Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 29 КОНСПЕКТ КНИГИ НОЭЛЯ ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 29 КОНСПЕКТ КНИГИ НОЭЛЯ ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ



КОНСПЕКТ КНИГИ НОЭЛЯ «ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ»153

ЖОРЖ НОЭЛЬ. «ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ»

ПАРИЖ, 1897

Bibliotheque de Geneve, Ca, 1219

Печаталась статьями в «Revue de Metaphysique etde Morale"; редактор Xavier Leon154.

Автор идеалист и мелкий. Пересказ Гегеля, защита его от «современных философов", сопоставление с Кантом etc. Нет интересного. Нет глубокого. Ни слова о материалистической диалектике: автор, должно быть, понятия о ней не имеет.

Отметить переводы терминов Гегеля:

Êtrе — Essence — Notion. (Mesure etc. ) [Бытие — Сущность — Понятие. (Мера и т.д. )] *

Devenir (das Gewordene) [Ставшее].

L'etre determine (Dasein) [Определенное бытие, наличное бытие].

Etre pour un autre (Seinfur Anderes) [Бытие для другого].

Quelque chose (Etwas) [Нечто].

Limite (Grenze) [Граница].

Borne (Schranke) [Предел].

Devoir etre (Sollen) [Долженствование].

Etre pour soi (FursichSein) [Для себя бытие].

_______

* Здесь и ниже петитом в квадратных скобках переводы терминов на русский язык даны редакцией. Ред.

Existence hors de soi (Außersich Sein) [Вне себябытие].

La connaissance (das Erkennen) [Познание].

Actualite (Wirklichkeit) [Действительность].

Apparence (Schein) [Кажимость].

Etre pose (das Gesetztsein) [Положенное бытие].

Position (Setzende Reflexion) [Полагающая рефлексия].

Fondement ou raison d'etre (Grund) [Основание].

L'universel (das Allgemeine) [Всеобщее].

Particulier (das Besondere) [Особое].

Jugement (das Urteil) [Суждение].

Raisonnement ou Syllogisme (Schluß) [Умозаключение, или силлогизм (заключение)].

Отметить еще забавные попытки автора оправдать, as it were *, Гегеля от обвинений, в «реализме" (читай: материализме). У Гегеля «философия в целом является силлогизмом. И вот в этом силлогизме логика есть всеобщее, природа — особое, а дух — индивидуальное» (стр. 123). Автор «разбирает" (= жует) последние фразы Логики о переходе от идеи к природе. Выходит, что ум через природу (в природе) познает идею = закономерность, абстракции etc... Караул, почти материализм!!...

NB «Рассматривать природу в себе, абстрагируя от духа, — не значит ли это тем самым вернуться к самому наивному реализму?»
NB «Правда, вставляя между логикой и философией духа философию природы, Гегель тем самым становится на точку зрения реализма; но здесь нет никакой непоследовательности с его стороны... Реализм Гегеля является лишь переходной ступенью. Это точка зрения, которая должна быть преодолена» (129).

«Что реализм заключает в себе относительную истину, — это неоспоримо. Столь

______

* — так сказать. Ред.

естественная и всеобщая точка зрения не может быть случайным заблуждением человеческого духа... Чтобы преодолеть реализм, она» (la dialéctique) «сначала должна будет дать ему полное развитие, и только таким образом она докажет необходимость идеализма. Вот почему Гегель принимает время и пространство за общие определения природы, а не за формы разума. Кажется, что в этом пункте он расходится с Кантом, но это — лишь по видимости и на словах...» NB !??
... «Это объясняет, почему он» (Hegel) «говорит о чувственных качествах, как если бы они были реально присущи телу. Удивительно, что г-н Вундт обвиняет его по этому поводу в невежестве. Неужели ученый философ полагает, что Гегель никогда не читал Декарта, Локка или даже Канта?    
Если он реалист, то не в силу невежества, не из-за непоследовательности, но лишь в виде переходного положения и следуя методу» (130). NB Гегель = «реалист" NB  

Сравнивая Гегеля с Спинозой, автор говорит: «Таким образом, Гегель и Спиноза равно подчиняют природу логике» (стр. 140), но-де у Гегеля логика есть логика не математическая, а логика противоречий, перехода «от чистой абстракции к реальности" (etc. ). У Спинозы де «с ним» (Spinosa) «мы оказываемся у антиподов идеализма» (138); ибо «мир духов» (у Спинозы) «находится рядом с миром тел, а не стоит над ним»...



... «Идея развития, столь характерная для гегельянства, лишена смысла для Спинозы»... (138).

Гегель развивает диалектику Платона («вместе с Платоном признает необходимое сосуществование противоположностей» 140) — к Гегелю близок Лейбниц (141).

Ноэль защищает Гегеля от обвинения в пантеизме...(вот де как мотивируется это обвинение):

... «Что такое абсолютный дух, — эта вершина его»(гегелевской) «диалектики, — как не дух идеализиро-

ванного и обожествленного человека? Существует ли его бог где-нибудь, кроме природы и человечества?» (142).

«Защита" Ноэля состоит в подчеркивании (разжевывании) того, что Гегель — идеалист.

Гегель не «скептик" Не «догматик" ли Гегель? (глава VI:«Догматизм Гегеля»). Да, в смысле нескептицизма, в смысле древних(стр. 147). Но у Канта это = познаваемость «вещей в себе". Гегель (как и Фихте) отрицает вещи в себе.
NB У Канта «агностический реализм» (стр. 148 i. f. ).
Кант агностик ... «Кант определяет догматизм с точки зрения агностицизма. Догматик тот, кто считает возможным определить вещь в себе, познать непознаваемое. Впрочем, догматизм может принимать двоякую форму»... (149). Или де мистицизм, или-де
NB материалисты = «догматики" ... «он может также наивно возводить чувственную действительность в абсолютную действительность, отождествлять феномен и но умен. Тогда мы имеем дело с эмпирическим догматизмом, с догматизмом обывателей и ученых, чуждых философии. Материалисты впадают в эту вторую ошибку; первая ошибка, это — ошибка Платона, Декарта и их учеников»...

У Гегеля де нет и следа догматизма, ибо «его, конечно, не обвинят в том, что он не признает относительность вещей к мысли, ибо вся его система основана на этом принципе. Не обвинят его также и в том, что он применяет категории без разбора и без критики. Разве его логика не является именно критикой категорий, — критикой, гораздо более глубокой, чем критика Канта?» (150).



... «Разумеется, отвергая ноумены, он» (Hegel) «тем самым помещает действительность в феномен, но эта действительность в феномене как таковом — есть лишь непосредственная действительность, а следовательно, относительная и внутренне неполная. Истинной действительностью она является лишь по подразумеваемому смыслу и при условии своего дальнейшего развития»... (151). NB
... «Впрочем, между умопостигаемым и чувственным нет абсолютной противоположности, нет разрыва, нет не переходимой бездны. Чувственное есть предваренное чувством умопостигаемое, умопостигаемое есть понятое чувственное»... (152). недурно!

(Даже и тебе, пошлый идеалист, Гегель кое на что пригодился!)

... «Чувственное бытие, по смыслу своему, заключает в себе абсолютное, и мы посредством непрерывной постепенности восходим от первого ко второму»(153).

... «Таким образом, что бы там ни говорили, философии Канта присущ основной порок мистического догматизма. Мы находим в ней обе характерные черты этой доктрины: абсолютное противоположение чувственного и сверхчувственного и непосредственный переход от одного к другому» (156).

В главе VII: «Гегель и современная мысль» Ноэль берет позитивизм Огюста Конта (Comte) и, разбирая его, называет его «агностической системой» (166). позитивизм =агностицизм

(Id. 169: «позитивистский агностицизм». )

Критикуя позитивизм как агностицизм, автор недурно иногда бьет его за половинчатость, — говоря, например, что вопроса об источнике законов или»постоянства" в фактах («des faits permanents" *, 170)не избежать:

______

* — «постоянных фактов». Ред.

... «В зависимости от признания их» (les faits permanents) «непознаваемыми или познаваемыми приходишь или к агностицизму или к догматической философии»... (170 i. f. ).

Неокритицизм г. Renouvier есть де эклектицизм, среднее между «позитивистским феноменализмом и собственно кантианством» (175).

Болтая о морали, свободе etc., Ноэль, опошлитель Гегеля, ничегошеньки не говорит о свободе как понимании необходимости.

Французские переводы Гегеля: Vera: «Логика", «Философия духа", «Философия религии", «Философия природы";

Ch. Benard: «Эстетика и поэтика".

Сочинения о гегелизме:

Е. Beaussire. «Antecedents de I'hegelianisme" *.

P. Janet. «La dialectique dans Hegel et dans Platon" **.

1860.Mariano. «La Philosophie contemporaine en Italie" ***.

Vera. «Introduction a la Philosophie de Hegel" ****.

Написано в 1915 г.

Впервые напечатано в 1930 г. в Ленинском сборнике XII Печатается по рукописи

Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 29 ПЛАН ДИАЛЕКТИКИ (ЛОГИКИ) ГЕГЕЛЯ

ПЛАН ДИАЛЕКТИКИ (ЛОГИКИ) ГЕГЕЛЯ155

[ОГЛАВЛЕНИЕ МАЛОЙ ЛОГИКИ (ЭНЦИКЛОПЕДИИ)]

I. Учение о бытии.

А) Качество

a) бытие;

b) наличное бытие;

c) для себя бытие.

B) Количество

a) чистое количество;

b) величина (Quantum);

c) степень.

C) Мера.

II. Учение о сущности.

А) Сущность, как основа существования

a) тождество — различие— основа;

b) существование;

c) вещь.

B) Явление

a) мир явления;

b) содержание и форма;

c) отношение.

C) Действительность

a) отношение субстанциальности;

b) » каузальности;

c) взаимодействие.

III. Учение о понятии.

А) Субъективное понятие

a) понятие;

b) суждение;

c) заключение.

B) Объект

a) механизм;

b) химизм;

c) телеология.

C) Идея

a) жизнь;

b) познание;

c) абсолютная идея.

Понятие ( познание) в бытии (в непосредственных явлениях) открывает сущность (закон причины, тождества, различия etc. ) — таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще. Таков ход и естествознания и политической экономии | и истории |.

Диалектика Гегеля есть, постольку, обобщение истории мысли. Чрезвычайно благодарной кажется задача проследить сие конкретнее, подробнее, на истории отдельных наук. В логике история мысли должна, в общем и целом, совпадать с законами мышления.

Бросается в глаза, что иногда Гегель идет от абстрактного к конкретному (Sein * (абстрактное) —Xasеin** (конкретное) — Fiirsichsein ***), — иногда наоборот (субъективное понятие — объект—истина (абсолютная идея)).

абстрактное «Sein" только как момент в pantarei * * * ** Не есть ли это непоследовательность идеалиста (то, что Marx называл Ideenmystik **** у Гегеля)? Или есть более глубокие резоны? (например, бытие — ничто — идея

_______

* — бытие. Ред.

** — наличное бытие. Ред.

*** — для себя бытие. Ред.

**** — мистикой идей. Ред.

***** — все течет. Ред.

становления, развития). Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, — потом развиваются понятия качества # (определения вещи или явления) и количества. Затем изучение и размышление направляют мысль к познанию тождества — различия — основы — сущности versus явления, — причинности etc. Все эти моменты (шаги, ступени, процессы) познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине (= абсолютной идее). # Качество и ощущение (Empfindung) одно и тоже, говорит Фейербах. Самым первыми самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество...

Если Магх не оставил «Логики" (с большой буквы), то он оставил логику «Капитала", и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В «Капитале" применена к одной науке логика, диалектика и теория познания [не надо 3х слов: это одно и то же] материализма, взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперед.

Товар — деньги — капитал

производство абсолютной Mehrwert *

производство относительной Mehrwert.

История капитализма и анализ понятий, резюмирующих ее.

Начало — самое простое, обычное, массовидное, непосредственное «бытие": отдельный товар («Sein" в политической экономии). Анализ его как отношения

________

* — прибавочной стоимости. Ред.

социального. Анализ двоякий, дедуктивный и индуктивный, — логический и исторический (формы стоимости).

Проверка фактами respective практикой есть здесь в каждом шаге анализа.

Ср. к вопросу о сущности versus явление

— цена и стоимость — спрос и предложение

versus Wert

(= kristallisierte Arbeit)*

— заработная плата и цена рабочей силы.






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.013 с.