптомы нарушения чувственного познания (ощущений, восприятия):

- гипои гиперстезия (при действии обычных раздражителей);

- сенестопатии;

- иллюзии;

- галлюцинации;

- психосенсорные расстройства;

- рудименты других дереализационных и деперсонализационных расстройств и др.

- Симптомы нарушений преимущественно абстрактного познания (после 2 лет):

- рудименты навязчивых идей (навязчивые опасения, вопросы);

- рудименты сверхценных образований (игры с оттенком одержимости, односторонние интересы и т.д.);

- рудименты бреда в виде бредоподобных фантазий;

- игровые перевоплощения с элементами деперсонализации и др.

Пароксизмальные состояния эпилептического и эпилептиформного круга:

- ребрильные пароксизмальные расстройства (однократность или многократность): судорожные состояния; ознобоподобный гиперкинез; делириозные нарушения сознания и др.;

- эпилептические и эпилептоформные состояния (частые — несколько раз в месяц; умеренно частые — несколько раз в полгода; редкие — несколько раз в год): большой судорожный приступ; малые приступы; фокальные припадки; оральные автоматизмы; рудименты амбулаторных автоматизмов (типа сноговорения и снохождения); однообразные ночные страхи с амнезией; различные психомоторные эквиваленты и др.

Симптомы интеллектуальных расстройств (см.подробнее в разд. 7.4):

- снижение памяти в виде нарушений узнавания знакомых предметов и людей;

- снижение запаса знаний;

- нарушения активного внимания;

- полная или частичная утрата ранее приобретенных знаний и навыков (деменция);

- врожденное недоразвитие интеллекта и познавательной деятельности (олигофреническое слабоумие);

- олигофреноподобные состояния, обусловленные ранней детской шизофренией, эпилепсией, прогрессирующими психоневрологическими органическими заболеваниями и др.

Становление ранних характерологических черт:

- шумливость, общительность, склонность к озорству;

- стремление к самостоятельности;

- стремление к лидерству;

- упрямство, негативизм;

- склонность к раздражительности и аффективным вспышкам;

- склонность к вязкости и ригидности аффектов и деятельности;

- склонность к жестокости, агрессивности, драчливости;

- бережливость, педантизм, аккуратность;

- мнительность, склонность к подозрительности;

- неусидчивость, отвлекаемость;

- легкая подчиняемость;

- склонность к фантазированию, лживости;

- демонстративность поведения, жажда признания;

- повышенная чувствительность, впечатлительность;

- быстрая утомляемость, вялость;

- недостаточная самостоятельность, робость;

- тревожность;

- замкнутость, стремление к одиночеству;

- другие стойкие характерологические черты.

Характеристика психического развития в целом: своевременное; опережающее; равномерно задержанное; с изолированными задержками; выраженное отставание; грубое отставание; диссоциированное; с периодами регресса.

В психическом статусе ребенка раннего возраста указываются:

- время осмотра ребенка и его соотношение с привычным режимом (например: "Осмотрен в 10 часов, через 2 часа после утреннего пробуждения и через 1,5 часа после первого кормления");

- ситуация осмотра: в кабинете врача, в общей спальне или игровой комнате, в присутствии воспитателей и других детей, в присутствии родных (указать родственные отношения) и т.д.

Сначала отмечаются общие реакции на процедуру обследования:

- заинтересованность в контакте, степень ее выраженности, наличие скованности и страхов при общении;

- способы вовлечения ребенка в контакт и его реакции на них; тактильное воздействие, эмоциональное привлечение, предложение игрушек, предоставление на некоторое время возможности освоиться самому и т.д.;

- время, необходимое для достижения контакта; условия, способствующие контакту: нахождение на руках взрослого, совместная игра и т.д.;

- реакции ребенка на обстановку обследования и привлечение к контакту.

При затруднении или невозможности контакта необходимо отразить, чем это обусловлено: интеллектуальным снижением, резким негативизмом, выраженной двигательной расторможенностью и т.п.

Затем описывается спонтанное поведение ребенка в ситуации установленного или неустановленного контакта:

- предпочтительные формы деятельности (стремление к общению или игре, интерес к новой обстановке, уход из ситуации обследования и т.д.);

- уровень внимания и целенаправленности;

- двигательное поведение (моторная активность, жесты, мимика, патологические поведенческие феномены); преобладающие эмоциональные реакции; речь и ее особенности;

- характерные целостные поведенческие феномены;

- вегетативные реакции во время осмотра.

Далее описывается поведение ребенка при определенных предлагаемых формах деятельности и ситуациях:

- при предъявлении возрастных заданий на определение уровня развития познавательной деятельности и моторики;

- реакции на успех и неудачу, похвалу и порицание, принятие корригирующей помощи взрослого, способность к обучению;

- характер общения с другими детьми и воспитателями (при наблюдении в группе).

Отмечается динамика психического статуса ребенка в процессе обследования:

- уровень общей активности;

- работоспособность и целенаправленность;

- состояние внимания, двигательной и эмоциональной сфер;

- степень устойчивости коммуникативных связей.

- Для дополнения данных о психическом состоянии ребенка на данный момент времени собираются сведения о нем со слов воспитателей и других людей, с которыми общается ребенок (особенно о нарушениях сна, процесса питания, пароксизмальных расстройствах, психовегетативной симптоматике).


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.