Т: методика изучения морфемного состава слов — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Т: методика изучения морфемного состава слов

2017-06-20 3199
Т: методика изучения морфемного состава слов 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Т: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВ

План:

1. Задачи работы над морфемным составом слов и словообразованием.

2. Система изучения морфемного состава слов.

3. Пропедевтика изучения словообразования.

4. Содержание и методика работы над частями слова.

5. Работа над составом слова в связи с изучением частей речи.

 

ЗАДАЧИ РАБОТЫ НАД МОРФЕМНЫМ СОСТАВОМ СЛОВ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ

Тема «Состав слова» является для младших школьников труд­ной и вместе с тем исключительно важной.

Трудности возникают из-за того, что усвоение этой темы пред­полагает наличие достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы самостоятельно и осознанно делать выводы и обобщения.

Эта тема важна по следующим причинам.

1. Школьники овладевают одним из ведущих способов рас­крытия лексического значения слов.

2. Учащиеся узнают об основном способе словообразования: новые слова создаются из тех морфем, которые уже существуют в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и зак­репились в системе словообразования.

3. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи.

4. Упражнения в анализе слов по морфологическому составу и упражнения в словообразовании служат незаменимым средством развития логического мышления и речи.

5.Изучение морфемного состава слова важно для формирова­ния орфографического навыка; только на основе усвоения теоре­тических знаний по составу слова и на основе анализа слов и способа их образования учащиеся начинают осознавать, почему имен­но так, а не иначе пишутся слова.

Морфемный состав в качестве самостоятельной темы изучает­ся во II классе. В III классе предусматривается совершенствование знаний о составе слова в связи с изучением частей речи. В период изучения темы решаются задачи, имеющие большое значение для усвоения учащимися грамматических знаний и орфографических навыков. Главные из этих задач таковы:

1) в процессе целенаправленных упражнений добиться осоз­нанного усвоения учащимися понятий морфем: корня, приставки, суффикса, окончания;

2) вооружить детей умениями и навыками анализа слов по составу: они должны уметь находить в слове определенную мор­фему, подбирать к данному слову однокоренные слова с разными приставками и суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов;

3) довести до сознания учащихся сущность морфологического принципа нашей орфографии, который определяет правильное на­писание абсолютного большинства слов русского языка;

4) научить школьников сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; развивать орфографическую зоркость; ознакомить с правилами написания приставок, которые пишутся одинаково независимо от произношения; научить отличать при­ставку от предлога;

5) в процессе словообразовательных и лексических упражнений добиваться обогащения активного словаря учащихся, а проводя уп­ражнения творческого характера, решать задачи развития связной речи.

ПРОПЕДЕВТИКА ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Задача пропедевтической работы (I класс) состоит в подготов­ке учащихся к пониманию семантической и структурной соотно­симости, которая существует в языке между однокоренными сло­вами. Специальному изучению морфемного состава слов предше­ствуют наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава. Наблюдения в I классе органически включаются в содержание изучаемого материала при возникновении необходимости рас­крыть смысл слова, объяснить его написание.

Поиски ответа на вопрос: Почему тот или иной предмет так назван? — являются наиболее доступной для первоклассников фор­мой подготовки к пониманию соотносимости однокоренных слов. От выяснения учащимися, почему предмет так назван, можно по­степенно перейти к выяснению соотносимости в языке одного слова с другим (учебникучить, скворец — скворечник и т.д.). При выяснении происхождения названия предмета или его признака учащиеся подводятся к установлению общности слов по смыслу и по составу. Все это помогает школьникам понять сущность об­разования однокоренных слов: одно слово образуется от другого на основе связи между понятиями, которые данные слова

обозначают.

Пропедевтическая работа в I классе подразумевает подгото­вительные упражнения, которые должны носить целенаправленный и систематический характер. Вместе с тем они не могут занимать много времени на уроке, ни в коем случае не должны прово­диться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме. По возможности их надо увязывать с упражнениями по основному материалу урока.

Содержание подготовительных упражнений определяется це­лями, которые реализуются в результате их выполнения. Цели могут быть следующими:

1) исключить возможность смешения форм одного и того же слова
с однокоренными (родственными) словами; учащиеся часто включают в ряд однокоренных слов формы слова (сосна — сосны — на сосне);

2) предупреждать ошибки в результате смешивания синони­мов с однокоренными словами и слов, имеющих омонимичные корни. Нередки случаи, когда учащиеся в ряд однокоренных слов относят слова-синонимы (смотреть — глядеть), а чаще слова с кор­нями-омонимами (гореть — горевать — горный);

3) воспитывать в детях привычку внимательно относиться к графической форме слова. Они должны в процессе упражнений убедиться, что при письме далеко не всегда можно доверять слуху: очень часто написание слова расходится с его произношением — написание надо проверять;

4) учить детей вслушиваться, вдумываться и всматриваться в
слово, чтобы обнаружить его смысловую связь с другими словами,
близкими по значению, но не одинаковыми, чтобы видеть сходство
и различие в звуковых и графических формах слов, т.е. развивать
в детях языковое чутье.

 

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЧАСТЯМИ СЛОВА

Задачи ознакомления с однокоренными словами и морфемами:

—познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов;

—приступить к формированию понятия «однокоренные слова»;

—провести наблюдения над единообразным написанием кор­ня в однокоренных словах.

Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвое­нием их существенных признаков: 1) семантической общности (име­ют что-то общее по смыслу) и 2) структурной общности (наличие общего корня). Поэтому в процессе обучения следует создать ус­ловия для осознания учащимися этих признаков. Необходимо раз­вивать у школьников умение соотносить лексическое значение од­нокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее. Например: учащиеся сравнивают слова малина, малинник, малиновый и уста­навливают, что их можно объединить в одну группу родственных слов, так как все три слова сходны по смыслу и имеют одинако­вую, общую часть. Учащимся необходимо уяснить тот факт, что смысловая общность однокоренных слов создается общностью корня. Именно в корне заключается то общее, что «роднит» однокорен­ные слова, объединяет их в одну группу слов. Приставки и суф­фиксы вносят в смысл слова что-то свое; это создает своеобразие лексического значения каждого из однокоренных слов, отличает их друг от друга.

Для развития у детей умения распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам проводится противопостав­ление однокоренных слов и синонимов (смелый — смелость, сме­лость — храбрость), а также противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы (гора — горный — горняк, гора — гореть). Противопоставление однокоренных слов и сино­нимов предупреждает ошибочную ориентировку только на семан­тическую близость слов. Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы, позволяет предупредить ошиб­ку, связанную с ориентировкой только на структурную общность.

В русском языке в качестве однокоренных выступают слова, относящиеся к разным частям речи. В связи с этим целесообразно использовать анализ текстов, содержащих однокоренные слова раз­ных частей речи, а также проводить подбор однокоренных слов, отвечающих на вопросы кто? что? какой? что делать? При этом обязательным является сравнение слов в целях установления их сходства и различия со стороны смысла и состава.

Построить на уроке работу по ознакомлению с родственными словами можно следующим образом (фрагмент урока).

1. Учащиеся записывают под диктовку текст:

Водитель

Водит

Выделите общую часть этих слов:

Водитель

Водит

3. Формулировка вывода: слова, которые имеют общую
часть и сходны по смыслу, называются родственными.

4. Первичное закрепление.

Почему слово водник не является родственным словам
водитель и водит ?

Подберите к нему родственные слова:

вода

водичка

водяной

Выделите общую часть.

В результате изучения морфемного состава слов решаются сле­дующие задачи:

— формирование понятий: «корень», «приставка», «суффикс»

и «окончание»;

—развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом;

—формирование навыка правописания проверяемых безудар­ных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов, а также навыка слитного и графически верного написания при­ставок;

—развитие умения осознанно употреблять в речи слова с при­ставками и суффиксами.

Особенности изучения корня. При формировании понятия «ко­рень» младшие школьники ориентируются на три признака корня, которые в обобщенном виде можно представить в следующей фор­мулировке: «Корень — главная часть слова, которая является об­щей для всех однокоренных слов. В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов». Главное положение, определяю­щее в целом методику работы над корнем, — это показ корня как основы лексического значения слова и усвоение данного понятия как общей части родственных слов, в которой заключена общность их семантики.

Понятие «корень» вводится на основе установления смысло­вой взаимосвязи между однокоренными словами, взятыми для на­блюдения. После этого слова сравниваются, выделяется корень и на основе обобщения делается вывод, который затем анализирует­ся с целью выяснить, насколько глубоко поняли его учащиеся. Работу на уроке по ознакомлению с корнем можно построить сле­дующим образом (фрагмент урока).

1. Подбор родственных слов к слову дом:

Дом

Домик

Домовой

2. Выделение общей части в родственных словах:

Дом

Домик

Домовой

— Общая часть родственных слов в грамматике назы­вается корнем, то есть корень— это общая часть близких
по смыслу слов. Если нужно выделить корень на письме, то
над ним ставят значок.

3. Первичное закрепление.

Можно ли находить корень, имея перед глазами или в уме только одно слово?

Почему нельзя?

– Какими должны быть слова, в которых находим ко­рень?

4. Осознание алгоритма определения корня слова.

Надо найти корень в слове ученик.

Что такое корень?

Подберем близкие по смыслу слова:

Ученик

Учить

Ученье

Сравним слова и найдем общую часть (корень).

Итак, что надо сделать, чтобы найти в слове корень?

5. Формулировка вывода.
Чтобы найти корень, надо:

1) подобрать родственные слова;

2) сравнить их;

3) выделить общую для них часть.

. Работа над формулировкой, данной в учебнике:

Прочитайте правило в учебнике.

Как по-другому названы в учебнике родственные слова?

Что означает название «однокоренные»?

7. Упражнения для закрепления вывода о выделении корня.

Работа над корнем не ограничивается двумя-тремя уроками, специально отведенными на эту тему. Наблюдения над корнем орга­нически входят в содержание уроков, на которых изучаются дру­гие морфемы, и позднее словообразовательные упражнения вклю­чаются в изучение частей речи.

Особенности изучения окончания. Методика работы над каж­дой из морфем имеет свои особенности, поскольку их лингвисти­ческая сущность специфична. Особым своеобразием отличается фор­мирование понятия «окончание», для которого ведущей является грамматическая функция.

Трудность усвоения окончания младшими школьниками обус­ловлена тем, что окончание является внешним средством выраже­ния грамматических значений слов. Не зная грамматических зна­чений слов, учащиеся, естественно, не могут осознать и функции окончания.

Изучение окончания начинается с раскрытия двух его призна­ков. Надо раскрыть как формальный признак (изменяемая часть слова), так и синтаксическую роль (служит для связи слова с дру­гими словами) окончания. Сделать это можно следующим образом (фрагмент урока).

1. Комментируемая запись текста.
Книга

Мороз

Смысловая связь однокоренных слов установлена в са­мом предложении.

4. Путем сравнения однокоренных слов выясняется, что в слове морозы только корень и окончание, а в слове за­морозки кроме корня и окончания есть другие части слова: одна (за-) стоит перед корнем, другая (-к-) — после корня.

5. Учитель сообщает, что часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой, а часть, стоящая после корня, перед окончанием, — суффиксом (термины записываются и проговариваются).

6. Сравнивается смысл слов морозы и заморозки, чтобы выяснить, для чего служат приставки и суффиксы.

7. Работа над формулировками, данными в учебнике.

8. Упражнения для закрепления.

Словообразующая роль суффиксов очевиднее, а потому доступ­нее, чем словообразующая роль приставок. Достаточно предложить детям образовать новые слова с помощью суффикса -ник- от слов печь, огород, лыжи, чтобы учащиеся поняли, что данный суффикс изменяет значение того слова, от которого образуется новое.

Чтобы словообразующая роль приставок была лучше понята и усвоена сознательно, необходимо иллюстрировать, когда это воз­можно, значение приставок в слове. Например, от слова ходит с приставками вы-, в-, от-, под-, об- образовать новые слова и по­казать значение приставок при помощи действий и графически:

                   
   
от-
 
вы-
 
в-
 
под-
   
об-
 

 


Надо добиваться, чтобы учащиеся усвоили приставки в соче­тании не только с глаголами, но и с прилагательными и существи­тельными.

Осознанию учащимися роли суффикса способствует также со­поставление суффикса с приставкой и окончанием. Суффикс срав­нивают с приставкой, чтобы установить, в чем их сходство (сло­вообразовательная роль) и в чем различие (место в слове). Суф­фикс сравнивают с окончанием в целях предотвращения их отождествления. Сравнение проводится на основе выяснения сло­вообразовательной роли суффикса и формообразовательной роли окончания.

Для осознания словообразовательной роли приставок и суф­фиксов в единстве с их смысловым значением результативными являются следующие упражнения.

1. Сравнить или образовать однокоренные слова, семанти­ческое различие между которыми обусловлено различными при­ставками или суффиксами. Например, от слова ходить образовать новые слова, используя приставки в-, от-, вы-. Сравнить полу­ченные слова по смыслу и по составу. Выяснить, в чем их сходство. Какая часть слова делает их разными по смыслу? Составить с этими словами предложения. Такие упражнения нацелены на развитие у детей умения абстрагировать смысловое значение приставки или суффикса от значения, которое заключено в корне.

2. Сравнить или образовать различные по своему лексическому значению слова при помощи одной и той же приставки (суффик­са) и различных корней. Например, образовать слова при помощи приставки вы- от корней -ход-, -бег-. Сравнить полученные слова и установить, чем они сходны по смыслу, какая часть слова пере­дает действие, направленное вовне.

В начальных классах проводится также работа над формирова­нием навыка слитного и графически правильного написания при­ставок. Отрабатывается написание таких приставок, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения: о-, об-, от-, по-, до-, за-, над-, на-, под-, в-; во-, пере-. Дети лучше запоминают графический образ приставок, если проводится их классификация (приставки с буквой о, приставки с буквой а и т.д.).

Учащиеся начальных классов в процессе систематических и це­ленаправленных упражнений должны научиться разбирать слова по составу (т.е. производить морфемный анализ).

В период изучения темы «Состав слова» необходимо уделять особое внимание тому, чтобы учащиеся усвоили признаки морфем и приемы их выделения.

1. Окончание изменяемая часть слова. Оно является сред­ством выражения грамматических значений числа, рода, падежа, лица. Младшие школьники раньше, чем с другими формами слова, знакомятся с формой числа. Поэтому второклассники для выделе­ния окончания в слове пользуются операцией изменения слова по числам. Позднее для распознавания окончания в именах прилага­тельных используется изменение слов по родам, в III классе — склонение имен существительных и имен прилагательных, спря­жение глаголов.

2. Корень — общая часть однокоренных слов. Для его вычлене­ния необходимы операции, включающие подбор однокоренных слов, их сравнение в целях распознавания общей части. При этом важно предлагать учащимся подбирать слова с приставками и без них.

3. Приставка часть слова, стоящая перед корнем. В связи с этим необходим подбор однокоренных слов с приставками и без них, сравнение этих слов и вычленение части, которая стоит перед корнем.

4. Суффикс — часть слова, служащая для образования новых слов. На начальных этапах выделение суффикса проводится под руководством учителя. Для самостоятельного анализа слово дается, только если подобная модель словообразования уже встречалась.

Относительно порядка морфемного разбора единого мнения в методической литературе нет. Один вариант рекомендует такой по­рядок: корень, приставка, суффикс, окончание. Согласно другому варианту предлагается начинать разбор с выделения окончания (что одновременно ведет к выделению основы слова), затем корня, при­ставки и суффикса. В любом случае операции по вычленению мор­фем слова выполняются в определенной последовательности. Про­грамма действий составляется вместе с учащимися, что способству­ет ее сознательному применению. Разбор начинается с выяснения, какой частью речи является слово. Затем используется:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

Вопросы и задания к теме:

Т: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВ

План:

1. Задачи работы над морфемным составом слов и словообразованием.

2. Система изучения морфемного состава слов.

3. Пропедевтика изучения словообразования.

4. Содержание и методика работы над частями слова.

5. Работа над составом слова в связи с изучением частей речи.

 

ЗАДАЧИ РАБОТЫ НАД МОРФЕМНЫМ СОСТАВОМ СЛОВ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ

Тема «Состав слова» является для младших школьников труд­ной и вместе с тем исключительно важной.

Трудности возникают из-за того, что усвоение этой темы пред­полагает наличие достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы самостоятельно и осознанно делать выводы и обобщения.

Эта тема важна по следующим причинам.

1. Школьники овладевают одним из ведущих способов рас­крытия лексического значения слов.

2. Учащиеся узнают об основном способе словообразования: новые слова создаются из тех морфем, которые уже существуют в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и зак­репились в системе словообразования.

3. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи.

4. Упражнения в анализе слов по морфологическому составу и упражнения в словообразовании служат незаменимым средством развития логического мышления и речи.

5.Изучение морфемного состава слова важно для формирова­ния орфографического навыка; только на основе усвоения теоре­тических знаний по составу слова и на основе анализа слов и способа их образования учащиеся начинают осознавать, почему имен­но так, а не иначе пишутся слова.

Морфемный состав в качестве самостоятельной темы изучает­ся во II классе. В III классе предусматривается совершенствование знаний о составе слова в связи с изучением частей речи. В период изучения темы решаются задачи, имеющие большое значение для усвоения учащимися грамматических знаний и орфографических навыков. Главные из этих задач таковы:

1) в процессе целенаправленных упражнений добиться осоз­нанного усвоения учащимися понятий морфем: корня, приставки, суффикса, окончания;

2) вооружить детей умениями и навыками анализа слов по составу: они должны уметь находить в слове определенную мор­фему, подбирать к данному слову однокоренные слова с разными приставками и суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов;

3) довести до сознания учащихся сущность морфологического принципа нашей орфографии, который определяет правильное на­писание абсолютного большинства слов русского языка;

4) научить школьников сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; развивать орфографическую зоркость; ознакомить с правилами написания приставок, которые пишутся одинаково независимо от произношения; научить отличать при­ставку от предлога;

5) в процессе словообразовательных и лексических упражнений добиваться обогащения активного словаря учащихся, а проводя уп­ражнения творческого характера, решать задачи развития связной речи.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.