Особенности УМК «Школа России» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности УМК «Школа России»



Построение всего аппарата УМК «Школа России» направлено на реализацию системно-деятельностного подхода как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП НОО в контексте ФГОС.

В структуру и содержание учебников заложена система знаний, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться.

Для этого методическое обеспечение учебников и учебных пособий УМК «Школа России» выстроено с учетом возможности эффективного применения в практике учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приемов и иных педагогических ресурсов организации учебно- воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности, а именно:

· ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность;

· значительный воспитательный потенциал;

· преобладание проблемно – поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения УУД;

· проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги; практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;

· возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

· возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;

· возможности для работы с современной информационно-образовательной средой: использование ИКТ, электронных образовательных ресурсов, интернет- ресурсов, различных мультимедийных приложений (DVD- видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски).

· ориентация на здоровьесбережение младших школьников;

· возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.

При всей широте диапазона возможностей методического аппарата УМК «Школа России» ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск, и отбор необходимой информации, формулирование доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном, что способствует формированию коммуникативных УУД.



Реализация средствами УМК «Школа России» проблемно-поискового метода усиливает мотивацию обучения, способствует развитию способности ребенка понимать и принимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат, осуществлять рефлексию, формулировать новую учебную задачу, т.е. формирует регулятивные УУД. 101

Средствами УМК «Школа России» проблемно-поисковый метод позволяет учителю выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. В этой связи в системе учебников УМК заложены большие возможности для применения обширного арсенала методов и приемов эвристического, исследовательского характера, целенаправленного развития самостоятельности учащихся, их познавательной активности при формировании познавательных УУД. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость, уважение к мнению другого, культура диалога и полилога, что хорошо согласуется с задачами формирования личностных УУД.

На ступени начального общего образования при организации образовательной деятельности особое значение имеет обеспечение сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно­образного и знаково­символического мышления, исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологического мышления. Существенную роль в этом играют такие учебные предметы, как «Русский язык», «Литературное чтение», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».



В частности, учебные предметы «Русский язык»обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно­следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивают развитие знаково­символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского и родного языка создаёт условия для формирования языкового чутья как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

«Литературное чтение».Требования к результатам изучения учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно­смысловой сферы и коммуникации).

Литературное чтение — осмысленная, творческая духовная деятельность, которая обеспечивает освоение идейно­нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно­нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений.При получении начального общего образования важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

· смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;

· самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально­действенной идентификации;

· основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

· эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

· нравственно­этического оценивания через выявлениеморального содержания и нравственного значения действий персонажей;

· эмоционально­личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

· умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

· умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

· умения устанавливать логическую причинно­следственную последовательность событий и действий героев произведения;

· умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

«Иностранный язык» (английский)обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:

· общему речевому развитию обучающегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;

· развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;

· развитию письменной речи;

· формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважения интересов партнёра; умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий — формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Изучение иностранного языка способствует развитию общеучебных познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).

«Математика».На ступени начального общего образования этот предмет является основой развития у обучающихся познавательных действий, в первую очередь логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также планирование (последовательности действий по решению задач), систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий, аксиоматику, формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования. Моделирование включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование. С их освоения и должно начинаться овладение моделированием. Кроме того, учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации.

«Окружающий мир». Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально­ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

· умение различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

· формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее; ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России; умения фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

· формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

· развитие морально­этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действийизучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

· овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией;

· формированию действий замещения и моделирования (использование готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);

· формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно­следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

«Изобразительное искусство». Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных действий.

Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования явлений и объектов природного и социокультурного мира в продуктивной деятельности обучающихся. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно­следственных связей и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению коррективов на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

В сфере личностных действий приобщение к мировойи отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов обеспечивают формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения обучающихся.

«Музыка». Этот предмет обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.

Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

«Технология». Специфика этого предмета и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена:

· формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

· развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);

· развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

· формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий;

· развитие планирующей и регулирующей функции речи;

· развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

· развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;

· формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно- преобразующей символико-моделирующей деятельности;

· ознакомление обучающихся с правилами жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу познания учения;

· ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.

«Физическая культура». Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных действий:

· основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;

· освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

· развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий
совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;

· освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

«Физическая культура» как учебный предмет способствует:

· в области регулятивных действий развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

· в области коммуникативных действий развитию взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и кооперации (в командных видах спорта — формированию умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.013 с.