Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с РАС — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с РАС

2017-06-25 667
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с РАС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современные подходы к повышению эффективности обучения пред­по­ла­гают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое вни­мание уделяется развитию и коррекции мо­ти­ва­ци­он­но­го и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом оп­ределяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий:

обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

формирование готовности обучающегося с РАС к даль­нейшему обучению;

обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с РАС базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обу­че­ния и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют ос­но­ву формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им, создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор­га­низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, до­го­во­ре­н­но­с­тей; понимание личной от­вет­с­т­вен­ности за свои поступки на основе пред­с­тавлений о эти­ческих нормах и правилах поведения в со­временном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – уче­ник, ученик – класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту; со­труд­ничать со взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; до­брожелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе; активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников; соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства пред­метов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. Следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому в таблице можно указать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия. Таблица может иметь следующий вид.

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

Группа БУД действий Перечень учебных действия Образовательная область Учебный предмет
Личностные учебные действия осознание себя как уче­ни­ка, заинтересованного по­се­ще­нием школы, обу­че­нием, занятиями, как чле­на семьи, одноклассника, друга Язык и речевая практика Русский язык Чтение Речевая практика
Математика Математика
способность к ос­мы­с­ле­нию социального ок­ру­же­ния, своего места в нем, при­нятие со­от­вет­с­т­ву­ющих возрасту ценностей и социальных ролей Язык и речевая практика Русский язык Чтение Речевая практика
Технологии Ручной труд
положительное от­но­ше­ние к окружающей дей­с­т­ви­тель­но­сти, готовность к организа­ции вза­и­мо­дей­с­твия с ней и эс­те­ти­че­с­ко­му ее восприя­тию; Язык и речевая практика Русский язык Чтение Речевая практика
Искусство Музыка Рисование
    Физическая культура Физическая культура
  Технологии Ручной труд
  целостный, социально ори­ен­тированный взгляд на мир в единстве его при­ро­дной и социальной частей Язык и речевая практика Русский язык Чтение Речевая практика
Естество­знание Мир природы и человека
самостоятельность в вы­пол­нении учебных за­да­ний, поручений, до­го­во­ре­н­ностей Язык и речевая практика Русский язык Чтение  
Математика Математика
Технологии Ручной труд
понимание личной от­ве­т­ст­венности за свои по­сту­п­ки на основе пред­с­та­в­лений о эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе Язык и речевая практика Русский язык Чтение Речевая практика
Физическая культура Физическая культура
Технологии Ручной труд
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе Язык и речевая практика Русский язык Чтение Речевая практика
Естество­знание Мир природы и человека
Коммуника­тивные учебные действия вступать в контакт и ра­бо­тать в коллективе (учи­тель – уче­ник, ученик – уче­ник, ученик – класс, учи­тель-класс) Язык и речевая практика Русский язык Чтение Речевая практика
Математика Математика
Естество­знание Мир природы и человека
Физическая культура Физическая культура
Технологии Ручной труд
использовать принятые ри­ту­алы социального вза­и­модей­ствия с од­но­к­ла­с­с­ни­ками и учителем Язык и речевая практика Русский язык Чтение Речевая практика
Математика Математика
Естествознание Мир природы и человека
Искусство Музыка Рисование
Физическая культура Физическая культура
Технологии Ручной труд
обращаться за помощью и принимать помощь Технологии Ручной труд
Искусство Музыка Рисование
Математика Математика
слушать и понимать инст­рукцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту Технологии Ручной труд
Искусство Музыка Рисование
Математика Математика
Физическая культура Физическая культура
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Технологии Ручной труд
Искусство Музыка Рисование
Физическая культура Физическая культура
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми Естествознание Мир природы и человека
Технологии Ручной труд
Искусство Музыка Рисование
Физическая культура Физическая культура
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации Язык и речевая практика Русский язык Чтение Речевая практика
  Физическая культура Физическая культура
Регулятивные учебные действия входить и выходить из уче­бного помещения со звонком Язык и речевая практика   Естествознание Математика Искусство     Технологии   Физическая культура Русский язык Чтение Речевая практика Мир природы и человека Математика Музыка Рисование Ручной труд Физическая культура
ориентироваться в простран­стве класса (зала, учебного помещения)
пользоваться учебной мебелью
адекватно использовать риту­алы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
работать с учебными прина­длежностями (инструмента­ми, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
принимать цели и произ­вольно включаться в деятель­ность, следовать предложен­ному плану и работать в общем темпе
активно участвовать в деятельности, контролиро­вать и оценивать свои действия и действия одноклассников
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оцен­ку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения Естествознание Мир природы и человека
Познаватель­ные выделять существенные, общие и отличительные свойства пред­метов Язык и речевая практика Русский язык Чтение Речевая практика
  Математика Математика
  Естествознание Мир природы и человека
  Искусство Рисование
устанавливать видо-родовые отношения предметов Язык и речевая практика Русский язык Чтение Речевая практика
  Математика Математика
  Естествознание Мир природы и человека
делать простейшие обобще­ния, сравнивать, классифици­ровать на наглядном материале Язык и речевая практика Русский язык Чтение Речевая практика
Математика Математика
Естествознание Мир природы и человека
Искусство Рисование
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями Язык и речевая практика Русский язык Чтение Речевая практ
Математика Математика
Искусство Музыка Рисование
читать Язык и речевая практика Русский язык Чтение
  Естествознание Мир природы и человека
писать Язык и речевая практика Русский язык  
  выполнять арифметические действия Математика Математика
  наблюдать; работать с ин­фо­рмацией (понимать изо­б­ражение, текст, ус­т­ное вы­сказывание, эле­ме­н­тар­ное схематическое изо­бра­же­ние, таблицу, предъ­яв­ле­нные на бумажных и эле­ктронных и других но­си­телях). Язык и речевая практика   Математика Искусство     Русский язык Чтение Речевая практика Математика Рисование  

 

Важное значение должно придаваться вовлечению обучающихся в совместную деятельность на основе эмоционального осмысления происходящих событий. В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить про­ме­жу­точные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сфор­ми­ро­ван­нос­ти учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить кор­ре­ктировку процесса их формирования на протяжении всего времени обу­че­ния. В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с РАС образовательная организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.

4.2.2. Программы учебных предметов, курсов
коррекционно-развивающей области

Основное содержание учебных предметов

Русский язык

Пояснительная записка

Обучение русскому языку предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».

В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:

― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

― Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;

― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

― Развитие навыков устной коммуникации;

― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи.Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зри­тель­ных представлений и пространственной ориентировки на плоскости ли­с­та. Со­вер­шен­с­т­во­ва­ние и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.

Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение не­сло­ж­ных словесных инструкций.

Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального об­щения. Формирование элементарных коммуникативных навыков ди­а­ло­ги­чес­кой речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опы­ту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за ок­ру­жа­ю­щей действительностью и т.д.

Обучение грамоте.

Формирование элементарных навыков чтения.

Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое про­из­несение. Определение места звука в слове. Определение по­сле­до­ва­тель­нос­ти звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, раз­ли­ча­ющихся одним звуком.

Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.

Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.

Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из од­ной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёх­бу­к­ве­н­ных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в на­чале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых стру­ктур. Формирование навыков правильного, осознанного и вы­ра­зи­тель­но­го чтения на материале предложений и небольших текстов (после пред­ва­ри­тель­ной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких сти­хо­т­во­ре­ний, загадок, чистоговорок.

Формирование элементарных навыков письма.

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с со­блю­де­ни­ем гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. До­сло­вное списывание слов и предложений; списывание со вставкой про­пу­щен­ной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение при­ёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под ди­к­товку слов и предложений, написание которых не расходится с их про­из­но­шением.

Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (чаща, чущу, жиши).

Речевое развитие.

Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и кон­струкций предложений) для выражения просьбы и собственного на­ме­ре­ния (после проведения под­го­товительной работы); ответов на вопросы пе­да­го­га и товарищей класса. Пересказ про­с­лу­шанных и предварительно ра­зо­б­ра­н­ных небольших по объему текстов с опорой на во­п­росы учителя и ил­лю­с­т­ра­тивный ма­те­ри­ал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сю­жетных кар­тин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.