Методика ведения записи результатов проведенной индивидуальной беседы с осужденным. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Методика ведения записи результатов проведенной индивидуальной беседы с осужденным.

2017-06-20 1818
Методика ведения записи результатов проведенной индивидуальной беседы с осужденным. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самой распространенной формой индивидуальной работы с осужденными является индивидуально-воспитательная беседа.

Объем результатов проведенной индивидуальной беседы с осужденным, зафиксированный в тетради индивидуальной работы может составлять до 0,5-1 страницы.

Отражение результата проведенной беседы рекомендуется осуществлять по следующей структурной схеме:

1) дата, время и продолжительность проведения беседы;

2) цель либо причина, в соответствии с которой проведена беседа;

3) краткое содержание того: что говорил воспитательного, какие вопросы ставил, что требовал, на что ориентировал, к чему призывал, в чем убеждал, на что делал замечание сотрудник, проводивший беседу;

4) отражение того, как реагировал: что говорил, как объяснял, чем мотивировал, как сам оценивал, что обещал осужденный, с которым проводилась индивидуальная беседа;

5) решение лица, проводившего беседу: либо о продолжении проведения индивидуальной работы по данному направлению (возможно в иной форме), либо с участием другого субъекта; либо о переходе к другому направлению и к другим формам; по данному вопросу, сотруднику, проводившему беседу, можно оставить за собой проведение мероприятий, связанных с наблюдением, осуществлением контроля, поручением проведения аналогичного мероприятий в развитие данного другим сотрудникам либо представителям внешних ресурсов; также здесь возможна фиксация мнения (вывода) о результатах воздействия как при организации текущей, так и перспективной индивидуальной работы; надо помнить всегда, что все записи служебного характера сотрудникам необходимо вести в корректной, нравственно-педагогической форме, без употребления сленга, и бытовых выражений;

6) в заключение записи о беседе указывается должность, звание (если есть), подпись, фамилия и инициалы лица, ее проводившего.

Результаты проведенной индивидуальной работы по другим формам также заносятся в раздел тетради ИВР в раздел «Проводимые мероприятия индивидуально-воспитательной работы» по структурной схеме: дата, используемая форма, цель, кто исполнил, подпись лица исполнившего, затем фамилия и его инициалы.

Все индивидуально-воспитательные мероприятия в отряде начальнику отряда необходимо проводить в соответствии с составленным графиком индивидуальной работы с осужденными в отряде на месяц. Это предполагает, что для ее осуществления необходимо произвести в графике равномерное распределение (по-фамильно) проведения запланированных индивидуальных бесед (не менее одной беседы) с каждым осужденным в течение месяца. Таким образом, получится, если у воспитателя в месяц выпадает около 20-ти рабочих дней, то в среднем по данному графику надо запланировать проведение 3-4 бесед с осужденными в день. Также здесь можно предусмотреть возможность решения организационных вопросов (согласования, перенос и приглашения на них кого-либо), контроль участия проведения индивидуальных мероприятий сотрудниками других служб либо представителями внешних ресурсов. Форма составления такого графика проста и может состоять из указания на каждый календарный день месяца фамилий осужденных, с которыми необходимо провести индивидуальные мероприятия, фамилий сотрудников либо других лиц, которые задействованы в их проведении, а также отметки об исполнении.

Необходимо помнить, что индивидуально-воспитательная работа с осужденными, как одна из важнейших форм воздействия, представляет всегда большой интерес для проверяющих (от отдела воспитательной работы ВК до работников прокуратуры) и именно по качеству ее проведения и фиксации результатов, зачастую составляются выводы об общем уровне организации воспитательной работы в данном отряде, а затем и в воспитательной колонии. Кроме того, всегда представляет интерес информация о проведении индивидуально-воспитательной работы с осужденным, совершившим какое-либо деяние в воспитательной колонии. Удачей воспитателя является прогнозирование поведения воспитуемого и своевременное под роспись информирование об этом других сотрудников, особенно отвечающих за обеспечение безопасности. По характеру сделанных записей в тетради ИВР всегда можно сделать вывод о том, формально или реально была организована и проводилась индивидуальная работа с осужденным со стороны воспитателей.

Воспитателем на несовершеннолетнего осужденного один раз в полугодие составляется психолого-педагогическая характеристика, в которой отражаются все изменения, происходящие в его личности на применяемую к нему систему воздействий, которая приобщается к личному делу и учитывается при решении вопроса об изменении ему условий отбывания наказания.

Характеристика на осужденного является определенным итогом изучения его личности и должна составляться примерно в соответствии со следующими рекомендациями. В отдельных исправительных учреждениях в связи с появлением компьютеров для оперативного (быстрого) составления характеристик на осужденных используют специально подготовленную матрицу (модель), из которой необходимо избирательным способом вносить информацию, имеющую отношение к тому или иному осужденному. Однако, ввиду отсутствия организационной техники еще во многих ИУ характеристики на осужденных и многие другие документы составляются рукописным образом.

В других ИУ для составления характеристики на осужденного берется «образец». Объяснения подобным явлениям можно дать не только большой занятостью сотрудников, обязанных составлять служебные документы, но и их низкой профессиональной подготовленностью. Характеристика – результат эмпирического исследования, она дает возможность определить пути и средства воздействия на осужденного и является творческим делом сотрудника, ее составившего. Однако, независимо от того, как она составлена, хорошей считается та, в которой наиболее лучшим образом отражена объективная информация о личности конкретного осужденного, чтобы любой другой сотрудник ее, прочитав, все понял и включился в реализацию предусмотренной (спланированной) системы воздействий.

При составлении характеристики на осужденного в воспитательной колонии воспитателям и психологам с учетом научных и практических рекомендаций необходимо отражать следующую информацию:

 

Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А

1-я часть

1) полностью, разборчиво и правильно необходимо написать фамилию, имя и отчество осужденного (ой); указать четко дату рождения; образование (сколько имеет оконченных полностью классов, в каком обучается в настоящее время);

2) далее необходимо указать – семейное положение: кого имеет (или не имеет совсем) из родителей либо лиц, их заменяющих; отметить, если кто-либо из родителей или оба лишены родительских прав, либо находятся в местах лишения свободы;

3) указать наличие прежних судимостей в общепринятом в УИС порядке (ранее судим(а):); и обязательно указать: каким судом был осужден и как освобождался (по сроку, условно-досрочно, замене неотбытой части наказания более мягким наказанием, по амнистии или помилованию), такая информация указывается в начальной части любого приговора;

4) в настоящее время отбывает наказание: (каким судом осужден, по какой статье и на какой срок);

5) необходимо четко указать дату начала срока и конца срока;

2-я часть

1) здесь необходимо указать: жизненные обстоятельства, которые осужденный имел до заключения под стражу, основные причины и условия, способствовавшиесовершению им преступления (преступлений);

2) необходимо указать обстоятельства, связанные с прибытием в воспитательную колонию и прохождением адаптации в начальный период отбывания наказания (когда прибыл; как реагировал на мероприятия, проводимые в период пребывания в карантинном помещении);

3-я часть

1) психологическая информация (здесь дается краткий психологический портрет):

2) способности (нравственные, правовые, общие, их проявление);

3) эмоциональные особенности;

4) черты характера (положительные, отрицательные) проявляющиеся:

- через отношение к различным видам деятельности: учебе, труду, общественным обязанностям;

- к имуществу (к вещам, соблюдению формы одежды, производственному и бытовому оборудованию в отрядах);

- к лицам, также отбывающим наказание (способность к критике, самокритике; откровенность, скрытность;

(отзывчивость, корректность, безразличие, враждебность, жестокость, озлобленность);

- в отношении к себе: самооценка, притязания, самокритичность;

5) темперамент;

6) направленность осужденного (высокий или низкий уровень, устойчивая или неустойчивая; широта направленности, интенсивность, действенность; профессиональная направленность, проявление направленности в соответствии со статусом осужденного);

7) идеалы, ценности, интересы, жизненные планы осужденного: ближние, дальние, положительные, отрицательные;

4-я часть

1) отношение к учебе в школе; характеристика познавательной деятельности;

2) отношение к получению профессии в профессиональном училище;

3) отношение к трудовой деятельности;

4) отношение к проводимой воспитательной работе (коллективным и индивидуальным воспитательным мероприятиям);

5) отношение к соблюдению режима и требованиям администрации ВК;

6) отношение к участию в работе самодеятельных организаций и членам актива;

7) отношение к соблюдению правил криминальной субкультуры, отрицательным группам, к нарушителям дисциплины;

8) отношение к семье и поддержанию социально-полезных связей;

9) уровень притязаний и самооценка осужденного (оценка возможностей, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям, наличие (отсутствие) критического мышления, возможность заниматься самовоспитанием;

10) отношение к персоналу ВК;

11) отношение на момент составления характеристики к совершенному преступлению и наказанию (осознание вины, справедливость, несправедливость наказания, осознание причины совершения преступления, раскаянье, осознание необходимости отбытия наказания);

12) отношение к возмещению ущерба, причиненного преступлением и к потерпевшим;

13) как использует свое свободное время;

14) как готовится к освобождению из ВК;

5-я часть

1) выводы сотрудника, составившего характеристику с оценкой степени исправления осужденного.

Характеристика на осужденного должна быть подписана сотрудником ВК, ее составившим, согласована с заместителем начальника воспитательной колонии по кадрам и воспитательной работы, а затем утверждена начальником ВК.

Аттестования осужденныходна из основных форм индивидуальной работы с осужденными, суть которой заключается в письменной подготовке материалов для рассмотрения на специальной аттестационной комиссии, состоящей в основном из членов Совета воспитателей отряда, где осужденному в установленном порядке указывают на недостатки, делают критические замечания, задают вопросы, заслушивают объяснения, дают советы и наставления, доводят результаты (выводы) его исправления, а также ставят перспективы на предстоящий период для того, чтобы происходило самовоспитание и устранение негативного и нежелательного в его поведении и личности.

Аттестования в отрядах могут организовываться и проводиться под председательством начальников отрядов и проводятся комиссионно в составе СВО (советов воспитателей отрядов) периодически не реже одного раза в полугодие с составлением подробной характеристики на каждого осужденного и выводами о степени его исправления. Голосование об утверждении оценки степени исправления, исходя из педагогической целесообразности, могут происходить в присутствии и в отсутствии осужденного. При аттестовании к характеристике прилагается аттестационный лист, в котором указываются результаты, достигнутые в исправлении, как позитивного, так и негативного характера, краткое содержание выданных рекомендаций, сделанных осужденному и выводы с оценкой степени исправления. В данном аттестационном листе о принятом решении по аттестации расписываются члены СВО, а также с результатами аттестования должен быть под роспись ознакомлен осужденный (ая).

Таким образом, надлежащая организация и качественное проведение индивидуально-воспитательной работы в воспитательной колонии профессионально-подготовленными и опытными сотрудниками может содействовать успешному исправлению и ресоциализации осужденных, отбывающих здесь наказание в виде лишения свободы.

3. Самовоспитание.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на полную реализацию человека как личности.

Самовоспитание связано с ясно осознанными целями, идеалами, определенным уровнем самосознания, критического мышления, способностью и готовностью к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием, подкрепляя и развивая процесс формирования личности.

Компоненты самовоспитания:

1) самоанализ личностного развития – размышление над отдельными качествами своей личности, способствует обдуманным действиям и поступкам, помогает установить причинно-следственные связи;

2) самоотчет – повышает ответственность за свои поступки, способствует обмену опытом работы по самовоспитанию;

3) самоконтроль – помогает выявить качества характера и оценить свои возможности;

4) самооценка – помогает правильно и объективно оценить себя, дать характеристику и оценку отдельным качествам личности.

Виды самовоспитания:

1) интеллектуальное;

2) эстетическое;

3) физическое;

4) психологическое.

Интеллектуальное самовоспитание. Цель интеллектуального самовоспитания учителя – научиться изложить свои знания так, чтобы увлечь, заставить почувствовать жизнь в своем предмете. Основной интеллектуальной деятельностью учителя школы является общение с учениками.

Решающими факторами для интеллектуального воспитания являются:

1) хорошо развитая устная речь;

2) письменная речь;

3) глубокие профессиональные знания самого разнообразного характера, включающие высокий уровень общего образования.

Этическое самовоспитание. Цель эстетического воспитания – уделять больше внимания навыкам общения. Комплекс навыков, необходимый для этого, трудно определяем и зависит от типа характера, воспитания, мышления.

Решающие факторы этического самовоспитания:

1) умение установить и поддержать контакт с собеседником;

2) умение привлечь и удерживать внимание собеседника;

3) воспитание уважения к другим людям, к их чувствам и эмоциям.

Физическое самовоспитание. Цель физического самовоспитания – увеличение физической нагрузки, улучшение физического состояния организма. Физическая нагрузка в деятельности учителя очень мала, он часто подвержен стрессам, болезням и недомоганиям.

Решающие факторы физического воспитания:

1) присутствие особого психологического компонента, позволяющего снять стресс, сбросить усталость;

2) поднятие общего тонуса;

3) умение обращаться с собственным телом;

4) поддержание нормальной спортивной формы.

Рекомендуемые физические нагрузки:

1) бег;

2) плавание;

3) туризм;

4) оздоровительные спортивные системы.

Психологическое самовоспитание. Цель психологического воспитания – подготовить учителя к специфике своей профессиональной деятельности.

Дети очень чувствительны к психологическому состоянию учителя, поэтому недопустимы вспышки ярости, недовольства, агрессии. Достичь этого можно только при наличии устойчивой, уравновешенной нервной системы.

Решающие факторы психологического самовоспитания:

1) умение длительно концентрироваться;

2) умение снимать психологическое напряжение;

3) стремление понимать состояние учеников;

4) правильное общение с родителями и коллегами.

1.2. Движущие силы и механизм самовоспитания личности.
Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие “человек” включает в себя более узкое и специфическое понятие — “личность”.
О личности мы судим по следующим признакам:
1. Определенные сформированные социальные качества. Например: ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений.
2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них — существенный и главный признак личности.
А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников” говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия.

В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность — в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т.д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого воспитанника.

В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания:
а) направленность, т.е. мотивы работы над собой.
б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).
в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).
г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).
Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.
1.3. Нравственный идеал и самовоспитание.
В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности школьника, который должен соответствовать следующим показателям:
· трудолюбие;
· творческое отношение к труду;
· высокая культура поведения.

В своей статье «О нравственном воспитании учащихся» Л.А.Замыко, А.А.Назаренко дают некоторые полезные советы:
работа по нравственному воспитанию учащихся результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).
Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию предполагает формирование социального эталона личности в учебно-воспитательной работе школы, организацию жизни коллектива на принципах гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершенствования.
1.4. От воспитания к самовоспитанию.
В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” говорится, что в младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности — учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.
А.И.Кочетов предлагает правила способствующие самовоспитанию:
Пять “надо”:
1. Всегда помогать родителям.
2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4. Подчинять личные интересы коллективным.
5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.
Пять “можно”:
1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится!
4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
Это нужно тебе самому!
1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его — ложь.
2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.
3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.
4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.
5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Этого делать нельзя!
1. Учиться без старания, лениво и безответственно.
2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.
3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.
4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.
5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.
Пять “хорошо”:
1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустя
2. Планировать каждый свой день.
3. Оценивать свои посту
4. Сначала думать, а потом делать
5. Браться вначале за самые трудные дела.
Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок приучается жить в соответствии с пятью “надо”. Это означает, что к нему предъявляются повышенные требования при выполнении именно данных правил. Одновременно указывается, что нельзя делать ипочему. Через некоторое время можно подключать пять “хорошо”, поскольку они значительно сложнее для понимания и приучения.
1.5. Как работать над собой.
А.И.Кочетов в своих работах предлагает учащимся конкретный план работы над собой.
Как работать над собой.
1-й этап. Определи общественную цель и смысл своей жизни.
Мой нравственный идеа
1. Девиз жизни.

2. Конечная цель моих стремлений и деятельности.
3. Что люблю в людях и что ненавижу.
4. Духовные ценности человека.
2-й этап. Познай самого себя.
Какой я есть.
1. Мои достоинства.
2. Мои недостатки.
3. Мои интересы и увлечения
4. Цель моей жизни.
5. Отношение к учебе.
6. Отношение к труду.
7. Отношение к людям.
Объективная самооценка.
3-й этап. Определи программу самовоспитания
Каким я должен стать.
1. Требование ко мне родителей и учителей
2. Требования ко мне товарищей, коллектива.
3. Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки. Программа самовоспитания.
4-й этап. Создать свой образ жизни.
Режим.
1. Распорядок дня.
2. Бережное отношение ко времени.
3. Гигиена труда и отдыха.
4. Правила жизни.
5-й этап. Тренируй себя, вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки.
Тренировки, упражнения.
1. Самообязательства.
2. Задания самому себе на день, неделю, месяц.
3. Самоубеждение.
4. Самопринуждение.
5. Самообладание.
6. Самоприказ.
6-й этап. Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания.
Самоконтроль.
1. Самоанализ и самооценка
работы над собой.
2. Самопоощрение или самонаказание.
3. Совершенствование программы самовоспитания.
1.6. Идеал личности.
а) Человек
· гуманист
· демократ
· труженик
· интеллигент
· творческая личность
· оптимист
· борец за социальную справедливость
б) Качества мужчины
· привлекательность
· верность
· мужественность
· мастеровитость
· деликатность
· взаимопонимание
в) Качества гражданина
· коллективизм
интернационализм
· патриотизм
· национальная честь и достоинств
· совесть
· мужество
· ответственность
г) Качество женщины
· обаятельность
· верность
· женственность
· хозяйственность
· уступчивость
взаимопонимание
д) Черты специалиста
· профессиональная компетентность
· высокая работоспособность
· организованность и деловитость
· деловое сотрудничество и самодисциплина
· требовательность к себе и другим
· культура труда и бережливость
· потребность к самообразованию,
· в самосовершенствовании.
1.7. Материалы по самопознанию школьника.
В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.
Что дает человеку знание самого себя?
1. Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.

2. Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.
3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.
4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство — показатели объективной самооценки.
5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.
--PAGE_BREAK--Пути самопознания
1. Судите о себе по делам. Успех в работе — это показатель ваших достоинств, неудачи — характеризуют ваши слабости и недостатки.
2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.
3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:
· если критикует один — задумайтесь,
· если два — проанализируйте свое поведение,
· если три — переделывайте себя.
4. Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков — ваш друг.
1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза.
Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.

Молодежь сегодня оказалась в кризисной ситуации. Вместе с крушением системы общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие традиционные нормы и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни.

Происходит резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда позитивное, влияние на личность ученика. По этому, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.
2. Специальная часть
Из жизненного опыта вынесена необходимость каждому человеку заниматься своим усовершенствованием, а значит была вынесена и теория самовоспитания. Но, так как все в мире пребывает в непрерывном развитии, то, естественно, нуждается в своей дальнейшей корректировке.

Чтобы предугадать, что нужно изменить в теории или какие нужно ввести дополнения, я посчитала нужным провести такие методики исследования как анкетирование и интервьюирование. По материалам, собранным в результате анкетирования я увидела уровень самовоспитания у учащихся, а проведя интервью узнала, как классные руководители занимаются проблемой самовоспитания, ведется ли систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании.

Свое исследование я проводила в средней школе №3 г. Полярные Зори.
2.1. Интервью с классными руководителями
Классным руководителям были заданы следующие вопросы:

1. Ведется ли Вами систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании?

2. Стараетесь ли Вы привить учащимся нормы морали? Что для этого делается?

3. Проводятся ли в Вашем классе беседы, диспуты, вечера, встречи, экскурсии и другие мероприятия, повышающие нравственный уровень учащихся и дающие ярко-выраженную установку на самовоспитание?

4. Проводите ли Вы индивидуальные беседы с учащимися?

5. Существуют ли у Вас собственные программы по формированию у детей потребности в самовоспитании?
После проведения интервью, мною были сделаны следующие выводы.
Некоторые классные руководители школы №3 города Полярные Зори недостаточно подготовлены по вопросам теории и методики руководства самовоспитанием учащихся, слабо ведется систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании и привитию соответствующих наыков поведения.

Для руководства самовоспитанием, по моему мнению, учителю необходимо представлять структуру компонентов этого процесса, мотивы, которые побуждают подростка работать над собой, важно помочь найти такую деятельность, в которой воспитанник занимал бы активную позицию, что выявляло бы недостаток каких-либо важных качеств и, тем самым, побуждало бы к работе над собой.

Классные руководители, работающие в школе много лет имеют свои программы по руководству процессом самовоспитания.
Так, например классный руководитель Садилова Т.А.ставит перед собой следующие задачи:
1. Стимулировать у учащихся интерес к собственному внутреннему миру, желание совершенствовать себя как личность.

2. Вооружить школьников системой знаний по вопросам самовоспитания.

3. Вооружить учащихся методикой самовоспитания.
Целенаправленная работа в данном плане позволила выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием:
I этап– побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств.
II этап– оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей жизни, познание своих положительных качеств и недостатков (при условии, что у учащихся есть желание стать лучше).
III этап– оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в себе и от чего избавиться).
IV этап– Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт характера, качеств личности.
V этап– самоконтроль.
Богомолова О.А.считает, что нравственное воспитание и формирование нравственного опыта невозможно без глубокого понимания норм морали, без формирования правильных представлений о моральных качествах. Учащиеся должны уметь не только определять, что хорошо, а что плохо, но и оценивать свое поведение, свой характер, свои силы и способности, свои недостатки и достоинства. Для этого в течении работы с детьми использовались такие воспитательные беседы:
1. Что в человеке главное?
2. Что мы знаем о себе?
3. Кто добивается цели?
4. Сотвори себя сам.
5. Как создавать характер?
6. О привычках полезных и вредных.
7. Как преодолеть свои недостатки?
8. Мои недостатки – мои враги, мои достоинства – мои друзья.
9. Каковы преимущества дисциплинированного человека?
10. Что такое самовоспитание?
11. Можно ли изменить свой характер?
12. О силе воли, настойчивости и упрямстве.
13. Как создавать характер?
14. Принципиальность и равнодушие.
15. О самовоспитании трудолюбия и борьбе с ленью.
Старосек Н.И.работает учителем русского языка и литературы. На своих уроках она часто проводит беседы, диспуты о жизни замечательных людей, большое внимание уделяет методам их работы над собой. Например использует письма А.П. Чехова брату Николаю и его рекомендации по нравственному самовоспитанию; личные правила по самовоспитанию, составленные Ушинским. Живой интерес у школьников вызывает титаническая работа Л.Н. Толстого над собой, его требовательность к себе и своим произведениям, знакомство с его программой самовоспитания.
Для повышения нравственного уровня учащихся классными руководителями организуются всевозможные вечера, игры, диспуты, экскурсии. Детям очень нравятся встречи с поэтами и учителя стараются приглашать их как можно чаще.

Организуются такие внутришкольные игры как “Брэйн-ринг”, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Колесо истории”, “Угадай мелодию”.

В классах организуются всевозможные литературные вечера, на которых ученики читают стихи, ставят всевозможные сценки, небольшие пьессы.
Все классные руководители единогласно считают, что индивидуальные беседы с учащимися играют большую роль, особенно тогда, когда у подростков появляется чувство недовольства собой, своим поведением, действиями. С помощью взрослых они начинают анализировать собственное поведение. Такие беседы требуют особого педагогического такта, полного доверия и уважения между учителем и учеником. Беседы не должны носить нравоучительного характера, содержать готовые выводы, педагогическую оценку поступков, действий, а должны заставлять самого подростка осмыслить свое поведение, поверить в необходимость и возможность преодоления отрицательного в себе.
Собственные программы по формированию у детей потребности в самовоспитании существуют почти у каждого классного руководителя. Например Кустова А.П.проводит со своими учениками диспуты на темы:
1. Можем ли мы совершать большие и нужные дела?

2. Подвиг – мгновение или жизнь?

3. В чем красота человека?

4. Кто оставляет добрый след в жизни?

5. Всякое ли дело может быть интересным?

6. Нужны ли современному человеку скромность и обходительность?

7. Как стать интересным человеком?

8. Какого человека можно назвать красивым?

9. Хочу и надо.

10. Имеет ли человек право жить с недостатками?

11. В человеке все должно быть прекрасно.
Диспуты вызывают духовную активность, затрагивают эмоции подростков и способствуют выявлению их готовности к самовоспитанию. В ходе обсуждений, споров формируются моральные оценки, что способствует утверждению навыков самоконтроля.

На мой взгляд, диспуты являются сложной формой работы, так как требуют определенного уровня самосознания и предварительной подготовки.
Некоторые классные руководители используют в работе вопросник для устных или письменных обсуждений. По ответам на вопросы учитель может сделать вывод о нравственных представлениях у школьников.

Вопросы могут быть такого характера:
1. Иногда, характеризуя человека, говорят: “хороший человек”, “плохой человек”. Назовите качества, свойственные, по вашему мнению, хорошему человеку, плохому человеку.

2. Согласны ли вы с мнением, что каждый человек может быть хорошим?

3. Довольны ли вы собой или считаете необходимым освободиться от каких-то недостатков, назовите от каких?

4. Каким вы хотели бы видеть себя через 5 – 10 лет?

5. Кто является для вас образцом жизни и поведения?

6. Стремитесь ли вы уже сейчас воспитывать желаемые качества и как это делаете?
Богомо


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.