Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка.

2017-06-25 1519
Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Почерк — устойчивое индивидуальное образование. Письмо связано с различными анатомо-физиологическими структурами мозга. Нару­шения некоторых областей коры головного мозга ведут к различ­ным расстройствам письма и письменной речи.

Обучение письму — это в первую очередь выработка навыка графического. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений.

Особенности графического навыка в том, что это, с одной стороны,

двигательный навык, т. е. такое действие, которое опирается на первый взгляд лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки (перекодировка). Это придает письму характер сознательной деятельности. Эта сторона письма как специфической человеческой деятельности и составляет главное в навыке письма. Сознательный характер письма состоит в следующем: во-первых, в правильном соотнесении звука и буквы, во-вторых, в соблюдении ряда правил — графических и орфографических; наконец, в использовании письменного навыка для передачи собственных мыслей, чувств, намерений.

Навык письма тесно связан с навыком чтения. В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:

а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения,

направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом

располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и

закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.;

б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петель

в пр. (эта ступень не является обязательной);

в) письмо отдельных букв — строчных и прописных — без соединения с

другими буквами;

г) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выработки

навыка соединения букв.

 

Успешность в обучении письму и чистописанию во многом определяется созданием таких гигиенических условий, как:

• точный подбор мебели;

• правильная посадка;

• положение тетради;

• направление освещения;

• оптимальность формы ручки;

• продолжительность беспрерывного письма.


Методические приемы обучения письму.

 

Рассмотрев развитие методов чистописания, необходимо остановиться на приемах, которыми пользуется учитель, обучая детей письму и чистописанию. Это:

- показ написания учителем;

- списывание с готового образца;

- копировальный метод;

- воображаемое письмо;

- анализ формы букв;

- усвоение правил письма;

- письмо под счёт;

- анализ ошибочного написания.

 

Показ написания учителем. Показ осуществляется на доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика.

Списывание с готового образца. Прием основывается на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях.

Копировальный метод. При копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения. Главное при копировании – это правильные движения руки при письме.

Воображаемое письмо (письмо в воздухе). Воображаемое письмо проводится по написанному учителем образцу на доске или вслед за письмом учителя, а так же по прописям.

Анализ формы букв. Анализ формы буквы можно провести по разному:

1) Раскладывая ее на зрительные элементы,

2) С точки движений ри письме,

3) В сравнении с ранее изученными буквами.

В рисунке любой буквы можно выделить элементы:

- прямая линия,

- линия с закруглением с одной стороны,

- линия с закруглением с двух сторон,

- линия с петлей,

- линия с овалом,

- плавная линия,

- овал,

- полуовал.

Усвоение правил письма. Правила формулируются кратко, их должно быть немного.

Письмо под счет (тактирование). Поначалу учитель пишет на доске и тактирует, затем считает, сопровождая письмо учащихся.

Анализ ошибочного написания. Учащиеся рассматривают письмо в своих тетрадях и отвечают на вопросы:

- Кто не довел палочку до верней (до нижней) линии?

- Все ли элементы имеют одинаковый наклон?

- У кого элементы вышли за строку?

 

Требования к уроку письма в 1 классе.

 

Письмо проводится непосредственно за уроком обучения грамоте. При этом урок чтения подготавливает к работе на уроке письма. Урок письма закрепляет материал, изученный на уроке чтения.

Урок обучения письму проводится по следующей схеме.

Схема урока письма

1. Оргмомент. Упражнения для пальцев.

2. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука; зна­комство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.

3. Рассматривание образца на доске, в прописи; анализ зри­тельных элементов буквы.

4. Показ учителем с одновременным объяснением; анализ дви­гательных элементов.

5. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по об­разцу.

6. Чтение и звукобуквенный анализ соединений (слогов).

7. Письмо соединений (слогов).

8. Чтение и звукобуквенный анализ слов, предложений.

9. Письмо слов, предложений; выполнение различных заданий.

10. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.

В течение урока нужно 2—3 раза проводить физпаузы как сидя за партами (для пальцев), так и в движении (для корпуса). Упраж­нения в письме следует чередовать с устной работой, чтобы предотвратить утомляемость детей. Необходимо использовать игровой материал, занимательные формы работы.

Уроки обучения письму, приемы, используемые на этих уроках, будут эффективными лишь в тех случаях, когда вся деятельность учителя будет направлена на преодоление трудностей, испытываемых отдельными учениками. В связи с этим большое значение приобретает индивидуальная работа с детьми. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв. На нескольких первых уроках следует выявить уровень подготовки каждого ученика к письму и оказывать индивидуальную помощь тем, кто испытывает наибольшие трудности.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.