Современная стадная философия неофрейдистов? — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Современная стадная философия неофрейдистов?

2017-06-25 318
Современная стадная философия неофрейдистов? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Неофрейдисты (К.Хорни, 1937, Э.Фром, 1941, Г.Салливен, 1953) считали, что наиболее значимым для формирования личности является удовлетворение социальных потребностей - в защищенности, безопасности, в признании. Они считали, что если эти потребности в течении длительного времени остаются неудовлетворенными, то люди начинают чувствовать сильный дискомфорт. Естественно, они всеми силами и привлекая для этого кого только можно, пытаются получить то, в чем нуждаются. Неофрейдисты считают, что стратегии, которые при этом используются - стремление к превосходству над другими или, напротив, чрезмерная зависимость от других - формируют личность.

К.Хорни, предложившая теорию “базальной” тревоги, видела сущность человека во врожденном чувстве беспокойства, с которым появляется на белый свет младенец. С первых секунд своей жизни ребенок ощущает себя неуютно, окружающий мир ему непонятен, неприятен, враждебен. Но та любовь и забота, которую ребенок получает от родителей, компенсирует эту тревогу и помогает ему нормально и спокойно развиваться. Если же ребенок не получает от своих родителей достаточного количества любви, то это чувство беспокойства переходит в “базальную” (изначальную, коренную) тревогу, которая начинает определять все поступки человека, стремящегося к ощущению безопасности. Чаще всего это связано с тем, что его родители - обычно сами невротики - не способны дать ребенку тепло и любовь, в которых он нуждается. Из-за этого его эмоциональный баланс смещается к ощущению враждебности и опасности окружающего мира.

Согласно Хорни человеку также органически присуще стремиться к удовлетворению своих желаний. Зачастую эти две тенденции противоречат друг другу, в этом случае возникает невротический конфликт, человек заболевает неврозом. Попытка ослабить невротический конфликт достигается человеком определенными способами (“стратегией”) поведения, основными из которых являются “невротическое стремление к любви, к власти, к изоляции от людей” и “невротическая покорность”. Таким образом К.Хорни во главу угла ставит инстинкт самосохранения, который заставляет человека делать то или иное действие, невротически компенсируя опасность для жизни, которую человек видит идущей извне.

Г. Салливен тоже считает, что человек рождается на белый свет с изначальным чувством тревоги, которую “гасит” потребность в ласке, нежности, контакте с людьми. В случае, когда окружающий мир не снижает, а напротив - провоцирует тревогу человека, то у него развивается “избирательное внимание”, игнорирование мешающего, неприятного, то есть механизм своеобразной психологической защиты.

Г.Салливен рассматривал личность как продукт и средоточие интерперсональных (межличностных) отношений и представлял невроз как нарушение баланса этих отношений. Он очень большое внимание придавал культурным факторам, формирующим личность, характерной особенностью которой является тенденция сохранить усвоенную форму поведения в целях избегания напряжения и беспокойства.

Психическое расстройство по Салливену - это психологическая инверсия (переориентация), когда субъект видит себя и мир в совершенно новых отношениях, новом свете. И Салливен считает, что для того, чтобы помочь человеку избавиться от болезни, надо изменить “Я-концепцию”. Врач должен создать у больного новую систему взглядов, которая изменит и болезненную систему интерперсональных отношений.

Из его теории можно сделать вывод, что если человек не получает достаточного количества любви, то он чувствует опасность, ведь стадное животное для того, чтобы выжить, должно быть принято стадом.

То же самое можно сказать о теории Э. Фромма, который считает, что главной причиной проблем, обуревающих современного человека, является отчуждение в межличностных отношениях (“негативная свобода”), отсутствие способности любить других, что приводит к тому, что он не может любить и себя. То есть он тоже на первое место среди причин, приводящих человека к болезням, ставит угрозу отчуждения от общества.

Согласно этой теории, первобытный человек чувствовал себя частью природы, античный человек сознавал себя гражданином своего полиса, средневековый человек ощущал себя членом общины, сословия, гильдии. Современный же человек потерял глубинность этих связей, что и определяет чувство одиночества. Невротик по Э. Фромму - это тот, кто из-за гипертрофированного чувства одиночества не в силах рационально решать проблемы взаимоотношений себя с самим собой, с окружающим миром. В этом Э. Фромм усматривает страх современного человека перед свободой и неосознаваемое желание найти человека (вождя, диктатора), который бы дал простые и понятные ответы на эти вопросы. И взял на себя ответственность за этого человека.

Э.Фромм в качестве лечебной цели тоже ставит “исцеление характера” невротика. И считал, что это лучше всего делать через углубление любви к себе и другим. Он считает, что построить справедливое и гармоничное общество можно только через излечивание невротиков (а ими он считает всех людей на Земле - без исключения).

Основной тезис третьего учения В.Франкля - учения о свободе воли - гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами.

Франкл характеризует организм как инструмент, как средство, которым пользуется личность для реализации своих целей. Франкл говорит о свободе человека по отношению к своим влечениям, к наследственности и к факторам и обстоятельствам внешней среды. Свобода по отношению к своим влечениям проявляется в возможности сказать им «нет», принять или отвергнуть их. Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда речь идет о детерминации человеческого поведения ценностями или моральными нормами, - человек позволяет или не позволяет себе быть ими детерминированным. Свобода по отношению к наследственности - это отношение к ней как к материалу, возможность свободного духа строить из этого материала то, что ему необходимо.

Франкл провозглашает: «Человек больше, чем психика: человек - это дух!» В этом своем качестве человек характеризуется двумя фундаментальными онтологическими характеристиками: способностью к самотрансцеденции и способностью к самоотстранению. Первая выражается в постоянном выходе человека за пределы самого себя, в направленности его на что-то вне себя. Вторая выражается в возможности человека подняться над собой и ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Эти две способности позволяют человеку быть (не абсолютно, а в определенных пределах) самодетерминирующимся существом.

Конечно же, «Эго», как воплощение воли, принимающей решение, неизбежно нуждается в энергии инстинкта. Однако «Эго» никогда не может оказаться просто пассивно «влекомым». Плавать под парусом - это не значит отдать корабль на волю ветра; напротив, искусство моряка-парусника как раз и заключается в его способности использовать ветер так, чтобы он гнал корабль в нужном направлении, так что хороший моряк может править даже против ветра (Франкл, 1990)


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.