Дидактическая игра как средство развития активной речи детей третьего года жизни — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Дидактическая игра как средство развития активной речи детей третьего года жизни

2017-06-20 467
Дидактическая игра как средство развития активной речи детей третьего года жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дидактическая игра как средство развития активной речи детей третьего года жизни

 

 

    Дипломная работа защищена "__" ______________ 2017 г. Оценка ________________ Секретарь ГАК__________ Выполнила студентка специальность 44.02.01 Дошкольное образование группа ВЗ - 34 Форма обучения: заочная Докучаева Екатерина Владимировна (подпись)   Руководитель Юдинцева Алевтина Анатольевна (подпись)

 

Слободской

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Стр
Введение ………………..………………………………………………………  
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ………………………………………………….  
1.1. Развитие активной речи детей третьего года жизни………………………………………………........................................  
1.2. Роль дидактической игры в развитии активной речи детей третьего года жизни…………..………………………………………………….......  
1.3. Опыт работы педагогов по развитию активной речи детей третьего гола жизни………………………………………………………………………  
Выводы по Главе 1……………………………………………….…………  
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ………………………………………………………………………...  
2.1. Выявление уровня развития активной речи детей третьего года жизни……………………………………………………………………………  
2.2. Развитие активной речи детей третьего года жизни через использование дидактических игр……………………………………………  
2.3. Динамика развития активной речи детей третьего года жизни……..  
Выводы по Главе 2……………………………………………………………..  
Заключение……………………………………………………………………..  
Список литературы…………………………………………………………….  
Приложения…………………………………………………………………….  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи. Речь ребёнка – это показатель его развития, речь у детей развивается стремительными темпами, а хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе.

Третий год жизни является периодом интенсивного развития активной речи детей, так как происходит начало речевого общения детей друг с другом, формируется способность сопровождать свои действия речью. Возможность понимать речь и говорить становится для ребёнка третьего года жизни средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие инициативной речи. У ребёнка появляется потребность спрашивать у взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что является основой для дальнейшего развития диалогической речи.

Необходимо развивать у детей речь и многогранное влияние оказывает именно игра, так как это основной вид деятельности дошкольника. В процессе дидактической игры дети овладевают новыми навыками, умениями и знаниями. Дидактическая игра является средством обучения и поэтому дети не принуждённо осваивают правила общения друг другом и с взрослыми, учатся всему, сами того не замечая. Она оказывает большое влияние на процесс развития активной речи у детей третьего года жизни. Данная игра содержит обучающую, дидактическую задачу и играет огромную роль для обучения детей третьего года жизни, так как, в процессе игры, дети решают эту задачу в занимательной форме, с определёнными игровыми действиями. Все выше сказанное подтверждает необходимость проведения исследования по проблеме влияния дидактических игр на развитие активной речи для детей третьего года жизни.

Исследованием речевого развития и дидактическими играми занимались также такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты, как: А.К Бондаренко, Л.С. Выготский, А. Н. Гвоздев, В. В. Гербова, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, А. И. Сорокина, Ф.А. Сохин, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, К.Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, В. И. Яшина.

Итак, актуальность данной темы заключается в том, что необходимо уделять внимание развитию активной речи детей третьего года жизни, а дидактическая игра является мощным средством развития активной речи, которое целесообразно использовать именно в этом возрасте.

Цель исследования: выявить эффективность влияния дидактической игры на развитие активной речи детей третьего года жизни.

Объектом исследования является процесс развития активной речи детей, третьего года жизни.

Предметом исследования является дидактическая игра, как средство развития активной речи детей, третьего года жизни.

Гипотеза: присутствует предположение, что дидактическая игра может оказать положительное влияние на развитие активной речи детей третьего года жизни.

Задачи: 1)изучить теоретические основы развития активной речи детей третьего года жизни; 2)провести опытно - экспериментальную работу по развитию активной речи детей третьего года жизни.

Теоретические основы: исследованияпо использованию дидактических игр в развитии речи детей составили работы А. К. Бондаренко, Е. И. Радиной, А. И. Сорокиной, Е.И. Тихеевой, Е. И. Удальцовой, А А. П.Усовой.

Методы исследования: изучение методической литературы, диагностика речевого развития детей третьего года жизни, эксперимент, обработка экспериментальных данных

Теоретическая значимость заключается в обоснование проблемы использования дидактических игр в развитии активной речи детей третьего года жизни на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.

Практическая значимость: подобрать серию дидактических игр на развитие активной речи детей третьего года жизни и апробировать их на практике.

База опытно – экспериментальной работы: МКДОУ детский сад № 4, п.г.т. Нагорск.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования видно, что развитие активной речи детей третьего года жизни стремительно возрастает. Первые года жизни для ребенка являются важными периодами в развитии активной речи, потому что с каждым годом малыш растёт, развивается, стает активным наблюдателем, познаёт окружающий мир и постепенно происходит развитие активной речи: стремительно пополняется запас слов, предложения становятся сложными, речь взрослого понятной, появляются вопросы и речь становится средством познания. Если все условия первых лет жизни ребенка благоприятствуют его развитию, то к трем годам процесс формирования речи в основном завершается.

Одним из средств развития активной речи детей третьего года жизни, является дидактическая игра. Она имеет колоссальное влияние на развитие речи детей третьего года жизни. Роль дидактических игр в развитии речи детей заключается в том, что они служат средством обучения и являются огромным источником познавательной деятельности, помогают закреплять знания. С помощью данных игр дети учатся сравнивать, обобщать, рассказывать, благодаря чему у них развивается связная речь, обогащается словарь, формируется четкое звукопроизношение, повышается грамматический строй речи, все действия сопровождаются словом, беседой. В дидактических играх детям предоставляется наглядность, эти игры повышают интерес к занятиям, развивают внимание, сообразительность, очень просты, доступны.

Важным моментом из опытов работы педагогов стало ясно, что действительно использование дидактических игр являются эффективным средством в развитии речи детей третьего года жизни (связная речь, активизация и обогащение словаря, грамматического строя речи и звуковой культуры речи). Дидактические игры широко применяются в непосредственной образовательной деятельности ДОУ, они многогранны и служат незаменимым источником для работы воспитателей.

Третьего года жизни

 

Опытно-экспериментальная работа по развитию активной речи детей 3-го года жизни проводилась на базе МКДОУ детский сад № 4, п.г.т Нагорск. В детском саду работает 4 группы: 1 группа раннего возраста, 1 группа младшего возраста, 1 группа среднего возраста, 1 группа старшего возраста, детский сад работает по программе «От рождения до школы».

Цель опытно-экспериментальной работы: способствовать развитию активной речи у детей 3-го года жизни. В детском саду, на базе которого проводилась опытно - экспериментальная работа, созданы хорошие условия для развития активной речи детей. Создана благоприятная речевая среда: много развивающих игрушек, пособий, дидактических игр направленных на речевое развитие, книг. С детьми проводится регулярная работа по развитию речи: занятия, игры. Поведение детей организованное, дети активные, проявляют интерес к занятиям и дидактическим играм. Таким образом, условия для проведения опытно - экспериментальной работы созданы. Данная работа проводится в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития активной речи детей 3-го года жизни. Проведение диагностики важно для определения эффективности работы в данном направлении. В эксперименте участвовало 10 детей.

Для определения уровня активной речи детей третьего года жизни мы подобрали 2 диагностики. 1 диагностика, предложенная Галигузовой Л.Н, Смирновой Е.О.

В результате проведения 1 ситуации «Общение с взрослым» выявляли активность детей в общении:

- Соня, Катя, Элина: активны и инициативны в общении вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь (много раз подходили ко мне, говорили различные слова и предложения «Тётя, это кукла», «Тётя пошли со мной», «Почитай мне книжку», «Пошли поиграем», «Мяч, кубик, куколка» все общение было выстроено словами, они набрали наибольшее количество баллов (3балла), что соответствует высокому уровню;

- Алина, Лера, Виолетта и Егор: чем активнее взрослый, тем инициативнее и активны дети. Проявляли инициативу, свою активность в общении, но их общение было однообразным, т.е говорили слова «Тётя», «Это машинка», а далее проявляли действия (брали за руку), они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню;

- Семён, Глеб, Влад: были малоинициативны по отношению к взрослому, практически не разговаривали, редко брали на себя инициативу и были не активны в общении, следовали за мной (никаких слов не говорили, только возле меня стояли, смотрели и ждали действий от меня). Они набрали наименьшее количество баллов (1 балл), что соответствует низкому уровню.

В результате проведения 2 ситуации «Совместная игра со взрослым» выявляли проявление активной речи:

- Элина: охотно и с удовольствием принимала предложение поиграть вместе, средства общения у неё богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, составляя короткие, но связные предложения из 2- 3 слов. Она набрала наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню;

- Алина, Соня, Катя, Лера, Виолетта и Егор: самостоятельно произносят названия предметов и действий, которые им знакомы, составляют 2 –х словное предложение, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню;

- Глеб, Семён и Влад: практически не разговаривают сами, но могут повторить слова за взрослым, они набрали наименьшее количество баллов (1 балл), что соответствует низкому уровню.

В результате проведения 3 ситуации «Совместное разглядывание картинок», работа была направлена также на выявление активной речи детей, и было отмечено следующее:

- Элина: самостоятельно называла на картинках все изображенные предметы и животных, правильно отвечала на задаваемые вопросы, она набрала наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню.

- Алина, Соня, Катя, Лера, Виолетта и Егор: они называли самостоятельно знакомых животных, отвечали на вопросы: «Это кто?», но испытывали затруднения на задаваемый вопрос: «Что делает?» требовалось моя помощь в повторении вопроса и проговаривание действий, изображенных на картинке, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню

- Глеб, Владик, Семён: необходима помощь взрослого в названии изображенных на картинке предметов, после чего повторяли слова, они набрали наименьшее количество баллов (1 балл), что соответствует низкому уровню.

На основе первой диагностики всех 3-х ситуаций был получен следующий результат: он отражен в таблице 1 (Приложение.

 

Таблица 1 - Уровень развития активной речи детей третьего года жизни на этапе констатирующего эксперимента.

№ п/п Имя ребенка Активная речь Общее количество баллов Уровни
1 – ая ситуация «Общение со взрослым» 2 - ая ситуация «Совместная игра со взрослым» 3 - я ситуация «Совместное разглядывание картинок»
о н с в о н с в о н с в
  Алина                           средний
  Семён                           низкий
  Элина                           высокий
  Егор                           средний
  Катя                           средний
  Соня                           средний
  Лера                           средний
  Глеб                           низкий
  Виолетта                           средний
  Влад                           низкий

Примечание:

О – отсутствие;

Н - низкий;

С - средний;

В - высокий

В процентном отношении уровень активной речи представлен на диаграмме:

Рисунок 1 - Уровень развития активной речи детей на этапе констатирующего эксперимента

 

Исходя, из диаграммы можно проследить количественные показатели:

- высокий уровень – 10% (у Элины). Активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Она охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, спрашивает, комментирует, предлагает, отвечает на вопросы;

- средний уровень – 60% (у Алины, Сони, Кати, Леры, Виолетты, Егора). Такие дети используют самостоятельно слова в общении, но необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок;

- низкий уровень – 30% (у Семена, Глеба, Владика). Эти дети малоинициативны по отношению к взрослому, практически не разговаривает сами, но могут повторить слова за взрослым.

Для более точной проверки активной речи детей третьего года жизни мы подобрали вторую методику, разработанную О.С.Ушаковой и Е.М. Струниной, которая направлена на уровень сформированности словаря. Эта диагностика заключается в следующем. Для выявления развития словаря подобраны 2 задания: 1 игра с куклой и 2 игра с мячом.

В результате проведения 1 задания: «Игра с куклой» выявляли развитие словаря у детей, было отмечено следующее:

- Элина, Соня, Катя, Лера, Егор: называли ответы под номером 1, были активны, запас словаря достаточный, они набрали наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню.

- Алина, Виолетта, Глеб, Влад: называли ответы под номером 2, умеют понимать и слушать речь, участвует в общении, отличаются не высоким запасом словаря, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню.

- Семён: называл ответы под номером 3, малоактивен и малоразговорчив, словарь ребенка скуден, он набрал наименьшее количество баллов (1балл), что соответствует низкому уровню.

В результате проведения 2 задания: «Игра с мячом» выявляли развитие словаря у детей, было отмечено следующее:

- Элина, Соня, Катя, Егор: называли ответы под номером 1, были активны, запас словаря достаточный, они набрали наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню.

- Алина, Лера, Виолетта: называли ответы под номером 2, умеют понимать и слушать речь, участвует в общении, отличаются не высоким запасом словаря, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню.

- Глеб, Влад, Семен: называли ответы под номером 3, малоактивены и малоразговорчивы, словарь ребенка скуден, они набрали наименьшее количество баллов (1балл), что соответствует низкому уровню.

На основе второй диагностики, 2-х заданий был получен следующий результат: он отражен в таблице 2 (Приложение

Таблица 2- Уровень развития словаря детей третьего года жизни, на этапе констатирующего эксперимента

 

№ п/п Имя ребёнка Игра с куклой Игра с мячом Общее количество баллов Уровни
задание задание задание задание задание задание
н с в н с в н с в н с в н с в н с в    
  Алина                                       средний
  Семён                                       низкий
  Элина                                       высокий
  Егор                                       высокий
  Катя                                       высокий
  Соня                                       высокий
  Лера                                       средний
  Глеб                                       низкий
  Виолетта                                       средний
  Влад                                       низкий

Примечание:

Н - низкий;

С - средний;

В – высокий.

 

В процентном отношении уровень развития словаря детей представлен на диаграмме:

 

Рисунок 2 - Уровень развития словаря детей третьего года жизни, на этапе констатирующего эксперимента

 

Исходя, из диаграммы можно проследить количественные показатели:

Высокий уровень – 40% ( у четырех детей, Элина, Егор, Катя и Соня) – дети активны в общении, запас словаря достаточный;

Средний уровень – 30% (у трех детей, Алина, Лера, Виолетта) – дети умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря;

Низкий уровень – 30% (у трех мальчиков Глеба, Влада, Семёна) - дети малоактивены и малоразговорчивы, словарь скуден.

По общему анализу двух диагностик (активной речи и развития словаря) на этапе констатирующего эксперимента получили следующие уровни:

- у Эллины: активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Она охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, спрашивает, комментирует, предлагает, отвечает на вопросы, очень активна в общении, запас словаря достаточный, что соответствует высокому уровню.

- у Алины, Сони, Кати, Виолетты, Леры, Егора: характеризуются средними значениями показателей всех параметров, дети используют слова в общении, необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря, что соответствует среднему уровню.

- у Семена, Влада, Глеба: характеризуются слабой степенью выраженности всех параметров, малоинициативны по отношению к взрослому, практически не разговаривают сами, но могут повторить слова за взрослым, дети малоактивны и малоразговорчивы, словарь детей скуден, что соответствуют низкому уровню.

Для более точного результата сравним 2 диагностики, результаты которые представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Общий анализ двух диагностик (активной речи и развития словаря) на этапе констатирующего эксперимента

 

№ п/п Имя ребенка Названия диагностик Уровни
1 – ая диагностика активной речи 2 - ая диагностика развития словаря
Уровни Уровни
  Алина средний средний средний
  Семён низкий низкий низкий
  Элина высокий высокий высокий
  Егор средний высокий средний
  Катя средний высокий средний
  Соня средний высокий средний
  Лера средний средний средний
  Глеб низкий низкий низкий
  Виолетта средний средний средний
  Влад низкий низкий низкий

 

В основном результаты совпали, расхождения получились только у Сони, Кати, Егора, потому что они используют слова в общении, но необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, но запас словаря достаточный.

В процентном отношении общий уровень диагностик представлен на диаграмме:

Рисунок 3 - Общий уровень диагностик на этапе констатирующего эксперимента

Таким образом, итоговые результаты констатирующего эксперимента следующие:

Высокий уровень – 10% (Элина) активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Она охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, спрашивает, комментирует, предлагает, отвечает на вопросы, очень активна в общении, запас словаря достаточный, таким образом у ребенка развита и активная речь и словарь.

Средний уровень – 60% (Алина, Егор, Лера, Виолетта, Соня, Катя) дети используют слова в общении, необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря, у таких детей не совсем развита активная речь и словарь.

Низкий уровень – 30% ( Семён, Глеб, Влад) такие дети малоинициативны по отношению к взрослому, практически не разговаривают сами, но могут повторить слова за взрослым, дети малоактивны и малоразговорчивы, словарь детей скуден, у таких детей не развита активная речь и словарь.

Итак, на основе выполненного анализа можно утверждать, что с детьми, у которых имеется низкий и средний уровень необходимо проводить последовательную и качественную работу по развитию активной речи через применения дидактических игр. А с ребенком, у которого имеется высокий уровень нужно самосовершенствовать активную речь, применяя использование дидактических игр.

Январь

  2-ая неделя 3-ая неделя 4-ая неделя
Д/и «Уложите куклу спать». Цель: развитие навыков звукоподражания. Д/и «КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА» Цель: Развитие звукоподражания, ориентировку в пространстве.     Д/и «Часы» Цель: активизирование подражательных действий ребенка, развитие фонематического восприятия, формирование умения соотносить слово с предметом и действием.
Д/и «Паровоз и машина» Цель: формирование умения различать и произносить новые звукоподражания (ту-ту,би-би); соотносить звукоподражания транспорта с изображением.   Д/и «Кто так кричит» Цель: развитие навыков звукоподражания, формирование умения находить и показывать картинку из 6-8 предложенных по словесной инструкции. Д/и «Доброе утро» Цель: развитие слухового внимания, умения находить по звукоподражанию домашнее животное, называть его.

Февраль

1-ая неделя 2-ая неделя 3-ая неделя 4-ая неделя
Д/и «Мчится машина» Цель: обогащение словаря точными наименованиями предметов, частей предметов, действий, активизирование словаря наименованиями животных, развитие речевого слуха в процессе звукоподражаний Д/и «Маленькой елочке холодно зимой» Цель: обогащение словаря глаголами, образованными от звукоподражаний. Вовлечение детей в диалог и побуждение соотносить слово с выразительными движениями     Д/и «Ходит по двору петушок» Цель: вовлечение детей в игровое и речевое взаимодействие; активизирование глаголов (клюет, гребёт, машет). Д/и «Купание куклы» Цель: развитие умение по словесному указанию воспитателя находить предметы по названию, обогащение словаря существительными, обозначающими названия предметов личной гигиены (мыло, ванна, вода, полотенце), одежды, глаголами (купать, наливать, вытирать, намыливать), прилагательными, обозначающими цвет, температуру предметов (красный, желтый, холодный, теплый).
Д/и «Чудесный мешочек».Цель: Учить детей самостоятельно называть предметы, обогащать словарь существительными, отвечать на простые вопросы   Д/и «Кто что ест?» Цель: активизирование в речи детей глаголов: (лакать, есть, грызть), расширение представления о пище. Д/и «Игры с зонтиком» Цель: развитие понимание речи и активизирование словаря на основе расширения ориентировки в ближайшем окружении, обогащать словарь существительными, обозначающими названия предметов (зонт), глаголами (открывать, закрывать). Д/и «Наряжаем куклу» Цель: развитие понимание речи и активизирование словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении, формировать умение отвечать на вопросы, обогащать словарь детей сущ-ми (платье, юбка, кофта), глаголами (одевать), прилагательными (красивое, красное)

Март

1-ая неделя 2-ая неделя 3-ая неделя 4-ая неделя
Д/и «Вечерняя песенка» Цель: обогащение речи детей образными словами и выражениями; вовлечение детей в диалог и побуждение отвечать на вопросы, высказывать пожелания. Д/и «Наши мамы» Цель: развитие понимания речи, обогащение словаря детей существительными, обозначающими названия предметов одежды, посуды, предметов быта (утюг, пылесос), глаголами (стирать, лечить, поливать), формирование умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы. Д/и «Поиграем» Цель: активизирование словаря наименованиями игрушек, деталей предметов, глаголов; вовлечение детей в общий разговор, подводить к описанию предметов Д/и «Репка» Цель: продолжать учить повторять несложные фразы, учить драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок
Д/и «Яблоки и барабан» Цель: активизирование прилагательных (красивый, сладкий, вкусный), побуждение вступать в диалог со взрослым, отвечать на вопросы.   Д/и «Длинное ухо и клубок – колючий бок» Цель: обогащение словаря точными глаголами, прилагательными, подведение детей к освоению простых способов словообразования. Учить самостоятельно строить высказывание из 1-2 фраз.   Д/и «Буратино загадывает загадки о животных» Цель: побуждение детей вступать в диалог со взрослым и сверстниками, развитие умения составлять описания игрушек, активиз-ие глаголов, слов. Д/и «Колобок» Цель: продолжать учить повторять несложные фразы, учить драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок

 

ВЫВОДЫ по ГЛАВЕ 2

Опытно-экспериментальная работа по развитию активной речи детей третьего года жизни осуществлялась в три этапа. На этапе констатирующего эксперимента в результате обследования активной речи детей первой младшей группы были выявлены уровни развития активной речи детей и уровень развития словаря детей. В основном дети показали средний и низкий уровень развития активной речи.

Нами был разработан перспективный план работы, в который были включены дидактические игры на развитие звукоподражания, на обогащение словаря существительными, глаголами, прилагательными и на развитие диалогической, связной речи. Важным моментом в эффективности проведенной работы считаем дидактические принципы: систематичности, последовательности, наглядности, доступности, научности и индивидуализации, а также дифференцированный подход.

Применяемые нами методы и приемы работы способствовали развитию активной речи детей. Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику у детей в уровне развития активной речи детей и уровне развития словаря, что свидетельствует об эффективности применения дидактических игр.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Психологи утверждают: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Использование игры необходимо при обучении детей. Дидактическая игра должна в полной мере помочь решить как образовательные задачи, так и задачи развития познавательной активности детей младшего школьного возраста, следовательно одним из средств развития активной речи детей третьего года жизни, является, конечно, же дидактическая игра. Она имеет колоссальное влияние на развитие речи детей третьего года жизни. Роль дидактических игр в развитии речи детей заключается в том, что они служат средством обучения и являются огромным источником познавательной деятельности, помогают закреплять знания. С помощью данных игр дети учатся сравнивать, обобщать, рассказывать, благодаря чему у них развивается связная речь, обогащается словарь, формируется четкое звукопроизношение, повышается грамматический строй речи, все действия сопровождаются словом, беседой. В дидактических играх детям предоставляется наглядность, эти игры повышают интерес к занятиям, развивают внимание, сообразительность, очень просты, доступны.

Опытно-экспериментальная работа по развитию активной речи детей третьего года жизни осуществлялась в три этапа. На этапе констатирующего эксперимента в результате обследования активной речи детей первой младшей группы были выявлены уровни развития активной речи детей и уровень развития словаря детей. В основном дети показали средний и низкий уровень развития активной речи.

Нами был разработан перспективный план работы, в который были включены дидактические игры на развитие звукоподражания, на обогащение словаря существительными, глаголами, прилагательными и на развитие диалогической, связной речи. Важным моментом в эффективности проведенной работы считаем дидактические принципы: систематичности, последовательности, наглядности, доступности, научности и индивидуализации, а также дифференцированный подход.

Применяемые нами методы и приемы работы способствовали развитию активной речи детей. Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику у детей в уровне развития активной речи детей и уровне развития словаря, что свидетельствует об эффективности применения дидактических игр.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой, Л.А. Абрамян, Т.В. Антон


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.