Тема 2. Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 2. Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога

2017-06-25 255
Тема 2. Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по учебной дисциплине «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») разработана для учреждений высшего образования Республики Беларусь в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования первой ступени по специальности 1-03 04 01 «Социальная педагогика».

Учебная дисциплина «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») – важнейшая часть системы подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Учебная дисциплина «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») является важным компонентом государственного стандарта высшего профессионального образования и входит в цикл педагогических дисциплин. Традиционное содержание раздела «Педагогика современной школы» существенно обновлено в соответствии с актуальными проблемами современной теории и практики педагогики.

Изучение учебной дисциплины «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») призвано сыграть особую роль в формировании у студентов психолого-педагогической компетентности, которая будет востребована как в педагогической, так и в других профессиях. Усвоение учебного курса обеспечит продуктивное разрешение разнообразных социально-профессиональных задач, включая управленческие, коммуникативные, акмеологические.

В ходе изучения учебной дисциплины «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») предполагается решение следующих задач: формирование теоретико-педагогического мышления у студентов, развитие у них способности анализировать явления педагогической действительности, формулировать педагогические проблемы и разрабатывать способы их решения.

Цель преподавания учебной дисциплины «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») заключается в формировании у будущих педагогов целостного представления о педагогической деятельности, вооружение их знаниями теоретических основ современной педагогической науки, умениями, необходимыми для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в условиях изменившейся социокультурной ситуации, смены образовательной парадигмы, новых стандартов образования.

Задачи преподавания учебной дисциплины «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы»):

· формирование у студентов знаний о современном состоянии и тенденциях развития современной теории и практики образования;

· формирование теоретико-педагогического мышления студентов;

· развитие у студентов способности анализировать явления педагогической действительности;

· формирование способностей формулировать педагогические проблемы и разрабатывать способы их решения;

· создание четкого представления об объекте, предмете и задачах педагогической науки, о месте педагогики в системе наук о человеке, ее внутренней структуре и связях с другими науками;

· подготовка студентов к прохождению педагогической практики и повышение их интереса к труду учителя;

· формирование у студентов знаний о сущности целостного педагогического процесса; о современных подходах к пониманию и организации обучения и воспитания; об основных принципах конструирования содержания образования;

· освоение основных педагогических категорий, раскрывающих сущность образования («образование», «воспитание», «обучение», «педагогический процесс», «образовательная система» и др.);

· ознакомление с ведущими педагогическими парадигмами, теориями, концепциями и формирование представлений о многообразии педагогической реальности;

· формирование представлений о целостном подходе к организации педагогического процесса;

· становление положительной мотивации к научной и практической педагогической деятельности.

Требования к освоению учебной дисциплины

Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») определены образовательными стандартами высшего образования первой ступени по специальностям «Социальная педагогика», «Социальная педагогика. Дополнительная специальность» по циклу специальных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В п. 7.5.4 названных стандартов указан минимум содержания по дисциплине в виде системы обобщенных социально-педагогических знаний и умений, составляющих социально-педагогическую компетентность выпускника вуза.

В результате освоения учебной дисциплины «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») студентдолжен знать :

  • сущность образования как социокультурного феномена;
  • цели обучения и воспитания, основные педагогические категории;
  • основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования;
  • содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;
  • основные закономерности и принципы процесса обучения и процесса воспитания;
  • особенности педагогической профессии, требования к личности педагога и критерии успешной педагогической деятельности;
  • права ребенка и его позиции в образовательном процессе;
  • нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы в области образования Республики Беларусь;
  • методологические и аксиологические основы педагогики;
  • анатомо-физиологические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
  • дидактические аспекты целостного педагогического процесса;
  • сущность и особенности воспитания в целостном образовательном процессе;
  • направления развития образовательного процесса, обеспечивающие повышение его качества и эффективности.

В результате освоения учебной дисциплины «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») студентдолжен уметь:

· изучать педагогический процесс с применением научных методов;

· формулировать образовательные и воспитательные цели;

· принимать научно обоснованные образовательные и воспитательные решения;

· проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных дел (мероприятий);

· применять современные технические средства образования, в том числе компьютер;

· осуществлять различные виды педагогического взаимодействия с учащимися, родителями и другими субъектами социума;

· стимулировать познавательную деятельность учащихся и развивать их самостоятельность;

· располагать к себе учащихся и организовывать сотрудничество и сотворчество;

· оценивать учебные достижения учащихся, а также уровни их воспитанности и развития;

· ориентироваться в подходах, течениях и направлениях развития педагогической науки.

В результате освоения учебной дисциплины «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») студент должен владеть:

· способами управления учебной деятельностью учащихся;

· умениями определять факты, механизмы, закономерности развивающего обучения;

· инструментарием определения уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков;

· способами организации рефлексии;

· формами и методами развития научного, теоретического мышления, личностного развития учащихся.

Общее количество часов по учебной дисциплине «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») составляет 158 часов, из них 68 часов – аудиторные занятия (36 часов – лекции и 32 часа – семинарские занятия). На заочную форму получения образования отводится 18 аудиторных часов (12 часов – лекции, 6 часов – семинарские занятия).

Форма текущего контроля – экзамен.

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Образование как социокультурный феномен.

Система образования Республики Беларусь

Образование как ценность, процесс, система и результат. Культурологический и компетентностные подходы к трактовке и формированию образования. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь. Начальная школ. Основная (базовая) школа. Общее среднее образование. Общеобразовательная школа в системе образования. Государственная политика в области образования. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности. Гендерные проблемы в образовании. «Об образовании в Республике Беларусь». «О профессионально-техническом образовании». «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». «Закон Республики Беларусь об общем среднем образовании» (2006). «Программа развития национальной системы образования в Республике Беларусь на 2006—2010 годы». «Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007—2016 годы». «Кодекс Республики Беларусь об образовании».

 

Тема 9. Образование как целостный педагогический процесс

Педагогическая процесс как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов обучения и воспитания, объединённых образовательной целью развития личности. Функции процессов обучения и воспитания в педагогическом процессе. Целостность как главная характеристика педагогического процесса.

Педагогический процесс как целесообразное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на удовлетворение потребностей общества и самой личности в её развитии и саморазвитии. Структура педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Проектирование и осуществление педагогического процесса. Противоречия как движущие силы совершенствования педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Сотрудничество и сотворчество педагогического процесса участников.

Список литературы

Основная:

1.Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Мн., 2006. – 186 c.

2.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. – М., 2013. – Кн. 1 – 576 с., Кн. 2 – 256 с.

3. Цыркун, И.И. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика / И.И. Цыркун, А.И. Андарало, Е.Н. Артеменок. – Минск: БГПУ, 2012. – 516 с.

4.Сластенин, В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Слатенина – М., 2002. – 576 с.

5.Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Мн., 2001. – 520 с.

6.Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002. – 368 с.

 

Дополнительная:

1.Кодекс Республики Беларусь «Об образовании». – Нац. реестр правовых актов РБ 17.01.2011. – № 2 – 1795. – 496 с.

2.Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Постановление МО РБ № 125 от 14.12.2006.

3. Закон о правах ребенка. 19 ноября 1993 г. № 2570-XII.

4.Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: учеб.-метод. пособие / П.Д. Кухарчик [и др.]. – Мн. 2008. – 195 с.

5.Хуторской, А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001. – 544 с.

 

 


ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

1. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания.

2. Возникновение и становление педагогической профессии.

3. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учёт и развитие в педагогическом процессе.

4. Воспитание как педагогический процесс. Трактовка воспитания с позиций прагматизма, неопозитивизма, неотомизма и экзистенционализма.

5. Документы, определяющие содержание образования: учебный план, учебные программы, учебники, учебные пособия. Особенности современных учебных планов и программ.

6. Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка», принципы, структура, содержание.

7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.

8. Источники и детерминанты формирования содержания образования.

9. Классификация методов воспитания.

10. Конфликтогены педагогического общения. Методы и средства преодоления конфликтов.

11. Логика педагогического исследования.

12. Методы контроля и самоконтроля в воспитании.

13. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.

14. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения.

15. Методы организации учебно-познавательной деятельности.

16. Методы стимулирования деятельности и отношений.

17. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

18. Методы формирования сознания личности.

19. Непрерывное образование и самообразование в Республике Беларусь.

20. Образование как ценность, процесс, система, результат.

21. Образовательная, воспитательная и развивающая функции урока. Нестандартные уроки.

22. Образовательные стандарты, их структура, функции.

23. Общие формы организации обучения, их характеристика.

24. Объект, предмет и задачи педагогической науки. Основные категории педагогики.

25. Основные законы и институты системы образования в Республике Беларусь.

26. Основные философские учения как фундамент научного поиска.

27. Основные факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание, деятельность.

28. Педагог как субъект педагогической деятельности. Профессиональная компетентность педагога.

29. Педагогика как наука и учебный предмет. Становление педагогической науки.

30. Педагогические ценности. Классификация педагогических ценностей.

31. Педагогический эксперимент и его разновидности. Этапы педагогического эксперимента.

32. Понятие аксиологии, педагогическая аксиология. Место и функция аксиологического компонента в структуре аксиологической культуры педагога.

33. Понятие о педагогическом общении. Закономерности процесса общения. Эмпатия.

34. Понятие педагогическая инновация. Виды педагогических инноваций. Инновационный процесс.

35. Понятие цели образования. Социальная обусловленность и конкретно-исторический характер целей образования.

36. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность». Роль педагогического процесса в развитии личности.

37. Понятия «метод обучения», «приём обучения». Различные подходы к классификации методов обучения.

38. Понятия методологии педагогики и её уровни.

39. Права ребёнка как ценность. Международные акты в защиту детей. Конвенция ООН о правах ребёнка.

40. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Педагогическая направленность.

41. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

42. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

43. Содержание нравственного воспитания. Методы приобщения к национальной и общечеловеческой культуре.

44. Содержание образования как система знаний, умений и опыта творческой деятельности личности.

45. Средства обучения. Наглядность как универсальное средство обучения.

46. Структура педагогического процесса.

47. Сущность и структура педагогической деятельности.

48. Сущность педагогического подхода к формированию личности.

49. Урок – основная форма организации учебного процесса. Типология и структура урока. Требования к современному уроку.

50. Формирование гражданственности, патриотизма, национального самосознания школьников.

51. Формы организации обучения: общие, конкретные и их характеристика.

52. Характеристика Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь.

53. Целеполагание как вид деятельности педагога.

54. Цели образования в Республике Беларусь.

55. Цель и задачи гуманистического воспитания.

56. Экологическое воспитание. Формирование ценностного отношения к природе.

57. Эмпирические и теоретические методы исследования.

58. Этапы педагогического процесса.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по учебной дисциплине «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») разработана для учреждений высшего образования Республики Беларусь в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования первой ступени по специальности 1-03 04 01 «Социальная педагогика».

Учебная дисциплина «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») – важнейшая часть системы подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Учебная дисциплина «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») является важным компонентом государственного стандарта высшего профессионального образования и входит в цикл педагогических дисциплин. Традиционное содержание раздела «Педагогика современной школы» существенно обновлено в соответствии с актуальными проблемами современной теории и практики педагогики.

Изучение учебной дисциплины «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») призвано сыграть особую роль в формировании у студентов психолого-педагогической компетентности, которая будет востребована как в педагогической, так и в других профессиях. Усвоение учебного курса обеспечит продуктивное разрешение разнообразных социально-профессиональных задач, включая управленческие, коммуникативные, акмеологические.

В ходе изучения учебной дисциплины «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») предполагается решение следующих задач: формирование теоретико-педагогического мышления у студентов, развитие у них способности анализировать явления педагогической действительности, формулировать педагогические проблемы и разрабатывать способы их решения.

Цель преподавания учебной дисциплины «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») заключается в формировании у будущих педагогов целостного представления о педагогической деятельности, вооружение их знаниями теоретических основ современной педагогической науки, умениями, необходимыми для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в условиях изменившейся социокультурной ситуации, смены образовательной парадигмы, новых стандартов образования.

Задачи преподавания учебной дисциплины «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы»):

· формирование у студентов знаний о современном состоянии и тенденциях развития современной теории и практики образования;

· формирование теоретико-педагогического мышления студентов;

· развитие у студентов способности анализировать явления педагогической действительности;

· формирование способностей формулировать педагогические проблемы и разрабатывать способы их решения;

· создание четкого представления об объекте, предмете и задачах педагогической науки, о месте педагогики в системе наук о человеке, ее внутренней структуре и связях с другими науками;

· подготовка студентов к прохождению педагогической практики и повышение их интереса к труду учителя;

· формирование у студентов знаний о сущности целостного педагогического процесса; о современных подходах к пониманию и организации обучения и воспитания; об основных принципах конструирования содержания образования;

· освоение основных педагогических категорий, раскрывающих сущность образования («образование», «воспитание», «обучение», «педагогический процесс», «образовательная система» и др.);

· ознакомление с ведущими педагогическими парадигмами, теориями, концепциями и формирование представлений о многообразии педагогической реальности;

· формирование представлений о целостном подходе к организации педагогического процесса;

· становление положительной мотивации к научной и практической педагогической деятельности.

Требования к освоению учебной дисциплины

Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») определены образовательными стандартами высшего образования первой ступени по специальностям «Социальная педагогика», «Социальная педагогика. Дополнительная специальность» по циклу специальных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В п. 7.5.4 названных стандартов указан минимум содержания по дисциплине в виде системы обобщенных социально-педагогических знаний и умений, составляющих социально-педагогическую компетентность выпускника вуза.

В результате освоения учебной дисциплины «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») студентдолжен знать :

  • сущность образования как социокультурного феномена;
  • цели обучения и воспитания, основные педагогические категории;
  • основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования;
  • содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;
  • основные закономерности и принципы процесса обучения и процесса воспитания;
  • особенности педагогической профессии, требования к личности педагога и критерии успешной педагогической деятельности;
  • права ребенка и его позиции в образовательном процессе;
  • нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы в области образования Республики Беларусь;
  • методологические и аксиологические основы педагогики;
  • анатомо-физиологические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
  • дидактические аспекты целостного педагогического процесса;
  • сущность и особенности воспитания в целостном образовательном процессе;
  • направления развития образовательного процесса, обеспечивающие повышение его качества и эффективности.

В результате освоения учебной дисциплины «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») студентдолжен уметь:

· изучать педагогический процесс с применением научных методов;

· формулировать образовательные и воспитательные цели;

· принимать научно обоснованные образовательные и воспитательные решения;

· проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных дел (мероприятий);

· применять современные технические средства образования, в том числе компьютер;

· осуществлять различные виды педагогического взаимодействия с учащимися, родителями и другими субъектами социума;

· стимулировать познавательную деятельность учащихся и развивать их самостоятельность;

· располагать к себе учащихся и организовывать сотрудничество и сотворчество;

· оценивать учебные достижения учащихся, а также уровни их воспитанности и развития;

· ориентироваться в подходах, течениях и направлениях развития педагогической науки.

В результате освоения учебной дисциплины «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») студент должен владеть:

· способами управления учебной деятельностью учащихся;

· умениями определять факты, механизмы, закономерности развивающего обучения;

· инструментарием определения уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков;

· способами организации рефлексии;

· формами и методами развития научного, теоретического мышления, личностного развития учащихся.

Общее количество часов по учебной дисциплине «Педагогика» (раздел «Педагогика современной школы») составляет 158 часов, из них 68 часов – аудиторные занятия (36 часов – лекции и 32 часа – семинарские занятия). На заочную форму получения образования отводится 18 аудиторных часов (12 часов – лекции, 6 часов – семинарские занятия).

Форма текущего контроля – экзамен.

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Образование как социокультурный феномен.

Система образования Республики Беларусь

Образование как ценность, процесс, система и результат. Культурологический и компетентностные подходы к трактовке и формированию образования. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь. Начальная школ. Основная (базовая) школа. Общее среднее образование. Общеобразовательная школа в системе образования. Государственная политика в области образования. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности. Гендерные проблемы в образовании. «Об образовании в Республике Беларусь». «О профессионально-техническом образовании». «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». «Закон Республики Беларусь об общем среднем образовании» (2006). «Программа развития национальной системы образования в Республике Беларусь на 2006—2010 годы». «Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007—2016 годы». «Кодекс Республики Беларусь об образовании».

 

Тема 2. Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога

Возникновение и становление педагогической профессии. Специфика педагогической профессии. Педагогическая специальность. Цель педагогического труда. Субъект-субъектный характер деятельности педагога. Преемственно-перспективный характер деятельности педагога.

Творческий характер педагогической деятельности. Гуманистический характер профессии. Доминантные качества личности преподавателя. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Педагогическая направленность. Нравственный кодекс педагога.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.