Глава 8. И цзин как лунный календарь и астрономический калькулятор — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 8. И цзин как лунный календарь и астрономический калькулятор

2017-06-25 876
Глава 8. И цзин как лунный календарь и астрономический калькулятор 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И цзин – это древняя оракульная система, широко используемая в Китае примерно с тысячного года до Рождества Христова. Она состоит из шестидесяти четырёх гексаграмм или шестичертных фигур. Линии в гексаграмме сплошные (─) и / или прерывистые (- -), гексаграмма читается снизу вверх. Исходя из бинарного принципа, число возможных вариантов 26 = 64 (рис. 15 и 16). Оно полагалось древними китайцами как отражение универсалий, или архетипов, могущих пролить свет на судьбу кверента при правильном подходе к оракулу. На протяжении столетий этот подход менялся. Первоначально кидались костяные палочки, затем 49 стебельков тысячелистника, потом монеты. Мы не будем останавливаться на этом. Как не остановимся на многочисленных комментариях, доктринах и интерпретациях: ведь И цзин начали комментировать в раннюю династию Хань и продолжают поныне. Историю Книги перемен можно найти в работах Вильгельма (1964) и Нидэма (1954, 1965).

 

Мы остановимся на фактах, предшествующих истории, каковым нет комментариев. Мы рассмотрим первичную единицу И цзина – гексаграмму – и её трёхуровневую иерархическую структуру. Последовательность правителя Вэня, старейшая сохранившаяся абстрактная последовательность, станет лейтмотивом последующих глав на время поиска её упорядочивающих принципов, в ходе выдвижения гипотез и предположений. В этой главе мы закладываем основу для последующей далее теоретизации. Переходим к использованию И цзина в неолитическом Китае, и почему структура Книги перемен именно такая, какая она есть.

 

Хотя происхождение И цзина неясно, Джозеф Нидэм (1954) согласен с мнением Ли Цзин Чи что … канонический текст происходит из компендиума знамений седьмого-восьмого века до н.э., но современный вид И цзин приобретает лишь к концу династии Чжоу (стр. 307). Нидэм продолжает:

 

«Первое расширение системы куа (гексаграмм), по всей вероятности, случилось в раннеханьский период, когда их привели в систематическую ассоциацию с звёздно-суточным движением и с ходом времени» (1954, стр. 329)

 

В сноске к вышесказанному находим:

«Альтернативно, В. Эберхард считает …, что гексаграммы И цзина связаны с какой-то доциньской календарной системой» (Джозеф Нидэм 1954, Наука и цивилизация в Китае)

1 2 3 4 5 6

 

7 8 9 10 11 12

 

13 14 15 16 17 18

 

19 20 21 22 23 24

 

25 26 27 28 29 30

 

31 32 33 34 35 36

 

37 38 39 40 41 42

 

43 44 45 46 47 48

 

49 50 51 52 53 54

 

55 56 57 58 59 60

 

61 62 63 64

 

РИСУНОК 15

Порядок шестидесяти четырёх гексаграмм И цзина правителя Вэня

 

В этой главе на правах гипотезы будет предложена возможная форма этого потерянного календаря. Поскольку мы не синологи, мы будем исходить лишь из одного объективного факта. Мы экстраполируем этот факт посредством всего лишь двух посылок относительно древнекитайской культуры и психологии. Эти посылок повсеместно придерживаются в ориенталистике, поэтому они могут считаться надёжными в широком смысле. Центральным моментом является совпадение продолжительности тринадцати синодических лунных месяцев и числа 384. Точное значение лунного месяца 29,5305882 дня (29 суток 12 часов 44 минуты 2,82 секунды). Изучение гадальных костей тринадцатого века до н.э. привело (Нидэм) к выводу, что в то время продолжительность синодического месяца оценивалась в 29,53 дня.

 

29,53 дня x 13 = 383,89 дня

То, что это число очень близко к 384, приобретает особую значимость в свете того, что 384 = 64 · 6, если шестёрку понимать как количество я́о или черт отдельно взятой гексаграммы. Здесь мы вводим гипотезу, которая получит дальнейшее развитие. Это гипотеза иерархической или резонансной модели мышления, присущей китайским интеллектуальным системам. В данном случае имеется в виду идея: то, что делается с я́о, базовым элементом гексаграммы, – ушестерение – может примениться и ко всей совокупности я́о: ко всем шестидесяти четырём гексаграммам сразу. Мысль, что простые действия, применённые на одном уровне, столь же элегантны и эффективны в аналогичном применении на других уровнях системы, глубинно связана с нашей второй предпосылкой. Она в следующем: все события и ситуации циклически рекуррентны, если взять разные шкалы длительности. Важность этих идей в древнем Китае широко известна. Примеров тому достаточно. По резонансному мышлению:

 

Многое сказано о важности в китайском мировоззрении дистанционного воздействия, при котором различные вещи во вселенной резонируют друг с другом. В составленном восточноцзиньским царевичем Лю Ицином сборнике пятого века н.э. «Ши шо синь юй» (“Новое изложение рассказов, в свете ходящих”) мы находим следующее:

Спросил как-то маньчжур Йинь из Цзиньчжоу даосского монаха Чань Е

Юаня:

 

– В чём фундаментальная идея (чи) Книги перемен (И цзина)?..

 

Монах ответил:

 

– Фундаментальную идею И цзина можно выразить одним словом: резонанс

(кань) …

 

Господин Йинь сказал на это:

 

– Говорили, когда медная гора (Тон Шань) обрушилась на западе,

колокольчик Линь Чунь отозвался в резонансе (йин) на востоке. Это

соответствовало И цзину?..

 

Чань Е Юань засмеялся и не ответил (Нидэм 1954, стр. 304)

 

Теперь пример по циклам:

 

… Ничто так не поражает, как понимание циклической перемены, циклического умонастроения даоса. Возвращение – это характерное движение Дао (порядка в Природе), – говорит Дао дэ цзин. Естественная добродетель времени, по Марселю Гранэ, заключается в том, что оно течёт кругообразно. В самом деле, время (ши) само зарождается, по мысли некоторых, этим несотворённым и спонтанным (цзы жань) нескончаемым круговоротом (юнь). (Джозеф Нидэм 1965, стр. 6)

 

Итак, налицо разительная корреляция произведения 6  64 дня с движением луны. 384-дневный год представляет собой лунный год из 13 лунных месяцев. Точная величина такого года определяется как 383,9 дня: на одну десятую дня меньше значения 384 дня. Поэтому данный цикл теряет 2,4 часа (0,1 дня) каждые 384 дня. Если б кому-то захотелось принять «длинные» годы в 384 дня как основу календаря (со вставкой набегающих суток каждый десятый год, так что «високосный» год будет 385 дней) – то такой календарь терял бы один день каждые 454 своих лет. Т.е. 0,0022 потерянного дня на каждый 384-дневный год. Это находится на уровне точности принятых календарей.

 

Общепринято, что календари Китая эпохи неолита были лунными. В ходу, как считается, было два порядка счёта дней: 384 дня (13 лунных месяцев) или 354 дня (12 лунных месяцев). Если в основу бралось число 384, то оно резонировало с длительностью других астрономических циклов большей продолжительности. Чтобы продемонстрировать эти совпадения, необходимо применить те же принципы иерархической экстраполяции, увязывающие 64 гексаграммы с числом 384, далее: получая из субблоков бóльшие модули мультиплицированием на присущие структуре И цзина множители 6 или 64. Мы считаем, что 384-дневный лунный год, о котором говорилось выше, рассматривался составителями календаря в древнем Китае как гексаграмма. В основе этого взгляда – параллелизм шести яо гексаграммы и шести малых циклов по 64 дня, в совокупности составляющих 384-дневный год. Далее, разумно предположить, что любовь китайцев к циклам, иерархиям и резонансам привела их (учитывая 384-дневный год в качестве гексаграммы) к выводу, что 64 x 384 дня также является одним из естественных временны́х интервалов.

Таблица превращений гексаграмм И цзина

Резонансы 384-дневного лунного календаря

множимое n астрономическая единица
64 дня (число гексаграмм в И цзине) 6 (количество яо в гексаграмме) 364 дня 13 лунных месяцев
364 дня 64 (количество гексаграмм) 67 солнечных лет 104 дня 6 часов 6 малых циклов солнечной активности по 11,2 лет
67 солнечных лет 104 дня 6 часов 64 (количество гексаграмм) 4306 с лишним солнечных лет две зодиакальные эпохи, по одной на триграмму; 2200 лет каждая
4306,… солнечных лет 6 (количество яо в гексаграмме) 25836 солнечных лет полный цикл прецессии

гексаграмма 13-месячного лунного года

64 гексаграммы-дня x 6 (число яо гексаграммы второго уровня) = 364 дня лунного года 13-ти лунных месяцев

 

гексаграмма цикла солнечной активности

 

384 дня x 64 = 67 лет 104 дня 6 часов западного календаря: 6 малых гексаграмм цикла солнечной активности (11,2 года каждый)

 

гексаграмма зодиакальной эпохи

 

384 дня x 67 солнечных лет x 64 = 4306 лет двух зодиакальных эпох (год на триграмму) 4400 лет

 

гексаграмма цикла прецессии

 

4306 лет x 6 (число яо гексаграммы последнего уровня) = 25836 лет или одна полная солнечная гексаграмма 26000 лет цикла прецессии.

 

РИСУНОК 16

Календарные свойства И цзина органично связаны с лунным годом тринадцати лунных месяцев, прецессией точки равноденствия и циклом солнечных пятен.

 

Начав с числа 384, выдвигаемся на следующий уровень. Так, 384 x показывает интересные резонансные периоды. Ряд явлений, являющихся циклическими, находятся в календарном соответствии на одном из иерархических уровней системы. Пример: цикл 67 лет и 104 дня (384 дня x 64) состоит из шести циклов яо по 11,225 лет. Удивительно точное совпадение со средним значением цикла солнечной активности в 11,2 года. Далее, солнечная активность включает и бóльшие периоды: третьвековой цикл наряду с 11-летним. Продолжительность триграммного цикла в 33,67 года даёт здесь разницу всего в 4 месяца. Установлено, что цикл солнечной активности вызывает периодичность роста растений:

 

Деревья усиливают свой рост в периоды максимумов числа солнечных пятен. Т.е., 11-летний цикл солнечной активности отражается на ширине годичных колец деревьев. Взаимосвязь здесь настолько прочная, что археологи используют эту периодичность для датировки древних поселений (Ноул, в работе Кэмпбелла 1967, стр. 291)

 

Время от времени, в отделениях психиатрических клиник пациенты демонстрируют всплески активности … Эти всплески происходят лишь спорадически, но сами по себе достаточно интересны и заслуживают изучения. Продолжительное круглосуточное наблюдение за пациентами в больнице Дугласа в Монреале на протяжении нескольких месяцев показало картину периодических всплесков активности. Корреляции между усилением агрессии и сменой персонала, изменениями в рационе, назначением лекарств или днями посещений оказались незначительными для объяснения группового поведения пациентов … В поисках удовлетворительного объяснения доктор Хайнц Леманн сопоставил записи журнала с данными Национального центра прогнозов космических возмущений в Боулдере, США. Обнаружилась чёткая зависимость между вспышками на солнце (солнечными пятнами), геомагнитными возмущениями и возбуждением пациентов в палатах … Так как солнечные вспышки являются выбросами плазмы, высокоэнергетические частицы воздействуют на ионосферу Земли и влияют на геомагнитное поле – поэтому связь с поведением больных не исключена. Магнитные бури временами значительно отклоняют стрелку компаса. Так как мозг по магниточувствительности не уступает компасу, он может реагировать на магнитные бури (Гай Гейр Люс «Биоритмы в физиологии человека и животных» 1971, стр. 14)

Пятна на солнце были известны древним китайцам:

 

По словам Ионидес и Ионидес, древние китайцы, по крайней мере, в одном случае оказались правы в своей астрологии, увязывая небесные и земные феномены. Хотя подобная взаимосвязь исследователям малоинтересна, не исключено, что периоды солнечной активности имели метеорологические последствия, сказываясь на событиях социальной значимости: на хорошем или плохом урожае. Эта зависимость чётко прослеживается Аракавой для неурожаев риса в Японии, начиная с 1750 года н.э. По мнению Чатли, ассоциация 12-летнего периода обращения Юпитера в книге Чи Ни Цзы … с сельскохозяйственным циклом в действительности основывается на 11- летнем цикле солнечной активности. В древнекитайских хрониках упоминаются полярные сияния, что служит моментом корреляции с периодичностью максимумов солнечных пятен (Нидэм 1954, том 2, с. 436)

 

Одна из возможных причин использования 60-летнего цикла в китайском летоисчислении –пятикратный возврат Юпитера (смотри выше). Разве не могло быть так, что пять периодов обращения Юпитера, составляющие приблизительно 60 лет, и солнечный календарь в 360 дней явились неуклюжей заменой более ранней системы? 64-летнего цикла 384-дневных годов (т.е. по 67 лет 104 дня и 6 часов)? Ведь последняя система в точности содержит цикл солнечной активности в 11,2 года.

 

Самая ранняя китайская династия, чей календарь известен, это Чжоу. Согласно В. Эберхарду, в восточной Чжоу использовался 384-дневный год. Хотя –только как високосный на фоне обычных лет по 354 дня из 12 лунных месяцев. Семь вставочных 384-дневных годов вводились каждые 19 лет, т.е. в каждом метоновском цикле (В. Эберхард в личном общении 1974). Возможно, смешанный календарь с 12 годами по 12 месяцев и 7 годами по 13 месяцев был переходной формой от более раннего времени, когда использовалась исключительно 13-месячная система.

 

Помимо корреляции с лунными месяцами и циклами солнечных пятен, есть ещё один цикл небесных движений, вероятно, также встроенный в иерархию календаря И цзина. Речь идёт о зодиакальных эрах, сменяющихся с прецессией равноденствий.

 

… точки равноденствия – а следовательно, и солнцестояния – не зафиксированы на одном месте. Их постоянное местопребывание облегчает обзор небесных тел. Но оно смещается относительно сферы неподвижных звёзд. Точки равноденствия и солнцестояния упорно откатываются по эклиптике против солнца. Противоположно ходу знаков зодиака … Это явление известно как предварение равноденствий. Полагается, что прецессия равноденствий лежит в основе восходов и трагических завершений последовательно сменяющих друг друга эпох. Но его причина –в капризе земной оси, гуляющей по кругу наподобие ручки юлы. Ось «прошивает» центр земли-юлы и «упирается» в северный полюс мира, очерчивая окружность вокруг северного полюса эклиптики [вблизи туманности Кошачий глаз, – прим. пер. ] как образующая конуса. В этот полюс проецируется центр солнечной системы, а раструб конуса связан с наклоном эклиптики к экватору: 23,5°. Время, необходимое «ручке юлы» для обхода северного полюса эклиптики, приблизительно равняется 26000 лет. На протяжении этого срока земная ось меняет одну полярную на другую: 5000 лет назад полярной являлся Тубан (альфа Дракона); в античные времена – Кохаб (β Малой Медведицы). Сейчас это α Малой Медведицы, но через 12000 лет её сменит Вега. Равноденствия –точки пересечения эклиптики с экватором –дрейфуют в связи с качающимся вращением земной оси и за 26000 лет проходят по всей эклиптике (де Сантильяна и фон Дехенд, 1969, стр. 58 –59)

 

Различные математические модели феномена нутации (небольших периодических колебаний полюса мира вокруг полюса эклиптики) вносят неясность в продолжительность Великого года Платона. Де Сантильяна определяет его как 25920 лет, Камиль Фламмарион даёт цифру 25780. Астрономический справочник предлагает значение 25725. Мы уже показали, что 64 x 384 дня даёт промежуток времени (67 лет с довеском), шестая часть которого связана с циклом солнечной активности, как и половина. Если цикл в 67 лет с довеском аналогично умножить на 64, получается 4306 года с гаком. Одна шестая от этого числа на вид не имеет астрономической релевантности. Но половина составит 2153 года. Это значение весьма близко 2200-летней продолжительности зодиакальных эр: частному от деления периода прецессии (25700 лет) на 12 знаков. Т.е. каждая зодиакальная эпоха продолжается примерно 2200 лет. Полученное нами соответствие слишком близко, чтобы быть случайным. Это лишь усиливает наше восхищение доисторической астрономией Китая, поскольку считается, что только Гиппарху было под силу рассчитать прецессию равноденствия (в 127 г. до нашей эры). Однако ханьские астрономы без труда оперировали периодами обращений планет. Они полагали, что в начале мирового цикла был парад планет – конец света так же должен сопровождаться парадом планет. Эта идея полного стеллиума встречается в эллинистической литературе и, вероятно, унаследована от Бероза и вавилонян.

 

Итак, И цзин обнаружил календарные свойства на основе:

 

· лунного года тринадцати неомений

· зодиакальной эпохи

· циклов солнечной активности

что заставляет вновь углубиться в историю. Китайский год имеет в среднем 360 дней. Это соответствует циклу Метона, т.е. лунно-солнечному календарю Афин пятого века до нашей эры.

13-месячный лунный календарь И цзина состоит из 13 x 29,53 дня;

 

12 месяцев по 29,53 дня (синодический месяц) составляет 354,4 дня, что короче солнечного года (365,25 дня). Среднее арифметическое этих двух значений = 359,81 – всего на 0,19 меньше среднего китайского года. Рихард Вильгельм (1964) в контексте датировки И цзина и легендарной фигуры Фу Си делает вывод:

 

то, что Фу Си считается изобретателем триграмм Книги перемен из пунктирно-сплошных линий означает, что они настолько древние, что фактически сливаются с мифами, опережая письменную историю (стр. xxxviii). Прочие исследователи соглашаются с этим мнением:

 

Эберхард полагает, что в далёком прошлом можно отыскать целый ряд календарей, не получивших широкого хождения, но отразившихся в слухах об официальных календарях династий Ся, Шан и Чжоу. Цзяо Цунь-И приводит описание интересной календарной диаграммы с текстом на шёлке, относящейся к правлению династии Чу конца 3 в. до н.э. Ханьские календари исследовались Синдзё, Эберхардом и Хензелингом … (Нидэм 1954, том. 2, стр. 391)

 

Можно предположить, что в неолитическом Китае ушестерённая последовательность 64 гексаграмм была действительно известна и использовалась в качестве календаря. Но его очень быстро вытеснил более ‘сельскохозяйственный’ – но менее функциональный астрономически –360- дневный солнечный календарь.

 

Остаётся лишь гадать, как подобное могло произойти. Вероятно, астрономическая прецизионность, лежащая в основе 384-дневной системы, выродилась в секретное знание, разделяемое лишь избранными: правящим кланом или жречеством. Ей бросила вызов народная, рационалистская экзотерическая фракция, стремящаяся элиминировать тринадцатую луну, дабы сделать календарь солнечным. В. Эберхард (в личном общении, 1974) обращает внимание: традиционно, в Китае число 13 расположения не вызывало. Это простое число – ни чётное (женское), ни кратное тройке (мужское), ни сводящееся к четырём или девяти. Традиционно для Китая 12 – это гармония, а 13 – дисгармония. Этот типично китайский подход даёт повод задуматься о некитайском происхождении И цзина и 13-месячного лунного календаря. И цзин во времена династии Хань называли Чжоу И, увязывая происхождение гексаграмм с Западной Чжоу. Чужой календарь и астрономия отторгались традиционной культурой.

 

Если это отторжение приняло вид открытого и яростного противостояния, можно только представить себе последствия: вроде сожжения книг в циньском Китае в 213 году до н.э. Как результат – едва ли не полное искоренение 13-месячного лунного календаря и знания о его отношении к последовательности гексаграмм. Предрассудок, что новая метла чисто метёт и новая династия всегда должна что-то менять, существует в Китае испокон веков. Что приводило к частым реформам календаря при смене правителя. И когда солнечный календарь приняли на месте 384-дневного лунного, потребовались годы, чтобы осознать астрономическую несуразность. С этого момента –на стыке Западной и Восточной Чжоу и дальше –знание как получить лунный календарь могло сохраниться лишь в виде осколков и афоризмов: в том виде, в котором до нас дошли самые ранние из существующих комментариев к И цзину. Вильгельм (1964) приводит такой материал – Шо куа – «Дискуссию о триграммах». Непонятность изречений устраняется, если предположить, что речь идёт о календаре на основе иерархической последовательности гексаграмм.

Неуклюжесть традиционного китайского календаря говорит в пользу того, что он продукт календарной реформы, и за ним стоит более древний лунный календарь. Традиционный китайский календарь имел продолжительность 360 дней; 2 корректировочных месяца вставлялись каждое пятилетие. 12 лунных месяцев = 354 ⅖ дня, что на 5 ⅗ дня короче средней продолжительности в 360 дней. С другой стороны, солнечный год на 5,25 дня длинней 360- дневного года. Когда 10,85 (сумма 5,25 + 5,6) умножается на 5 (каждое пятилетие, когда вставляются два корректировочных месяца), это даёт 54,26 дня, что на пять дней короче двух лунных месяцев. Арифметика показывает, что несмотря на вставку двух добавочных лунных месяцев каждое пятилетие, такой календарь (при длительности синодического месяца 29,53 дня) набирает 4 дня каждые пять лет. Сравните это с потерей одногó дня каждые 454 лунного года при использовании 13-месячного лунного года из 384 дней при единственном дополнительном дне каждое десятилетие. Т.е., лунный календарь на несколько порядков превосходит солнечный в точности. Даже современный григорианский календарь, которым мы все пользуемся, 384-дневная модель превосходит на два порядка. Григорианский календарь вставляет дополнительный день каждые 4 года [исключая начала столетий, некратные 400 – прим. пер. ] – календарь И цзина делает это раз в 454 года, где год = 384 дням, плюс каждые десять лет. Уже без корректировки каждое десятилетие, лунный календарь И цзина в два раза точнее григорианского.

Древнекитайский взгляд на календари и на их основателей открывается при изучении гексаграммы 49 – «Гэ»: Смена. Гексаграмма 49 специфически увязывает великие перемены с календарными реформами; конфуцианский комментарий образа гексаграммы развивает идею дальше: по сути, приравнивая составителя календаря к шаману. Образ: ☲ огонь в озере ☱, образ внезапного обновления. Таким образом надзирающий человек приводит поправляет календарь и начинает сезоны вновь (Вильгельм 1964, стр. 201). Комментарий частично раскрывает суть: Ту предлагает отладку календаря – через мага-составителя (Вильгельм 1964, стр. 202). Резюме раскрывает смысл дальше:

«Времена меняются, а вместе с ними их требования. Меняются времена года… В мировом цикле в жизни народов и наций также случается весна и осень, приводя к революции … На протяжении года силы света … и … тьмы сражаются друг с другом, приводя к смене сезонов. Человек приноровляется к изменениям в природе, замечая их регулярность и отслеживая время. Так приходят порядок и ясность в казалось бы хаотические перемены времён года. Человек способен знать наперёд требования времени» (И цзин или Книга перемен, Рихард Вильгельм)

 

Текст выше содержит очевидную неточность перевода во фразе «перемены времён года»: ведь смена времён года отнюдь не хаотична. Скорее, на месте «хаотические перемены времён года» подразумевается «хаотическая смена цикла эпох» или даже «хаотический спад-подъём настроения». Текст комментария и резюме как бы говорят об И цзине в целом: о сути скрытых в Книге перемен временны́х циклов, намекая на её эзотерическую функцию в роли календаря и астрономического калькулятора.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.