Объем и виды учебной практики по группам — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Объем и виды учебной практики по группам

2017-06-19 325
Объем и виды учебной практики по группам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УТВЕРЖДАЮ

Председатель Методической комиссии института Недропользования

____________ Б.Л. Тальгамер

«___»_________ 2012 г

 

ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Направление подготовки 131000 нефтегазовое дело

Квалификация «бакалавр»

 

 

Иркутск 2012

 

УДК 622.24 (075.8)

Программа и методические указания по учебной практике студентов направления подготовки 131000 «нефтегазовое дело» квалификация «бакалавр»: /Сост. А.А.Фигурак, А.В.Карпиков, П.С.Гриб. – Изд-во ИрГТУ, 2012, 13 с.

 

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры нефтегазового дела протоколом №6 от

«10» 02____2012 г.

 

 

 

 

Оглавление

 

1. Цели и задачи учебной практики…………………. 4

1.1 Компетенции студента, формируемые после

прохождения практики …………………………… 5

2. Объем практики и виды учебной работы………… 5

3. Содержание разделов учебной практики………… 5

4. Вид итогового контроля и требования к отчету по

практике……………………………………………. 10

5. Обязанности студентов при прохождении практики 12

6. Информационно-методическое обеспечение учеб-

ной практики ………………………………………. 12

 

1. Цели и задачи учебной практики

Целью учебной практики является приобретение студентами по направлению 131000 Нефтегазовое дело квалификации «бакалавр» первичных теоретических и практических знаний и навыков при осуществлении процессов строительства нефтяных и газовых скважин в условиях действующей буровой установки БУ-50 БрД на полигоне ИрГТУ.

Задачами учебной практики являются:

– ознакомление с буровым инструментом и оборудованием;

– подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению специальных дисциплин;

– формирование у студентов умений и навыков выполнения основных операций сооружения скважин в качестве дублера помощника бурильшика;

– приобретение умений и навыков по обслуживанию основных узлов буровой установки, необходимых для прохождения производственной практики;

 

В результате прохождение учебной практики студенты должны:

иметь представление о геологии залежей нефти и газа, основных видах бурового инструмента и оборудования, технологических процессах, выполняемые при бурении нефтяных и газовых скважинах,добыче углеводородов;

знать: требования по технике безопасности, охране труда и пожарной безопасности; номенклатуру и назначение бурового оборудования и инструмента; назначение и работу основных механизмов буровой установки БУ-50 БрД; последовательность операций при производстве бурения, СПО, промывки и креплении скважин

уметь: пользоваться СИЗ (спец.одежда, обувь, каска, предохранительный пояс и т.д); осуществлять безопасный пуск, остановку и обслуживание основных механизмов буровой установки; осуществлять основные операции при бурении и СПО в качестве дублера помощника бурильщика.

 

1.1Компетенции студента, формируемые по прохождению учебной практики

По окончании учебной практики студенты должны углубить следующие профессиональные компетенции (ПК):

- самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательно- информационные технологии (ПК-1);

- владеть основными методами, способами и средствами получения и переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией (ПК-4);

- изучать и анализировать отечественную и зарубежную научно-техническую информацию в области строительства, ремонта, реконструкции и восстановления скважин, добычи нефти и газа на суше и море (ПК-17).

 

Объем и виды учебной практики по группам

Виды учебной практики Группа
НДБ НДБС
I курс I курс
  Общая длительность, недель, в т.ч. 2,0 2,0
1.1 Теоретический курс 1.0 1.0
1.2 Практические занятия 1.0 1.0
1.3 Итоговый контроль зачет зачет

Содержание разделов учебной практики

 

№ п/п Наименование разделов и тем Кол во час. Вид занятий
       
  I. Теоретический курс Правила безопасности, охраны труда и пожарной безопасности при строительстве скважин и прохождении учебной практики   Лк  
  Основы геологии нефтяных и газовых месторождений   Лк
       
  Буровые установки, основные блоки, узлы и механизмы, в т.ч 3.1. Основные классы БУ на нефть и газ 3.2. Буровая установка БУ-50 БрД 3.3. Буровой насос БРН-1   Лк
  Механизмы и инструмент для СПО   Лк
  Забойные двигатели   Лк
  Виды очистных агентов, назначение, приготовление и регенерация.   Лк
  Осложнения и аварии. Механизмы и инструмент для ликвидации аварий   Лк
  Технология бурения, в т.ч. 8.1.Способы бурения скважин, основные элементы скважины 8.2. Понятие параметров и режимов бурения 8.3. Породоразрушающий инструмент (долота и головки) 8.4. Бурильная колонна, трубы и их соединения, типы переводников 8.5. Обсадные колонны, трубы и их соединения, элементы оснастки 8.6. Методика спуска обсадных колонн и их цементирование 8.7. Материалы для приготовления буровых и тампонажных растворов 8.8. Рецептуры буровых и тампонажных растворов, основные параметры, приборы контроля и измерение       Лк  
       
  Основы вскрытия и испытания продуктивных пластов, освоение и глушение скважин   Лк
  Контрольно-измерительные приборы и аппаратура на буровой установке   Лк
  Профилактика и ремонт бурового оборудования   Лк
  Всего: теоретический курс   Лк
2.1 П. Практические занятия Ознакомления с устройством и работой основных действующих узлов и механизмов БУ-50 БрД   Пр
2.2 Технический уход, обслуживание и ремонт узлов учебной буровой установки   Пр
2.3 Освоение основных операций при СПО в качестве дублера пом.бурильщика   Пр  
2.4 Освоение основных операций при бурении и промывке скважины   Пр
  Всего: практическая занятия   Пр
  Итого:    

Силовой блок

Студент должен

знать:

– назначение и устройство силового привода;

– порядок запуска, обслуживания и контроля работы силового блока:

а) дизельного привода

б) электрического привода;

– организацию рабочего места;

– правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты при работе с силовым блоком.

уметь:

– поддерживать чистоту на рабочем месте;

– следить за показаниями приборов силового блока;

– соблюдать меры пожарной безопасности при работе с ГСМ и электробезопасности.

Буровой насос

Студент должен

знать:

– назначение и устройство бурового насоса;

– принцип действия поршневых насосов;

– принцип действия плунжерных насосов;

– порядок обслуживания бурового насоса;

– безопасность труда при работе насосных установок;

уметь:

– осуществлять запуск бурового насоса;

– осуществлять техническое обслуживание;

– регулировать настройку предохранительного клапана;

– соблюдать меры безопасности труда при работе бурового насоса.

Лебёдка

 

Студент должен

знать:

– назначение и устройство лебёдки;

– характеристики буровой лебёдки;

– общее устройство и работу тормозных систем лебёдки;

– меры безопасности при работе с буровой лебёдкой.

уметь:

– осуществлять техническое обслуживание буровой лебёдки;

– переключать лебёдку с основного привода на аварийный;

– соблюдать меры безопасности труда при работе буровой лебёдки.

 

Ротор

 

Студент должен

знать:

– назначение и устройство ротора;

– характеристики роторов;

– нормы обслуживания ротора;

– назначение и устройство вкладышей и зажимов ведущей трубы;

– правила безопасности при работе ротора.

уметь:

– пользоваться вкладышами и зажимами;

– обслуживать ротор и приводную систему;

– соблюдать меры безопасности труда при работе ротора.

Спуско-подъемные операции

По учебной практике

 

Накопленный в период учебной практики теоретический и практический материал должен быть дополнен самостоятельной работой с литературой, систематизирован и изложен в реферативной форме в отчете. Основные разделы отчета должны соответствовать разделам (темам), указанным в п. 3. Приветствуется представление в отчете дополнительных материалов (разделов), подготовленных студентом при самостоятельной работе с современной литературой.

Отчет должен состоять из пояснительной записки объемом 30-50 с. рукописного текста. Текст должен быть распечатан на принтере с компьютерного набора на стандартных листах белой бумаги формата А4 (210x297 мм). Он должен иллюстрироваться тщательно выполненными эс­кизами, схемами, фотографиями и таблицами, име­ющими порядковые номера и пояснительные подписи, в соответ­ствии с правилами машиностроительного черчения.

В тексте должны приводиться ссылки на рисунки, таблицы и использованную литературу (приведенную в конце записки), име­ющие сквозную нумерацию. Страницы отчета также должны быть пронумерованы сквозной нумерацией.

В тексте необходимо соблюдать красную строку, соподчиненность заголовков и общий порядок изложения материала согласно плану отчета, оставлять поля слева (до 3 см) и справа (1 см), вверху и внизу (2,5 см).

В отчете приводится оглавление и список литературы, ста­вится подпись студента и дата оформления отчета. Отчет аккуратно переплетается (сшивается) и снабжается ти­тульным листом установленной формы (см. Приложение 1).

Отчет должен быть подготовлен за 3 дня до окончания практики и представлен для проверки с последующей защитой преподавателю кафедры НГД. Контрольные вопросы при защите отчета приводятся ниже.

 

Контрольные вопросы к зачету

  1. Из каких основных пород состоит земная кора?
  2. Перечислите основные формы складок земной коры.
  3. Что такое твердость и абразивность пород?
  4. В чем сущность теорий органического и неорганического происхождения нефти?
  5. Опишите способы эксплуатации нефтяных скважин.
  6. Что такое скважина?
  7. Какие существуют способы бурения скважин?
  8. Из каких элементов состоит полный цикл строительства скважины?
  9. Какие различают скорости бурения и как их определяют?
  10. Что называется буровой установкой? Каков состав буровой установки?
  11. Каково назначение буровых вышек? Какие существуют типы вышек?
  12. Для чего предназначены буровые лебедки? Из каких основных узлов состоит буровая лебедка?
  13. Для чего предназначена талевая система? Из каких элементов она состоит?
  14. Что представляет собой кронблок, талевый блок, крюк и крюкоблок?
  15. Какие канаты применяют в талевых системах буровых установок?
  16. Какие механизмы и инструменты применяются для производства спускоподъемных операций?
  17. Каково назначение и устройство роторов?
  18. Каково назначение и устройство вертлюгов и буровых шлангов?
  19. Какие типы буровых насосов применяются при бурении нефтяных и газовых скважин?
  20. Какие нужно осуществлять мероприятия по охране природы и окружающей среды при бурении скважин, при бурении и освоении скважин на море?
  21. При наличии каких документов может быть начато бурение скважины?
  22. Какие данные содержит геолого-технический наряд?
  23. Как классифицируются долота по характеру разрушения породы?
  24. Каким образом классифицируются долота по назначению?
  25. Для чего предназначена бурильная колонна? Назовите ее основные элементы?
  26. Что представляют собой трубы бурильные ведущие? Для чего они нужны?
  27. Для чего предназначаются утяжеленные бурильные трубы?
  28. Каковы условия работы колонны бурильных труб?
  29. Каковы функции промывочной жидкости при вращательном способе бурения? Какие применяются типы промывочных жидкостей?
  30. Каким образом и чем определяются свойства глинистых растворов?
  31. Каково назначение глинистых растворов при бурении в осложненных условиях?
  32. Как приготавливаются буровые растворы?
  33. Каким образом и при помощи чего очищается промывочная жидкость от обломков выбуренной породы (шлама)?
  34. Что понимается под режимом бурения?
  35. Какие существуют конструктивные разновидности турбобуров? В чем их отличия?
  36. Расскажите о винтовых (объемных) забойных двигателях. Какими преимуществами они обладают по сравнению с турбобурами?
  37. Расскажите об электробуре. Каковы основные правила эксплуатации электробура?
  38. При помощи каких приборов осуществляется текущий контроль за параметрами режима бурения?
  39. Какие существуют методы заканчивания скважин и вскрытия продуктивных горизонтов (пластов)?
  40. Что понимается под опробованием горизонта (пласта)?
  41. Какие существую методы заканчивания скважин и вскрытия продуктивных горизонтов (пластов)?
  42. Что понимается под опробованием горизонта (пласта)?
  43. Что понимается под конструкцией скважины? Что она должна обеспечивать? Какие типы обсадных колонн используются в конструкции скважины?
  44. Как выбирается число обсадных колонн и глубина их спуска?
  45. Назовите устройства и приспособления для оснащения обсадных колонн.
  46. Какое оборудование используется для цементирования скважин?
  47. Какие виды аварий встречаются при бурении скважин?
  48. Каковы методы ликвидации и прихватов бурильных и обсадных колонн?
  49. В каких случаях используется метчик, колокол?

5. Обязанности студентов при прохождении практики

 

Основным местом прохождения практики является буровой полигон (лаборатория) ИрГТУ и действующая буровая установка БУ-50 БрД.

 

В период прохождения практики студенты должны:

 

1. Соблюдать установленные сроки начала и окончания практики.

2. В начале практики прослушать и изучить основные правила техники безопасности и охраны труда и сдать зачеты на знание этих правил. Студенты, не освоившие этот раздел, к дальнейшему прохождению практики не допускаются.

3. Полностью прослушать и освоить теоретический курс, ознакомиться с устройством и работой действующего оборудования, безопасным приемам производства СПО и бурения скважин, освоить основные процессы строительства нефтяных и газовых скважин.

4. При нахождении и работе на буровой установке обязательно использовать средства индивидуальной защиты(СИЗ), выполнять указания преподавателей, зав.буровой лабораторией и учебного мастера, соблюдать дисциплину и установленный режим работ.

5. Строго соблюдать правила охраны т руда и пожарной безопасности, курить только в отведенных местах.

6. По окончании представить и защитить отчет по учебной практике.

 

Не допускается самовольное и досрочное оставление места прохождения практики, а также несвоевременное представление отчета по практике. При наличии уважительной и документально подтвержденной причины срок практики может быть изменен по заявлению студента с разрешения зав.кафедрой и руководителя практики. Студенты самовольно оставившие практику или не прошедшие ее по неуважительной причине по представлению зав.кафедрой отчисляются.

 

 

Основная

  1. Учебная буровая практика. / Сост.: А.А.Фигурак, А.В. Карпиков, и др. Учебное пособие – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012 – 230 с. Электронный вариант
  2. Учебные видеофильмы: «Строительство нефтяных и газовых скважин», «Крепление нефтяных и газовых скважин», «Бурение горизонтальных скважин», «Предупреждение и ликвидация ГНВП», «Противовыбросовое оборудование».

 

Дополнительная

  1. Вадецкий Ю.В. Бурение нефтяных и газовых скважин: учеб. для нач. проф.образования – М.: Изд. Академия, 2007 – 352 с.
  2. Вадецкий Ю.В. Справочник бурильщика. Учебное пособие для нач.проф.-образования – М. изд. центр «Академия». 2008- 420 с.
  3. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности. ПБ 08-624-03 – М.; АТЦ «Промышленная безопасность», 2003

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Председатель Методической комиссии института Недропользования

____________ Б.Л. Тальгамер

«___»_________ 2012 г

 

ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Направление подготовки 131000 нефтегазовое дело

Квалификация «бакалавр»

 

 

Иркутск 2012

 

УДК 622.24 (075.8)

Программа и методические указания по учебной практике студентов направления подготовки 131000 «нефтегазовое дело» квалификация «бакалавр»: /Сост. А.А.Фигурак, А.В.Карпиков, П.С.Гриб. – Изд-во ИрГТУ, 2012, 13 с.

 

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры нефтегазового дела протоколом №6 от

«10» 02____2012 г.

 

 

 

 

Оглавление

 

1. Цели и задачи учебной практики…………………. 4

1.1 Компетенции студента, формируемые после

прохождения практики …………………………… 5

2. Объем практики и виды учебной работы………… 5

3. Содержание разделов учебной практики………… 5

4. Вид итогового контроля и требования к отчету по

практике……………………………………………. 10

5. Обязанности студентов при прохождении практики 12

6. Информационно-методическое обеспечение учеб-

ной практики ………………………………………. 12

 

1. Цели и задачи учебной практики

Целью учебной практики является приобретение студентами по направлению 131000 Нефтегазовое дело квалификации «бакалавр» первичных теоретических и практических знаний и навыков при осуществлении процессов строительства нефтяных и газовых скважин в условиях действующей буровой установки БУ-50 БрД на полигоне ИрГТУ.

Задачами учебной практики являются:

– ознакомление с буровым инструментом и оборудованием;

– подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению специальных дисциплин;

– формирование у студентов умений и навыков выполнения основных операций сооружения скважин в качестве дублера помощника бурильшика;

– приобретение умений и навыков по обслуживанию основных узлов буровой установки, необходимых для прохождения производственной практики;

 

В результате прохождение учебной практики студенты должны:

иметь представление о геологии залежей нефти и газа, основных видах бурового инструмента и оборудования, технологических процессах, выполняемые при бурении нефтяных и газовых скважинах,добыче углеводородов;

знать: требования по технике безопасности, охране труда и пожарной безопасности; номенклатуру и назначение бурового оборудования и инструмента; назначение и работу основных механизмов буровой установки БУ-50 БрД; последовательность операций при производстве бурения, СПО, промывки и креплении скважин

уметь: пользоваться СИЗ (спец.одежда, обувь, каска, предохранительный пояс и т.д); осуществлять безопасный пуск, остановку и обслуживание основных механизмов буровой установки; осуществлять основные операции при бурении и СПО в качестве дублера помощника бурильщика.

 

1.1Компетенции студента, формируемые по прохождению учебной практики

По окончании учебной практики студенты должны углубить следующие профессиональные компетенции (ПК):

- самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательно- информационные технологии (ПК-1);

- владеть основными методами, способами и средствами получения и переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией (ПК-4);

- изучать и анализировать отечественную и зарубежную научно-техническую информацию в области строительства, ремонта, реконструкции и восстановления скважин, добычи нефти и газа на суше и море (ПК-17).

 

Объем и виды учебной практики по группам

Виды учебной практики Группа
НДБ НДБС
I курс I курс
  Общая длительность, недель, в т.ч. 2,0 2,0
1.1 Теоретический курс 1.0 1.0
1.2 Практические занятия 1.0 1.0
1.3 Итоговый контроль зачет зачет

Содержание разделов учебной практики

 

№ п/п Наименование разделов и тем Кол во час. Вид занятий
       
  I. Теоретический курс Правила безопасности, охраны труда и пожарной безопасности при строительстве скважин и прохождении учебной практики   Лк  
  Основы геологии нефтяных и газовых месторождений   Лк
       
  Буровые установки, основные блоки, узлы и механизмы, в т.ч 3.1. Основные классы БУ на нефть и газ 3.2. Буровая установка БУ-50 БрД 3.3. Буровой насос БРН-1   Лк
  Механизмы и инструмент для СПО   Лк
  Забойные двигатели   Лк
  Виды очистных агентов, назначение, приготовление и регенерация.   Лк
  Осложнения и аварии. Механизмы и инструмент для ликвидации аварий   Лк
  Технология бурения, в т.ч. 8.1.Способы бурения скважин, основные элементы скважины 8.2. Понятие параметров и режимов бурения 8.3. Породоразрушающий инструмент (долота и головки) 8.4. Бурильная колонна, трубы и их соединения, типы переводников 8.5. Обсадные колонны, трубы и их соединения, элементы оснастки 8.6. Методика спуска обсадных колонн и их цементирование 8.7. Материалы для приготовления буровых и тампонажных растворов 8.8. Рецептуры буровых и тампонажных растворов, основные параметры, приборы контроля и измерение       Лк  
       
  Основы вскрытия и испытания продуктивных пластов, освоение и глушение скважин   Лк
  Контрольно-измерительные приборы и аппаратура на буровой установке   Лк
  Профилактика и ремонт бурового оборудования   Лк
  Всего: теоретический курс   Лк
2.1 П. Практические занятия Ознакомления с устройством и работой основных действующих узлов и механизмов БУ-50 БрД   Пр
2.2 Технический уход, обслуживание и ремонт узлов учебной буровой установки   Пр
2.3 Освоение основных операций при СПО в качестве дублера пом.бурильщика   Пр  
2.4 Освоение основных операций при бурении и промывке скважины   Пр
  Всего: практическая занятия   Пр
  Итого:    

Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.