Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов

2017-06-20 493
Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенностями системы оценки являются:

· комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

· использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

· оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

· оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

· использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

· уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

· использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

· использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

· использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.

В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. Оценивать можно только то, чему учат.

4. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее извес тны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

5. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

В системе оценивания в начальной школе используются комплексные оценки, характеризуемые по разным признакам:

- преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой; - внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах;

- субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ, или тестов) процедуры и оценки;

- оценивание достигаемых образовательных результатов, оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения;

- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации;

- интегральная оценка, в том числе – портфолио, выставки, презентации и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;

- самоанализ и самооценка обучающихся.

Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат:

- работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини- проекты и презентации, формализованные письменные задания – разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, различные памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные инициативные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, постеры, изделия и т.п.);

- индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;

- статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;

- результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).

Система оценивания образовательных результатов

Особенно системы оценивания Объект оценивания
Предметные, познавательные, регулятивные результаты Личностные результаты
Форма Персонифицированная количественная(пятибальная) оценка Персонифицированная/неперсонифицир ованная качественная оценка
Средства фиксации результато в оценки Средства фиксации результато в оценки Листы достижений, классные журналы, рабочий журнал учителя, справки по результатам внутришкольного контроля Рабочий журнал учителя, (классного руководителя, психолога). Характеристики обучающихся
Способ (поэтапнос ть процедуры) Способ (поэтапнос ть процедуры) Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера
Условия эффективн ости системы оценивания Систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога.

 

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

Стартовая диагностика содержит примеры проверочных заданий и возможные структуры проверочных работ в зависимости от методики и времени их проведения, а также рекомендации по использованию системы стартовой диагностики на каждом году обучения.

В первых классах диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению учебных предметов.

Текущее оценивание предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов). В качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ. Опираясь на требования к предметным и метапредметным результатам, разработан инструментарий оценивания предметных и метапредметных результатов на материале используемых УМК (учебников, тетрадей на печатной основе).

В системе оценки присутствуют как оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, так и оценка динамики образовательных достижений учащихся. С целью проведения текущего оценивания учителям начальной школы рекомендуется использовать следующие методы оценивания.

Наблюдение - метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений), в которых в процессе наблюдения необходимо поставить условный знак (например, «+»). В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений могут быть именными (при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или аспектными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса). Можно пользоваться и иными инструментами (линейками достижений, памятками и др.).

Наблюдения проводятся достаточно часто и регулярно. В ходе наблюдений его фокус может перемещаться с наблюдения за всем классом на наблюдение за каким- либо одним ребенком или за каким-либо определенным видом деятельности. Наблюдение может вестись учителем как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций непосредственного участника деятельности.

Использование наблюдения в качестве метода оценивания наиболее целесообразно применять для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии различных навыков.

Для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии многих навыков учения, использовать метод наблюдений для изучения и фиксации следующих аспектов:

1. Познавательные (Умение работать с информацией в современном мире): •Извлекать информацию.

•Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

•Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.) •Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание).

•Перерабатывать информацию(анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата – в том числе и для создания нового продукта

•Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболееудобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать ее содержание в сжатом или развернутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.)

2. Коммуникативные (Умение общаться, взаимодействовать с людьми) •Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

•Понимать другие позиции (взгляды, интересы)

•Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сообща

3. Личностные результаты (Умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор)

•Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация).

•Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе)

•Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).

4. Регулятивные (Умения организовывать свою деятельность)

•Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить ее словесно)

•Составлять план действий по решению проблемы (задачи)

•Осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут.

•Соотносить результаты своей деятельности с целью и оценивать его.

Наблюдения очень полезны, они могут одновременно выступать и в качестве обучающего средства. Например, при формировании навыков работы в группе можно предложить учащимся в ходе групповой работы совместно заполнить лист наблюдений про каждого из участников групповой работы.

Учитель, наблюдая за работой детей, может вести аналогичные записи параллельно.

Метод наблюдений удобен и для оценки степени сформированности таких навыков поисковой и проектной деятельности, навыков работы с информацией, как:

· умение формулировать вопрос, ставить проблему;

· умение вести наблюдение;

· умение спланировать работу,

· умение спланировать время;

· умение собрать данные;

· умение зафиксировать данные;

· умение упорядочить и организовать данные;

· умение проинтерпретировать данные;

· умение представить результаты или подготовленный продукт.

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью «+».

Если навык не освоен, остается свободная клетка, до освоения навыка. Результаты наблюдений (листы, краткие записи на основе наблюдений и иные формы) систематизируются и хранятся учителем в рабочем журнале учителя. Целесообразно в этих целях использовать различные имеющиеся ИКТ-средства и программное обеспечение.

Таблицы метапредметных и личностных результатов.

Таблицы коммуникативных УУД.

•Таблицы регулятивных УУД

Продвижение ребенка в ходе изучения темы в ряде случаев полезно отмечать оценкой в виде дроби, знаменатель которой показывает количество ошибок, сделанных в предыдущей работе, а числитель – количество ошибок в данной работе. Следует помнить, что при оценке письменной работы необходимо отмечать не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делать поощрительные записи. При изучении темы применяются и тестово-диагностические работы. Они проводятся на «входе» в тему (прогностический контроль) и «на выходе» изучения темы (рефлексивный контроль) – выявление остаточных знаний по теме.

Для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений (типа техники и навыки письма и чтения, вычислительных навыков, основных экспериментальных умений и т.п.) и ключевых понятий, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях (например, в отношении формирования навыков здорового образа жизни, навыков безопасного – для себя, окружающих людей, окружающей природы – поведения, навыков социализации и т.п.).

Приведем примеры вопросов для самоанализа, который учащимся предлагается выполнить по итогам одной из рубежных проверочных работ. При анализе ответов учащихся учитель оценивает:

· насколько соотносится выставленная им оценка с самооценкой ученика,

· насколько учащиеся видят и осознают имеющиеся у них проблемы;

· конструктивность позиции ученика, а также наличие или отсутствие неожиданных для учителя проблем и затруднений и их характер.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________

Наиболее трудным мне показалось____________________________

Я думаю, это потому, что ____________________________________

Самым интересным было _____________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее _________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее__________

Для формирования действий контроля и оценки на уроках может использоваться метод самооценки. Основные вопросы после выполнения задания:

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Итоговое оценивание строится на следующих принципах:

· раздельной оценки достижения базового и повышенных уровней требований к подготовке учащихся. Базовый уровень характеризуется показателем достижения планируемых результатов «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно», а повышенные уровни – показателем достижения планируемых результатов «учащиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью взрослых (сверстников)».

· оценивание методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом за превышение опорного уровня добавляются дополнительные баллы);

· накопительной оценки;

· открытости и реалистичности норм и критериев;

· признания права ребенка на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;

· признания права ребенка на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высокого уровня учебных достижений.

Комплексная контрольная работа строится на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умения работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Рекомендуемые источники информации для оценивания

Источник информации

·Работы учащихся

·Деятельность учащихся

·Статистические данные

·Результаты тестирования

Рекомендуемые методы оценивания

·Наблюдение

·Оценка выполнения

·Выбор ответа

·Краткий ответ

·Открытый ответ

·Портфолио ·Самоанализ


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.