Психолого-педагогическая характеристика слепых обучающихся — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Психолого-педагогическая характеристика слепых обучающихся

2017-06-25 1926
Психолого-педагогическая характеристика слепых обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На развитие обучающихся данной категории серьезное влияние оказывает состояние зрительных функций, по которому выделяют: тотальную слепоту, светоощущение, практическую слепоту (наличие остаточного зрения).

Тотально слепые, характеризуются абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, что детерминирует полное отсутствие у них даже зрительных ощущений (отсутствие возможности различить свет и тьму). В качестве ведущих в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности данной подгруппы обучающихся выступают осязательное и слуховое восприятие. Другие анализаторы выполняют вспомогательную роль.

Слепые со светоощущением в отличие от первой подгруппы, имеют зрительные ощущения. По своим зрительным возможностям данная группа весьма разнообразна и включает:

- слепых, у которых имеет место светоощущение с неправильной проекцией (не могут правильно определять направление света), что не дает им возможности использовать светоощущение при самостоятельной ориентировке в пространстве;

- слепых, у которых имеет место светоощущение с правильной проекцией (могут адекватно определять направление света), что позволяет использовать его в учебно-познавательной деятельности (особенно в пространственной ориентировке);

- слепых, у которых наряду со светоощущением имеет место цветоощущение (могут наряду со светом и тьмой различать цвета), что обеспечивает возможность его использования в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности.

К слепым с остаточным зрением (практическая слепота) относятся обучающиеся, имеющие как относительно высокую по сравнению с другими группами слепых остроту зрения (острота зрения варьирует от 0,005 до 0,04 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции), так и дети с более высокой остротой зрения, которая может доходить до 1,0 и у которых границы поля зрения сужены до 10-15 градусов или до точки фиксации. Это в свою очередь, создает возможность зрительного восприятия предметов и объектов окружающего мира. Способность воспринимать цвет, форму, размер предметов и объектов обеспечивает возможность получения данной подгруппой обучающихся очень некачественных, но и, тем не менее, зрительных представлений. Однако в силу того, что остаточное зрение характеризуется неравнозначностью нарушений отдельных функций, лабильностью (неустойчивостью) ряда компонентов и зрительного процесса в целом, повышенной утомляемостью, ведущими в учебно-познавательной деятельности данной подгруппы обучающихся должны выступать осязательное и слуховое восприятие. Зрительное же восприятие должно играет роль вспомогательного способа ориентировки, контроля своих действий и получения информации.

Среди слепых имеет место преобладание обучающихся, у которых зрение было нарушено (утеряно) в раннем возрасте, что, с одной стороны, обусловливает своеобразие их психофизического развития, с другой, определяет особенности развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой организма, регулируемой центральной нервной системой.

Неоднородность данной группы проявляется в различном уровне как психофизического развития обучающихся, поступающих в школу, так и уровня развития компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения. Диапазон колебания уровня развития в данной группе обучающихся может быть очень широким: от отсутствия элементарных навыков самообслуживания, пространственной ориентировки (даже на собственном теле), общения, контроля над своим поведением до наличия достаточно высокого уровня общего развития и сформированности компенсаторных способов деятельности, умений и навыков социально-адаптивного поведения.

В условиях слепоты имеет место обедненность чувственного опыта, обусловленная не только нарушением функций зрения (вследствие сокращения зрительных ощущений и восприятий снижается количество и качество зрительных представлений, что проявляется в их фрагментарности, нечеткости, схематизме, вербализме, недостаточной обобщенности), но и низким уровнем развития сохранных анализаторов, недостаточной сформированностью приемов обследования предметов и объектов окружающего мира, отсутствием потребности и низким уровнем развития умения использовать в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности сохранные анализаторы. Обедненность чувственного опыта требует развития сенсорной сферы, формирования, обогащения, коррекции чувственного опыта.

Слепота, в силу негативного влияния на уровень развития как общей, так и двигательной активности, значительно осложняет физическое развитие обучающихся, что проявляется: в замедленном темпе овладения слепыми различными движениями и более низком уровне их развития (снижение объема движений, качества их выполнения); в нарушении координации движений; в снижении уровня развития общей и мелкой моторики; в возникновении навязчивых движений; в нарушении осанки, походки, положения тела; в трудностях передвижения в пространстве.

У слепых в силу снижения полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения мира имеет место своеобразие становления и протекания познавательных процессов (снижение скорости и точности ощущений, восприятий, снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; возникновение трудностей в реализации мыслительных операций, в формировании и оперировании понятиями; дивергенция чувственного и логического, обусловливающая возможность возникновения формальных суждений; возникновение формализма и вербализма знаний; наличие низкого уровня развития основных свойств внимания, недостаточная его концентрация, ограниченные возможности его распределения; возникновение трудностей реализации процессов запоминания, узнавания, воспроизведения; снижение количественной продуктивности и оригинальности воображения, подмена образов воображения образами памяти и др.).

Имеющие место у слепых обучающихся трудности в овладении языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, в осуществлении коммуникативной деятельности (восприятия, интерпретации и продуцирования средств общения), а также наличие своеобразия их речевого развития (снижение динамики в развитии и накоплении языковых средств и выразительных движений, своеобразие соотношения слова и образа, проявляющееся в слабой связи речи с предметным содержанием, особенности формирования речевых навыков и др.) обуславливают необходимость особого внимания к использованию речи в учебно-познавательном процессе слепых обучающихся как важнейшего средства компенсации зрительной недостаточности; осуществление речевого развития слепых обучающихся с учетом особенностей их познавательной деятельности; коррекцию речи с учетом непосредственного и опосредованного влияния на различные ее стороны глубоких нарушений зрения; формирование коммуникативной деятельности.

Имеющее место у слепых обучающихся значительное снижение общей и познавательной активности препятствует своевременному развитию различных видов деятельности (в том числе и учебно-познавательной), способствует возникновению трудностей в процессе ее осуществления (трудности контроля, диспропорциональность понимания функций действия и его практического выполнения, стремление к решению практических задач в вербальном плане, трудности переноса сформированнных умений на новые условия деятельности и др.). У многих слепых обучающихся имеет место снижение активности (общей и познавательной).

У данной категории обучающихся имеет место значительное снижение в условиях слепоты уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения, включающее адекватное отношение к имеющимся у обучающегося нарушениям).

Особые образовательные потребности слепых обучающихся

В структуру особых образовательных потребностей слепых обучающихся входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для слепых.

К общим потребностям относятся:

получение специальной помощи средствами образования;

психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и сверстниками;

психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучения здоровых сверстников;

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.

К потребностям, характерным для слепых обучающихся, относятся:

целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов (в том числе и остаточного зрения);

целенаправленное руководство осязательным и зрительным восприятием;

формирование компенсаторных способов деятельности;

профилактика вербализма и формализма знаний за счет расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования, обогащения, коррекции понятий;

использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся (алгоритмизация и др.);

систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

развитие полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;

обеспечение доступности учебной информации для тактильного и зрительного восприятия слепыми обучающимися с остаточным зрением;

учет при организации обучения, воспитания слепого обучающегося с остаточным зрением: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной, тактильной и физической нагрузок; тотально слепыми и слепыми со светоощущением - возраста и времени утраты зрения, режима тактильных и физических нагрузок;

преимущественное использование индивидуальных пособий, рассчитанных на осязательное или осязательное и зрительное восприятие;

учет темпа учебной работы слепых обучающихся в зависимости от уровня сформированности компенсаторных способов деятельности;

введение в структурное построение урока пропедевтического (подготовительного) этапа;

постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях коррекционных целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;

активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;

реализация приемов, направленных на профилактику и устранение вербализма и формализма речи;

целенаправленное формирование умений и навыков ориентировки в микро и макропространстве;

целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

создание условий для развития у слепых обучающихся инициативы, познавательной и общей (в том числе двигательной) активности;

развитие мотивационного компонента деятельности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

создание условий для развития и коррекции коммуникативной деятельности;

создание условий для коррекции нарушений в двигательной сфере;

развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований;

нивелирование негативных качеств характера, коррекция поведенческих проявлений и профилактика их возникновения.

2.1.2. Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Требования к результатам освоения слепыми обучающимися АООП НОО для слепых (личностным, метапредметным, предметным) полностью соответствуют требованиям к результатам, представленным в ФГОС НОО.

В требования к планируемым результатам освоения АООП НОО включаются требования к результатам освоения слепыми обучающимися программы коррекционной работы.

Результатами освоения слепыми обучающимися программы коррекционной работы выступают:

· Повышение возможностей в пространственной ориентировке, в адаптации к новым (нестандартным) ситуациям, проявляющееся в:

формировании навыков ориентировки в микропространстве и совершенствовании умений в ориентировке в макропространстве; овладении умением использовать в ориентировочной деятельности все сохранные анализаторы, пользоваться средствами оптической коррекции и тифлотехническими средствами; развитии способности использовать сформированные ориентировочные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях; развитии умения адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в пространственной ориентировке; формировании умения обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях.

§ Развитие межличностной системы координат «слепой — зрячий сверстник», «слепой — зрячий взрослый», проявляющейся в:

развитии умения общаться со взрослыми и сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья; развитии вербальных и невербальных средств общения (восприятие, понимание, продуцирование, использование); стремлении к расширению контактов со сверстниками; развитии умения использовать в процессе межличностной коммуникации все сохранные анализаторы; формировании умения в понятной форме излагать свои мысли, наблюдения, умозаключения; развитии соучастия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости; развитии самоконтроля и саморегуляции.

§ Повышение дифференциации и осмысления картины мира, проявляющегося в:

обогащении чувственного опыта за счет расширения предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений; овладении компенсаторными способами деятельности; расширении круга предметно-практических умений и навыков (в том числе и социально-бытовых); развитии умения построения целостной дифференцированной картины происходящего; способности к осмыслению картины мира; наличии знаний о тифлотехнических средствах, расширяющих познавательные возможности в условиях слепоты; формировании умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни; повышении познавательной и социальной активности; повышении самостоятельности в учебной и повседневной жизни.

§ Повышение дифференцированности и осмысления адекватного возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей, проявляющегося в:

развитии интереса к представителям ближайшего окружения; расширении представлений (адекватных возрасту) о различных представителях широкого социума; развитии внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; дифференциации собственных эмоциональных проявлений и проявлений окружающих; расширении представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях; расширении социального опыта обучающегося за счет интериоризации социальных ролей, соответствующих возрасту.

Результаты освоения слепым обучающимся программы коррекционной работы проявляются в следующих достижениях:

использует сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

освоил навыки ориентировки в микропространстве и овладел элементарными умениями ориентировки в макропространстве;

имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные (конкретные и обобщенные), пространственные представления;

проявляет познавательный интерес, познавательную активность;

имеет представления (соответствующие возрасту) о современных тифлотехнических, оптических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активно их использует;

проявляет стремление к самостоятельности и независимости от окружающих (в бытовых вопросах);

умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

способен к проявлению социальной активности;

способен к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;

способен проявить настойчивость в достижении цели;

проявляет самоконтроль и саморегуляцию;

знает и учитывает в учебной деятельности и повседневной жизни имеющиеся противопоказания и ограничения.

2.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения слепыми обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются оценка образовательных достижений слепых обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.

Система оценки достижений слепыми обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО призвана решать следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание слепых обучающихся, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и программы коррекционной работы, формирование универсальных учебных действий;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО слепыми обучающимися, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

предусматривать оценку достижений слепых обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших АООП НОО) и оценку эффективности деятельности образовательной организации;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений слепых обучающихся.

Результаты достижений слепых обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми для оценки качества образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО для слепых обучающихся предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Оценка результатов освоения слепыми обучающимися АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Оценка результатов освоения слепыми обучающимися программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО.

При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения слепыми обучающимися программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей слепых обучающихся;

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей слепых обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.

Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования слепых, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы.

Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения слепыми программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики слепых обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность преодоления вторичных отклонений развития. К таким интегративным показателям в соответствии с ФГОС НОО относятся:

сформированность умения использовать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

сформированность навыков ориентировки в микропространстве и умений ориентироваться в макропространстве;

сформированность адекватных (в соответствии с возрастом) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений о предметах, объектах и явлениях окружающей жизни;

проявление познавательного интереса, познавательной активности;

наличие представлений (соответствующих возрасту) о современных тифлотехнических, оптических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и готовности их активного использования;

проявление стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в бытовых вопросах);

сформированность умений адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

способность к проявлению социальной активности;

способность осуществления самоконтроля и саморегуляции;

готовность учета имеющихся противопоказаний и ограничений в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни.

Оценка результатов освоения слепыми обучающимися программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения слепыми программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения слепыми обучающимися программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.

Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и уровня развития компенсаторных возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь (например, выявить стартовый уровень развития у слепого обучающегося умения использовать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательной и повседневной жизни).

Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения слепого на начальной ступени образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) слепых обучающихся в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.

Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), выступает оценка достижений слепого обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения слепым программы коррекционной работы.

Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы (отсутствие положительной динамики по двум и более интегративным показателям) обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы.

Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения слепыми программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.

Оценка результатов деятельности образовательной организации начального общего образования осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения слепыми обучающимися АООП НОО с учётом:

результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);

условий реализации АООП НОО для слепых обучающихся;

особенностей контингента обучающихся.

Содержательный раздел

Программы формирования универсальных учебных действий;  отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области; духовно-нравственного развития, воспитания; экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; внеурочной деятельности (кроме программы коррекционной работы) полностью соответствуют ФГОС НОО.

2.2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы

Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.

Программа коррекционной работы в рамках реализации АООП НОО для слепых обучающихся включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:

мониторинг имеющихся в образовательной организации условий для удовлетворения особых образовательных потребностей слепых обучающихся, развития их жизненной компетенции;

определение (перечень) и корректировку индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих слепым обучающимся удовлетворение особых образовательных потребностей, их интеграцию/инклюзию в образовательную организацию и освоение ими АООП НОО;

диагностическую работу, которая обеспечивает своевременное выявление у слепого обучающегося особых потребностей в адаптации к освоению АООП НОО, проведение его комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого­медико­педагогической помощи в условиях образовательной организации;

коррекционно­развивающую работу по оказанию своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии слепых обучающихся;

консультативную работу, обеспечивающую непрерывность специального сопровождения слепых обучающихся в освоении АООП НОО, их педагогов и семей по вопросам реализации дифференцированных психолого­педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно­просветительскую работу, направленную на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими ограничений по возможностям здоровья), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Мониторинг имеющихся в образовательной организации условий с точки зрения удовлетворения особых образовательных потребностей слепых обучающихся направлен на выявление материально-технических, организационно – педагогических, гигиенических (в том числе офтальмо-гигиенических) условий.

Основной перечень индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий включает:

коррекционно-развивающую работу тифлопедагога в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся, позволяющую слепому обучающемуся освоить специальные умения и навыки, повышающие его сенсорно-перцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные возможности, мобильность; развить компенсаторные механизмы; преодолеть деффицитарность функций в рамках индивидуальных коррекционных занятий;

коррекционно-развивающую работу специалистов в соответствии с индивидуальными особенностями (недостатками развития), требующими коррекции (логопедической, педагогической, психологической);

мероприятия по предметно-пространственной и социальной адаптации слепых обучающихся с целью повышения их мобильности, самостоятельности и активности в школьной среде;

взаимодействие с семьей (законными представителями) слепых обучающихся по вопросам коррекции и развития, в том числе, по вопросам семейного воспитания слепых обучающихся, их физического развития и повышения двигательной активности.

Диагностическая работа включает:

изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях слепых обучающихся, представленных в заключении психолого- медико -педагогической комиссии;

наблюдение за возможностями слепых обучающихся включиться в образовательный процесс; выявление адаптивных возможностей и уровня их социализации;

диагностику специалистами отклонений в развитии, особых индивидуальных потребностей слепых обучающихся в реализации своих возможностей в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания слепых обучающихся;

комплексный сбор сведений о слепых обучающихся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

анализ успешности коррекционно ­ развивающей работы.

Коррекционно ­ развивающая работа включает:

системное и разностороннее обогащение чувственного опыта слепых обучающихся;

коррекцию и развитие деффицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у слепых обучающихся;

развитие умений и навыков познавательной деятельности, пространственной и социально-бытовой ориентировки, коммуникативной деятельности, осязания и мелкой моторики, слухового восприятия и других его модальностей, остаточного зрения слепых обучающихся;

обеспечение возможности слепым обучающимся активно использовать освоенные компенсаторные способы, умения и навыки, восстановленные и скорректированные функции в разных видах учебной деятельности, в урочной и внеурочной деятельности, в общении с окружающими;

коррекцию и развитие высших психических функций как компенсаторную основу отражения окружающего слепыми обучающимися;

активизацию социальных потребностей и развитие навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности и познавательных интересов, формирование эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.

Консультативная работа включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы со слепыми обучающимися, единых для всех участников образовательного процесса;

консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы со слепыми обучающимися;

консультирование семьи в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения слепых обучающихся.

Организационный раздел.

2.3.1. Учебный план

Учебный план по предметным областям обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.

2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся

Система условий реализации АООП НОО в соответствии
с требованиями Стандарта (далее – система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО.

Система условий должна учитывать особенности организации, а также её взаимодействие с социальными партнерами.

Система условий должна содержать:

описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение);

контроль состояния системы условий.

Требования к условиям получения образования обучающимися с ОВЗ представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей),
духовно-нравственное (нравственное) развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

Организация создает условия для реализации АООП НОО, обеспечивающие возможность[3]:

достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;

выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе с использованием возможностей организаций дополнительного образования;

учета особых образовательных потребностей – общих для всех обучающихся с ОВЗ и специфических для отдельных групп;

расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;

участия педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и общественности в разработке АООП НОО, проектировании и развитии социальной среды внутри организации, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

поддержки родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, в вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой деятельности организации и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий;

обновления содержания АООП НОО, а так


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.