Два представления об истории — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Два представления об истории

2017-06-25 211
Два представления об истории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теперь, когда мы узнали о непотребных обрядах религии хананеев и могли понять, какую опасность представляли чужие культы для Израиля, мы можем поговорить о том, как Бог помогал своему народу жить в этом мире, будучи не от мира. При этом Бог как бы шёл на уступки относительно культуры окружающих народов, но чтобы лучше понять характер этих уступок, нам следует разобраться с тем, чем представления израильтян об истории отличались от соответствующих представлений хананеев.

Если говорить кратко, можно описать это различие такими словами: израильтяне представляли себе историю как линейную и целенаправленную, для жителей Ханаана она была цикличной и природной. Мы, христиане, настолько глубоко усвоили мышление древнего Израиля, что нам трудно понять уникальность этих представлений об истории. Израиль считал, что Бог действует в мире по оси времени, что он творит и спасает в те или иные моменты истории. Яхве сотворил это мир; Он вывел Свой народ из Египта; Он ввёл Израиль в землю ханаанскую; и теперь Израиль глядит в будущее, ожидая того дня, когда Яхве придет и будет судить вселенную по справедливости (см. Пс 97). Христиане просто добавили к этому списку события, связанные со Христом, и стали точнее понимать конечную цель истории: Второе пришествие Христа. Мы живем во времени и движемся к цели или, если воспользоваться словами старого гимна, идём к Сиону. Даже если сегодня наша жизнь хороша, конечная цель лежит в будущем, мы ожидаем того момента, когда Бог будет царствовать во всей полноте.

В отличие от Израиля, жители Ханаана мыслили так же, как и большинство других древних обществ: жизнь — это бесконечный цикл, неизменно повторяющаяся череда природных событий: осень, зима, весна, лето; равноденствие, солнцестояние, равноденствие, солнцестояние. У истории нет цели. Есть только повторение, цикл роста и увядания, рождения и смерти.

Представление об истории оказывает огромное влияние на веру и образ жизни человека. Израиль был призван славить то, что Бог совершил для него прежде, ожидая от Него великих деяний в будущем. Яхве всегда стоял над историей, но Он действовал в истории во благо Своего народа. Хананеи же ощущали себя частью природного мира и буквально отождествляли себя с теми богами, которым поклонялись. Мир с его обитателями появился из частей тела богов. Эти боги жили и умирали, они сражались и хвастались своими сексуальными способностями. Чтобы поддерживать природную жизнь земли, людям нужно было подражать небожителям, вот почему такое важное место в их культе занимали «священные» сексуальные оргии. Плодородие земли, деторождение у людей и плодовитость богов были тесно связаны между собой, и именно всё это стояло в центре религиозных обрядов Ханаана.

Поскольку мы живём в мире, который мало похож на мир Угарита, мы не всегда понимаем, что стоит за древними текстами. Хотя в целом картина достаточно ясна. Мне кажется особенно ценным сопоставление Ветхого Завета с мифами о ежегодной смерти и ежегодном возрождении Ваала. Как и во всех других религиях древности, в религии Ханаана важное место занимали движения небесных тел. Осеннее и весеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояние были временем для великих праздников. Климат Палестины любопытным образом отразился на праздничном цикле, поскольку зима здесь является периодом дождей, которые обеспечивают урожай на ближайшее лето. Однако летом обычно дожди не идут. Поэтому люди верили, что Ваал умирает весной. Летом не бывает гроз, и это можно объяснить тем, что бог грома и молнии в это время мертв. Но осенью он возвращается к жизни, а вслед за этим начинаются обильные зимние дожди. Чтобы этот цикл происходил должным порядком, в периоды равноденствия совершались обряды, связанные с плодородием. Люди полагали, что если они не совершат эти обряды должным образом, Ваал не вернется к жизни, а тогда не будет ни зимних дождей, ни летнего урожая.

А теперь обратимся к двум эпизодам из Ветхого Завета, которые обретают новый смысл на фоне представленной выше картины. Это, во–первых, история сражения Илии с пророками Ваала на горе Кармил. Царь Ахав отступил от Яхве и начал поклоняться Ваалу, которого почитала его жена Иезавель. Пророк Яхве изо всех сил старался этому воспрепятствовать, но у него ничего не получалось. Он чувствовал себя совершенно одиноким в этой борьбе, хотя позже Яхве сказал ему, что сохранилось семь тысяч человек, не преклонивших колени перед Ваалом (3 Цар 19:18).

Если Ахав и его подданные, поклоняющиеся Ваалу, усвоили также и природное богословие культа Ваала, они должны были думать, что именно Ваал умножает их стада и урожай на полях. Это особенно тяжкое отступничество, если речь идет о земле, которой правит Яхве! И тогда Яхве решил показать, кто на самом деле распоряжается грозами и зимними дождями. Встретившись с Ахавом, Илия заявил царю: «Жив Яхве Элогим Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар 17:1). Сказав это, Илия удалился на холмы. Пускай Ахав и его сторонники изо всех сил взывают к Ваалу и совершают свои мерзкие ритуалы, ничего у них не выйдет. Илия оказался прав.

На третий год (3 Цар 18:1) Яхве жестко поставил этот вопрос, когда Он Сам вступил в состязание с Ваалом на горе Кармил. «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Яхве есть Элогим, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова» (3 Цар 18:21). Илия приступил к подготовке состязания: «Призовите вы имя элогим вашего, а я призову имя Яхве моего. Тот Элогим, Который даст ответ посредством огня, есть Элогим» (3 Цар 18:24). Обратите внимание на то, что Яхве поставил под вопрос саму суть культа Ваала — он был богом грозы, держащим в руке огненную молнию и дающим дождь. «Мы увидим, — заявил Яхве, — кто на самом деле дает дождь и кто посылает молнии».

Стоит прочесть всю эту историю целиком, чтобы понять всю силу вызова, брошенного Яхве, а если говорить коротко, Ваал не смог на него ответить. Именно по приказанию Яхве блеснула молния и пошел дождь. Если раньше кто–то в Израиле мог колебаться в том, кто же был подлинным богом грозы и кто давал рост злакам, то теперь всё стало ясным. Народ на горе Кармил провозгласил: «Яхве есть Элогим, Яхве есть Элогим» (3 Цар 18:39).

О смертельной схватке между Яхве и Ваалом говорит также 1 Цар 12. Речь там идет не о конкретном ханаанском божестве, но лишь об искушении служить «Ваалам и Астартам» — то есть о склонности Израиля поклоняться чужим богам. Тем не менее, если вспомнить то, что мы знаем о религии Ханаана, это потрясающая история.

Израиль просит себе царя. Самуилу больно слышать об этом, и он разгневан. Этой просьбой Израиль отказался признавать вождем не только Самуила, но и Яхве. Опасаясь, что из–за царя народ перестанет поклоняться Яхве, Самуил решил напомнить Израилю о власти Яхве над силами природы. Дело происходит во время жатвы пшеницы, то есть летом. В это время года в Палестине не бывает дождей. И жители Ханаана верили, что дождь не может пойти в то время, пока Ваал лежит мертвым. Но Израиль служил Яхве, который «не дремлет и не спит» (см. Пс 120:4) и уж, разумеется, не умирает на шесть месяцев в каждом году. Яхве может послать на землю дождь, когда пожелает. «И воззвал Самуил к Яхве, и Яхве послал гром и дождь в тот день; и пришёл весь народ в большой страх от Господа и Самуила» (1 Цар 12:18). В то самое время года, когда Ваал «отдыхает», Яхве показал, что Он, Яхве, продолжает господствовать над землей. Испуганный народ начал раскаиваться в своем желании обрести царя (1 Цар 12:18). Самуил согласен с тем, что это греховное желание, но предпочитает дать людям свободу. Он говорит народу, что если они будут помнить, что Яхве их Бог, то всё будет хорошо, несмотря на их нечестие (1 Цар 12:20–25).

В обеих этих историях Яхве противостоит Ханаану с его религией и представлениями. Как показывают эти эпизоды, Ваал представлял великую угрозу вере Израиля, но Яхве использовал эту угрозу, чтобы удивительным образом показать, Кто на самом деле господствует над грозой и надо всем природным миром. Быть может, эти истории говорят нынешним христианам о том, как важно отвечать на вопросы наших современников. Нам нужно знать ответы на эти вопросы, а потому мы не вправе изолироваться от современной культуры. Мы всегда должны быть в мире, но не от мира.

 

Ежегодные праздники Израиля

 

Некоторые другие аспекты культа Израиля проливают свет на нашу проблему: как хранить чистоту, не отказываясь от контакта с окружающим миром. Это касается израильского календаря с его праздниками. Иногда консервативные христиане скептически относятся к традиционному литургическому году из–за того, что, как им кажется, праздники Рождества и Пасхи отражают языческие влияния. Что же делал Израиль в те дни, когда жители Ханаана справляли свои дикие торжества? У него в эти дни были свои праздники. Бог не дал повеления Израилю отказаться от любых торжеств по той причине, что праздники Ханаана были дурными. Вместо этого он дал израильтянам иные праздники, полные глубокого, истинного смысла. Календарь этих праздников кратко представлен в Лев 23. Нас сейчас интересуют не детали, но некоторые общие соображения, связанные с календарем.

Во–первых, самые великие ежегодные праздники Израиля по времени примерно совпадали с самыми главными праздниками Ханаана. Пасха и Праздник опресноков происходили около дня весеннего равноденствия, а Праздник кущей — около дня осеннего равноденствия. Во–вторых, в каком–то смысле великие праздники Израиля можно назвать праздниками плодородия, хотя там не было ничего, хотя бы отдаленно напоминающего ханаанские оргии. Израиль просто в знак благодарности приносил начатки плодов великому Богу, Который дает благоденствие и здоровье. Израиль не пытался изменить плодородие почвы — он уже получил этот дар от Яхве. Израиль мог только выразить Богу свою благодарность и снова вспомнить о том, кому следует поклоняться.

В–третьих — и это, быть может, самое важное, — праздники в первую очередь напоминали именно о том, что столь радикальным образом отличало Израиль от окружающих народов: о великих спасительных деяниях Бога в истории Израиля. На Пасху Израиль вспоминал об избавлении от египетского рабства, на Праздник кущей — о вхождении в Землю обетованную вслед за тем, как народ долгие годы скитался по пустыне, живя во временных «кущах», то есть палатках. В эти дни люди прославляли милости Бога, которых они не заслужили. И хотя израильские праздники совершались ежегодно, они постоянно напоминали о линейном ходе истории: сотворении мира и последовавших затем великих событиях, когда Бог совершал великие дела для Своего народа. И во время этих праздников Израиль одновременно и прославлял Бога за великие деяния прошлого, и благодарил Его за плодородие почвы.

Таким образом, можно увидеть, что культ Израиля чем–то напоминает обычаи окружающих народов, но это сходство поверхностное. Поклонение Израиля по самой своей природе радикально отличается от религии Ханаана. Здесь можно говорить о сходстве в сроках празднований (весна и осень) и общей теме плодородия, однако использовались эти сроки и эта тема совершенно по–разному. Мы многое унаследовали от древнего Израиля, и сама сила иудео–христианской традиции свидетельствует о том, что хананеев и Ваала невозможно поставить в один ряд с Израилем и Яхве.

 

Уступки ханаанской культуре

 

Изучение ханаанской культуры и религии проливает свет и на некоторые другие аспекты Ветхого Завета. Кратко упомянем некоторые примеры тех уступок культуре, которые Бог допустил ради пользы Израиля. Это поможет нам лучше понять, как нам самим следует относиться к окружающему миру. К понятиям, которые отражают уступки чужой культуре, относятся, в частности, священные места, священные здания и гимны Израиля.

Во время странствования патриархов и в первые годы заселения Земли обетованной святые места часто притягивали к себе приверженцев разных культов. Кто–то мог воздвигнуть на таком месте жертвенник Яхве, а рядом появлялись алтари для служения иным богам. Сегодня мы можем наблюдать нечто подобное в Иерусалиме, где святые места притягивают последователей разных мировых религий, причем таких религий, которые часто враждовали друг с другом.

Возможно, консервативный христианин ещё больше удивится тому, что здания великих израильских храмов на самом деле не были чем–то уникальным, но во многом походили на храмы Ханаана. Бог действительно повелел Моисею устроить скинию по тому плану, который Моисей увидел на горе (Исх 25:40), но, сопоставив свидетельства Библии со свидетельствами археологии, мы можем сделать вывод, что Яхве просто передал Моисею план такого храма, который соответствовал представлениям о храме самого Моисея и его современников. Конечно, этот храм был предназначен для совершенно особого священнодействия, но человек того времени, если бы он зашел в израильский храм, понял бы, по меньшей мере, что это специальное место для поклонения.

И, быть может, сильнее всего нас удивит тот факт, что священные гимны Израиля иногда отражают контакты с культурой Ханаана. Правда, нам следует признать, что подобное происходило и в многовековой истории христианства, когда христиане заимствовали мелодии и тексты из чужих источников и ставили их на службу вере. То же самое происходило и в древнем Израиле. Познакомившись с текстами Рас–Шамра, мы можем увидеть, что некоторые наши псалмы обладают удивительным сходством с гимнами Ваалу. Самые яркие примеры такого сходства дают нам, среди прочих, псалмы 17, 28 и 92. Значит ли это, что Израиль воспевал гимны Ваалу? Вовсе нет! Израильтяне взяли гимны, прославлявшие Ваала, и заменили в них имя «Ваал» на имя «Яхве». «Вы хотите знать, кто на самом деле силен и могуч и кто сотрясает горы? Это не Ваал, это — Яхве». Вдохновенность и напористость некоторых псалмов отражают жестокость и силу народа, который их пел. И даже Бог, открывая Себя на Синае, делал это в соответствии с характером своего народа. Можно увидеть, что псалмы, обладающие сходством с гимнами Ханаана, прославляют божественную мощь и величие, но не такие качества Ваала, которые вызвали бы отвращение у тех, кто верен Яхве. Как бы там ни было, это показывает, что о чем–то Израиль мог говорить словами ханаанской поэзии, только он возвышал эти слова, так что они возносились к великому Богу вселенной. Этот вывод до сих пор кажется удивительным мне самому, но, я думаю, он помогает нам лучше понять, как Бог обращается с людьми.

Итак, можно снова задать себе вопрос: когда Израиль был верен своему Богу, разрывал ли он контакты с окружением? Вовсе нет! Да, Израиль очень часто шел на недопустимые компромиссы в вере, но лишь тогда, когда отворачивался от Яхве. Когда же он всецело полагался на Яхве, Израиль отвергал всё, что представляло опасность, и принимал всё, что могло пойти ему на пользу. И разумеется, Бог давал Своему народу и нечто совершенно новое, нечто такое, чего не было ни у одного из чужих народов. Это были особые дары Бога Своему народу.

То же самое можно сказать и о Божьем народе Нового Завета, о Его церкви.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.