Часть I. Обследование состояния связной речи детей с ОНР — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Часть I. Обследование состояния связной речи детей с ОНР



Методика обследования

 

Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы:

‒ Обследование словарного запаса по специально составленной программе;

‒ Исследование связной речи с помощью серии заданий;

‒ Наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно - практической, игровой и обиходно‒бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

‒ Изучение медико‒педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми.

Возможности детей в построении достаточно информативных, коммуникативно полноценных связных высказываний в значительной степени определяются уровнем сформированности лексического строя речи. Поэтому целенаправленное изучение состояния словаря детей ‒ необходимая составная часть комплексного исследования связной речи.

Для обследования с л о в а р я может быть применен специально составленный обследующим словарный минимум в объеме 250‒300 слов. При этом рекомендуется использовать наглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой, Т.Б. Филичевой и А.Р. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой, О.Б. Иншаковой и др. Лексический (и соответствующий картинный) материал отбирается с учетом следующих принципов:

семантического(в словарь‒минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов; слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: «далеко‒близко», «вверху‒внизу», «сначала ‒ потом» и др.);

лексико‒грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи ‒ существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги ‒ в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием);*

тематического, в соответствии с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам («Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Овощи и фрукты» и т.д.; физические, обиходно‒бытовые, профессиональные действия; слова, обозначающие цвет, форму, величину и другие качественные характеристики предметов и др.). Выясняется знание ребенком названий наблюдаемых природных явлений, понятий о времени суток и года.



Составление словаря‒минимума проводится в соответствии с Типовой программой воспитания и обучения в детском дошкольном учреждении (2010), с учетом лексического материала, который должны усвоить дети, поступающие в старшие возрастные группы. Отбираются слова, известные детям с нормальным речевым развитием; в то же время предпочтение отдается словам, доступным детям с ОНР по слоговой структуре. При обследовании словаря используется прием называния детьми изображенных на картинках предметов, действий и т.д. Если ребенок не может вспомнить или правильно назвать нужное слово, используются приемы подсказа начального слога (звука)или «немой» артикуляции.

Для выявления сформированности у детей некоторых общекатегориальных понятий применяются наборы картинок с изображением однородных предметов (примерно 15-18 обобщающих слов-понятий). Ребенку предлагается назвать одним словом общую группу предметов. Для установления возможностей детей в соотнесении между собой некоторых слов - понятий дается задание на подбор антонимов.

При анализе данных обследования обращается внимание на то, какие слова каждой из лексико-понятийных групп отсутствуют в словаре ребенка; отмечаются характерные ошибки и лексические замены.

Наблюдения за речью детей осуществляются в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопедические и различные виды предметно-практических занятий, воспитательские занятия по родному языку). Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопрос педагогу, рассказать о планируемом и выполненном действии и др.), на особенности речевого поведения. Проводится запись ответов детей на занятиях, монологической речи в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. Метод наблюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, способности к употреблению связных высказываний в целях коммуникации, передачи той или иной информации и т.д.



В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий*, которая включает:

(1) составление предложений по отдельным ситуационным картинкам

(«картинки-действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985);

(2) составление предложения по трем картинкам, связанным по смыслу;

(3) пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

(4) составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

(5) сочинение рассказа из личного опыта;

(6) составление рассказа‒описания;

С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества:

(7) окончание рассказа по данному началу;

(8) придумывание рассказа на заданную тему.

 

Приводим описание заданий. Первое из них используется для определения способности ребенка к составлению адекватного законченного высказывания на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Ему предлагается поочередно несколько (5-6) картинок следующего примерного содержания: 1) «Мальчик поливает цветы»; 2) «Девочка ловит бабочку»; 3) «Мальчик ловит рыбу»; 4) «Девочка катается на санках»; 5) «Девочка везет малыша в коляске» и т.п. При предъявлении каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?», постановкой которого выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа задается второй ‒ вспомогательный вопрос, прямо указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик / девочка?»). Рекумендуется использовать следующи

критерии оценки выполнения задания:

возможность самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы;

полнота отображения предмета речи (предметной ситуации);

семантические и языковые особенности составленных фраз;

смысловое соответствие изображенному на картинке;

грамматическая правильность (соответствие высказывания языковой норме).

Второе задание ‒ составление предложения по трем картинкам, например: «девочка», «корзинка», «лес»,направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых, предикативных отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. Для облегчения задания дается вспомогательный вопрос: «Что сделала девочка?» Перед ребенком стоит задача, опираясь на «семантическое» значение каждой картинки и вопрос педагога, установить возможное действие и отобразить его в речи в форме законченной фразы. Если ребенок составил предложение с учетом только двух или даже одной картинки (например: «Девочка гуляла в лесу»), инструкция повторяется с указанием на пропущенную картинку. При оценке результатов учитываются: наличие фразы, адекватной предложенному заданию, особенности этой фразы (семантическая «наполненность», синтаксическая структура, наличие и характер аграмматизма и др.); характер оказываемой ребенку помощи.

Для выявления степени сформированности у детей навыков употребления отдельных (фразовых) высказываний могут быть также использованы задания на составление предложений по демонстрируемым действиям, по опорным словам (данным в «нейтральной» грамматической форме) и др. Приводим примеры таких заданий.

v Составление высказываний по демонстрируемым действиям.

Инструкция: «Посмотри на меня и расскажи о том, что я сделаю». (Взять книгу со стола, положить ручку на стол, накрыть ручку тетрадкой).

v Составление высказывания по опорным словам.

Инструкция: «Слушай меня внимательно. Я назову тебе сейчас слова, а ты составишь с ними предложение так, чтобы в нём обязательно были все эти слова».

Задание заключается в составлении фраз и их правильном грамма­тическом оформлении. Ребенку предлагаются наборы слов, которые можно объединить по смыслу и составить из них предложения.

Примерный речевой материал:

(1) Медведь, мед, сладкий, любит.

(2) Муравей, домой, маленький, спешил, черный.

Тыквенное, вдруг, дороге, увидел, на, он, зерно.

Большое, это, сладкое, зерно, было.

Взвалил, на, муравей, понес, спину, зерно, и, домой.

v Задание на составление предложений по данным словам (слова, в т.ч. в «нейтральной форме», предлагаются вначале в правильной, а затем – в измененной последовательности). Предлагаемые слова:

(1) «Девочка, идти, магазин»; «Мальчик, рыба, ловить».

(2); «Под, ноги, скрипит, снег, белый».

(2) «Сосну, на, Петя, прибить, кормушка»; «Снежинки, легкие, падать, кружиться» и др.

Включение в комплексное логопедическое исследование заданий на составление отдельных (фразовых) выска­зываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с системными нарушениями речи, в частности, детей, имеющих второй или третий уровень речевого развития.* Построение таких фраз-высказыва­ний является необходимым речевым действием при составлении развернутых речевых сообщений (целого текста) – рассказов-описаний по картинкам, по их сериям, рассказов из опыта и др.

Результаты выполнения заданий на составление отдельных высказываний по картинкам фиксируются в индивидуальной карте ребенка по следующей схеме:

№ п/п Вид зада‒ ния Фразы, составленные ребенком Помощь, оказываемая ребенку Оценка выполнения задания (правильность выполнения, отмечаемые трудности и ошибки и др.)
         

 

Примерная схема оценки выполнения заданий на составление фразовых высказываний

 

Уровень выполнения задания Составление фраз по картинкам с изображением простых действий Составление фраз‒высказываний по 3‒м предметным картинкам Оценка в бал‒ лах
«удовлетвори­тельный» Ответ на вопрос-задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной кар- тинки, полно и точно отображающей еепредметное содержание. Все варианты задания (5 или 6 фраз) выполнены на уровне, соответствующем указанным характеристикам. Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание. Также оценивается вариант отображения вероятной предметной ситуации в виде короткого текста. 5баллов
Средний» Адекватная по смыслу фраза имеет один из перечисленных недостатков: а) недостаточно информативна; б) отмечаются ошибки в употреблении словоформ (в выборе нужной грамма­тической формы слова), нарушающие связь слов в предложении; в) нарушение нормативного порядка слов в словосочетаниях; г) длительные паузы с поиском нужного слова Имеются отдельные недостатки (см. в графе слева) в построении фразы, адекватной по смыслу и соответ­ствующей вероятной предметной ситуации 4 балла
«Недос‒ та­точ‒ ный» Сочетание указанных недостатков информа­тивности и лексико- грамматического структурирования фразы при выполнении всех (или большинства) вариантов задания Фраза составлена на основе предметного содержания только 2-х картинок. При оказа­нии помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание. 3 балла
«Низкий» Адекватная фраза-высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполняемое субъектом действие. Не все варианты задания выполнены Ребенок не смог составить фразу-высказывание с использованием всех 3 картинок, несмотря на оказываемую помощь. Отмечаются ошибки в языковом оформлении высказывания 2 балла
Задание Выполнено надекватно Отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса. Составление фразы подменяется перечислением предметов, изображенных на картинке Предложенное задание не выполнено. Ребенок правильно называет изображенные на картинках предметы, но составить фразу - высказывание с их использованием не может 1 балл

Примеры составления фраз‒высказываний детьми дошкольного возраста по картинкам с изображением простых действий

Обследуемая группа детей Составленные фразы‒высказывания
Дети с ОНР На вопрос «Что здесь нарисовано?» На дополнительный вопрос: «Что делает мальчик/ девочка?»
1.Женя Ф. (1) «Девочка катает коляску»1  
2. Ира Т. (2) «Цветы... мальчик» (3) «Девочка... санки» «Мальчик поливает» «Девочка катает санки»
3. Саша Р. (4) «Мальчик...» «Рыбу... ловит... удочкам»

 

В приведенных примерах отмечаются следующие особеннос­ти выполнения задания: составление фраз‒высказываний под­меняется простым перечислением изображенных действий (при­меры 2,3); для составления фразы требуется дополнительный воп­рос, указывающий на выполняемое действие. Характерно наличие пауз с поиском нужного слова (примеры 2-4); пропуски денотатов – значимых смысловых звеньев речевого высказывания (примеры 1,2), что может быть связано с нарушением операций смыслового программирования. Отмечаются нарушения в грам­матическом оформлении высказываний – ошибки в употребле­нии словоформ, нарушающие связь слов в предложении, нарушения нормативного порядка слов в предложении (прим. 3, 4).

 

Дети с нормальной речью На вопрос: «Что здесь нарисовано?» Особенности речевых высказываний детей
1. Денис Е. «Девочка везет маленького мальчика в коляске» Полная распространенная фраза с использованием определения
2. Лена У. «Мальчик поливает цветы, чтобы они росли» Использование сложного предложения
3. Алеша Д. «Тут мальчик ловит рыбу. У него в руках удочка. Он сидит на траве. Он на берегу озера сидит» Самостоятельная попытка составить небольшой рассказ‒описание

 

Последующие задания предназначаются для изучения уровня сформированности и особенностей связной монологической речи детей в доступных для данного возраста видах (пересказ, рассказы по наглядной опоре и из личного опыта, рассказывание с элементами творчества). При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказа учитываются показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи. Определяются: степень самостоятельности при выполнении заданий, объем рассказа, связность, последовательность и полнота изложения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывается помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.

В целях комплексного исследования связной монологической речи детей используется серия заданий, которая включает:

– пересказ текста (знакомой сказки или короткого рас­сказа);

– составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

– сочинение рассказа на основе личного опыта,

– составление рассказа‒описания.

– окончание рассказа по заданному началу;

– придумывание рассказа на заданную тему.

 

Первое задание имеет целью выявление возможностей детей с ОНР в воспроизведении небольшого по объему и простого по структуре литературного текста. Для этого могут быть использованы знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», короткие реалистические рассказы (например, рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.). Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. При использовании авторских произведений после повторного чтения, перед составлением пересказа, рекомендуется задавать вопросы (3-4) по содержанию рассказа. При анализе составленных пересказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа и др.

Следующее задание используется для выявления возмож­ностей детей в составлении связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов‒эпи­зодов. Для исследования рекомендуется использовать серии из трех‒четырех картинок по сюжетам Н. Радлова («Ежик и гриб», «Кошки и птичка» и др.), или серии с подробно представленным сюжетом (5-6 картинок), например «Медведь и зайцы» и т.п. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Состав­лению рассказа предшествует разбор предметного содержа­ния каждой картинки серии с объяснением значения отдель­ных деталей изображенной обстановки (например, «дупло», «поляна», «лужок» – по серии «Медведь и зайцы» и т.д.). При затруднениях оказывается помощь в виде наводящих вопросов, а также жестового указания на соответствующую картинку или кон­кретную деталь. (Характер и объем оказываемой помощи фиксируются в протоколе обследования и выступают в качестве одного из критериев оценки уровня выполнения задания.) Кроме общих критериев оценки принима­ются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания, смысловое соответствие содер­жания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками - эпизодами.

Как вариант задания на составление рассказа по наглядной опоре детям может быть предложено оставление рассказа по сюжетной картинке.

 

Порядок проведения обследования   Оценка в баллах
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть сюжетную картинку, а затем рассказать, что на ней изображено. Рекомендуемые сюжетные картинки: «Семья», «На детской площадке», «Летом в парке».  

Оценка результатов выполнения задания:

5 баллов ‒ высказывание носит развернутый характер, словар­ный запас соответствует возрасту ребенка;

4 балла ‒ развернутое высказывание характеризуется ограни­ченностью словарного запася, наблюдаются единичные случаи аграмматизма;

3 балла ‒ кроме бедности словарного запаса и аграмматизма встречаются нестойкие звуковые замены, отмечается забывание слов;

2 балла ‒ признаки, характерные для третьего уровня, сочетаются со стойкими звуковыми заменами, забыванием слов в сочетании с вербальными (смысловыми) заменами;

1 балл ‒ пересказ самостоятельно не удается, необходима по­мощь в виде наводящих вопросов, наблюдаются эхолалии и персеверации.

0 баллов – речевые высказывания ребенка не связаны с предложенным заданием; отказ от выполнения задания.

 

Третье задание ‒ составление рассказа из личного опыта ‒ имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему, связанную с повседневным пребыванием в детском саду («На нашем участке», «Игры на детской площадке», «В нашей группе» и др.). Дается план из нескольких вопросов-заданий. Так, при составлении рассказа «На нашем участке» предлагается рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях. После этого дети составляют рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых вопрос-задание повторяется.

При анализе выполнения задания обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, несущих ту или иную информацию по данной теме. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия или их развернутое описание) позволяет оценить, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.

Для составления описательного рассказа детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предмета. Можно использовать такие игрушки, как куклы, в т.ч. персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных

(кошка, собака), грузовая машина-самосвал и др. Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить рассказ о нем по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается инструкция-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе-описании.

При анализе составленного ребенком рассказа обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие ‒ отсутствие логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики.

В случае, когда ребенок оказывается не в состоянии составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

Пятое задание – продолжение рассказа по данному началу (с использованием картинки) имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал. Ребенку предъявляется картинка, изображающая кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение. Ниже приводится примерный материал для обследования по данному заданию.

 

Текст начала рассказа

Коля учился в первом классе. Дорога от дома до школы шла через лес. Однажды зимой Коля возвращался домой из школы. Он шел по лесной тропинке. Вот он вышел на опушку и увидел домики своей деревни. Вдруг из‒за деревьев выскочили четыре больших волка. Коля бросил портфель и быстро влез на дерево. Волки окружили дерево и, щелкая зубами, глядели на мальчика. Один волк прыгнул и хотел схватить его... Что было дальше?

Содержание картинки: мальчик залез на дерево; внизу, под деревом, волки; вдали виднеется деревня.

Вопросы по содержанию картинки: Что ты видишь на картинке? Какое время года изображено? Что виднеется вдали? Что лежит под деревом?

При оценке составленного окончания рассказа отмечаются: смысловое соответствие высказывания ребенка содержанию предложенного начала, соблюдение логической последовательности событий, особенности сюжетного решения, используемые языковые средства, грамматическая правильность речи.

Как дополнительное задание можно использовать также составление рассказа на заданную тему. Задание предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений. Может быть использован такой вариант. Ребенку предъявляются картинки с изображением девочки, корзинки и леса, к которому через поле идет дорожка.Задаются следующие вопросы: «Как мы назовем девочку?», «Куда пошла девочка?», «Зачем она пошла в лес?» После этого предлагается составить рассказ о каком‒нибудь случае с девочкой в лесу. Предварительное составление «экспозиции» рассказа с опорой на картинку облегчает детям переход к рассказыванию по собственному замыслу. Чтобы исключить пересказ знакомой сказки, предварительно оговаривается, что ребенок должен придумать свой рассказ.

При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывается помощь в виде после­довательного использования побуждающих, наводящих и уточня­ющих вопросов.

При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказа (текстового сообщения) обращается внимание на структуру и содержание детских рассказов, особенности монологической речи, наличие элементов собственного творчества. Учитываются показатели, характеризующие уровень овладения детьми навы­ками монологической речи. Определяются: степень самостоятель­ности при выполнении заданий, объем рассказа, полнота и точность отображения предмета речи (темы высказывания); связность и пос­ледовательность речевого сообщения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставлен­ной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок.

Приведемдифференцированныекритерии оценки развернутых речевых высказываний.

Количество смысловых единиц (элементов):

v Число законченных смысловых фрагментов – подтем.

o Число смысловых фрагментов – подтем, отображенных в пересказе по отношению к числу подтем в исходном тексте;

o Число смысловых элементов ‒ микротем

o Число смысловых элементов ‒ микротем пересказе по отношению к числу микротем в исходном тексте;

v Полнота отображения предмета речи

o Количество смысловых единиц (элементов): подтем и микротем,

o Степень полноты отображения предмета речи;

o Адекватность отображения предмета речи (наличие смысловых элементов, не связанных с предметом речи;

v Число денотатов в речевом сообщении (РС); степень отображения основных свойств предмета (основных подтем) через отображение денотативного содержания предмета речи;

o Соотношение числа денотатов в составленном пересказе по отношению к числу «обязательных» денотатов в исходном тексте (денотаты первого порядка);

o степень смыслового соответствия в отображении денотативного содержания текста;

o отображение в РС денотатов, не связанных с предметом речи.

v Степень отображения предмета речи через предикацию (связей и отношений между денотатами): число отображенных в речевом сообщении предикативных связей (их характер, соотношение предикаций 1‒го и «последующих» порядков, полнота отображения самих предикативных отношений и др.);

· степень смыслового соответствия в отображении предикативных связей и отношений;

· наличие в РС предикативных связей, не связанных с отображением предмета речи.

v Связность РВ, обеспечиваемая через связь смысловых единиц (элементов) текста:

· наличие связи между подтемами,

· наличие связи между микротемами (в т.ч., в рамках подтем),

· наличие связи между денотатами (при отображении предмета речи, предметной ситуации, денотатами, обозначающими свойства, признаки предмета /явления/; связи между денотатами при раскрытии содержания подтемы /микротемы/);

· наличие связи между предикативными единицами (словосочетаниями, предложениями) и др.

Для оценки составляемых рассказов рекомендуется следующая таблица параметров оценки составленных рассказов (с.с. 50-53). Такая таблица анализа данных обследования используется в динамических исследованиях (обследование детей в динамике), проводимых до и в ходе специального, целенаправленного обучения.

Дифференцированный качественный анализ высказываний детей с ОНР и с нормальным речевым развитием (на основе приведенной методики исследования) позволил установить несколько уровней выполнения заданий по каждому из видов рассказа.

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА

Уровень выпол‒ нения задания _______________________В и д з а д а н и я_____________________________ 1. П е р е с к а з 2. Рассказ по серии сюжетных картинок
I. ‒ «хороший» ( 4 бал‒ ла ) Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами‒ эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей ).
2.‒ «удовлетворительный» ( 3 бал‒ ла )   Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопро-сы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно‒стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений. Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.
3. ‒ «недос‒ таточ‒ ный» ( 2 бал‒ ла ) Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.   Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.
4.‒ «низ‒ кий» ( 1 балл) Пересказ составлен по наводящим вопросам, Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.

 

Уровень выпол‒ нения задания _____________________В и д з а д а н и я_______________________________ 3. Рассказ из личного опыта 4. Рассказ ‒ описание  
I. ‒ «хороший» (4 балла) Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико‒грамматических средств соответствует возрасту.     В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета (например, от описания основных свойств ‒ к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа ( микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.).  
2.‒ «удовлетворительный» (3 бал‒ ла)   Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого‒синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.).   Рассказ‒описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности ), смысловая незавершенность одной‒двух микротем, отдельные недостатки в лексико‒грамматическом оформлении высказываний.  
3. ‒ «недос‒ таточ‒ ный» ( 2 бал‒ ла ) В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы. Рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен ‒ в нем не отражены некоторые ( 2‒3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.  
4.‒»низ‒ кий» ( 1 балл) Отсутствует один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; резко нарушена связность повествования; грубые лексико‒грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой‒либо логически обусловленной последовательности рассказа‒сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико‒грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ‒описание самостоятельно.  

 

Уровень выполнения задания _В и д з а д а н и я 5.Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу  
I. ‒ «хороший» ( 4 бал‒ ла ) Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.  
2.‒»удовлетворительный» ( 3 бал‒ ла )   Рассказ составлен самостояте





Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.023 с.