Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания.

2017-06-20 458
Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первой проблемой гносеологии является проблема познаваемости мира. Как говорил А. Эйнштейн, "самое непостижимое в этом мире то, что ои постижим". Прежде чем заниматься проблемами познания, нужно решить в принципе, познаваем ли мир. В попытке ответить на этот вопрос в истории философской мысли четко обозначились три основные тенденции: оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Гносеологический оптимизм настаивает на безграничных возможностях познавательных способностей человека и полагает, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее. Они признают, что, конечно, имеются определенные трудности в процессе познания, но развивающееся человечество в конце концов их преодолеет.

Позицию гносеологического оптимизма разделяли как представители материализма, так и многие представители объективного идеализма.

Гносеологический оптимизм, например, ярко выражен в философии Гегеля, который считал, что познание действительности является призванием, потребностью и смыслом жизни человека. Обращаясь к студентам, он говорил, что дерзновение в поисках истины, вера в могущество разума есть первое условие философских занятий: "Человек должен уважать самого себя и признать себя достойным наивысочайшего. Какого бы высокого мнения мы ни были о величии и могуществе духа, оно все же будет недостаточно высоким. Скрытая сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания"[1]. Пессимистические гносеологические взгляды Гегель презрительно называл ничтожными: "Что мы не знаем истины и что нам дано знать одни случайные и преходящие, т.е. ничтожные, явления, – вот то ничтожное учение, которое производило и производит наибольший шум и которое господствует теперь в философии"[2].

Гносеологическим оптимизмом характеризуется и диалектико-материалистическая теория познания. Критикуя Канта, В. И. Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" писал: "Решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет и быть не может"[3]. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еще не познано, но в принципе, в процессе развития человеческого познания, может быть познано.

Гносеологический скептицизм представляет собой сомнение в возможности достижения достоверного знания. Скептицизм глубоко укоренен в философской традиции. В истории философской мысли выделяют следующие формы скептицизма[4]:

• скептицизм Античности (Пиррон, Секст Эмпирик);

• скептицизм Нового времени (Д. Юм и др.);

• современный исследовательский скептицизм.

Поскольку скептицизм Античности и Нового времени был уже рассмотрен в соответствующих главах, обратимся к анализу современного исследовательского скептицизма, который связан с развитием научного познания.

Классические формы античного скептицизма, возрожденные на заре Нового времени, еще не осознавали огромного потенциала научного исследования. С развитием науки скептицизм как учение об абсолютности сомнения сдал свои позиции, потому что наука обладает внушительным объемом достоверного знания.

Произошла трансформация скептицизма, который в настоящее время представлен в форме научного исследовательского скептицизма – философской позиции, выражающей сомнение в достоверности любой концепции, предлагаемой в качестве научной вне соответствующих критериев.

Скептицизм обеспечивает философию и науку мощным инструментарием критицизма. Признание скептицизма как необходимого элемента научного познания стимулирует возникновение новых идей и рост знания.

Агностицизм (от греч. а – отрицательная приставка, gnosis – знание, agnostos – недоступный познанию) исходя из этимологии термина длительное время определялся как философское учение, утверждающее непознаваемость мира.

При этом возникала парадоксальная ситуация. Такие известные приверженцы агностицизма, как И. Кант, И. Мюллер, Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, Т. Гекели, Б. Рассел, Р. А. Уилсон, С. Вайнберг и др., несмотря на то что в мировоззренческом плане были агностиками, личными усилиями добились больших успехов во многих областях научного исследования и внесли значительный вклад в разработку проблем именно научно-теоретического познания.

В чем суть агностицизма, какова его определяющая черта? Этот термин был введен в употребление английским зоологом и сподвижником Ч. Дарвина профессором Т. Г. Гекели в 1869 г. По его определению, агностик – это человек, отказавшийся от веры в богов и убежденный в том, что первичное начало вещей неизвестно и не может быть познано. Он считал, что агностицизм позволяет ограничить претензии на знание со стороны тех, кто желает знать о мире больше, чем в принципе могут подтвердить свидетельства опыта. В современной философской литературе агностицизм определяется как философская концепция, согласно которой мы ничего не можем знать о Боге и вообще о любых предельных и абсолютных основаниях реальности, поскольку непознаваемо то, знание о чем в принципе не может быть убедительно подтверждено свидетельствами опытной науки[5].

Трактовка агностицизма как учения, подвергающего отрицанию принципиальную познаваемость мира, является неточной и неприменима ни к одной из его распространенных форм, причем не только настоящего, но и прошлого. Специфика агностицизма состоит в том, что он пытается обеспечить своеобразную демаркацию интересов между наукой и такими формами духовного освоения действительности, как религия и философия. Например, И. Кант утверждал, что познать можно только то, что является предметом опыта, то, что не является предметом опыта, в принципе непознаваемо. В процессе познавательной деятельности субъект раскрывает мир явлений и развивает научное знание. Философский агностицизм не отрицает познания, а лишь указывает на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью. Заметим, что элементы агностицизма присутствовали во многих философских доктринах. В настоящее время термин "агностицизм" употребляется, как правило, в историко-философском контексте.

Обращение к трактовке агностиками познания, его возможностей, средств и условий нисколько не умаляет значимости учений о познании, сложившихся в истории философии на позициях гносеологического оптимизма, а указывает на сложность философского осмысления процесса познания.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.