Введение, или Почему вам следует прочитать эту книгу? — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Введение, или Почему вам следует прочитать эту книгу?

2017-06-20 313
Введение, или Почему вам следует прочитать эту книгу? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чарльз Пратер Лайза Гандри

Как создавать инновации

 

Библиотека создания инноваций –

 

 

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8342567

«Чарльз Пратер, Лайза Гандри. Как делать инновации»: СОЛОН-ПРЕСС; Москва; 2013

ISBN 978-5-91359-107-4

Аннотация

 

Для многих компаний незадействованным источником эффективной работы и роста на рынке является инновационный потенциал персонала. Эффективно управляя этим ресурсом, можно не только обеспечить выживание бизнеса в жестких условиях конкуренции, но и найти возможности для роста компании.

Эта книга знакомит с полезными техниками и методиками, которые помогут встроить креативность и инновационность в каждодневные бизнес-процессы, оживить творческий потенциал вашей компании и выработать новый, инновационный стиль управления.

Книга может быть рекомендована для руководителей и топ-менеджеров компаний любой отраслевой направленности, предпринимателей и владельцев бизнеса, специалистов по корпоративному управлению, бизнес-аналитиков, менеджеров по развитию бизнеса и инновационных менеджеров, а также будет полезна для слушателей программ МВА и студентов, получающих бизнес-образование.

 

Чарльз Пратер, Лайза Гандри

Как создавать инновации

 

В книге мы расскажем, как техники креативного мышления могут сделать вас и вашу компанию более конкурентоспособными.

Чарльз Пратер, Лайза Гандри

 

Посвящается Пэт, Джулиан и Хьюстон, любовь которых поддерживает меня.

Чарльз Пратер

 

Посвящается Питеру, Дилану и Остину, которые каждый день живут с творческим настроем и полны радостью открытий.

Лайза Гандри

 

 

© «СОЛОН-ПРЕСС», 2013

© Пратер, 2012

 

 

Благодарности

 

Эта книга является продуктом творческого процесса: мы написали ее под влиянием тех, с кем работали и у кого учились. Мы выражаем нашу самую глубокую признательность Дону Боулу (Don Bohl), редактору Американской ассоциации менеджмента (American Management Association – АМА), который вдохновил нас формализовать наши размышления и написать эту книгу. Его вера в силу и ценность творческих подходов как в процессе мышления, так и в исполнительской практике побудили нас взяться за перо и бумагу.

 

Чарльз Пратер:

Воодушевление и заинтересованность д-ра Дэвида Тэннера (David Tanner) открыли для меня, как и для бессчетного количества моих единомышленников, двери в мир креативности и инноваций. Эта книга никогда не была бы написана, если бы не увлеченность д-ра Тэннера методами креативного мышления и не его особое расположение ко мне лично.

Я выражаю особую благодарность моей матери за ее искренние чувства воодушевления и торжества в ответ на мои достижения.

Наконец, моя особая признательность всем тем, кто вложил свои время и усилия, чтобы улучшить и дополнить содержание этой книги.

 

Лайза Гандри:

Моей благодарности заслуживают Джил Кикул (Jill Kickul), одна из самых креативных личностей, которых я когда-либо встречала, а также Дэвид Дремер (David Drehmer) и Рэй Кой (Ray Coye) из университета DePaul, которые первыми раскрыли для меня возможности креативности по отношению к организационному поведению. Моя искренняя признательность Дэнису Руссо (Denise Rousseau) из университета Carnegie Mellon, чья увлеченность изучением различных корпоративных культур передалась и мне.

Наконец, мои родители, мой супруг и мои дети были для меня источником энергии (и креативности) в моих усилиях соединить воображение и системность в профессиональной и личной жизни.

 

От издателя

 

Перед вами необычная книга.

Во-первых, автор книги, Чарльз Пратер – не просто один из ведущих консультантов современности в области инновационного менеджмента, но и инноватор по призванию. Почти четверть века успешной работы в инновационном центре компании DuPont обогатили его бесценным опытом практических инноваций в одной из крупнейших компаний мира. Чарльз Пратер – мастер точных и простых слов: он пишет о нетривиальных концепциях так, что они становятся понятными и пригодными для решения практических задач. Книга Пратера – это практика внедрения успешных решений, но решений системных, базирующихся на современных концепциях и методологии инновационного менеджмента.

Во-вторых, книга блестяще переведена консультантом в области управления инновациями Дмитрием Хомутским, которому удалось сохранить авторский стиль подачи материала и сделать книгу легко и увлекательно читаемой на русском языке. Профессиональные знания Дмитрия сделали возможной точную передачу терминов и оттенков концепций и практических методов, изложенных в книге.

Рекомендую вам эту книгу как отличный пример профессиональной литературы для практиков.

 

Владимир Митин,

генеральный директор

издательского дома «СОЛОН-ПРЕСС»

 

 

Предисловие

 

Важнейшими вопросами для любого топ-менеджера и владельца бизнеса являются оптимизация издержек и обеспечение роста компании или конкретного бизнес-направления. Оптимизация издержек, как правило, начинается с сокращения численности персонала, замораживания перспективных и стратегических проектов, продажи непрофильных активов и далее может идти в направлении урезания зарплат и бонусов сотрудников, а также сокращения бюджетов на маркетинг и рекламу. А что же потом, когда все лежащие на поверхности меры предприняты и очевидные шаги совершены? В условиях экономической рецессии абсолютное большинство хозяйствующих субъектов будет действовать по описанному выше алгоритму. Как получить конкурентное преимущество в ситуации, когда игроки на рынке предпринимают сходные меры по спасению своего бизнеса?

Как затем обеспечить рост и развитие бизнеса? Слияния и поглощения в кризисные периоды – безусловно, хороший метод повысить капитализацию при наличии свободных финансовых ресурсов. А если таких ресурсов недостаточно? Каким образом обеспечить органический рост бизнеса?

Знакомые темы, не правда ли? И нет магического средства, которое позволило бы моментально опередить конкурентов и получить впечатляющие темпы роста. Но есть ресурс, которым располагает любая компания и который, как правило, используется крайне неэффективно. Это внутренний ресурс компании, уникальный и неповторимый, потенциальный источник силы и органического роста любого бизнеса. Это, как вы, возможно, догадались, творческий потенциал персонала.

Задумайтесь, кто заполняет клетки и квадратики схемы организационной структуры, которая работает в вашей компании? Кто исполняет рутинные ежедневные процедуры и действия, встроенные в ваши бизнес-процессы – процессы взаимодействия с клиентами, процессы внутреннего документооборота, производственные процессы в цехах и лабораториях? Это ваши сотрудники. Многие из них заняты выполнением одной или нескольких конкретных функций, но они могут сделать больше. Не по принуждению и не за отдельную плату, а потому, что у них есть свое мнение о том, что можно улучшить в работе компании. Воспользуйтесь этим колоссальным банком знаний и опыта, который сосредоточен у вас под рукой. И лучше это сделать по проверенным методикам, а не изобретать велосипед самостоятельно. Сэкономите время и усилия, а они в период кризиса и рецессии могут оказаться на вес золота.

Чарльз Пратер – потрясающий мастер простых и понятных подходов. Он практик в квадрате или даже в кубе. Лейтмотивом его книги могли бы стать слова: «Только практика. Ничего лишнего».

Очень показательны слова производственного рабочего, приведенные автором в этой книге: «Вот уже 20 лет вы платите мне за мои руки, вы также могли бы вдобавок использовать бесплатно мою голову, но вы никогда об этом меня не просили».

Обязательно прочитайте эту книгу. Не пожалеете.

 

Дмитрий Хомутский,

Исполнительный директор Международной аттестационной палаты (МАП),

вице-президент по инновациям и образовательным программам НП «Внешторгклуб»,

консультант компании TRIUNA LEADERS,

действительный член ISPIM.

 

 

Инновационная организация

 

Что вы делаете для себя и своей компании? Несомненно, ваша работа и повседневная деятельность включает процесс обнаружения и решения проблем. Как вы сейчас описали бы будущее вашей организации? Неопределенное? Конкурентоспособное? Радикально отличающееся от положения дел, которое было 10 лет назад? или даже несколько месяцев назад?

Чтобы сохранить процветание и прибыльность в неопределенной и конкурентной бизнес-среде XXI века, многие компании обнаружили, что они должны решать возникающие перед ними задачи, используя новые и нетрадиционные подходы. Как результат, организации требуют от своих сотрудников новых идей и новых нетрадиционных решений в процессе выполнения своих рабочих функций.

Сегодня топ-менеджеры сталкиваются с целым набором сложных тем и проблем. Среди них выделим такие:

• Какие новые продукты и услуги мы можем разрабатывать, производить, заниматься их дистрибуцией или продавать?

• Каким образом мы можем обеспечивать для наших потребителей добавочную ценность наших продуктов и услуг?

• Как нам следует позиционировать наши продукты, услуги и процессы, чтобы они выделялись на фоне того, что делают наши конкуренты?

• Насколько хорошо мы обслуживаем наши текущие сегменты рынка и как мы можем улучшить ситуацию?

• Какие рынки из тех, на которых нас сейчас нет, мы могли бы обслуживать?

Чтобы ответить на эти вопросы, компании ищут способы использования креативных подходов для решения своих задач и поиска новых возможностей. Им нужно придумывать новые пути разработки, производства и распространения продуктов, услуг и информации. И им необходимы сотрудники, которые могут помочь компании развиваться. В результате, корпоративные компетенции и модели организационного поведения, которые в настоящее время становятся важнейшими для конкурентоспособности и эффективности компании, центрируются на креативных подходах: сотрудники, которые хотят быть успешными, должны научиться разрушать традиции, генерировать и развивать новые идеи и, наконец, выполнять свою каждодневную работу в новом ключе.

Термин «креативность», который мы регулярно используем на страницах этой книги, имеет множество содержательных аспектов по отношению к бизнесу. Исследователи, академические преподаватели и консультанты определяют понятие «креативности», адресуясь к целому ряду факторов: персональные характеристики (личная независимость, способность принимать на себя риски, интуиция), концептуальные навыки (способность структурировать и интерпретировать информацию нестандартными способами), поведение (действия, результатом которых становятся изобретения, инновации и неожиданные последствия) и процессы (комбинация индивидуальных талантов, навыков и действий внутри организационной культуры, поддерживающей инновации).

В этой книге мы разделяем понятия «креативность» и «инновации», используя термин «креативность» только по отношению к процессам, связанным с генерацией новых идей. «Инновации» же касаются процессов реализации жизнеспособных идей, которые возникли в результате поддерживающего влияния корпоративной культуры и организационных структур.

 

Инновации: введение в тему

 

Креативность и инновации по своей сути являются образом решения задач, но весьма специфическим и своеобразным. Когда мы говорим в этой книге о решении задачи, имейте в виду, что мы совершенно не подразумеваем известный и полезный метод Кепнера-Трего, основанный на логическом анализе, который стремится вернуть системы к нормальному состоянию после того, как произошло отклонение. (Эту модель принятия решений предложили Чарльз Кепнер и Бенджамин Трего. В 1958 г. в Принстоне они основали международную консалтинговую фирму Kepner-Tregoe Inc., обучавшую компании преодолевать проблемы и принимать решения – прим. переводчика.) Напротив, мы говорим о таком способе решении задачи, который приведет нас к качественно новому состоянию системы.

Чтобы пояснить этот тезис, давайте предположим, что у вас есть неработающий (сломанный) телевизор. Используя первый подход к решению этой проблемы – метод логического выбора альтернатив, – мы приходим к такому алгоритму: опытный специалист по ремонту радио– и телеаппаратуры выясняет причину поломки, устраняет ее и возвращает ваш телевизор в прежнее нормальное рабочее состояние. Теперь давайте представим, в противопоставление, другой вариант ситуации: у вас есть работающий телевизор, но вы хотите улучшить эксплуатационные качества его работы. Используя второй подход – путь креативности и инноваций, – вы можете найти способ создать модель телевизора с трехмерным изображением или улучшенными характеристиками по воспроизведению звука.

Как показано на Рис. 2–1, креативность и инновации тесно связаны, формируя единый целостный процесс решения заданной проблемы. Процесс решения начинается с формулировки проблемы (например, технической задачи, новой потребности рынка, новой возможности для развития бизнеса и т. д.), затем проходит фазу генерирования идей (центральное ядро модели), этап реализации принятых решений, наконец, завершается получением финансового результата. «Облачко», нависшее над основной схемой модели – это рабочая среда, или организационный климат в компании.

Какое влияние оказывает рабочая среда на этап генерирования идей и процесс их реализации? Это влияние многомерно, мы рассмотрим его подробно в Главе 5, а сейчас приведем один пример. Давайте внимательно посмотрим на центральную часть модели Рис. 2–1. Большинство компаний легче справляются с задачей «быть креативными» (генерировать идеи), нежели с задачей «быть инновационными» (успешно реализовывать на практике эти идеи). Зачастую причина этому – страх сотрудников потерпеть неудачу, который практически парализует попытки внедрить что-то новое, делая их неимоверно трудными или невозможными. В этом случае, рабочая среда, которая поощряет нежелание сотрудников брать на себя любые риски, может оказаться главным барьером для инновационных процессов.

 

Рис. 2–1. Инновационная модель решения задач

 

 

Выбор идей для реализации

 

На брейнсторминге появляется много идей, которые затем попадают в так называемый «банк идей». «Неструктурное» мышление добавляет в этот банк целый ряд новых идей. Например, группа из 14 участников вполне может предложить более 500 идей за несколько часов работы. Как выбрать из такого количества идей те, что достойны реализации?

Отбор идей для реализации представляет собой «конвергентную» фазу процесса решения задачи. Фасилитатор может предложить участникам взглянуть на весь процесс как на групповую вылазку за покупками: участники представляют себя в бакалейном отделе супермаркета с одной корзиной-тележкой на всех. Они выбирают лучшие идеи из банка идей и кладут их в корзину для дальнейшего усовершенствования. При этом участники должны выбрать от 10 до 20 процентов общего количества идей, руководствуясь критерием: «Если мы воспользуемся этой идеей, мы действительно поспособствуем решению поставленной проблемы». Если в банке идей, например, 500 идей, то выбрать следует около 50 из них. Если «выборщиков» семь человек, то для того чтобы выбрать 50 идей, каждый из них должен выбрать семь идей, которые не были выбраны его коллегами. Листочки с идеями, снятые с планшета в процессе выбора, сразу же дублируются на новых листочках, чтобы не ограничивать выбор для коллег-«выборщиков».

Когда выбор лучших идей сделан, участники по очереди помещают листочки с лучшими идеями в «матрицу идей», изображенную на Рис. 3–2. (Фасилитатор заранее готовит «матрицу идей» на отдельном большом листе бумаги и прикрепляет его на стену.) Как показано на Рис. 3–2, матрица имеет две размерности: «Наши потенциальные возможности» (реализовать идею) и «Потенциал идеи» (решить поставленную проблему). «Выборщики» определяют на свое усмотрение для каждой идеи наиболее подходящий квадрант матрицы, а затем в ходе групповой дискуссии каждую идею помещают в тот квадрант, который по общему мнению лучше всего соответствует данной идее.

Когда все лучшие идеи получили свое место в «матрице идей», мы видим четыре группы идей. Идеи из правого верхнего квадранта («Серебряные пули») готовы к немедленной реализации, так как они имеют высокую вероятность успеха и несут в себе решения, которые могут быть легко реализованы в компании. Идеи из левого верхнего квадранта требуют дальнейшей проработки (если они касаются вопросов технической реализуемости, то дальнейшим развитием таких идей могут явиться программы по изучению различных технических аспектов касательно продукта или оборудования). Идеи, попавшие в правый нижний квадрант, требуют переосмысления, чтобы повысить свой потенциал для успешного решения проблемы (возможно, один из ваших функциональных отделов или бизнес-единиц сможет помочь решить такую задачу); наконец, идеи из нижнего левого квадранта можно отправить в архив, так как ценность их невелика, а пути реализации туманны (однако, возможны ситуации, когда при изменении условий работы бизнеса эти идеи могут оказаться полезными).

 

Рис. 3–2. Матрица «Потенциал идеи – Возможности реализации»

 

Процесс группового обсуждения подходящих мест на матрице, куда должны попасть выбранные лучшие идеи, чрезвычайно важен и критически необходим. На креативной сессии одной из крупных нефтяных компаний участник разместил идею в левом верхнем квадранте, подразумевая, что потенциал идеи очень высок, но пути ее реализации неизвестны. Внезапно другой участник воскликнул: «Я знаю, как сделать это!» Последовавшая вслед за этим дискуссия «зажгла» всю группу, и идею переместили в раздел «Серебряные пули».

Классифицируя идеи по четырем квадрантам «матрицы идей», участники обсуждения должны сфокусироваться на «Серебряных пулях». Каждому участнику следует выбрать идею, которая, по его мнению, наилучшим образом решает поставленную проблему. В результате такого подхода часто удается выявить идею-лидера, которая должна получить самый высокий приоритет при реализации.

Когда все шаги, которые мы описали, пройдены, настало время повысить свои шансы на успех при реализации лучших идей.

 

Стимулирование ассоциаций

 

Данная техника помогает нам выстроить ассоциативные цепочки между двумя непохожими объектами или явлениями. В результате мы можем придумать новые идеи, которые в противном случае не увидели бы свет. Как первый шаг, нам необходимо познакомиться с алгоритмом, который позволит нам начать мыслить ассоциациями. Для начала нам потребуется некоторое слово, случайно выбранное из книги, газеты, толкового словаря или взятое с фотографии в каком-нибудь журнале. Подойдут и случайные предметы, найденные в комнате, музее, торговом комплексе и т. д. (Чтобы найти такой случайные объект во время креативной сессии, бывает полезно мысленно отправиться на экскурсию в музей, на прогулку в парк или на пешеходные улицы в центр города.)

Как же работает механизм ассоциаций? Рассмотрим это на примере компании, которая поставила целью исключить случайные утечки фтористого водорода из трубопроводов. Участники креативной группы выбрали из толкового словаря случайным образом несколько слов, среди которых оказалась «ушная сера». Участники группы приняли во внимание, что ушная сера является частью своеобразного защитного механизма, который препятствует попаданию бактерий в ушные полости. Это подтолкнуло их к размышлениям о том, как можно сделать трубопроводы и насосные узлы «самозащищающимися». Внезапно один химик воскликнул: «Глюконат кальция!» Он объяснил, что на практике персонал нейтрализует попадание на руки фтороводорода с помощью раствора глюконата кальция. Далее он предложил необычную и многообещающую идею по использованию глюконата кальция в трубных соединениях для нейтрализации случайного выхода фтористого водорода.

 

Метод обратных утверждений

 

Эта техника имеет дело с очевидными, на первый взгляд, допущениями и утверждениями, относящимися к рассматриваемой ситуации или проблеме. В нашей повседневной практике мы не задумывались бы надолго над тем, насколько они верны и соответствуют ли действительности. Сформулировав такие утверждения, мы их меняем на обратные и затем анализируем, как изменилась ситуация. Проиллюстрируем работу метода на примере.

Предположим, что вы владеете региональным розничным магазином по продаже персональных компьютеров различной конфигурации, и до вас дошла информация, что крупный федеральный розничный компьютерный дискаунтер планирует открыть точку продаж в вашем районе. Ваша задача в этом случае – защитить свои продажи, а возможно, и обеспечить рост вашему бизнесу в условиях жесткой ценовой конкуренции. Используя технику обратных утверждений, напишем основные тезисы и формулировки, касающиеся розничного бизнеса компьютерной техники. В вашем списке могут появиться такие утверждения.

1. Мой магазин продает новые персональные компьютеры.

2. Мой магазин продает программное обеспечение.

3. Клиенты платят за компьютеры, которые они у меня приобретают.

Вы начинаете изменять эти утверждения, делая их обратными, и сосредотачиваетесь на идеях, которые при этом могут прийти к вам в голову. Например, третье утверждение будет выглядеть так: «Клиенты не платят за компьютеры, которые они у меня приобретают». Задумываясь над получившимся тезисом, вы можете спросить себя: «А кто тогда будет платить?» Ответ может быть таким: местные компании или местные компьютерные клубы. Развивая дальше эту мысль, вы можете прийти к следующей концепции. Вы предоставляете местным компаниям скидки на приобретение у вас компьютеров, предлагая им разработать корпоративные программы продаж ваших компьютеров своим сотрудникам на условиях беспроцентного (или низкопроцентного) кредита по специальной уменьшенной цене. Таким образом, техника обратных утверждений поможет вам расширить границы вашего рынка, несмотря на ценовое давление со стороны новоявленного конкурента!

 

Метафорическое мышление

 

Техника заключается в том, что мы сравниваем нашу проблему или ситуацию с хорошо известной естественной или социальной системой так, чтобы найти в нашей проблеме недостающие звенья и восстановить их с помощью неожиданных идей. Рассмотрим пример. Один поставщик сырьевых материалов работал с очень трудным клиентом, который постоянно диктовал цены, уровень качества и графики поставок. По сути, этот клиент частично управлял бизнесом поставщика! Поскольку на данного клиента приходилось 40 процентов всех поставок и к тому же он постоянно возвращался к теме собственного производства сырья, требованиями клиента компания не могла пренебречь. Проблема, которую нужно было решить компании, звучала так: «Как мы можем превратить этого трудного клиента из врага в союзника?»

Используя метод метафорического мышления, компания выбрала для сравнения систему «Садовое хозяйство». Участники креативной сессии перечислили компоненты системы «Садовое хозяйство» в левой части листа планшета с отрывными листами, а затем записали соответствующие элементы относительно решаемой проблемы справа.

Участникам не удалось сразу придумать элемент, соответствующий «огородному пугалу», и они задались вопросом: «Какое «огородное пугало» мы могли бы придумать для нашего бизнеса, чтобы превратить сложного клиента в союзника?» Некоторые участники вспомнили о концепции, которая время от времени обсуждалась в стенах компании – концепции «интеграции вперед», когда из сырьевых материалов собственными силами производится продукт, подобный продукту сложного покупателя, и компания начинает самостоятельно реализовывать его на рынке. В этом случае «пугалом» мог бы стать патент на технологический процесс, который позволил бы компании осуществить на практике «интеграцию вперед» и стать конкурентом для сложного клиента. Компания зарегистрировала патент и предъявила его проблемному клиенту, после чего он, как мне сообщили, начал проявлять заметное беспокойство и стал гораздо более сговорчив.

 

 

Ряд других метафор – «Пчелиный улей», «Цирк», «Поезд», «Медицинское обслуживание» и др. – могут также хорошо сработать для компаний, которые попробуют воспользоваться этой техникой.

 

Метод скандальных идей

 

Данная техника оперирует с так называемыми «скандальными предложениями» – идеями, которые никогда не будут применены на практике из-за того, что они нарушают закон, аморальны, безнравственны или откровенно отвратительны. Но они выводят нас за пределы традиционного мышления. Используя эту технику, нам следует строго следовать принципу отложенного суждения, не мешая скандальным идеям появляться на свет, пока мы находимся во власти неструктурного мышления. В качестве примера применения этой техники рассмотрим кейс консалтинговой компании из Нью-Йорка. Руководство центрального офиса пригласило всех региональных менеджеров по маркетингу для того, чтобы на креативной сессии выработать пути привлечения новых клиентов на семинары компании. После некоторых побудительных шагов, один из менеджеров выдвинул такое предложение: «Давайте предоставим каждому слушателю семинара возможность провести бесплатное интимное свидание с вечера и до утра!»

После того, как первое возбуждение от предложенной идеи улеглось (несомненно, скандальные идеи заставляют людей смеяться, молчаливо изумляться или вздрагивать от нахлынувших эмоций), группа пришла к выводу, что истинная концепция, заключенная в этой скандальной идее, звучит так: «Давайте предоставим слушателям семинара нечто большее, чем то, за что они заплатили». Группа размышляла некоторое время над идеей, и вскоре другой менеджер предложил следующее: «Давайте выделим одного сотрудника и поставим его в очередь за билетами с 50 % скидкой в киоск на площади Times Square (главный перекресток в Манхэттене, Нью-Йорк, на пересечении улиц Бродвей и 7-ой Авеню – прим. переводчика), и предложим каждому новому слушателю билет на шоу в Broadway Theater за полцены!» За весь период своего существования эта компания никогда ранее не приходила к таким неожиданным и полезным идеям.

 

 

Роль символов

 

Оглянитесь вокруг, находясь на своем рабочем месте в вашем отделе. Посмотрите внимательно на то, что окружает вас, когда вы находитесь в офисах и помещениях вашей компании. Какие цвета, своеобразные стили, звуки и визуальные образы вы наблюдаете? Будучи наиболее поверхностными элементами организационной культуры, символы тем не менее могут играть весьма значительную роль в укреплении ценностей, норм и правил. Но если они противоречат основным корпоративным ценностям и нормам, то могут препятствовать компании достигнуть своих целей.

Рассмотрим пример. Одна из компаний химической отрасли организовала для своих сотрудников тренинги по техникам креативного мышления и методам управления качеством. Однако сразу после прохождения обучения несколько сотрудников заявили, что они не могут найти мотивацию для применения приобретенных новых навыков. Хотя их руководители были настроены позитивно, сотрудники сказали, что целые дни они окружены истертыми бурыми ковровыми дорожками, коричневой краской на стенах, и на глаза не попадаются ни цветы, ни яркие образцы живописного творчества. Разве такая обстановка может мотивировать? Да никогда!

Недорогие приемы – например, светлая краска для стен, постеры и художественные репродукции в рамках, несколько комнатных растений и деревьев – могут существенно поспособствовать созданию рабочей атмосферы, которая будет являться питательной средой для творчества и инноваций. Конференц-залы или комнаты с круглыми столами, позволяющими участникам дискуссии или встречи расположиться на равных вокруг стола, тоже могут помочь в создании организационного климата, открытого для инноваций. Исследования показывают, что такие малобюджетные приемы могут принести отличные результаты.

 

Дополнительная информация

 

При написании этой главы использованы информация и материалы, которые нам любезно предоставили многие уважаемые топ-менеджеры и исследователи. Эти люди охотно согласились ответить на наши многочисленные вопросы относительно корпоративных инновационных программ, которые они разрабатывали и курировали. Вот их имена.

Dr. Gerard Puccio, Assistant Professor, Center for Studies in Creativity, Buffalo State University, Chase Hall 244, Buffalo, NY 14222.

Sam Safrit, The Idea Network, 4635 Duffer Ct., Suite A, Pfaff town, NC 27040.

Dr. John Rueb, Technical Director, 3M Consumer Stationery Division, 3M Center, St. Paul, MN 55144–1000.

Dr. Ira Hill, Chairman, Whitehill Oral Technologies, Inc., 950 Highway 36, Hazlet, NJ 07730.

Carol Baker, “Innovations” Coordinator, Detroit Edison, 2000 Second Ave., Detroit, MI 48226.

Dr. Robin A. Karol, Manager Renewal Processes, DuPoint, 1007 Market Street, D-11060, Wilmington, DE 19898.

Heidi Cofran, W. L. Gore & Associates, Inc. 551 Paper Mill Road, Newark, DE 19714.

Dr. Skip Ulmer, Vice President and General Manager, Schuller International, Inc., P. O. Box 625005, Littleton, CO 80162–5505.

Mark Plaster, Manager, Performance Capabilities Enhancement, Development Center, R. R. Donnelley & Sons, 1145 Conwell Avenue, Willard, OH 44888.

 

Примечания к главе 5

 

1. Ekvall G., Arvonen J. & Waldenstrom-Lindblad I., Creative organizational climate; Construction and validation of a measuring instrument [Report 2] (Stockholm: FAradet, 1983). См. также Ekvall G. “The Climate Metaphor in Organizational Theory” in B. M. Bass and P. J. G. Drenth (Eds.), Advances in Organizational Psychology: An International Review (Newbury Park, CA: Sage Publications, 1987), pp. 177–190.

2. Isaksen S. G., Dorval K. B. and Treffinger D. J., Creative Approaches to Problem Solving (Dubuque, Iowa: Kendall/Hunt Publishing Company, 1994).

3. Michael E. McGrath, Michael T. Anthony and Amram R. Shapiro, Product Development: Through Product Cycle Time Excellence (Newton, MA: Butterworth-Heinemann, 1992).

 

 

Примечания к главе 6

 

1. Kirton M. J., «A Theory of Cognitive Style” in “Adaptors and Innovators, Styles of Creativity and Problem Solving”, Edited by M. J. Kirton (New York: Routledge, New York, 1994).

 

 

Несколько вопросов к себе

 

Из предыдущих глав мы увидели, что даже исполненные благих намерений, в высокой степени креативные, решительные сотрудники столкнутся с «тяжелым подъемом в гору», если им постоянно придется сражаться с «запретительной» корпоративной культурой. Выяснив, какие в компании существуют барьеры для креативности и инноваций, в самом начале вашего «путешествия к инновациям» сфокусируйте ваши усилия на первоочередных задачах. Вот несколько вопросов, которые вы можете себе задать:

Насколько ясно руководство представляет себе цель и миссию бизнеса компании? Понимание того, куда движется компания в целом, должно быть ясным и отчетливым, а представление о направлении развития бизнес-единиц – точным. В каждой бизнес-единице должны сознавать роль других бизнес-единиц в жизни компании. Следует принять во внимание, что горизонтальная структура управления помогает лучше увидеть охват работы всей компании: когда сотрудники и подразделения имеют возможность поддерживать регулярные взаимные контакты, вероятность того, что кто-то начнет фантазировать на тему «чем эти наши соседи там занимаются?», сведена к минимуму.

Каковы культурные нормы и правила, действующие в вашем подразделении и в компании в целом? Какой стиль работы ожидается от сотрудников? Чтобы идентифицировать действующие нормы, спросите новых сотрудников, относительно недавно присоединившихся к вашей организации, об их восприятии коллектива, в который они влились. Кто из их коллег, по их мнению, соответствует компании, а кто смотрит в будущее и опережает время? Кто является «героями» и «злодеями» в компании? Чтобы модифицировать или изменить организационную культуру, прежде всего вы должны провести диагностику «старых» норм и правил.

Что ваша организация ожидает от инновационных процессов? Реалистичны ли ожидания? Очень часто инновационные усилия терпят неудачу не из-за того, что идея была слабой, а потому, что процесс реализации осуществлялся не так как планировалось и выгоды не оправдали ожиданий. Когда это происходит, многие компании выбрасывают за ненадобностью свои инновационные планы, смиряются с пропавшими инвестициями в инновации и делают вывод о том, что «инновации – это бесполезное занятие».

Каковы организационные барьеры для инноваций? Какие уровни бюрократии в компании мы можем ликвидировать?

 

Свобода

 

Описание:

Эта характеристика определяет степень независимости поведения, которую проявляют сотрудники организации. В условиях организационного климата с большой степенью личной свободы, люди располагают определенной независимостью в выполнении своих задач. Они имеют свободу выбора в последовательности выполнения некоторых действий, могут взять на себя инициативу по поиску нужной информации, а также планировать свою работу и принимать некоторые решения. В противоположном случае, у сотрудников есть строгие инструкции и обязанности. Они должны выполнять работу по предписанному регламенту, не имея практически никакой возможности переопределить свои задачи.

 

Вопрос менеджеров к самим себе:

Регулирует ли большинство сотрудников в моей компании свою работу?

 

Время на обдумывание идей

 

Описание:

Эта характеристика показывает, каким объемом времени располагают сотрудники для обдумывания новых идей. Если объем такого времени велик, сотрудники имеют возможность обсуждать и испытывать новые подходы и концепции. В обратном случае, каждая минута рабочего времени учтена и регламентирована, и рутинные операции не оставляют времени подумать о чем-то другом.

 

Вопрос менеджеров к самим себе:

Располагают ли сотрудники в моей компании временем для рассмотрения альтернативных вариантов?

 

Поддержка новых идей

 

Описание:

Эта характеристика показывает, каким образом происходит работа с новыми идеями в компании. Если организационный климат поддерживает новые идеи, то руководители, линейные менеджеры и специалисты обмениваются и обсуждают новые идеи в вежливой и доброжелательной манере. Сотрудники прислушиваются к мнению друг друга, поощряют инициативы и создают условия для тестирования новых идей. Атмосфера вокруг новых идей конструктивна и позитивна. Когда поддержка новых идей проявляется слабо, в компании преобладает реакция «нет» на новые инициативы. «Странные» предложения немедленно опровергаются разрушающим контраргументом. Сотрудники обычно начинают искать недостатки в новых идеях и препятствия на пути к их реализации.

 

Вопрос менеджеров к самим себе:

Обсуждают ли сотрудники в моей компании свои новые идеи, есть ли у них уверенность, что они будут услышаны и получат поддержку?

 

Конфликты

 

Описание:

Эта характеристика показывает уровень эмоционального напряжения сотрудников (как противоположность позитивной энергии интеллектуальных усилий), который присутствует в организации. Когда уровень конфликтности высок, между некоторыми сотрудниками и целыми подразделениями возникает неприязнь или даже ненависть. Процветают «межличностные войны»: интриги, ловушки, сплетни, клевета, борьба за влияние и офисное пространство становятся элементами повседневной жизни в компании. В обратном случае, сотрудники ведут себя в более благоразумной манере: они контролируют свои негативные импульсы, принимают во внимание и эффективно исполь


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.