II. Основные дидактические единицы. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

II. Основные дидактические единицы.



II. Основные дидактические единицы.

Название разделов Дидактические единицы
I. История философии. 1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. 2. Основные этапы исторического развития: философские учения Древнего Востока, античная философия, философия Средневековья, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная западная философия, отечественная философия. 4. Структура философского знания. 5. Социальные функции философии.
II. Онтология. 1. Бытие и его основные формы. 2. Мир как система. 3. Субстанция и основные картины мира. 4. Понятие материального и идеального. 5. Движение и развитие. 6. Пространство и время. 7. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. 8. Философские образы природы.
III. Гносеология. Философия науки. 1. Познание, его возможности и границы. 2. Субъект и объект познания. 3. Чувственное и рациональное познание. 4. Формы и методы познавательной деятельности. 5. Познание и практика. 6. Теория истины. 7. Наука и критерии научности. 8. Структура и методы научного познания. 9. Наука и техника.
IV. Философская антропология. 1. Человек, индивид, личность, индивидуальность. 2. Природа и сущность человека. 3. Индивидуальное и общественное сознание. 4. Человек как субъект деятельности. 5. Социализация личности. 6. Проблема свободы личности.
V. Аксиология.
  1. Ценности в жизни человека и общества.
  2. Ценностные отношения и ценностные ориентации.
  3. Типология ценностей.
 
VI. Социальная философия. Философия истории. 1. Общество и его структура. 2. Основные сферы общественной жизни. 3. Единство и многообразие мировой истории. 4. Общественный прогресс и его критерии. 5. Понятия формации, цивилизации. 6. Культура как мир человека. 7. Россия в диалоге культур. 8. Глобальные проблемы и будущее человечества.

III. Программа курса.

Раздел 1. История философии.

Тема 1. Философия: ее предмет и роль в обществе.

Рождение философской мысли, ее предмет. Мир и человек. Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Мироощущение и миропонимание. Исторические типы мировоззрений: миф, религия, философия. Их особенности, сходство и различие.

Философия как наука. Основные проблемы философии: их природа и специфика. Философия и наука. Структура философского знания. Социальные функции философии. Место философии в духовной культуре. Взаимосвязь философии с другими формами общественного сознания.



Тема 2. Философия Древнего Востока.

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Проблема периодизации истории философии. Предфилософские формы миропонимания в Месопотамии и Древнем Египте. Человек в культуре Древнего Востока. Философские школы Древней Индии и Древнего Китая. Предфилософское значение Вед и «Книги песен». Учения Будды, Конфуция, Лао-цзы.

Тема 3. Античная философия.

Основные этапы развития античной философии. Космоцентрический характер античной философии. Античный эпос и мифология. Милетская школа, Гераклит, элеатская школа, пифагорейская школа, атомистическая школа Демокрита и поиск первоначала бытия. Софисты и Сократ: поворот к антропологической проблематике. Диалектика как учение о развитии и как искусство творческого диалога. Объективный идеализм Платона. Учение Платона об идеальном государстве, законах, справедливости. Философия Аристотеля: логика, метафизика, концепция категорий, этика, учение о форме и материи, о причинности и других универсальных принципах бытия. Эллинистическая и римская философия: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм, неоплатонизм.

Тема 4. Философия Средневековья.

Религиозный характер философской мысли. Апологетика христианства. Радикальное изменение системы ценностей. Патристика. Примат веры над разумом. Учение Аврелия Августина: природа и человек как творение Бога. Разум и воля. Учение о «священной истории». Схоластика. Философия Фомы Аквинского. Проблема разума и веры, сущности и существования. Обоснование идеи Бога, средневековая картина мира. Аскетизм и духовность как нравственный идеал. Спор о природе общих понятий (универсалии). Реализм и номинализм.

Раздел 2

Философия: основные понятия и проблемы.

Тема 12. Аксиология.

Аксиологическая сущность человеческой деятельности. Понятие ценности, ценностных отношений, ценностных ориентаций. Человеческая жизнь как абсолютная ценность. Типология ценностей (экономические, политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические). Свобода совести. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Мир эстетики. Художественное освоение мира человеком. Художественная деятельность, искусство. Эстетика как «философия прекрасного». Красота как условие гармонии, полноты человеческого существа. Искусство как возвышение над натуральностью обыденного, побуждение к игре.



Трагизм бытия человека в современном мире. Попытка его преодоления в философии XIX и ХХ веков. «Одичание человека» ХХ века как результат опустошения Земли, экологического кризиса, разрушительных войн и революций. Разрушение культурной среды, «культурного слоя» и культурной мотивации поведения. Опасность антропологической катастрофы, возможности и пути возрождения. Культура – защитный механизм личности и общества от дезорганизации, специфический способ бытия человека, его «вторая природа». Гуманизация общественных отношений и духовной жизни как надежда на выход из кризисной ситуации.

Тема 14. Философия истории.

Философия истории: понятие и предмет. Общество как саморазвивающаяся система. Развитие общества. Критерии развития общества. Единство и многообразие мировой истории. Проблемы устойчивости и изменчивости социальных состояний.

Общественный прогресс и его критерии. Проблемы конечности и смысла человеческой истории. Проблемы закономерности в социальном развитии. Многообразие факторов общественного развития. Проблема детерминизма и индетерминизма. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Основные теоретические подходы к анализу истории: формационный, цивилизационный, культурологический. Особенности западной и восточной культур. Современный этап развития мировой цивилизации: проблемы и перспективы. Россия в диалоге культур. Человечество перед лицом глобальных проблем современности. Проблема будущего человечества в философии.

 

 

IV. Тематика и планы семинаров.

V. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.

 

1. Философия: понятие, предмет, социальные функции.

2. Философия как мировоззренческая система. Взаимосвязь основных исторических типов мировоззрения.

3. Философия и наука.

4. Космоцентризм античной философии.

5. Философские системы Платона и Аристотеля.

6. Теоцентризм средневековой философии.

7. Философское учение Фомы Аквинского.

8. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

9. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт.

10. Механико-метафизический материализм XVII в.: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц.

11. Сенсуалистская философия Д. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма.

12. Проблема человека и общества в философии Просвещения: Ф.М.А. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.

13. Классическая немецкая философия: основные представители и проблематика.

14. Философия И. Канта.

15. Философская система и метод Г.Ф.В. Гегеля.

16. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

17. Рациональная философия ХХ в. и проблема познания / нео- и постпозитивизм, неокантианство, герменевтика.

18. Иррационализм и проблема человека (философия воли Ф. Ницше, философия жизни А. Бергсона, неофрейдизм).

19. Существование и сущность человека (экзистенциализм, прагматизм, антропологическая философия).

20. Проблема общества в современной западной философии сциентизм и антисциентизм.

21. Традиции, основные периоды и особенности развития отечественной философии.

22. Проблема исторической судьбы России в отечественной философии.

23. Русская религиозная философия XIX - XX в.в.

24. Философская мысль в советский период.

25. Материалистическая традиция в философии России.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ.

 

  1. Предмет философии и ее роль в жизни человека и общества.
  2. Исторические типы мировоззрения. Философия и наука.
  3. Космоцентризм античной философии. Раннегреческая натурфилософия.
  4. Философские системы Платона и Аристотеля.
  5. Теоцентризм средневековой философии. Основные проблемы и этапы развития.
  6. Философия Августина и Фомы Аквинского.
  7. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.
  8. Новая философская картина мира в трудах Н.Кузанского, Дж.Бруно.
  9. Социальная философия Н.Макиавелли, Т.Мора, Т.Кампанелла.
  10. Основные направления и проблематика философии Нового времени.
  11. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени: Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза.
  12. Философия Просвещения: Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро.
  13. Немецкая классическая философия. Философские взгляды И.Канта.
  14. Система и метод философии Гегеля.
  15. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
  16. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
  17. Иррациональная философия: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор.
  18. Исторические формы позитивизма.
  19. Основные философские направления 20 века.
  20. Специфика и основные этапы развития отечественной философии.
  21. Основные направления русской философии 19 века.
  22. Альтернатива славянофильства и западничества в русской философии: А.С.Хомяков, А.И.Герцен.
  23. Русская религиозная философия 19-20 вв.
  24. Советская философия.
  25. Бытие как философская проблема.
  26. Материя и дух. Материализм и идеализм.
  27. Категория «материя» и ее значение для философии.
  28. Движение, пространство и время как философские категории.
  29. Проблема метода в философии. Противоположность диалектики и метафизики.
  30. Философская картина мира. Разные способы видеть мир.
  31. Диалектика как учение о всеобщих связях, изменении и развитии.
  32. Категории, законы и принципы диалектики.
  33. Природа и сущность сознания. Структура сознания.
  34. Сознание и бессознательное.
  35. Проблема происхождения сознания.
  36. Индивидуальное и общественное сознание, их взаимосвязь. Структура общественного сознания.
  37. Познание, его возможности и границы. Знание и вера. Проблема познаваемости мира.
  38. Структура познавательной деятельности. Чувственная и рациональная ступени процесса познания.
  39. Многообразие форм знания, состав знания. Вненаучное знание.
  40. Проблема истины и ее проверки. Современные концепции истины.
  41. Научное познание и его специфика. Роль науки в развитии общества.
  42. Методы научного познания.
  43. Проблема ценностей в философии. Структура и иерархия ценностей.
  44. Нормы, идеалы, ценности. Сущность морали.
  45. Мир эстетики. Искусство, его сущность, структура.
  46. Природа и общество: диалектика взаимосвязи.
  47. Понятие общества в философии.
  48. Общество как развивающаяся система. Источники саморазвития общества.
  49. Основные сферы общественной жизни, их взаимоотношения.
  50. Проблема человека в философии.
  51. Природа и сущность человека.
  52. Проблема антропосоциогенеза
  53. Личность и общество, их взаимосвязь.
  54. Проблема свободы и ответственности. Свобода и необходимость.
  55. Смысл и цели жизни человека.
  56. Личность: понятие и структура.
  57. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Детерминация социального развития.
  58. Культура и цивилизация. Человек в системе культуры.
  59. Сущность общественного прогресса, его критерии и типы.
  60. Вопрос о смысле и направленности истории в философии. Единство и многообразие мировой истории.
  61. Проблема периодизации всемирной истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
  62. Научно-техническая революция: истоки и социальные последствия.
  63. Глобальные проблемы современности.
  64. Современная цивилизация и будущее человечества.

 

VI. Методические рекомендации студентам

 

В рамках курса «Философия» предусмотрены следующие виды самостоятельной подготовки студентов:

Работа на семинарах

Студенты должны показать систему философских знаний, уметь ориентироваться в истории философии, прослеживать единство в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов на человека. Курс призван привить навыки определения общего характера концепций, различения типа философских позиций, развивать способность самостоятельного анализа и осмысления важных мировоззренческих проблем на основе учебной и теоретической литературы. Выступления на семинаре показывают умение студентов в устной форме четко и доказательно высказать свое мнение по проблеме. 7 задание плана семинаров выполняется по желанию студента для получения дополнительных баллов.

Конспект произведения русского философа

По личному выбору студент изучает какой-либо философский текст и делает подробный конспект, выделяя узловые проблемы, смысловые центры, спорные положения. В заключении высказывается собственное отношение к позиции философа.

 

Сводная таблица «Диалектика как общая теория развития».

На основе учебной и теоретической литературы студенты должны кратко систематизировать материал по следующим разделам:

Диалектика: исторические типы Категории диалектики Принципы диалектики Законы диалектики
       

Обязательно в конце таблицы должен быть сформулирован самостоятельный вывод о роли и месте диалектики в познании мира. Необходимо показать умение работать с источниками и тезисно излагать материал.

 

Сочинение «Проблема смысла жизни человека в философии».

Работа носит творческий характер. На основе теоретической, учебной литературы и произведений конкретных философов студенты должны в письменной форме дома изложить свои взгляды на проблему по следующему плану:

  1. Понятие «смысл жизни» в философии.
  2. Основные теоретические подходы к вопросу о смысле человеческого существования.
  3. Мое отношение к данной проблеме.

Объем сочинения ограничен 3-15 стр.

Доклад «Глобальные проблемы современности».

Задача студента дать письменный анализ одной из глобальных проблем современности. В ходе работы следует раскрыть следующие вопросы: какие проблемы относятся к разряду глобальных, почему указанная проблема является таковой, каковы пути решения этой проблемы. Объем доклада – 3-5 стр.

 

Реферат

Тема реферата выбирается по последней цифре номера зачетной книжки студента. Студент защищает содержание написанного им и проверенного преподавателем реферата в личном собеседовании. Реферат – письменная работа объемом не менее 0,5 п.л. (12 стр.) может быть представлен как:

1) краткое изложение содержания философского произведения конкретного мыслителя (например: «Этика» Б.Спинозы);

2) анализ трудов философа по определенной проблеме (например: Проблема свободы в творчестве Н.А.Бердяева);

3) краткий обзор философских исследований разных авторов по одной проблеме (например: Проблема свободы воли в немецкой классической философии).

Работа над рефератом включает следующие этапы:

- выбор и формулировка проблемы;

- составление плана исследования;

- поиск и подбор литературы;

- работа с источниками, систематизация материала;

- анализ собранного материала, разработка собственного видения проблемы;

- письменное оформление реферата.

Содержание реферата должно включать:

а) введение, где обосновывается актуальность избранной проблемы, степень теоретической разработанности ее (краткий анализ литературы по теме реферата), цель и задачи исследования, новизна собственного подхода;

б) основную часть, где раскрывается и логически обосновывается алгоритм решения проблемы, путем разложения ее на два-три конкретных вопроса (каждый из которых может иметь подвопросы);

в) заключение, где формулируются собственные выводы по теме исследования, даются теоретические и практические рекомендации.

В реферате студент должен раскрыть тему, самостоятельно и аргументировано исследовать проблему, показать навык работы с теоретическими источниками, выразить собственную позицию по обозначенной проблеме.

Оформление реферата:

Реферат может быть представлен в рукописной и печатной формах. На титульном листе сообщается, в каком институте и по какой кафедре проведено исследование, название реферата, автор (фамилия, имя, отчество, студенческая группа). Страницы текста должны быть пронумерованы. Первой страницей считается титульный лист, но он не нумеруется, на следующей проставляется цифра «2» и т.д.

На протяжении всего реферата необходимо сохранять единообразие в расположении текста, заголовков, примечаний, в применении сокращений. Все ссылки на источники, на конкретных авторов, особенно при прямом цитировании, обязательно оформляются сносками, либо постраничными, либо в приложении, либо отправляющими к списку литературы. На всем протяжении реферата следует придерживаться какого-либо одного способа оформления сносок.

В конце реферата помещается библиография. Она представляет список использованной для написания реферата литературы. Объем литературы не ограничен, но должен включать не менее 5-10 теоретических источников по проблеме. Оформление литературы и сносок должно отвечать библиографическим правилам. Небрежно оформленные, содержащие грамматические ошибки, не отвечающие рекомендациям по содержанию и оформлению рефераты, могут быть возвращены студенту для доработки.

Зачет

Зачет по курсу «Философия» проводится в форме устного собеседования по одному из предложенных вопросов (см. вопросы к зачету). Ответ должен быть устным, самостоятельным, конкретным и четким. Студент должен не только назвать философские направления и перечислить имена философов, но и раскрыть содержание концепций и философских систем. Зачет может быть проведен в форме тестирования (4 варианта по 40 вопросов). Тест носит закрытый характер. Студенты должны из предложенных вариантов ответа выбрать один правильный. Для получения оценки «зачтено» необходимо правильно ответить не менее чем на 20 вопросов.

Экзамен

Проводится в устной форме по билетам. В билете содержится 2 вопроса, отражающих содержание основных разделов философского знания. Студенты должны показать знание предмета философии, иметь представление об основных принципах философствования, методологических подходах к познанию мира, на основе философских концепций раскрыть проблемы сущности и смысла жизни человека, взаимосвязи природы и общества, ценностей, свободы человека, противоречий развития современной техногенной цивилизации, будущего человечества и т.п. Ответ должен быть устным, самостоятельным, конкретным и четким. Студент должен не только назвать философские направления и перечислить имена философов, но раскрыть содержание концепций и философских систем. Итоговая оценка на экзамене может включать в себя призовые баллы за активную работу на семинарах, выполнение дополнительных домашних письменный заданий. Возможно проведение экзамена в письменной форме (тест). Критерии оценок: «отлично» - 40-39 правильных ответов; «хорошо» - 38-30; «удовлетворительно» - 29-20; «неудовлетворительно» - 19-1.

 

IX. Основная литература

1. Бучило Н.Р., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – 4-е изд. – СПб., 2004.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 2001.

3. Ермакова Е.Е. Философия. – М., 2002.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М., 2002.

5. Философия: Учебное пособие для студентов вузов/Под ред. В.П.Кохановского. – 6-е изд. – Ростов –на - Дону, 2003.

 

Дополнительная литература

1.Бессонов Б.Н. Философия: курс лекций. – М., 2002.

2. Горелов А.А. Философия: Учебное пособие. – М., 2001.

3. Коплстон Ф. История философии: Древняя Греция и Древний Рим. – Т.2. М., 2003.

4. История философии: Учебник для вузов/Под ред. В.В.Васильева, А.А.Кротова и Д.В.Бугая. – М., 2005.

5. Основы современной философии: Учебник для вузов/Отв. ред. М.Н.Росенко. – 3-е изд., СПб., 2001.

6. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М., 2000.

7. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для вузов. – М., 2002.

8. Титов В.Р. Философия: Учебник для вузов. – М., 2003.

9. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов/Под общ. ред. В.Л.Калашникова. – 2-е изд. – М., 2003.

10. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.

11. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 2002.

12. История русской философии/Ред. А.И.Абрамов и др. – М., 2001.

13. Философия: Прошлое и настоящее/Под ред. А.М.Руткевича. – М., 2003.

14. Философское учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник для вузов/Отв. ред. В.Г.Кузнецов. – М., 2003.

 

II. Основные дидактические единицы.

Название разделов Дидактические единицы
I. История философии. 1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. 2. Основные этапы исторического развития: философские учения Древнего Востока, античная философия, философия Средневековья, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная западная философия, отечественная философия. 4. Структура философского знания. 5. Социальные функции философии.
II. Онтология. 1. Бытие и его основные формы. 2. Мир как система. 3. Субстанция и основные картины мира. 4. Понятие материального и идеального. 5. Движение и развитие. 6. Пространство и время. 7. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. 8. Философские образы природы.
III. Гносеология. Философия науки. 1. Познание, его возможности и границы. 2. Субъект и объект познания. 3. Чувственное и рациональное познание. 4. Формы и методы познавательной деятельности. 5. Познание и практика. 6. Теория истины. 7. Наука и критерии научности. 8. Структура и методы научного познания. 9. Наука и техника.
IV. Философская антропология. 1. Человек, индивид, личность, индивидуальность. 2. Природа и сущность человека. 3. Индивидуальное и общественное сознание. 4. Человек как субъект деятельности. 5. Социализация личности. 6. Проблема свободы личности.
V. Аксиология.
  1. Ценности в жизни человека и общества.
  2. Ценностные отношения и ценностные ориентации.
  3. Типология ценностей.
 
VI. Социальная философия. Философия истории. 1. Общество и его структура. 2. Основные сферы общественной жизни. 3. Единство и многообразие мировой истории. 4. Общественный прогресс и его критерии. 5. Понятия формации, цивилизации. 6. Культура как мир человека. 7. Россия в диалоге культур. 8. Глобальные проблемы и будущее человечества.

III. Программа курса.






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.019 с.