Раздел 2. Информационные ресурсы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Раздел 2. Информационные ресурсы

2017-06-25 336
Раздел 2. Информационные ресурсы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1 Справочно-библиографический аппарат библиотеки как база самостоятельного поиска информации

Постоянный рост информации в современном обществе, объективная массовость воздействия современных медиа- ресурсов, возросшие искушенность и опытность потребителя, - все это лишь немногие факторы, которые необходимы для ориентации потребителями в современных информационных ресурсах.

Ресурсы - это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. Информационные ресурсы – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования. Информационные ресурсы являются продуктом интеллектуальной деятельности общества и рассматриваются в настоящее время как стратегический ресурс развития любой страны, который по значимости не уступает другим – финансовым, сырьевым, материально-техническим [14, 16].

Информационные ресурсы обладают рядом специфических особенностей, а именно:

Основная масса информационных ресурсов общества сосредоточена в библиотеках, а именно в его справочно-библиографическом аппарате.

С правочно-библиографический аппарат (СБА) - это справочно-поисковый аппарат, включающий библиографические пособия. Совокупность справочных и библиографических изданий, неопубликованных библиографических пособий, библиотечных каталогов, картотек, баз данных, являющаяся базой поиска библиографической и фактографической информации, осуществления информационно-библиографической работы. Информационно-поисковая система, в которой оптимально организованы источники поиска библиографической и фактографической информации [4, 17].

Составными частями СБА являются:

■справочно-библиографический фонд;

■система каталогов, картотек и библиографических баз данных.

Комплекс справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов, картотек, баз данных, предназначенный для поиска информации, рекламы и пропаганды литературы [4, 14, с. 224].

Рациональность организации справочно-библиографического аппарата зависит от наличия следующих свойств:

Свойств СБА Описание свойств
Системность СБА состоит из связанных элементов, обеспечивающих его целостность
Пластичность Выражает изменчивость применительно меняющимся информационным потребностям общества
Доступность Отражает удобство его использования читателями
Экономичность Отражает вынужденное материально-финансовыми ресурсами библиотеки ограничение состава и полноты СБА  
Надежность Способность удовлетворять большинство запросов

 

Структура СБА:

 

Элементы (части СБА) Материальная форма элементов Характер изменений Источник пополнения
Справочно-библиографический фонд Издания, CD-ROM Постоянные/ эпизодические Внешние (преимущественно)
Каталоги, картотеки, электронный каталог, библиографические БД Карточки, дискеты, накопители Постоянные/ эпизодические Внутренние/внеш- ние
ФНБП Неопубликованные библиографические пособия Эпизодические Внутренние (преимущественно)

Итак, рассмотрим подробнее структуру СБА.

Справочно-библиографический фонд –это составная часть СБА, образуемая совокупностью выделенных из общего фонда библиотеки нормативных, справочных и библиографических изданий (в традиционной печатной и электронной формах).

Большую же часть СБА составляют библиотечные каталоги и картотеки.

Система библиотечных каталогов – это наиболее подвижная часть СБА.

 

Алфавитный каталог (АК) –это каталог, в котором описание произведений печати и иных носителей информации располагаются в алфавите фамилий авторов, наименования коллективных авторов и заглавий произведений.

Основная функция алфавитного каталога – справочно-информационная.

Как оформлен алфавитный каталог:

■все ящики в каталоге нумеруются арабскими цифрами и снабжаются этикетками. Этикетка – это надпись, отражающая материал, содержащийся в каталожном ящике. На этикетках могут быть указаны буквы, слоги и слова, которыми начинаются библиографические записи первой и последней карточек ящика.

    М - МУЗЕЙ

 

 

■ Внутреннее оформление осуществляется при помощи каталожных разделителей, которые показывают расположение записей, наглядно демонстрируя правила расстановки. Разделители всегда ставятся перед первой карточкой в той группе записей, которые необходимо выделить. По форме разделители делятся на центральные, боковые и малые боковые.

■Для более четкой организации алфавитного каталога, в него вводится элемент логической расстановки. При расстановке библиографических записей произведений одного автора, сначала расставляются библиографические записи на собрания сочинений в порядке убывающей полноты изданий. Во второй группе – отдельные произведения автора в алфавите слов заглавий. Третья же группа включает добавочные записи о жизни и творчестве авторов.

Систематический каталог(СК) – это каталог, в котором описания произведений печати и иных источников информации располагаются в соответствии с их содержанием, по отраслям знаний, и дальнейшим, более дробным подразделением, в логической последовательности и соподчинении.

Структура систематического каталога определяется принятой в библиотеке системой библиотечно-библиографической классификации.

Как оформлен систематический каталог:

■К внешнему оформлению систематического каталога относятся надписи на этикетках каталожных ящиков. На этикетке показывают индекс и наименование отраслевого деления.

  84 (2Рос=Рус) 6 Произведения русской литературы XX в. (1917 -…) (С-Х)
60.564.04 Социология путешествий и туризма 60.564.06 социология клубного отдыха

■ Внутреннее оформление включает формирование отделов каталога на основе индексов, присвоенных в процессе систематизации. Оформление систематического каталога помогает раскрыть логику его построения. Важную роль в оформлении систематического каталога играют разделители, которые возглавляют каждый раздел. На выступе разделителя указывается индекс и наименование отдела или раздела.

Предметный каталог(ПК) – это каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке предметных рубрик – кратких словесных формулировок предмета произведения печати [2]. Таким образом, предметный каталог, как и систематический, раскрывает содержание библиотечного фонда.

Предметный каталог организуется в научных и специальных библиотеках страны, т.к. вся литература о предмете собирается в одном месте, вне зависимости от аспектов его рассмотрения (и это главное отличие предметного каталога от систематического).

Краеведческий каталог (КК) – это региональный каталог, отражающий документы краеведческого содержания [2]. Чаще всего систематический каталог, отражающий документы, имеющиеся в фонде библиотеки [17].

Электронный каталог включает в себя все виды традиционных каталогов. Его преимущества: экономичность, поиск информации и документов по различным аспектам, а также в состав виртуального СБА возможность выхода через Интернет к каталогам зарубежных библиотек.

Основным элементом СБА являются библиографические картотеки. Наиболее распространенная из них – это систематическая картотека статей.

Систематическая картотека статей (СКС) раскрывает содержание периодических изданий, сборников, разделов монографий, представленных в фонде библиотеки. По тематике отражаемых материалов она является универсальной. Структура картотеки аналогична структуре систематического каталога.

Картотека рецензий содержит в себе описание рецензий на те или иные документы. Библиографическое описание рецензии составляется на каталожной карточке особым образом, что позволяет собрать в одном и том же месте все рецензии на одно и то же произведение.

Картотека может включаться как в СКС, так и существовать самостоятельно.

Краеведческие картотеки содержат литературу (книжные и статейные источники), отражающую развитие того или иного края (республики, области, района и т.д.).

Во многих библиотеках ведутся также картотеки новых поступлений, отражающие сведения о произведениях печати, поступивших в библиотечный фонд за небольшой отрезок времени.

Фонд неопубликованных библиографических пособий (ФНБП) – это часть СБА, состоящая из стабильных источников, содержащая главным образом оригиналы или копии письменных справок, выполненных в процессах СБО, а также оставшиеся в рукописи библиографические пособия и полученные в порядке обмена из других библиотек аналогичные материалы. Обычно он именуется фондом выполненных справок [4].

Тематические и специальные картотеки по своему назначению и содержанию близки к рекомендательным библиографическим указателям.

Картотека заглавий художественных произведений относится к классу специальных картотек. Нередки случаи, когда читатели запрашивают эти произведения по названию, не зная или позабыв авторов. Это относится не только к отдельно изданным художественным произведениям, но и опубликованным в литературно-художественных журналах. Данная картотека, содержащая минимум сведений (название произведения, его жанр, фамилия автора) способствует быстрому поиску запрашиваемых романов, повестей, сборников стихотворений.

Картотека персоналий также как и картотека заглавий художественных произведений относится к специальным картотекам, ипредназначена для удовлетворения запросов на литературу о жизни и деятельности представителей различных областей науки, культуры, общественных и политических деятелей, писателей, художников. Материал о многих лицах часто рассеян по разным отделам и подотделам СК. В картотеке персоналий он объединяется за одним разделителем, на котором пишется фамилия, имя, отчество лица. Организуется картотека путем дублирования карточек СК. Разделители с фамилиями лиц располагаются в алфавитном порядке, внутри картотеки — карточки с библиографическим описанием документов, посвященных их жизни и деятельности.

К классу специальных картотек принято относить ряд картотек, со­здаваемых в библиотеке для внутреннего пользования, т. е. для профес­сиональных целей самих библиотечных работников. К таким картоте­кам относится картотека методических материалов по библиотечно-библиографическому делу, являющаяся одной из разновидностей тематической картотеки долговременного пользования. Такая картоте­ка создается в научно-методическом отделе и содержит описание раз­ных видов материалов: книг, статей из периодических изданий, неопуб­ликованных документов. В библиографическом отделе имеется локаль­ный каталог библиографических пособий и списков литературы, опубликованных в журналах. Он также обычно является картотекой, создаваемой в помощь работе библиографов.

П омимо библиографических во многих библиотеках создаются фак­тографические картотеки. Они весьма разнообразны по своему соста­ву и назначению — от картотеки адресов предприятий, фирм и других организаций до разъяснения аббревиатур, которыми обозначаются на­звания как отечественных, так и в особенности зарубежных фирм, об­ществ, объединений, журналов и т. д. В настоящее время создание неко­торых фактографических картотек осуществляется даже в муниципаль­ных библиотеках, в сфере обслуживания которых находятся различные коммерческие структуры, торговые и посреднические организации, производители товаров и услуг.

В отличие от библиографических, содержащих сведения о доку­ментах, в фактографические картотеки включаются данные фактиче­ского характера, извлекаемые из разных источников. Например, может быть создана картотека изделий предприятий региона, содержащая наименования этих изделий с указанием основных характеристик. Ес­ли библиотека из-за ограничения в финансировании не может приобре­тать такие справочные издания, как «Бизнес-карта», в ней желательно иметь фактографическую картотеку с адресами и другими реквизитами 'производителей и поставщиков соответствующей продукции. Такая картотека предназначена для работающих в сфере бизнеса.

Наличие фактографических картотек позволяет улучшить качество обслуживания и тем самым повысить престиж библиотеки как информационного центра.

Таким образом, мы рассмотрели основу СБА - каталоги и картотеки. Справочные издания и система библиографических пособий по СКД и музейному делу будут рассмотрены отдельно.


2.2 Справочные издания

Справочная литература содержит краткие сведения научного или прикладного характера, изложенные, оформленные и расположенные в порядке, удобном для их быстрого нахождения, не предназначенные для сплошного чтения. Для справочной литературы характерна кумуляция фактических данных и комфортность использования.

Роль справочных изданий в информационном обеспечении различных сфер деятельности трудно переоценить, так как они являются комплексными источниками фактографической, визуальной и библиографической информации. Основными источниками, дающими представление об отраслевом фонде справочной литературы, являются библиографические указатели (путеводители) справочных изданий. Систему справочных изданий образуют:

· научные и научно-популярные энциклопедии, энциклопедические

· словари;

· терминологические словари;

· биографические и биобиблиографические словари;

· словари сюжетов и символов;

· хроники и календари;

· справочники учреждений культуры и искусства;

· справочники-определители предметов искусства;

· путеводители [10, с. 219].

Центральное место в системе справочных изданий принадлежит энциклопедиям. Первые отечественные капитальные отраслевые энциклопедии (Театральная энциклопедия: в 6 т. — М., 62-1967; Искусство стран и народов мира: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: В 5 т. — М., 1962-1981; Музыкальная энциклопедия: В 6 т. — М., 1973-1982.) являются краткими, ибо при достаточной для капитального научно-справочного издания широте охвата явлений и опросов они не имеют целью дать фундаментальный свод научных знаний и практических сведений по конкретной отрасли искусства. Их задача ограничивается изложением основных данных науки. При всей своей значимости и возможностях использования в справочно-библиографической работе (поскольку они единственные в отрасли), эти энциклопедии во многом уже устарели, так как не отражают современного уровня искусствознания, как и художественного процесса последних трех-четырех десятилетий.

Подлинно научным изданием является трехтомная историко-церковная энциклопедия «Святыни Санкт-Петербурга», которая вышла в издательстве Чернышева, и представляет по содержанию энциклопедию-исследование, вводящее в научный оборот многочисленные, ранее неизвестные факты и материалы по культовой архитектуре Санкт-Петербурга (от строительства первой деревянной церкви до домовых и больничных церквей начала XX века). Эта энциклопедия включает сведения обо всех храмах города и ближайших предместий. Статьи выделены в разделы, соответствующие дореволюционной классификации церквей по их принадлежности к определенной конфессии. Уникальным библиографическим источником это издание делает хорошо разработанный справочный аппарат (исторический очерк, топографический указатель, предметный указатель и пристатейные списки литературы).

До настоящего времени отсутствует научная отраслевая энциклопедия. Многочисленные (в том числе переводные) издания посвящены, как правило, отдельным видам изобразительно искусства, направлениям, художественным объединениям и другим узким темам культуры и искусства. Среди последних выделяются словари-справочники В.Г. Власова которые составляют богатейшую иллюстрированную научную энциклопедию по пространственным искусствам, содержащую информацию по любому вопросу из сферы изобразительного искусства — от объяснения термина до способа обработки материала, используемого в художественном творчестве. Эти издания послужили основой для «Большого энциклопедического словаря изобразительного искусства» того же автора, первые четыре которого (из планируемых восьми) вышли в свет в 1999-2000 гг.

Современный уровень науки о балете отражен в энциклопедии «Русский балет», подготовленной коллективом научных сотрудников ведущих научно-исследовательских учреждений — Российского института истории искусств| и Российского института искусствознания. В этой энциклопедии впервые в надлежащем объеме представлена информация и о балете русского зарубежья, и о многих других явлениях в балетном искусстве 1980-1990-х гг.

Основной массив энциклопедических изданий представлен научно-популярными энциклопедическими словарями и справочниками. Некоторые из них являются универсальными по читательскому назначению и отличаются от энциклопедий, главным образом. большей сжатостью сведений — например, «Энциклопедический музыкальный словарь» (последнее издание 1990 г.), («Музыка: Большой энциклопедический словарь» (1998 г.), «Кинословарь» в двух томах (1966-1970 гг.), «Кино: энциклопедический словарь» (1986 г.) и др. Как правило, издания такого рода являются определенным этапом в создании научных отраслевых энциклопедий. К этой же группе изданий относятся «Сло­варь театра» П. Пави и «Энциклопедический словарь живописи» [10, с. 220].

На запросы любителей искусства ориентированы такие справочники, как двухтомная «Популярная художественная энциклопедия» (М., 1986) — репринтное издание 2000 г., «Европейская живопись: ХIII-ХХ вв.» (М., 1999), «Энциклопедия живописи» (М, 1998) и многие другие. Современные изда­ния подобного типа по изобразительному искусству практически являются альбомами, выполненными на высоком полиграфическом уровне.

Из энциклопедических изданий 1990-х гг. следует отметить справочные издания по прикладному искусству, ранее отсутствовавшие в системе справочных пособий. Уникальной по объему информации является работа немец­ких авторов В. Брауна и М. Тильке «История Востока: от древности до наших дней» с большим количеством иллюстративного и табличного материала (осо­бую ценность она представляет для специалистов по костюму и модельеров).

'Незаменима также книга О. Нестеренко «Краткая энциклопедия дизайна», сочетающая в себе функции справочника и практического пособия.

В последние годы появились также справочные издания по рок-музыке, среди которых подлинно энциклопедической обещает стать пятитомная «Рок-энциклопедия» С. Кастальского, первый том которой вышел в свет в 1995 г.

Среди межотраслевых энциклопедий следует упомянуть систематиче­ский свод знаний по всем отраслям православной культуры, художествен­ной в частности, — это начинающееся 25-томное издание «Православная энциклопедия», первые два тома которой вышли в 2000-2001 гг.

Терминологические словари [10, с. 221] составляют важнейшее звено в системе спра­вочных пособий по любому виду искусств, так как каждая отрасль искусст­вознания вырабатывает свой понятийный аппарат. При работе с ними, одна­ко, следует учитывать то, что большинство из них было издано в 1960-1970-е гг. И не в полной мере отражают современный уровень науки об искусстве. Среди новых изданий незаменимы в работе краткий терминологический словарь «Пластические искусства» (М., 1995) и его расширенный вариант — словарь «Аполлон» (М., 1998), являющийся наиболее полным из терминологических справочников по изобразительному и декоративному искусству, художествен­ному производству, дизайну, народному творчеству и искусствоведению. Нельзя не отметить и появление во второй половине 1990-х гг. целого ряда терминоло­гических словарей по архитектуре и православной художественной культуре (краткие сведения о них приведены в Приложении).

В системе справочных изданий по искусству особое место принадлежит биографическим и биобиблиографическим словарям. [10, с. 221]. В последнее десятилетие этот тип справочных пособий превалирует в отраслевом микропотоке. Из научных биобиблиографических словарей прежде всего следует отметить многотомный словарь «Художники народов СССР» с огромных сводом пер­сональных библиографических материалов и изданный в 1994 г. на русском языке каталог собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских «Худож­ники русского театра: 1880-1930», который был составлен крупным амери­канским искусствоведом проф. Джоном Э. Боултом. В нем особого внима­ния заслуживает раздел «Библиография» с описаниями справочных изданий, каталогов и аукционов, а также вспомогательные указатели.

В области музыкальной культуры незаменимы для библиографа уникальный биобиблиографический словарь А.М. Пружанского «Отечественные пев­цы: 1750-1991» и «Вокальный энциклопедический словарь» М. Я. Агина, которые помогают выполнять самые разнообразные факто- и биографиче­ские запросы пользователей.

Среди справочников учреждений культуры и искусства особое место занимает трехтомник «Музеи России», структура которого соответствует прин­ципам административно-территориального деления РФ. Уникальный свод фактических сведений содержится и в справочнике «Театры России» (М., 1996). Особой разновидностью фактографических справочников являются адресные справочники. Так, например, справочник-путеводитель «Русские художественные промыслы» представляет собой фактически адресную кни­гу о всемирных и малоизвестных центрах художественного производства, составляющих неотъемлемую часть русской культуры. К подобным спра­вочникам относятся также «Киностудии СССР», «Зарубежные кинофестивали» и др.

В последнее время среди справочных пособий фактографического харак­тера получили широкое распространение базы данных, генерируемые НИО «Информкультура» — «Учреждения и организации культурно-досуговой сфе­ры Российской Федерации», «Зарубежные организации культуры», «Музы­кальные фестивали», «Международные музыкальные конкурсы», «Концерт­ные организации и импресарио Европы», «Европейские курсы по подготовке менеджеров в области культуры», которые можно приобрести на дискетах, получить по электронной почте или из Интернета.

Формирование отечественного художественного рынка, рост числа част­ных и коммерческих художественных галерей, объединений антикваров обус­ловили потребность в соответствующих справочных изданиях, которые ус­ловно можно назвать справочниками-определителями музейных предметов и антиквариата. Такие издания представляют собой научно-справочные по­собия, содержащие основные исходные данные для атрибуции предметов художественного производства. Одним из первых в 1993 г. вышел указатель марок и клейм «Фарфор и фаянс» со сведениями об отечественных и зару­бежных мастерах и производствах. К этому же типу изданий можно отнести и «Словарь нумизмата» Г. Гироу и В. Унгера.

Путеводитель [10, с. 222]как один из типов искусствоведческой литературы по­лучил достаточно широкое распространение. Его основное целевое назна­чение — популяризация художественных знаний.

Классическим примером путеводителя по многопрофильному музею мо­жет служить неоднократно переиздававшееся пособие Ю. Шапиро «По Эр­митажу без экскурсовода». Аналогичные издания были подготовлены Го­сударственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей и другими центральными и местными художественными музеями (Нижего­родским, Пермским, Ярославским и др.). В последнее время появились путеводители по мемориальным музеям выдающихся деятелей искусства, на­пример, по дому-музею П. И. Чайковского в Клину и ряд других.

Особое место среди справочных изданий занимают путеводители по го­родам, историческим и памятным местам, по отдельным туристским маршрутам, интерес к которым особенно велик в связи с развитием «познавательного» туризма. Особенно интенсивно путеводители издаются в последнее десятилетие, и если ранее путеводители были преимущественно по музеям города, то в настоящее время они создаются и в других областях искусствознания (например, «Путеводитель по операм», «Полный путеводитель по музыке», «Путеводитель по архитектурным формам» и т. д.). Постепенно входят в жизнь и компьютерные версии таких справочных изданий с богатыми поисковыми возможностями (например, комплект «Анна Ахматова. Фонтанный дом» — книга + CD-ROM).

Интересным покажется Антология В.М. Рябкова, заявленная как учебное пособие в 4 томах (2006-2007 гг.) для студентов, обучающихся по специальности «СКД». Это пособие интересно тем, что может рассматриваться и в качестве справочного издания. Автором сделана попытка выявить, классифицировать, рассмотреть содержание праздничной, развлекательной, а также культурно-досуговой деятельности народов мира и отобрать наиболее важные, значимые формы, которые использовались людьми в практике свободного времени или отправления принятых в обществе обрядов, ритуалов, праздников и развлечений конкретного исторического периода. В антологии материал расположен по разделам, раскрывающим разнообразные формы культуры народов мира. Каждый раздел сопровождается списком литературы. Книга предназначена студентам, изучающим СКД, историю и теорию культуры, культурологию; аспирантам и преподавателям вузов культуры и искусств, педагогических учебных заведений и университетов [10-13].

Перечень основных справочных изданий по социально-культурной деятельности и музейному делу можно найти в приложении № 5.



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.