Информационная культура личности: общая характеристика — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Информационная культура личности: общая характеристика

2017-06-25 352
Информационная культура личности: общая характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Н.Н. Мухина

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Социально-культурная деятельность» и «Музейное дело и охрана памятников»

2-е издание, переработанное и дополненное

Казань, 2015


ББК 78.303 (Я 73)

УДК 028.6 (075.8)

М 92

Печатается по решению Ученого совета Казанского государственного университета культуры и искусств от 10.2015 г.

 

Рецензенты:

к.п.н., доцент Заборовская С.В.

к. п. н., доцент Матвеева Г.В.

корректор:

Соловьева К.М.

 

 

Мухина, Н.Н.

Информационная культура студента: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности «Социально-культурная деятельность» и «Музейное дело и охрана памятников» / Н.Н. Мухина. 2-е изд., перераб. и доп. Казань, 2015. 1 с.

В учебном пособии представлен алгоритм формирования информационной культуры студента в высших учебных заведениях. Содержатся теоретические и практические материалы, характеризующие документальный поток, средства и методы обработки и поиска информации с использованием современных информационных технологий, методические указания к организации самостоятельной работе студентов.

Пособие может представлять интерес и для практиков социально-культурной сферы.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………..……………………………4

Раздел 1. Информационная культура студента:

проблемы формирования……………………..…………………..…8

1.1. Информационная культура студента:

общая характеристика…………………………..……..………..…..8

1.2. Рациональные приемы работы с документами…….…………….…..19

1.3.Оформление результатов учебной и научной деятельности..……....30

1.4. Написание обзора литературы………………………………………...

Литература к разделу 1 ……………………………………..……..47

Раздел 2. Информационные ресурсы общества…………………50

2.1 Справочно-библиографический аппарат библиотеки

как база самостоятельного поиска информации…...……….….49

2.2. Справочные издания……………………………………….…….……60

2.3. Система библиографических пособий……………………….……......67

2.4.Поиск информации в Интернет………………………………………

Литература к разделу 2 ……………………………………………..……...73

Приложения………………………………………..………………..…….…74

1. Анкета «Информационная культура студента»…………….…………

2. Тест по курсу «Информационная культура студента».………..……....74

3. Схемы библиографических описаний документов…….………..……...76

4.Библиографические пособия: характеристика………..………82

5. Профильные справочные издания по социально-культурной деятельности и музейному делу и охране памятников, и издания по смежным областям знаний………………………………..…..…………………....................................................96

6. Профильные периодические издания по социально-культурной деятельности и музейному делу и охране памятников, и издания по смежным областям знаний ………………………………………..………..……………………………..……..…104

7. Тест для определения концентрации внимания…………………….


Введение

Информационные потенциал общества определяется не только уровнем развития информационной техносферы и используемых в данном обществе современных информационных технологий. Многое также зависит и от уровня развития его информационной культуры. Под информационной культурой общества сегодня понимают его способность эффективно использовать имеющиеся в распоряжении общества информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

Одним из основных факторов развития информационной культуры современного общества является система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей.

Одним из важнейших приоритетов отечественной образовательной системы является гуманизация образования и ориентация на потребности и способности учащихся. Реализация гуманизирующих и культурообазующих функций находит отражение в изменении содержания образования, в повышении требований к общекультурному развитию учащихся. Внедрение культуросозидающей функции предполагает, в первую очередь, самоопределение личности, а также подчеркивает собственно

В процессе формирования информационной культуры личности решается социально-педагогическая задача, состоящая в том, чтобы подготовить будущих специалистов к самостоятельной практической деятельности, в которой они могут реализовывать свои творческие способности, применять полученные знания, умения и навыки, а также продолжать образование.

Специфика деятельности студента факультета социально-культурной деятельности заключается в единстве методологических, теоретических и технологических знаний в совокупности с умениями и навыками исследовательской деятельности и практическим опытом. Но также необходимо учитывать межнациональные взаимоотношения, знания общечеловеческой культуры, культуры межнациональных и межличностных отношений.

Многие сотни лет музеи являются «визитными карточками» городов и стран, так как хранят традиции культуры, свидетельства достижений творчества людей. XXI век обещает быть веком расцвета музейного дела. Уже сейчас современное образование или социально-досуговую деятельность трудно представить без музейного компонента, а значит и без грамотного специалиста, знающего специфику музейного дела. Но развитие грамотного специалиста невозможно представить без развития его информационной культуры.

Настоящее учебное пособие охватывает разделы курса по формированию информационной культуры студента, в частности по технологиям информационного поиска и подготовки научной рукописи с помощью традиционных средств и компьютерных инструментов.

Первая глава «Информационная культура студента» содержит информацию о способах и методах формирования информационной культуры студента, методах и формах работы с документами, а также способами оформления учебной и научной деятельности.

Вторая глава «Информационные ресурсы общества» содержит сведения об основных информационных ресурсах общества – СБА библиотек, справочных изданиях и библиографических пособиях по заявленным специальностям.

Приложения включают в себя практический материал в помощь формированию информационной культуры студента.

Учебное пособие предназначено студентам высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Музейное дело и охрана памятников» и «Социально-культурная деятельность», специализациям «Экскурсоведение (со знанием иностранных языков)» и «Педагогика СКС», но может представлять интерес и для студентов других специальностей, практиков социально-культурной сферы в широком ее понимании. «Информационная культура студента» является достаточно новым общеобразовательным курсом в системе высшего образования, представленным в цикле дисциплин специализации. Основная педагогическая цель – сформировать у обучаемых достаточно полное системное представление об информационном характере развития современного общества, а также о возникающих при этом информационных, психологических и социально-экономических проблемах и методах их решения.

Предполагается, что в результате изучения этого курса учащиеся получат следующие знания:

· о роли и месте информационной культуры в современной системе научного знания, изучаемых ею проблемах и основных направлениях дальнейшего развития этой научной дисциплины;

· об информационных аспектах современного этапа процесса развития цивилизации и об основных закономерностях глобального процесса информатизации общества;

· об основных видах информационных ресурсов общества и о стратегической роли этих ресурсов для его дальнейшего социально-экономического, научно-технического и духовного развития;

· об основных средствах и методах активизации информационных ресурсов и их эффективного социального использования;

· об основных чертах и особенностях уже формирующегося в развитых странах постиндустриального информационного общества, а также об основных проблемах и тенденциях его становления;

· о новых возможностях и новых проблемах человека в информационном обществе, а также о некоторых путях преодоления этих проблем.

Успешно изучившие данный курс слушатели будут уметь:

· достаточно свободно ориентироваться в структуре основных проблемах современного общества, связанных с его глобальной информатизацией;

· понимать и правильно использовать в своей профессиональной деятельности современную научную терминологию;

· самостоятельно оценивать возможные социально-экономические последствия дальнейшего развития процесса информатизации общества, его влияние на качество жизни населения, структуру занятости, развитие науки, культуры и системы образования, информационных коммуникаций и процессов демократизации.

 


Раздел 1. Информационная культура студента: проблемы формирования

Рациональные приемы работы с документами. Оформление результатов научной и учебной деятельности.

Умение работать с документами является базовым умением при осуществлении любой профессиональной (практической и научной) деятельности.

Документ понимается как материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее хранения и передачи во времени и в пространстве, пригодный для использования в документационных процессах.

С точки зрения характера знаковых средств закрепления информации выделяют:

Вид документов Определение Примеры
Текстовые (читаемые) Произведения письменности Тексты художественных произведений, монографий, учебников и т. д.
Иконические (рассматриваемые) Документы, отображающие объекты в виде изображений Изоиздания, фотографии, рисунки, кинофильмы, слайды и т.д.
Идеографические Документы, использующие условные знаки, замещающие отображение реальных объектов. Воспринимаются при умении расшифровывать знаки Карты, ноты, чертежи, схемы и т.д.
Аудильные (слышимые) Документы, фиксирующие и передающие звуковую информацию Фонограммы, музыкальные компакт-диски и т.п.
Тактильные (осязаемые) Документы, использующие для передачи информации изменение рельефа носителя Перфокарты, документы, выполненные шрифтом Л. Брайля
Комплексные Документы, использующие для передачи информации два или более знаковых средств Звуковые кинофильмы, CD-ROM [31, с. 29]

 

По способу распространения документов в обществе различают следующие виды документов:

Вид документов Определение Примеры
Опубликованные Документы, предназначенные для широкого распространения и поэтому, как правило, проходящие рецензирование и редактирование, что приводит к повышению их значимости. Эти документы тиражируют в большом числе экземпляров Книги, журналы, газеты
Неопубликованные Документы, тиражируемые в ограниченном числе экземпляров или по непосредственным запросам пользователей на основе распространяемых вторичных документов, с дальнейшим предоставлением их полного текста Диссертации, отчеты НИР, депонированные рукописи
Непубликуемые Документы, изначально предназначенные для узкого круга пользователей, как правило, имеющие распространение в рамках отдельных ведомств, организаций, фирм Приказы, распоряжения, штатные расписания и т.д.
Промежуточные Документы, содержащие материалы предварительного характера, распространяемые до выхода в свет издания, в котором будут помещены окончательные тексты Препринты [30, с. 32]

 

С точки зрения регулярности выхода документов в свет выделяют:

Вид документов Определение Примеры
Непериодические Документы, выходящие однократно и не имеющие продолжения Монографии, альбомы, открытки
Продолжающиеся Документы, выходящие через неопределенные промежутки времени по мере накопления материала Нумерованные тематические сборники, труды НИИ
Периодические Сериальные издания (документы), выходящие через определенные промежутки времени, с постоянным для каждого года числом номеров (ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежегодные и т.д.) Газеты, журналы, бюллетени, календари [31, с. 32]

 

На современном этапе человечества чтение является одним из важнейших средств получения информации. Чтение, с точки зрения мыслительных процессов, протекает на различных уровнях: от умения понять содержание приблизительно до творческого прочтения, при котором читающий не только воссоздает ход мыслей автора, но и сравнивает, синтезирует прочитанное, принимает или отвергает основную мысль, реорганизует свою мысль или встает на новую точку зрения. Под видами чтения и характеризующихся «специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно» [32].

В зарубежной классификации видов чтения положены практические потребности читающих: просмотр рассказа, статьи или книги, ознакомление с содержанием, занятие поиском нужной информации, детальное изучение содержания из всего многообразия факторов, оказывающих влияние на характер чтения, наиболее существенными из которых являются следующие: предполагаемое использование извлекаемой при чтении информации и вытекающая отсюда невольная установка читающего на степень полноты и точности читаемого. Эти два фактора можно считать за основные критерии при определении видов чтения, ибо они, в конечном счете, определяют характер чтения. Каждый вид чтения связан, следовательно, с решение определенных коммуникативных задач.

Выделяют следующие виды чтения [8, 24]: поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее.

Вид чтения Определение
Просмотровое, поисковое Умение просмотреть книгу, журнал, статью и т. п., чтобы получить самое общее представление о содержании работы в целом, ее теме, основных вопросах, затрагиваемых в ней, и т.д. – и определить, представляет ли она (или отдельные разделы) интерес для читающего. В данном случае имеет место локализация содержащейся в тексте информации (определение области, к которой она относится), а затем – самая общая ее оценка: нужно/не нужно. В тот момент, когда читающий приходит к отрицательному выводу, чтение соответствующего раздела (отрывка и т.п.) фактически прекращается, часто не дочитывая отрывка, переходит к следующему. В случае положительной оценки либо меняется характер чтения, либо читающий берет соответствующий раздел на заметку, чтобы прочитать его позднее более внимательно [8, 24].
Чтение с общим охватом содержания (ознакомительное) Умение бегло прочитать материал для общего ознакомления с содержащейся в ней информацией. Этот вид чтения является как бы чтением для себя, без специальной внутренней установки на обязательное последующее воспроизведение полученной информации. Типичным примером этого вида чтения является чтение художественной литературы для времяпрепровождения, для собственного удовольствия или при работе со специальной литературой. Зная, что та или иная книга, статья и т.д. относится к интересующей нас области, мы прочитываем ее с целью общего ознакомления с содержанием, причем нас интересует не только то, о чем данная работа, но и что именно говорится по тем или иным вопросам. Чтение при этом сопровождается оценкой получаемой информации – новое/известное, интересно/неинтересно, непонятно/понятно и т.п. Для вынесения такого рода оценки читающий довольствуется пониманием общей линии содержания, аргументации, доказательства и т.д., причем часто не потому, что он не может достичь полного, глубокого понимания, а потому, что оно ему не требуется в данный момент. Однако в случае оценки «новое», «интересно», «непонятно» и другие, характер чтения меняется, так как изменяется отношение читающего к получаемой информации, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Изучающее чтение Умение максимально полно и точно извлечь из иностранного текста содержащуюся в ней информацию. Читающий предполагает, что ему придется впоследствии воспроизводить или использовать в той или иной форме полученную информацию, а это связано с осмыслением информации, ее интерпретацией, установкой на длительное запоминание (всей или части информации) уже чтения. Так обычно читается литература, представляющая специальный интерес, необходимая для дальнейшей деятельности человека [8, 24].

Внимание при чтении [32]

Зачастую в работе с текстом мы бываем невнимательными. Это влияет на продуктивность чтения и уровень восприятия текста.

Хорошими помощниками в организации внимания являются слова-ориентиры. Их можно разбить на ряд групп, например:

· Прямое развитие мысли, уже выказанной ранее (таким же образом, к тому же следует добавить ….);

· Изменение хода мысли, противопоставление фактов, точек зрения (но, хотя, однако);

· Подготовка к разбору нового вопроса, переход другой мысли, сопоставление фактов (разберем еще вопрос, может быть и так);

· Выделение особо важного, существенного. Обращается внимание на выводы: поэтому, таким образом, в сущности…;

· Подготовка итогов и выводов.

Действенный путь воспитания внимания – контроль за чтением, закрепление прочитанного.

Запоминание текста [32]

Наряду с вниманием, в работе с текстами большую роль играет память.

Первое условие хорошего запоминания и дальнейшего воспроизведения – это цель. Необходимо всегда осознавать, для чего мы читаем.

Второе условие – понимание содержания текста.

Третьеусловие – осознание того, что можно получить из текста. Наша память фиксирует не только сам текст, но и то, что стоит за ним. Лучше всего усваивается текст, который написан эмоционально, ярко, образно, в котором много конкретного материала и иллюстраций.

Четвертое условие – это синхронная работа всех типов памяти – зрительной, слуховой, двигательной, моторной. Надолго запоминается текст, который мы и видим, и слышим, и произносим одновременно.

Пятое условие – учет закономерностей внимания и запоминания.

Шестое условие – соблюдение принципа «порционности», что особенно важно при учебе. Малознакомый и трудный текст надо разбить на более мелкие «пароли», но не более чем на 7 логических кусков (считается, что кратковременная память человека может быть выражена как «семь плюс минус два», являясь своего рода «психологической константой», т.е. некоей постоянной величиной, от которой зависит восприятие информации).

Седьмое условие – использование в запоминании мнемотехнических приемов, т.к. зачастую необходимо заучить материал, который слабо поддается смысловой обработке.

Осуществляя целенаправленный анализ содержания текста по уровням мыслей, мы в то же время непроизвольно организуем свое внимание и обеспечиваем непроизвольное запоминание в процессе активного осмысления.

Для того чтобы читать быстро, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

· читайте без артикуляции, не проговаривайте слова, внутренняя речь значительно снижает скорость чтения;

· читайте сверху вниз, скользя глазами по центру страницы, а не по строчкам;

· читайте не словами, а целыми строками, расширяя периферийное зрение;

· читайте без регрессий, т.е. не возвращайтесь к уже прочитанным словам, фразам;

· читайте внимательно, отсутствие внимания при чтении приводит к тому, что чтение происходит механически и смысл прочитанного не доходит до сознания;

· читайте с интересом, легко читается и запоминается то, что нам интересно, поэтому мотивируйте себя при чтении.

Выписки

Письменное оформление результатов чтения также является второй ступенью после того, как пройдена первая – понимание читаемого.

Первичной фиксацией информации можно считать подчеркивания и пометки на полях. Для пометок можно воспользоваться следующей системой знаков:

! – очень важно;

? – вызывает сомнение, непонятно;

V – основное, обратите внимание;

= - вывод, резюме, итог;

В – выписать и др. [27]

Основное назначение записей это:

· Сохранение информации;

· Повышение оперативности использования наиболее значимой информации в разных целях;

· Сокращение объема для облегчения запоминания.

В каждом отдельном случае для ведения записей требуется:

· Решить вопрос о целесообразности ведения записи;

· Выбрать оптимальную форму записи;

· Обеспечить правильное содержание записи;

· Придать записи нужный внешний вид.

Умение правильно и удобно вести записи приобретается практикой.

Вести записи рекомендуется на одной стороне листа, что ускоряет поиск, упрощает систематизацию и дает возможность производить дополнительные записи и вставки при дальнейшей работе.

Наиболее простой вид записи – выписки (выдержки) [26]. Они применяются при работе с любой книгой и статьей. Обычно делать большинство выписок рекомендуется после того, как книга прочитана. Так легче определить, что необходимо записывать. Выписывая текст дословно, необходимо заключать отрывок в кавычки и давать ссылки на источник (автор, заглавие, место, год издания или название журнала, год, номер, страницы). Цитировать текст надо по возможности законченными фразами. Многоточием отмечают пропуск в начале, в середине и в конце. Выписки обычно заносят на отдельный листок. Из них формируется картотека, подобранная по темам, фамилиям автора.

Одна из разновидностей выписок – рабочая запись. Она обычно делается на карточках или отдельных листах.

План – это краткая программа какого-нибудь изложения; совокупность кратко сформулированных мыслей-заголовков, в сжатом виде представляет смысловую структуру текста.

План, оставляемый при чтении помогает уяснить содержание, глубже его усвоить. План позволяет быстро вспомнить прочитанное, осознать, насколько глубоко понят материал. Читая, надо фиксировать, где кончается одна мысль автора, и начинается другая.

Чаще всего, план лишь первый этап работы. Он очень облегчает составление тезисов и конспектов.

Тезисы (от греч.) – полагаю, утверждаю – это основные положения текста.

Если в плане произведения мы только называем основные положения, то в тезисах – раскрываем само содержание этих положений. Составление тезисов позволяет более детально расчленить текст, чем запись плана. Тезисы должны быть обоснованны и доказательны. Формулировки – четкие и краткие, но, самобытность формы произведения должна быть сохранена в тезисах, иначе снизится острота восприятия материала. Тезисы полнее всего позволяют обобщать материал, передавать его суть в кратких формулировках.

Тезисы составляются при повторном чтении. С помощью плана разбивают текст на ряд отрывков и находят в каждом из них главное, выделяют его. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют тезисы. Грамотно составленные тезисы вытекают один из другого. В окончательном варианте тезисы могут быть пронумерованы по порядку. Различия между тезисами и конспектом можно четко обозначить в таблице:

тезисы конспект
Содержит основные мысли текста в форме утверждения или отрицания Воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними
В каждом положении содержится одна мысль Сохраняет черты деления на части, свойственные оригиналу
Служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии Цель – сохранение в памяти
Выделяются, «извлекаются» из текста Сжимает, «уплотняет» произведение

 

Началом подготовки к конспектированию служит внимательное ознакомление с книгой, затем вдумчивое чтение. Читая, надо разобраться в структуре книги, уяснить ее общий план, выделить важные вопросы.

Быстрее ориентироваться в книге поможет предисловие или введение, аннотация и т.п.

При конспектировании больших трудов или книг сначала составляют план.

Конспекты содержат не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры, иллюстрации.

Выделяют 4 типа конспектов:

Типы конспектов определение
Плановый конспект Основан на предварительно составленном плане произведения. Такой конспект краток, прост, его можно использовать для срочной подготовки к докладу, выступлению  
Текстуальный конспект Создается из отрывков подлинника – цитат. Недостаток такого конспекта – он слабо активизирует мышление, может спровоцировать автоматическое переписывание цитат  
Свободный конспект Суть его в том, что читатель не сохраняет порядок мыслей автора, а излагает материал в более удобном для себя порядке. Но он наиболее ценный вид конспекта, так как развивает умение самостоятельно и кратко формулировать основные положения
Тематический конспект Прежде всего, надо подобрать литературу по теме, расположить в определенном порядке – по степени полноты и научности изложения темы. Далее – изучить тему с источника, где она изложена наиболее полно. По этому источнику необходим создать подробный план с указанием страниц. Затем можно приступать к изучению остальных источников. Если обнаружился новый материал, надо записать отдельный пункт к плану с указанием источника [24].

 

Необходимо соблюдать следующие правила при сокращении слов в конспекте:

· не сокращать несколько слов подряд, т.к. можно потерять их согласование;

· писать все предлоги и сохранять все знаки препинания;

· придерживаться одной и той же системы сокращения, т.е. создать свой, индивидуальный словарь сокращений слов и наиболее употребительных обозначений.

Таким образом, процесс работы с документами достаточно творческий, хотя и направлен на определенные цели - написание реферата, курсовой и дипломной работ, статьи и т.д. Каждый человек сам должен решить, какими способами он будет работать с интересующими его изданиями. Но, при этом, необходимо учитывать все требования при записи тех или иных сведений, а также порядок их сокращения.

Вторым этапом работы с документами является оформление результатов учебной и научной деятельности.

Оформление результатов учебной и научной работы (реферат, курсовая работа, дипломная работа, научная статья, доклад, диссертация) является одним из важнейших этапов научно-исследовательской и творческой работы. Данный этап работы (оформление библиографиче­ской части рукописи) включает [25]:

· ведение личных картотек;

· использование цитат и ссылок;

· оформление списка литературы;

· библиографическое описание документов.

Стилистика реферата

Рефераты пишутся обычно стандартным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т. п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им, как правило, присущи неопределённо-личные предложения, отвлечённые существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, слова-жаргонизмы, деепричастные и причастные обороты. У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определённая объективность изложения материала. Всё это связано не со скудостью лексики автора, а со своеобразием языка рефератов (в особенности узкоспециализированной направленности, где преобладают жаргонизмы, специфические термины и обороты).

В завершение работа должна получить соответствующую рецензию с оценкой. Рецензия составляется на основе следующих факторов:

■уровень эрудированности автора по изученной теме (современность и своевременность рассмотренной проблемы, степень знакомства автора работы с актуальным состоянием изучаемой проблематики, полнота цитирования источников, степень использования в работе результатов исследований и установленных научных фактов);

■личные заслуги автора реферата (дополнительные знания, использованные при написании работы, которые получены помимо предложенной образовательной программы, новизна поданного материала и рассмотренной проблемы, уровень владения тематикой и научное значение исследуемого вопроса);

■характер реферата (логичность подачи материала, грамотность автора, правильное оформление работы, должное соответствие реферата всем стандартным требованиям).

Надеемся, что наши рекомендации помогут грамотно решить поставленные перед вами задачи.

 


Предварительная работа перед написанием обзора.

1. Уточните требования вашего педагога. Некоторые преподаватели могут попросить вас сделать обзор литературы и не углубляться в детали. В любом случае, зная точно, что хочет ваш профессор, это первый шаг к началу.

Сколько источников вы должны включить в обзор? Хочет ли он / она определенное количество источников каждого типа? Должны ли они быть современными?

Обсуждая тему, вы просто подводите итоги или делаете критический анализ? Некоторые обзоры требуют тезисов, некоторые могут не требовать.

Нужно ли высказывать свое мнение?

Должны ли вы предоставить справочную информацию, например, определения или хронология, чтобы помочь аудитории понять тему?

Есть ли требования к количеству страниц или слов?

2. Уточните тему. Ограничьте тему насколько это возможно, в то же время оставляя достаточное количество необходимых источников. Изучение хронологии рождения приведет вас к десяткам книг, изучение хронологии рождения однополых сибсов (потомков) сделает поиск источников гораздо более быстрым и успешным.

Используйте современные источники. Если вы пишете обзор по истории, гуманитарным или социальным наукам, вы можете позволить себе не беспокоиться о времени выхода источника (на самом деле, изменение точек зрения на протяжении всей истории может быть одним из аспектов вашей работы). Но если вы пишете литературный обзор в научной сфере, скажем, о лечении диабета, информация пятилетней давности может быть уже устаревшей. Просматривайте текущие библиографические обзоры литературы по теме, чтобы получить представление о том, что происходит в дисцициплине.

3.Найдите основную мысль. Вы не просто собираете источники и суммируете то, о чем в них говорится. Вы должны понять, какие темы и идеи связывают источники вместе. Думайте об этих книгах, как о группе друзей, спорящих на одну и ту же тему. Что все они предполагают? Что у них общего и чем они отличаются?

Читайте между строк. Не обязательно искать скрытое содержание. Есть ли какой-либо аспект, который отсутствует? Придерживаются ли все ваши источники одной конкретной теории? Видите ли вы вырисовывающиеся тенденции? Ответы на эти вопросы помогут вам построить ваше исследование, указывая на цель вашей работы.

4. Постройте свои тезисы. Теперь, когда вы определили основную идею, пора сформулировать тезисные утверждения. Вы можете подумать, что литературные обзоры не имеют тезисных утверждений. Это отчасти и так, и не так: в них есть тезисы, но они совершенно другие. Ваше тезисное утверждение не обязательно аргументирует какую-либо позицию или мнение, а скорее наоборот, оно будет выступать за определенную точку зрения на материал.

5. Оцените свои источники. Вы можете иметь самые лучшие намерения и форму повествования, которая убеждает самых ярых скептиков, но если ваши источники не являются жизнеспособными, ничего не получится. Убедитесь, что ваши источники являются признанными на нескольких уровнях.

Каковы полномочия автора? Как его аргументы подтверждаются (комментарии, статистика, исторические факты, результаты исследований и т.д.)?

Является ли точка зрения автора беспристрастной и объективной? Не игнорирует ли он/она любые данные, чтобы укрепить свою точку зрения?

Насколько они убедительны? Не выдают ли они желаемое за действительное?

Приводит ли их работа к большему пониманию предмета?

Составление обзора [34].

 

1. Начните с уверенного вступления. Как и во всем, важно первое впечатление. Ваше введение должно дать представление о теме вашего обзора, не отклоняйтесь от темы или шаблона.

Помогите читателю, давая им знать, что их ждет. Если вы используете тезисные утверждения, поместите их в конце вашего вводного параграфа. В конце концов, ваш читатель должен предвосхищать основную часть вашего исследования.

2. Организуйте основную часть обзора. Это та часть, где у вас есть самые большие возможности. У вас есть ряд источников и, так как они все на одну и ту же тему, у них, вероятно, есть много общего. Выбирайте любой способ, кажущийся наиболее естественным для вас, для вашей основной мысли.

Постройте работу в хронологическом порядке. Если вы имеете дело с различными мнениями в течение эпохи или изменением тенденций во времени, хронологический порядок кажется более целесообразным.

Постройте работу в виде публикации. Этот организационный метод уместен, если каждая публикация имеет различные точки зрения. Если есть естественное развитие (от радикального к консервативному, например) между источниками, этот метод работает как по маслу.

Составьте работу по тенденциям. Если вы заметили закономерности в источниках, расположение их по тенденциям, которые они поддерживают, может быть наиболее очевидной структурой. Некоторые источники могут вместе поддерживать одну и ту же тенденцию, которая переходит из эпохи в эпоху, из региона в регион.

Используйте структуру по темам. Это сильно зависит от тезисного утверждения и от выбранных источников. Если вы выбираете абстрактную главную тему ("Колониализм - это зло", к примеру), подразделы могут быть расположены в зависимости от различных используемых для раскрытия темы методов.

3. Сделайте ясный вывод. В заключительном параграфе вы должны дать краткое заключение вашей работы, повторить то, что было сказано во вступлении (вводной части), и обсудить, что нового вы узнали в процессе ваших исследований.

Вы можете сделать вывод, который наводит на размышления. Как может развиваться обсуждение, если кто-то еще продолжит его? Каковы результаты закономерностей в наши дни?

4. Используйте очевидные доказательства. Не стесняйтесь пересказывать источники своими словами, чтобы сделать аргумент. Вы используете свои собственные слова, подкрепленные работами профессионалов.

Тем не менее, используйте цитирование осторожно. Суть литературного обзора не предусматривает углубленного обсуждения или подробных цитат из текста. Некоторые короткие цитаты будут уместны, но в целом, это должно быть написано вами.

5. Пишите собственными словами. Нет, вы не сообщаете информацию, взятую «с потолка», но вы все равно должны начинать и заканчивать каждый абзац своими словами. Ваши высказывания должны оставаться главными.

Пересказывая источник, убедитесь, что вы не искажаете информацию и мнение ав


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.