Симптом как системный феномен: принципы диагностики — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Симптом как системный феномен: принципы диагностики

2017-06-20 226
Симптом как системный феномен: принципы диагностики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СИМПТОМ КАК СИСТЕМНЫЙ ФЕНОМЕН: ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ

 

Симптом – это улика.

Следовательно, убирая симптом,

Мы убираем улики.

 

Что есть симптом? Какие бывают симптомы? В чем отличие симптома от феномена? Каких принципов необходимо придерживаться в работе с симптомом? В чем суть диагностического этапа в работе с симптомом?

Для начала важно определиться с парадигмой исследования, тем основанием, без которого невозможна профессиональная работа. Так как любое явление реальности можно рассмотреть под разными углами, то и взгляд на симптом так же меняется в зависимости от фокуса его рассмотрения.

Я в своей работе с симптомом придерживаюсь двух принципов – феноменологического и системного, позволяющих смотреть на симптом не как на отдельный элемент реальности, а как на целостный, системный феномен.

Клиент обращается к терапевту со своей проблемой. Его (клиента) видение проблемы, как правило, сводится к перечислению ряда замечаемых им симптомов-жалоб, которые не вписываются в его представление о том «как должно быть» и желание «это исправить в ходе психотерапии».

Позиция клиента в желании избавиться от симптома понятна: симптомы его проблемы мешают ему полноценно жить, вызывают неприятные, часто болезненные ощущения и переживания. Однако, если терапевт в своей работе будет придерживаться схожей позиции это не позволит ему понять суть проблемы клиента и в лучшем случае с помощью терапии удастся убрать симптомы, но не решить его проблему. Симптом же, временно исчезнув, вновь и вновь будет возрождаться как птица Феникс.

В данном случаем я не буду ограничиваться лишь симптомами соматического характера, речь пойдет о расширенном представлении о симптоме, как о единичном признаке, маркирующем проблему.

Симптом (от греч. Σύμπτομα – совпадение, признак) – один из отдельных признаков, проявление какого-либо заболевания патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности.

В этой связи мы можем говорить о симптомах психических, соматических и поведенческих, маркирующих проблемы названных уровней существования клиента.

Кроме того, симптомы в клинике традиционно подразделяют на объективные и субъективные. Совокупность этих симптомов дает нам клиническую картину болезни. Но здесь в диагностике возникает определенная сложность – врач «замечает» по преимуществу объективные симптомы, больной, в свою очередь, больше фокусируется на симптомах субъективных. Психолог в своей работе так же делает акцент на субъективных симптомах. Такое специфическое профессиональное восприятие, в обеих случаях, приводит к симптоматическому, одностороннему восприятию проблемы, не позволяющему увидеть феномен в целом.

Слова «феномен» и «симптом» часто используются как синонимы. Между тем слово «феномен», с одной стороны, ярко, экспрессивно выражает уникальную индивидуальность, особость, редкость предмета описания, а с другой стороны, подразумевает нечто цельное, структурно завершенное в себе. Феномен это факт сознания. Тогда как слово «симптом», определяемое всеми как «признак», частный штрих в картине целого.

Следовательно, симптом не равен феномену. Феномен шире и глубже симптома. В феномене, помимо содержательного значения симптома содержится его «переживательный» смысл для клиента.

Как это работает?

Сначала мы опираемся на феноменологический принцип. Мы, как исследователи, подробно изучаем все проявления феномена-проблемы, его внешние и внутренние признаки-симптомы. Для этого мы задаем клиенту много уточняющих вопросов: «Как ты это чувствуешь?», «В каком месте?», «На что это похоже?», «Какое послание несет симптом?», «Что он сказал бы, если мог говорить?», «О чем он молчит?» и т.д.

Далее, мы пытаемся понять-определить принадлежность симптома к какой-либо системе, элементом какой системы он является, потребности какой из них он удовлетворяет? Симптом может быть рассмотрен как элемент системы личность, семейной системы, родовой системы (об этом позже). Здесь мы задаем себе и клиенту следующие вопросы: «Зачем нужен симптом этой системе? Какую системную функцию он выполняет? Какая системная потребность удовлетворяется посредством симптома? Каково его позитивное значение для этой системы?»

Потом у нас возникает некоторая гипотеза, объясняющая суть наблюдаемого феномена, его роль и функцию для той системы, в границах которой он живет. Это уже системный этап. А дальше мы совершаем челноки: от системного к феноменологическому и обратно, проверяя и уточняя гипотезу.

В диагностике проблемы клиента мы идем в такой последовательности СИМПТОМ – ФЕНОМЕН – ПРОБЛЕМА.

Ниже предлагаю некоторые из техник, применимые в работе с симптомом на выделенных в статье этапах:

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

О чем молчит ваш симптом?

***

Просим клиента сосредоточиться на симптоме

, болезненном ощущении, страхе и т.д., в зависимости от проблемы. Задаём вопросы, позволяющие представить симптом в качестве какого-либо конкретного образа. Например:

– Где он ощущается внутри вас? Где именно в теле симптом локализован?

– Какого цвета? Какой формы? Какой фактуры? Какой температуры?

Добиваемся того, чтобы симптом можно было представить в виде конкретного образа.

Просим клиента представить, что

симптом вышел из тела и стал отдельным объектом

.

Предлагаем поместить его на стул перед собой и для закрепления просим описать его по всем модальностям, задавая вопросы из предыдущего шага, за исключением уточнений по телесной локализации.

Начинаем исследовать послание симптома, задавая следующие уточняющие вопросы.

О чём Вам хочет сказать симптом?

О чём молчит симптом?

В чём он нуждается?

Что ему не хватает?

От чего предостерегает?

***

Нарисуйте свой симптом.

Идентифицируйтесь с ним.

Придумайте рассказ от его имени:

Кто он?

Какой он?

Как его зовут?

Если бы он умел говорить, то о чем бы рассказал?

Для чего он?

В чем его польза?

Какие чувства он выражает?

К кому?

СИСТЕМНЫЙ ЭТАП

СИМПТОМ КАК СИСТЕМНЫЙ ФЕНОМЕН: ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ

 

Симптом – это улика.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.