К занятиям по обучению детей с ОНР рассказыванию — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

К занятиям по обучению детей с ОНР рассказыванию



 

I. План и методическийматериал к фронтальному занятию по формированию лексико‒грамматических средств языка и развитию связной речи

( I период первого года обучения)

Тема: «Предметы посуды».

Цели занятия:

1. Активизация, закрепление лексического материала по теме «Посуда»; обогащение словарного запаса детей за счет новых слов и речевых выражений.

2. Упражнения на узнавание предмета по его описанию.

3. Развитие навыков звукового анализа слов.

4. Развитие вербальной памяти.

5. Формирование навыков диалогической грамматически правильной речи.

Организационная форма: беседа, чтение и разбор содержания рассказа.

Оборудование: предметные картинки по теме, наборы детской посуды и др.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

I. Организационная часть. Сообщение темы занятия. Вопросы‒задания: назвать место в квартире, в детском саду, где хранится посуда, сказать, где она размещается

(шкаф, буфет, полки и др.).

II. Упражнение в узнавании предмета по его описанию. Отгадывание загадок о предметах посуды.

Предлагаемые загадки‒описания:

Толстый, пузатый,

Сопит, шипит, а все потому, (Чайник, в кото‒

Что вода в нем кипит ром кипятят

воду)

Из горячего колодца

Через нос водица льется (Чайник)

(Педагог: «А если кофе льется, то это уже не чайник, а....)

 

Деревянная темница,

А в ней хлеб хранится (Хлебница)

Круглая, как блин, а сбоку ‒

ручка длинная (Сковорода)

и т.д.

Примечание: на демонстрационной доске ‒ картинки с изображением предметов посуды, о которых говорится в загадках, и «лишних» предметов ‒ кастрюля, тарелка, сахарница и др.

 

III. Чтение и разбор рассказа «Как Вася один дома остался».

(Педагог: Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа о том, как мальчик Вася остался один дома.)

Было это в субботу, случилось так, что папа и мама у Васи в этот день работали. Мама у Васи врач, и у нее в этот день было дежурство в больнице. Апапа ‒ строитель. И он в этот день тоже работал: строители новый дом строить заканчивали. И Вася дома один остался. Но ведь он уже не совсем маленький ‒ скоро в школу ему идти, в первый класс. Пора и к самостоятельности приучаться.

Встал наш Вася утром. Как полагается, зарядку сделал, умылся, зубы почистил, оделся. А после зарядки Васе сразу захотелось есть, и он отправился на кухню. Тут и случилась с ним неприятная история.

На кухонном столе, под чашкой с блюдцем, лежала мамина записка. Но Вася не обратил на нее внимания. Он увидел на плите узконосый кофейник. «Выпью сначала кофе,‒ подумал Вася. ‒ Правда, кофе или чай мама мне всегда дает «на третье»... Но ведь мамы‒то нет». Вася взял с плиты еще теплый кофейник и подошел к столу. Наклонил кофейник над чашкой, и коричнево‒кремовая струя брызнула из длинного носика прямо на лежащую под чашкой бумагу. «Ничего страшного, ‒ решил Вася. ‒ Бумажка‒то все равно вся исписанная. А стол я сейчас вытру».



После кофе Вася почувствовал, что он очень хочет есть. Но на столе было пусто. Тут он и обратил внимание на лежащую под чашкой бумагу. «Да ведь это, наверное, мамина записка, ‒ догадался Вася. ‒ А я ее кофе залил... Ну, ничего, как‒нибудь разберусь». Бумага была покрыта жирными желтыми пятнами, и некоторые слова так расплылись, что их нельзя было разобрать.

«Вася, ты сегодня дома один, ‒ стал читать мальчик мамино письмо. ‒ Я тебе приготовила завтрак, но найдешь и разогреешь еду ты сам. На пл... в ка... ‒ молочный суп...»

‒»Молочный суп ‒ это хорошо, я люблю молочный суп, ‒ подумал Вася. ‒ Только вот что это за пл... и что это за ка...? Ну, «ка»‒ это каша, конечно... А может быть, и не каша? Как это так? ‒ Молочный суп в «каше». Чепуха какая‒то... А супа так хочется».

(Педагог: Прервем на минутку наш рассказ. А как вы думаете, ребята, что это были за слова? Где был молочный суп? Он был в кас...А кастрюля стояла на п... / плите /. Все верно. Да и Вася вспомнил эти слова и предметы, которые они обозначают, нашел быстро.)

Читает Вася дальше, а самые важные слова в письме и расплылись как раз.

«Возьмипо... на крю... над мой... и та... из сушки. Налей суп в та..., возьми большую л... из буф..., хлеб возьми из хл... и ешь».

«И ешь, ‒ повторил вслух Вася. ‒ А что это за слова такие? И где у нас хлеб лежит? Я и забыл! Одни загадки какие‒то... Что же я наделал!»

Прочитал Вася еще раз внимательно письмо и все понял.

Педагог:‒ А вы, ребята, догадались, что это за слова? Повторяю, как было в письме. Возьми по... (Чем наливают суп?) накрю... над мой...



(Где моют посуду?) ита... (Во что наливают суп?) из сушилки... Возьми большую л...(Что это за большая «л»?).

‒ Верно. А как по‒другому называют большую ложку? ‒Столовая ложка. А откуда Васе нужно было взять хлеб? Изхл.... ( Кто вспомнил?)

А теперь, что было дальше.

Съел Вася суп и стал дочитывать письмо. А дальше в письме было:

«Вася, когда съешь первое блюдо, посмотри на пл... Там... на ск... ‒ яичница...» ‒ «Что это за ск...?» ‒ старался вспомнить Вася, да ничего не получалось. Впрочем, яичницу он быстро нашел, а вот название посуды, где была яичница, он так и не мог вспомнить. ‒ «Ну круглая такая, с длинной ручкой...» ( Что это, ребята?)

‒ Правильно. Дальше в мамином письме Вася прочитал:

«На третье, Вася, выпей чаю или кофе. Кофе вко... («Нашел уже», ‒ пробурчал Вася)... А чай вбуф... вмаленьком чай... Налей из него чай в чашку, а горячую воду возьми из тер... Потом возьми сахар в сахар... и чайную л... в верхнемящ... бу... Пей на здоровье!»

‒ «Ну и ребус: чай в чае и сахар в сахаре. Как тут разобраться?»

‒ Разобрался Вася, конечно. А вы, ребята, разобрались? Тогда скажите мне:

‒ В чем заваривают чай?

‒ Где хранилась горячая вода?

.Где лежит сахар?

‒ Где хранится хлеб?

‒ Как называется большая ложка и как называется

маленькая?

‒ Вот какая история приключилась с Васей. А все потому, что он два раза поступил неправильно. Во‒первых, сразу стал пить кофе. А во‒вторых, поторопился, когда наливал кофе. Когда наливаешь кофе из кофейника или чай из чайника, это надо делать не торопясь, аккуратно.

Вопрос‒задание к тексту: Вспомните, ребята, какие предметы посуды упоминаются в этом рассказе?

 

IV. Упражнение в дополнении предложений нужным по смыслу словом. (Предложения даются педагогом.) Отработка ряда падежных форм существительных женского и мужского рода.

Суп варят в ...В кастрюле.

Едят супиз тарелки.

Наливают суп в тарелкуполовником.

Котлеты, яичницу жарят на сковородке.

Хлеб хранят в хлебнице. Хлеб кладут в

хлебницу.

Еду разогревают на плите.

Чай заваривают в чайнике. А кофе ‒ в ко‒

фейнике.

Чай пьют из чашки. Чай наливают в

чашку.

Суп едят столовой ложкой.

Хлеб режут ножом.

Сахар лежит в сахарнице. Сахар кладут в

сахарницу.

Посуда ставят в буфет. Тарелки лежат

в буфете.

Второе блюдо (макароны, котлеты и др.) едят вилкой и т.д.

__________________________________________

Примечание: после того как предложение составлено (совместно ‒ педагогом и одним из детей), другой ребенок повторяет его целиком

 

Y. Итог занятия (оценка работы 3‒4‒х детей, повторение обобщающего слова «посуда», слов‒названий предметов посуды и др.).

 

Словарь по теме «Посуда»

Знать назначение предметов посуды, их названия, свойства, важные для практического обращения с ними (может разбиться, ее надо регулярно мыть и т.д.), названия частей посуды.

Знать, что посуда бывает: чайная, столовая, кухонная.

Чайная посуда: чашка, стакан, кружка, бокал, блюдце, чайная ложка, чайник, сахарница.

Столовая посуда: тарелка ( мелкая, глубокая ), вилка, нож, ложка столовая, хлебница, масленка, солонка, салатница, перечница.

Кухонная посуда: кастрюля, сковорода, половник, миска, мясорубка, терка, бидон, бутылка.

Из чашки пьют чай. молоко, компот, кофе, кисель.

Из глубокой тарелки едят молочный суп, щи, борщ, рассольник.

Из мелкой тарелки едят кашу, макароны, вермишель, котлеты, картофель, запеканку.

В бутылках хранят молоко, кефир, ряженку, сок, сироп, лимонад.

В бидоне носят молоко, квас и др.

Суп наливают половником. Первое блюдо едятстоловой ложкой, второе ‒ вилкой.

Хлеб режут ножом.

Знать названия частей, деталей предметов посуды:

чашка, кружка ‒ ручка, донышко, стенки;

чайник _ ручка, крышка (крышечка), носик, донышко;

бутылка ‒ горлышко, дно.

 

Словарь по теме «Продукты питания» следует закреплять в повседневной жизни. Обратить внимание на различие блюд: борщ, суп, рассольник, бульон.

Знать название каш: гречневая, пшенная, рисовая, манная, овсяная.

Знать, из чего приготавливают, получают продукты питания:

‒ из мяса делают котлеты, колбасу, сосиски и т.д.;

‒из молока ‒ масло, творог, кефир, сметану, ряженку;

‒ из муки ‒ хлеб, вермишель, сушки, пироги, пряники, баранки и т.д.

_____________________________________________________________

2. План и методический материал к проведению занятий по обучению

пересказу на основе сказки Б.Н.Сергуненкова «Козел»

( II период первого года обучения)

 

Текст сказки

Жил‒был козел. Однажды пришел он домой, а ворота на запоре. Постоял, постоял козел у ворот и думает: «Ворота закрыты, значит, хозяйка меня не узнала, Хозяйка меня не узнала, значит, я не козел. Если я не козел, то кто же я?»

Пошел он по тропинке на луг. Видит: гуляют на лугу кони. «Наверное, я конь, ‒ подумал козел. ‒ Погуляю с конями на лугу». Подошел он к коням ‒ кони от него убежали. Бежал, бежал козел за конями ‒ не догнал. «Кони от меня убежали, значит, я не конь», ‒ подумал козел.

Пошел дальше. Видит: около леса коровы пасутся, травку щиплют. «Наверное, я корова», ‒ подумал козел. Подошел козел к коровам ‒ пастух козла прогнал. «Пастух меня прогнал, значит, я не корова», ‒ подумал козел.

Пошел он дальше, видит: в поле куры зернышки клюют. «Может быть, я курица? ‒ подумал козел. ‒ Поклюю‒ка зернышки вместе с курами». Подошел он к курам. Закудахтали куры, разлетелись в разные стороны. Налетел на козла петух, стукнул его клювом. Обиделся козел, думает: «И не курица я». Пошел дальше.

Подошел он к речке. Течет речка тихая, светлая. Поглядел козел в речку. Увидел в речке козла с рогами, с бородой, с копытцами. «Козел я, козел!»‒ заблеял он.

Прибежал домой, застучал рогами в ворота. Услышала хозяйка, открыла ворота. Увидела она козла и впустила его во двор.

(Текст приводится в адаптированном варианте с учетом обучаемой группы. В нем четко выделяются шесть смысловых фрагментов.)

 

План построения занятий

Работа по обучению пересказу проводится на двух занятиях. Они тематически связаны с занятиями по изучению лексической темы «Домашние животные».

 

Ц е л ь: формирование у детей навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал.

О б о р у д о в а н и е: шесть цветных картинок (15 x 15 см) с воспроизведением персонажей сказки и места действия, соответственно числу и содержанию фрагментов рассказа; отдельная картина с изображением центрального персонажа; штатив для размещения иллюстраций или магнитограф.

 

З а н я т и е 1

 

I. Организационная часть. Вступление к теме занятия. ( Отгадывание загадок о животных ‒ персонажах произведения /3‒4/. Затем дети называют других известных им домашних животных.)

II. Чтение сказки. (Текст прочитывается дважды.)

III. Разбор ее содержания. Примерные вопросы:

 

1. О ком говорится в сказке?

2. Что увидел козел, когда пришел домой?

3. Что он подумал?

4. Каких животных встретил козел по дороге?

5. Что сделали кони, когда козел подошел к ним?

6. Что случилось с козлом, когда он подошел к

коровам?

7. Что произошло, когда козел подошел к курам?

8. Как помогла речка козлу? (Что он увидел в речке?)

9. Чем закончилась сказка?

(Вопросы 2‒4 и 7‒й следует сопровождать показом картинок.)

IV. Языковой (лексический) разбор текста.

Языковой разбор включает: воспроизведение детьми предикативной основы текста (глагольные словосочетания, синтаксические конструкции), слов‒определений и т.д.

Примерные вопросыОтветы детей

 

1. Где гуляли кони? Кони гуляли на лугу.

2. Где паслись коровы? Коровы паслись около леса.

3. Что делали коровы? Коровы щипали травку.

4. Что сделал пастух, когда Пастух его прогнал.

козел подошел к коровам?

5. Что делали в поле куры? Куры клевали зернышки.

6. Что сделали куры, когда Куры закудахтали,

к ним подошел козел? разлетелись в разные стороны.

7. Что сделал петух? Петух налетел на козла,

стукнул его клювом.

8. Что говорится в сказке Течет речка тихая,

о речке? светлая.

9. Каким себя увидел козел, С рогами, с бородой,

когда посмотрел в речку? с копытцами.

10. Что сделал козел, когда Козел застучал ро‒

прибежал домой? гами в ворота.

11. А что сделала хозяйка? Хозяйка открылаворо‒

та и впустила козла во двор.

 

Лексический разбор проводится с использованием отдельных иллюстраций, например, к вопросам 2, 5, 8‒10.

V. Упражнение на сравнение животных ‒ персонажей сказки по их внешнему виду; установление сходства и различия между ними*. Используются предметные картинки и наборы игрушек «Домашние животные».

 

З а н я т и е 2

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

II. Повторное чтение с иллюстрированием педагогом или одним из детей текста сказки (на штативе или магнитографе).

III. Составление пересказа по фрагментам (с опорой на иллюстрации). Первоначально каждый ребенок перес‒казывает один из шести фрагментов сказки. Используются опорные вопросы («Что сделал потом козел?», «Куда он пошел?», «Кого увидел?», «Что с ним случилось?» и

т.д.).

IV. Составление одним ребенком пересказа двух или трех фрагментов (с учетом речевых возможностей детей).

V. Анализ детских высказываний.

 

Примеры отработки языковых средств на материале

пересказываемого произведения

1. Отработка и закрепление правильного употребления падежных окончаний существительных (в процессе разбора содержания и лексического разбора текста).

Отрабатываемые с л о в о ф о р м ы Примеры употребляемых с л о в о ф о р м
Формы родитель‒ ного падежа един. числа муж. и жен. рода Шерсть у лошади короткая, а у козла шерсть длинная, густая. Хвост у коровы длинный и тонкий, а у козла ‒ короткий и пушистый.
Формы родительного падежа множ. числа Коней (лошадей), кур (куриц), коров и т.д.  
Формы предложного падежа един. числа муж., жен. и сред. рода (1) О козле, (2) О речке, в речке, (3) На лугу (в поле)  
Формы винительного падежа един. числа муж. и жен. рода ( увидели) козла, ( щипали) травку и др.  

 

2. Упражнения в воспроизведении различных синтаксических конструкций:

а) простых распространенных предложений из 3‒5 слов (распространение структуры П + С обстоятельством места или дополнением), например:

Коровы паслись окололеса.

‒ Куры клевали зернышки и др.;

б) осложненных конструкций ‒ с однородными сказуемыми:

Прибежал козел домой, застучал рогами в ворота;

в) сложносочиненных и бессоюзных сложных предложений из 5‒6 слов, например:

Пришел козел домой, а ворота на запоре;

‒ Подошел он к коням ‒ кони от него убежали и т.д.

Если у ребенка возникают затруднения при построении фразы‒ответа, то используется подсказ начала фразы. Ориентируясь на смысловую сторону вопроса, ребенок должен изменить порядок в составляемой фразе‒ответе («Где гуляли кони? Кони . . .» ‒ «Кони гуляли на лугу»).

_________________________________________

 

 

3. Методическая разработка к проведению занятий по обучению

составлению рассказа по картине «Река замерзла» из серии

картин О.И.Соловьевой (II период I года обучения)

Ц е л ь з а н я т и й: обучение детей составлению рассказа ‒ описания по тематической картине.

 

Основные задачи :

 

1. Формирование навыков целенаправленного восприятия наглядного содержания картины, анализа изображенной ситуации.

2. Обучение составлению короткого описательного

рассказа по фрагменту картины; формирование умения объединять несколько фрагментов‒описаний в связный рассказ (по картине в целом).

3. Формирование навыков планирования связного

развернутого высказывания.

4. Формирование грамматически правильной речи (усвоение нормативного употребления падежных форм имен существительных, упражнение в словоизменении ).

5. Развитие фразовой речи детей.

6. Активизация и обогащение словарного запаса.

О б о р у д о в а н и е : крупноформатная картина, штатив с раздвижным экраном, наборы предметных и пейзажных картинок.

Обучение рассказыванию на основе данной картины проводится на двух занятиях.

 

ХОД ЗАНЯТИЙ

 

З а н я т и е 1

 

I. Организационная часть. Упражнение на узнавание предметов по их краткому описанию ‒ на основе перечисления характерных признаков

(по теме «Зима»). Например: «Белый, холодный, пушистый, скрипит» (снег); «Твердый, гладкий, скользкий, блестящий» (лед) и др.

В качестве вспомогательного приема используются картинки среднего формата с изображением зимнего пейзажа. Упражнение проводится в целях активизации детей, включения их в работу, подведения к теме занятия.

II. Рассматривание картины * .

а) Разбор предметного содержания, в процессе которого уточняется значение ряда слов, в словарь вводятся новые слова и словосочетания:

Деревня, село, трактор, колесный трактор, сено, стог сена, лошадь, сани (сопоставление слов «сани» ‒ «санки»), река, лед, мост, здание, антенна и т.д. Объясняется значение новых слов.

 

Примерные вопросы к разбору картины

( I )

‒ Что вы видите на картине?

‒ Как называется место, которое здесь изображено?

‒ Как называется машина, которая едет по дороге?

‒ Что везет трактор?

‒ На чем лежит сено?

( II )

‒ Что находится на крыше этого дома?

‒ Что изображено здесь? ( Река.)

‒ Чем покрыта река? и др.

 

б) Активизация глагольной лексики.

Проводится упражнение на подбор слов, обозначающих субъект действия, к словам, обозначающим действия. Слова и словосочетания, обозначающие действия, даются педагогом.

 

Предлагаемые словаСлова,

( словосочетания)подбираемыедетьми

 

Везет сено трактор

Катаются (на коньках) ребята

Несет ведра женщина

Едет по мосту машина

Покрыта снегом земля

Покрыта льдом река

Покрыты снегом деревья, крыши домов и т.д.

 

Затем дети упражняются в составлении предложений с данными словами (по произносимому педагогом первому слову, обозначающему предмет).

Слова, даваемыеСоставление предложений

педагогомдетьми

Река. . . Река покрыта льдом.

Ребята. . . Ребята катаются на

коньках.

Трактор Трактор везет сено (сани с сеном) и др.

При этом используется показ педагогом соответствующих деталей картины.

в) Уточнение значения некоторых слов‒определений (по вопросам педагога).

Дома (какие?) ‒ деревянные, одноэтажные.

Трактор (какой?) ‒ колесный.

Проводится сопоставление предлагаемых слов со словами «каменный», «многоэтажный», «гусеничный» ‒ с использованием соответствующих предметных картинок.

III. Упражнение в составлении фраз ‒ высказыванийпо вопросам педагога. Дети упражняются в самостоятельном составлении предложений из 3‒4 слов с опорой на картину; в распространении предложений словами, обозначающими место, способ, средство действия.

 

Вопросы педагога Предложения, состав‒

ляемые детьми

Что делают ребята? Ребята катаются на коньках.

Где они катаются? Ребята катаются на коньках польду.

Что несет женщина? Женщина несет ведра ( с водой ).

Что делает девочка? Девочка везет маленького

мальчика.

На чем везет девочка Девочка везет (катает)

мальчика? мальчика на санках и др.

В ходе упражнений параллельно разбирается содержание картины и отрабатываются отдельные речевые высказывания, которые могут быть использованы детьми при составлении самостоятельного рассказа.

 

З а н я т и е 2

 

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

Упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) или словосочетанию. (При затруднениях используется опора на картину).

‒ «Составь предложение со словом (словами): «на коньках», «покрыта льдом», «ведра», «ведра с водой», «на крыше» и т.д.

II. Составление небольших рассказов по фрагментам картины с учетом стержневых значимых объектов (деревня, река, трактор, мост).

При работе с более слабой группой детей ‒ в целях лучшей организации внимания и облегчения выполнения задания ‒ демонстрируется только соответствующий фрагмент картины, а остальные закрыты экраном.

а) Дается образец рассказа по одному из фрагментов картины, например: «Здесь изображена деревня. Дома деревянные, одноэтажные. Рядом с ними стоят высокие деревья. Крыши домов и деревья покрыты снегом. Здесь стоит лошадь, запряженная в большие сани».

Образец рассказа повторяется одним‒двумя детьми.

б) Составление рассказов по другим фрагментам картины ‒ по предваряющему вопросному п л а н у.

 

Примерные вопросы:

‒ Что здесь изображено? (Указание на основное место действия.)

‒ Кто пришел на реку?

‒ Что делают ребята?

Такие рассказы ‒ описания состоят из 4‒6 предложений (в зависимости от содержания фрагмента).

III. Составление рассказа по картине в целом (одним ребенком).

Зачин рассказа вначале (как образец) дается педагогом.

«На этой картине изображена деревня зимой. Земля, деревья, крыши домов ‒ все покрыто снегом. Рядом с деревней река. Река замерзла. . .»

При составлении рассказа по картине в целом используется вопросы типа: «Что ты еще можешь сказать?», «Что здесь еще изображено?» и др. При необходимости применяется указание на стержневые объекты или детали картины. Рассказ по ней может предваряться составлением детьми (с помощью педагога) общего плана‒схемы своего рассказа.

‒ «Я расскажу о деревне, какая она, о реке; о ребятах, что они делают; о тракторе...»

Перед рассказом второго ребенка педагогом дается указание дополнить рассказ товарища, рассказать о предметах, изображенных на втором плане картины.

IV. Анализ одного из рассказов (по магнитофонной или видеозапи-

си). Дети участвуют в анализе рассказа: указывают на пропущенные моменты, вносят дополнения, «находят» ошибки в грамматическом оформлении высказываний (по указаниям педагога).

В заключение детям предлагается придумать свои варианты названия картины.

 

4. Методическая разработка к проведению занятий по серии картинок

«Тигр и зайчики» по сюжету Н. Радлова (III период I‒го года обучения)

Ц е л ь з а н я т и й: Обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии картинок с достаточно подробно представленным развитием сюжетного действия.

Основные задачи:

1. Развитие умения передавать предметное содержание сюжетных картинок, устанавливать и адекватно отображать в речи действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей

2. Формирование умения объединять действия, изображенные на картинках, в общую сюжетную ситуацию путем установления причинно‒следственной взаимосвязи изображенных событий.

3. Обучение детей составлению завязки («экспозиции») к изображенному действию.

4. Развитие грамматически правильной фразовой речи детей в процессе обучения рассказыванию и др.

О б о р у д о в а н и е: 4 цветные картинки среднего фор‒мата, наборное полотно или демонстрационная доска, магнитофон.

Обучение рассказыванию на основе данной серии картинок проводится на двух (трех) занятиях.

 

ХОД ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.

 

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия. Подготовка детей к восприятию наглядного содержания картинок. Определение персонажей будущего рассказа (отгадывание загадок).

Примеры загадок.

«Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку» (Заяц)

«Весит он триста тонн,

Тонна ушки, тонна ножка ‒

Вот так «Крошка»!

Уши как колеса,

Хобот вместо носа» (Слон)

«Зверь усатый, полосатый,

Острые зубы, могучие лапы» (Тигр)

 

II. Разбор содержания каждой картинки. Первоначально картинки располагаются на наборном полотне стороной обратной изображению. В процессе разбора они поочередно открываются в нужной последовательности.

Вопросы к картинкам Ответы детей

________________________________________________

Кто изображен на этой ‒ Тигр.

1‒я картинка картинке?

(Кого вы видите на этой ‒ Тигра, зайчиков.

картинке?)

Сколько здесь зайчиков? ‒ Здесь три

зайчика.

 

Что делают зайчики? ‒ Зайчики пляшут

( танцуют).

Обращается внимание на актуализацию глаголов пляшут, танцуют. При необходимости используется подсказ первого слога слова.

Где пляшут зайчики? ‒ На полянке (лужайке).

После краткого ответа требуется развернутый ответ в виде полного распространенного предложения:

«Зайчики пляшут (танцуют) на лужайке».

Что еще изображено на ‒ Лес.

картинке? (указание на

фрагмент картинки.)

Предусматривается включение этой лексемы в состав фразы:

Откуда выходит тигр? ‒ Тигр выходит из леса.

Что делает тигр? ‒ Тигр бежит за зайцами.

2‒я картинка ( Актуализируются также глаголы бросился,

кинулся.)

Что сделали зайцы?

Куда они побежали? ‒ Зайцы побежали к реке.

Кого вы еще видите

на этой картинке? ‒ Слона.

 

3‒я картинка Что сделали зайчики? ‒ Зайчики прыгнули

на слона.

( Актуализация слов: забрались, вскочили, залезли).

Что сделал тигр? ‒ Тигр остановился,

встал на задние лапы.

 

4‒я картинка Куда перебрались зайчики? ‒ Зайчики

перебрались на другой берег реки.

Что сделал слон? ‒ Слон облил тигра водой.

А что делают зайчики? ‒ Они снова танцуют.

(Актуализируется слово, характеризующее действие,

весело (танцуют).)

 

III. Размещение детьми картинок серии в нужной последовательности на наборном полотне.

Уточняются детали сюжета, имеющие значение для составления рассказа. Например, по 2‒й картинке:

Что здесь нарисовано? ‒ Река.

По 4‒й картинке:

Какой водой облил слон

тигра? ‒ Холодной водой.

Детям предлагается составить предложение со словом холодной:

‒ Слон облил тигра холодной водой.

 

IV. Составление детьми высказываний по отдельным картинкам‒фрагментам (по цепочке).

 

Занятие 2.

 

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

II. Игра‒упражнение «Будь внимателен!» Один из детей размещает на наборном полотне картинки серии в нужной последовательности. Затем, ориентируясь на картинки, дети поочередно заканчивают нужным по смыслу словом предложение, даваемое педагогом.

 

‒ На лужайке танцевали три... ( зайчика );

‒ Из леса выскочил... ( тигр );

‒ Зайцы побежали к... ( реке );

‒ На речке они увидели... ( слона );

‒ Зайчики залезли на спину... ( слону );

‒ Слон набрал хоботом... ( воду );

‒ Он облил тигра... ( водой ) и др.

 

III. Составление рассказа.

а) Составление «экспозиции» рассказа по вопросам педагога:

1) Кто пришел однажды на лужайку? Однажды...

2) Что зайчики стали делать на лужайке?

3) Кто был в лесу и услышал, как играют зайчики?

Педагог объединяет ответы детей в короткий текст начала рассказа.

б) Составление детьми рассказа по двум‒трем фрагментам серии с включением составленной завязки.

При затруднениях оказывается помощь по ходу составления рассказа: стимулирующие вопросы («Что было потом?» и др.), указание на соответствующую деталь картинки, подсказ начала фразы‒высказывания (на- чального слова очередной по смыслу фразы).

 

IV. Придумывание продолжения к изображенному действию (по направляющим вопросам педагога).* Например:

‒ Как вы думаете, что потом сделал тигр?

‒ Что сказали зайчики слону?

‒ А что слон сказал зайчикам?

(При необходимости дается подсказ возможного ответа на последний вопрос: «Наверное, он сказал им: «Если с вами опять случится беда, то...»).

V. Составление рассказа по всей серии картинок в целом одним из детей по предваряющему плану (проводится в более сильной группе детей).

 

План рассказа.

 

1. Кто и что делал на лужайке?

2. Что случилось потом?

3. Куда побежали зайчики?

4. Как им удалось спастись от злого тигра?

5. Чем закончилась эта история?

По ходу составления рассказа используются побуждающие вопросы, указания на картинку или ее деталь.

 

VI. Упражнение в подборе определений к данным словам (характеристика персонажей рассказа): *

зайчики ‒ веселые, находчивые;

тигр ‒ страшный, свирепый ( злой );

слон ‒ добрый, сильный и т.п.

 

VII. Дополнение составленного рассказа другими детьми (с использованием магнитофонной записи рассказа ребенка).**

VIII. Анализ детских рассказов.** Обращается внимание на полноту и последовательность изложения, грамматическую правильность речи, проявление элементов творчества в рассказах детей.

Примечание. После 15‒20 минут занятия рекомендуется проводить игру‒пантомиму. (Задание-инструкция детям: «Покажите, как танцевали зайчики на лужайке», «Как тигр выходит из леса», «Как тигр испугался слона» и др.).

_______________________________________________

 

5. Методическая разработка к проведению занятий по обучению

пересказу на материале народной сказки «Хвосты»

(III период первого года обучения)

 

Цель: обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста.

Основные задачи:

1. Формирование действий целенаправленного восприятия текста.

2. Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).

3. Развитие фразовой речи.

4. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.

5. Обогащение словарного запаса.

6. Формирование навыков рассказывания с элементами творчества.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных‒персонажей сказки, поляны с Чудо‒деревом, норы зайца и т.д.; магнитограф или наборное полотно.

 

ХОД ЗАНЯТИЙ

 

Занятие I.

 

I. Организационная часть. Подготовка к восприятию текста: упражнение в узнавании предмета по его описанию (отгадывание загадок о животных‒персонажах сказки).

II. Двукратное чтение сказки. ( Повторное чтение проводится с использованием приема дополнения детьми отдельных, не законченных педагогом, предложений текста нужными по смыслу словами.)

III. Разбор содержания сказки по вопросам. Цель работы: выделение (восстановление ) главных сюжетных моментов сказки, а также упражнение в составлении фразовых ответов на вопросы (в форме простых распространенных предложений с разным порядком слов).

 

Предлагаемые вопросы:

 

1) О каких животных говорится в сказке?

2) Чего у них не было раньше?

3) О чем однажды узнали звери?

4) Где они должны были собраться?

5) Почему зайчик не смог прийти на большую поляну? ( Чего он испугался?)

6) Кого зайчик попросил принести ему хвостик? ‒ Он попросил об этом...*

7) Где были развешаны хвосты? ‒ Хвосты были...

8) Кто первым прибежал на поляну? ‒ Первой на поляну...

9) Кто пришел на поляну вслед за лисой?

10) Почему слон не смог выбрать себе красивого хвоста?

11) Почему опоздал на поляну медведь? ‒ Потому что по дороге...

12) Принесли зайцу хвостик те, кого он об этом просил?

13) Как ему удалось добыть себе хвостик?

 

IV. Языковой (лексический) разбор текста (направлен на воспроизведение детьми в своих ответах языкового материала, необходимого для полноценной передачи содержания произведения).

 

Примерные вопросы:

 

1) Куда полетели (Где летали) сороки‒белобоки?

2) Как добирались звери на большую поляну?

3) Как говорится в сказке о том, как шел медведь, как бежала лиса и др.?

4) Вспомните, какие были хвосты на поляне? *

5) Какой хвост выбрала себе лиса? ( Она выбрала себе...)

6) Какой хвост достался корове? ( Ей достался...)

А слону какой? ( Ему достался хвост...)

7) Что сделала свинья с хвостом, который ей достался?

8) Что взял себе медведь?

9) О чем спорили кошка с собакой? ( Они спорили о том...)* и т.д.

Одновременно дети упражняются в правильном употреблении личных местоимений при составлении фраз‒высказываний.

V. Выборочный пересказ фрагментов текста, содержащих диалогиперсонажей.

VI. Игра‒упражнение «У кого такой хвост?»** Педагог приводит описание различных хвостов; по данному описанию дети должны узнать животных, которым они принадлежат. После этого выполняется следующее задание: к плоскостным (черно‒белым или цветным) изображениям животных (лиса, белка, медведь, конь, свинья, корова) дети подбирают тот или иной хвост. Один из детей выполняет задание на магнитографе или большом дисплее компьютера.

 

Занятие 2.

 

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

II. Повторное чтение текста сказки.

III. Пересказ текста по фрагментам (по цепочке). При необходимости используется опора на отдельные иллюстрации c изображением действующих лиц.

IV. Выполнение рисунков к разным эпизодам сюжетного действия сказки (по выбору детей).***

необходимости используется опора на отдельные иллюстрации.

Предлагаемые сюжеты для детских рисунков: «Поляна с Чудо ‒ деревом», «Звери у Чудо‒дерева», «Зайчик и ме






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.097 с.