Методические разработки занятий для среднего школьного возраста — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Методические разработки занятий для среднего школьного возраста

2017-06-19 222
Методические разработки занятий для среднего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

1. Разнообразие и сложность окружающего мира. В чем единство мира?

2. Видимое и невидимое в мире.

3 Поступок и намерение. Кого можно назвать хорошим человеком?

5 Ангельские чины

6. Человек

7. Человек - храм Божий

8. Библия. Священное Писание и Священное Предание.

9. Исторические книги Библии.

10. Притча в Библии.

11. Пророки и пророчества. Призвание пророков. Пророки и лжепророки.

12. Служение пророка. Ветхозаветные пророчества

13. Пророческие книги Библии. Мессианские пророчества. Откровение Иоанна Богослова.

14. Закон. Законоположительные книги Библии

15. Поэтический язык Библии. Молитва

16. Символ в Библейской истории

17. Основные вехи Ветхого Завета

18. Храм и его значение для человечества (слайд-фильм)

19. Земная жизнь Спасителя (слайд-фильм).

20. Ветхозаветные и Новозаветные Теофании, Откровения о Пресвятой Троице. Пятидесятница (слайд-фильм).

21. Церковь. Святые. Личный путь человека в Церкви

22. Беседы о Православном Символе веры

23. Богослужение - общее дело Церкви. Литургия

24. Литургия Слова

25. Литургия Верных

26. Церковный год

Тема 4

АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ

Поговорим о домашнем задании. Получилось ли у вас простить товарища? Что значит простить?

Это значит постараться забыть нанесенную обиду.

Легко ли прощать? И почему нельзя всем об этом рассказывать?

Чтобы не развивать собственное хвастовство и тщеславие. К тому же, если будем всем рассказывать о прощении, как мы сможем забыть обиду?

И второе задание. Легко ли удерживаться от плохих желаний? И какие желания мы называем плохими?

Желание взять что-нибудь не свое, желание обмануть, выгадать за счет другого, специально навредить кому-нибудь, ударить.

Давайте подумаем, откуда в нас эти желания и разные дурные мысли?

Мы уже говорили, что в основе всего огромного мира лежит Божия воля. Он Творец всего, и Он устроитель всего - Вседержитель. Помните икону Спас Вседержитель?

Но творение мира произошло не в один миг, а в несколько периодов. И вот мы читаем в Библии: "В начале сотворил Бог небо и землю". Что здесь означает слово "земля"?

Это материя, вещество, из которого будет образован мир.

А слово "небо"?

Мир духовный, невидимый.

Что это за мир?

Это мир незримых Божественных энергий, бессмертных, бестелесных духов, порождаемых Богом и всюду распространяющих Его славу. Каких духов мы знаем? Ангелов.

Как переводится с греческого слово "ангел"?

"Вестник".

Ангел несет весть от Бога. Мир стоит непрестанным Божественным попечением. Он пронизан Божественной энергией, неутомимым ангельским служением человеку.

Но Бог всех сотворил свободными. В Библии мы читаем, что человек, чувствуя эту свою свободу и силу, решает жить своим умом и нарушает райскую гармонию мира.

Церковное предание сохранило нам метафорический рассказ о том, как самый сильный и могущественный из ангелов - его звали Денницей (от слова "день") - ушел от Бога. Он не захотел быть вестником Божиим и решил жить по своей, а не по Божией воле, поэтому он образовал свое царство демонов, духов противления и тьмы. Церковное предание говорит, что демоны были низвергнуты светлыми ангелами во главе с архангелом Михаилом с неба в поднебесье, и с того времени стали постоянно искушать человека.

У голландского живописца XVI века Питера Брейгеля старшего есть работа под называнием "Падение ангелов". На ней символически запечатлено превращение светлых духовных существ в мерзких чудовищ, страшных рептилий, невиданных уродцев полулюдей-полуживотных.

Этими образами художник свидетельствует, что разрыв с Богом привел к онтологической катастрофе: стройный порядок в мире видимом и невидимом был разрушен, началась эпоха хищничества и любострастия.

Но может возникнуть вопрос, почему же злые духи не были окончательно уничтожены Богом?

Бог ничьей смерти не желает. И человека, желающего зла, Он тоже не убивает, а стремится вразумить его, дает время для раскаяния.

А теперь попробуем определить, что такое своеволие? Что является причиной наших плохих поступков? Почему мы настаиваем на своей воле? Какие чувства возникают в нашей душе, когда мы хотим настоять на своем?

Упрямство, раздражение, обида... Грехи, порождаемые нами, затягивают нас. Мы как будто выпускаем джина из бутылки, а потом начинаем горевать, как с ним справиться?

Поэтому будем всеми силами противостоять злу, бороться с дурными помыслами, которые приходят в нашу голову. Надо гнать их от себя и ни в какие хитроумные рассуждения не вдаваться.

А кто нам поможет в борьбе с духами тьмы?

Ангелы Божий. И, прежде всего - предводитель светлого небесного воинства - архангел Михаил. Призовем его на помощь:

Святой архангел Михаиле, помоги нам!

Но есть у нас и еще защитник - наш Ангел-хранитель. Он никогда от нас не отвернется, призовем и его на борьбу с нашими дурными помыслами:

Тема 5

АНГЕЛЬСКИЕ ЧИНЫ

В прошлый раз мы говорили об ангелах. Но будем помнить, что нельзя ангела чтить выше Бога, он лишь Его вестник, хотя и близкий к нам.

Сколько же ангелов на свете? (Показать икону "Собор архангела Михаила").

Святой Кирилл Иерусалимский так отвечает на этот вопрос: "Представь, как многочислен народ римский, как многочисленны другие народы, ныне существующие, и сколько их умерло за сто лет, и сколько погребено за тысячу лет, представь, начиная от Адама до настоящего дня, но оно еще мало в сравнении с ангелами, которых более. Их - девяносто девять овец, а род человеческий есть только одна овца. И населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, находящаяся в сре-доточении неба. Небеса небес содержат необъятное число ангелов Божиих"1. Но между собой они строго различаются по степени совершенства и иерархической значимости.

Св. Дионисий Ареопагит в своей книге "О небесной иерархии" пишет, что мир ангельский делится на девять ликов, или чинов. А эти девять делятся в свою очередь на три иерархических ступени. (Предлагаемый ниже материал следует давать на уроке в пересказе или выборочно с непременным комментарием цитат).

"Первую - высшую, к Пресвятой Троице ближайшую иерархию, составляют СЕРАФИМЫ, ХЕРУВИМЫ и ПРЕСТОЛЫ. Ближе всего к Творцу предстоят шестокрылатые СЕРАФИМЫ. Они огнеобразны и пламенеют любовью к Богу, и других побуждают к такой любви. Само слово "серафим" в переводе с еврейского означает "пламенеющий".

После серафимов предстоят в несказанной светлости многоочитые ХЕРУВИМЫ, более иных сияющие всегда светом богопознания, ведением таинств Божиих и глубины Его Премудрости, сами просвещаемые и других просвещающие. Слово "херувим" в переводе с еврейского означает "многое разумение", или "излияние премудрости". Через херувимов другим ниспосылается премудрость и подается просвещение для боговидения и богопознания.

Затем перед Сидящим на: престоле высоком предстоят богоносные ПРЕСТОЛЫ, ибо на них, как на разумных престолах, разумно почивает Бог. Через них преимущественно проявляется правосудие Божие. Они изливают правду Божию на земных судей, помогая царям и владыкам вершить праведный суд.

В следующей, средней, иерархии также три чина святых ангелов: ГОСПОДСТВА, СИЛЫ и ВЛАСТИ.

ГОСПОДСТВА называют так потому, что они господствуют над прочими чинами ангелов, они ниспосылают силу властям, чтобы те хорошо управляли порученными им областями. Затем они учат владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения, страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своей волею и быть выше всякого искушения.

СИЛЫ исполнены божественной крепости Всемогущего, Крепкого и Сильного Господа. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения угодникам Божиим для исцеления человеческих болезней и предвозвещения будущего. Святые Силы помогают и всем труж-дающимся и обремененным в несении возложенного на них какого-нибудь послушания, чем и объясняется их имя - "силы". То есть они носят немощи немощных. Они так же укрепляют каждого человека в терпении, чтобы он не изнемогал в скорби, но с крепким духом, мужественно переносил напасти, смиренно благодаря за все Бога.

ВЛАСТИ называются так потому, что имеют власть над дьяволом, чтобы укрощать власть бесовскую, отражать искушения, не допускать бесов причинять вред в такой степени, в какой бы они желали. Власти утверждают добрых подвижников в духовных подвигах, трудах, борющимся же со страстями помогают отгонять злые помыслы, наветы и побеждать дьявола.

В следующей иерархии три чина: НАЧАЛА, АРХАНГЕЛЫ и АНГЕЛЫ.

НАЧАЛА называются так потому, что имеют начальствование над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управление Вселенной и охранение всех государств и всех народов и племен. Ибо каждый народ имеет для себя особого управителя из небесного чина, называемого Началом. Кроме того, Начала учат воздавать каждому начальствующему честь, подобающую его званию. Наконец, ангелы этого чина возводят достойных людей на различные почетные должности и наставляют их, чтобы они принимали власть не ради своей выгоды и суетной славы, а ради чести Божией, ради умножения пользы ближних, служа нуждам всех своих подчиненных.

АРХАНГЕЛАМИ называются благовестники, сообщающие о великом и преславном. Служение их в том, чтобы открывать пророчества, познание и разумение воли Божией, что получают они от высших чинов и возвещают низшим - ангелам, а через них - людям. Кроме того, архангелы укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом Святого Евангелия.

АНГЕЛЫ - в небесной иерархии ниже всех чинов и ближе всех к людям. Они возвещают меньшие тайны, но зато наставляют нас добродетельно и праведно жить для Бога. Они приставлены к каждому верующему: людей благочестивых поддерживают от падения, падших - поднимают, никогда не оставляют нас ни в радости, ни в наших согрешениях"1.

Д.З:

Нарисовать или вырезать ангела из бумаги и раскрасить.

Тема 6 ЧЕЛОВЕК

Что такое человек? Что это за удивительное явление в мире? Чем человек близок природе? Чем он превосходит ее? Есть ли у животных воля и чувства? Есть ли у них разум? Умеют ли они говорить, думать? Чем отличается язык человека от "языка" животных? Что может человеческий разум? Почему человеческий разум создает не только хорошее, но и плохое? Своеволие человека. Как соотносятся разум и воля в человеке? Что чему подчиняется?

Разум может следовать злой воле человека, а может направить волю человека к добру.

А может ли человек почувствовать, хорошо он поступает или плохо? Почему у человека иногда бывает желание сделать что-то плохое? Чья воля может быть только благой? Что нужно для того, чтобы человек чаще творил добро?

Слушать волю Божию.

Что такое послушание? От какого слова происходит слово "послушание"? Можем ли мы слышать голос Божий так, как мы слышим голос другого человека? Что нам мешает слышать голос Божий?

Прежде всего наша измененная после грехопадения природа. Кроме того, невнимание, неумение сосредоточиться и слишком сильное слышание собственной воли, суета.

Что же происходит, когда человек нарушает волю Божию?

Прерывается связь Бога и человека. Нарушение воли Божией - есть грех. Грех лишает нас благодати (благодать: "благо даю").

А можно ли научить себя слушать голос Божий? И как это сделать?

Более всего мы учимся слушать Бога, когда молимся. Молитва учит вниманию.

Есть ли у нас учителя в молитве? Кто они? Чем святой человек отличается от обычного человека?

Святой стремится всецело предаться воле Божией. Он может и ошибиться в чем-то, но главное не его ошибки, а его горячая преданность Богу. Бог - его жизнь.

Д.З:

Пишем однокоренные слова к слову "благо".

Тема 7

ЧЕЛОВЕК - ХРАМ БОЖИЙ

Что такое храм? Чем обычный дом отличается от храма? Для чего люди строят храмы? Где и когда человек получил откровение о строительстве храма?

Куда устремлен храм? Куда он указует путь? Чем завершается храм?

Для чего нужна колокольня? Куда нас зовет колокол? Почему храм стоит на возвышении? Похож ли мир внутри храма на мир вне храма?

Чем отличается одежда священника от обычной мужской одежды?

(Частично разбираем символику священнических облачений).

Зачем люди пришли в храм? Объединены ли они здесь чем-нибудь? Чего они хотят? А на улице люди бывают чем-нибудь объединены? Чем отличается собрание людей в храме от толпы на улице?

К чему призван человек? Каким он должен стать?

Душа наша устремлена к Богу, ввысь. Она не должна быть связана никакими материальными узами. Человек свободен. Наш внутренний мир - духовное сокровище, его надо беречь.

Трудно ли сохранить душу в чистоте? Кто нам поможет в этом? Может ли воля Бога стать нашей волей? Почему некоторые люди стали святыми? Почему апостол Павел обращается к первым христианам, называя их всех святыми?

Человек призван к святости. Бог может поселиться в душе каждого из нас. Слушая волю Божию, мы сами становимся храмом Божиим. "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3, 16).

Д.З:

Написать, какие проявления святости мы знаем.

Тема 8

БИБЛИЯ. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

О чем говорится в Библии? О каких людях? Есть ли среди библейских героев грешники? Примеры.

Почему в Библии говорится не только о праведниках, но и о грешниках?

Библия - Священная история, то есть не история хороших людей, а история человечества, ищущего Бога.

Встречаются ли в Библии непонятные для нас места?

Примеры. (Первый день - творение неба и земли. Второй день - творение тверди, то есть пространства или, как мы говорим, неба. Что имеется ввиду? Почему опять говорится о небе? И что такое день творения? Равен ли он нашим суткам?)

Как нам разобраться в таких трудных для понимания местах?

С помощью Священного Предания, то есть свято-отеческого и богословского толкования, а также с учетом достижений современных наук: археологии, истории, герменевтики и др.

Кто такие святые отцы? Каких вы знаете святых отцов? Что они написали? Для чего нам нужны их книги? Что значит толкование? Чем оно отличается от размышления обычного человека?

Что такое Священное Предание? Значение слова "священное".

Данное нам Самим Богом, который Свят.

А что такое предание?

То, что нам передано.

Кем?

Богом через своих избранников. Из рода в род передается Литургическое предание - главное предание Церкви, то есть смысл, строй и порядок богослужения и совершения церковных таинств. Затем деяния Святых Соборов, сочинения святых отцов Церкви, истории их жизней, основные принципы церковного искусства: иконы, храмы, песнопения.

Священное Предание сплетается с церковным преданием, то есть с укладом и распорядком всей церковной жизни.

А Библия? Является ли она частью Священного Предания? Существовало ли Священное Предание до написания Библии? Что легло в основу Пятикнижия? Когда оно окончательно сложилось и было записано? Когда была закончена Библия, то есть написана последняя ее книга "Апокалипсис"?

Библия - главная часть Священного Предания;

Библия писалась с XI в. до Р.Х. по II в. Р.Х.

Продолжается ли Священное Предание после окончания Библии? Может ли закончиться Священное Предание?

Пока существуют верующие и Церковь, оно не кончится. Предание хранит весь строй церковной жизни.

Могут ли люди писать иконы и строить храмы так, как им хочется, не взирая ни на что?

Нет, нужно сверять свои творческие замыслы с традицией Церкви, со Священным Преданием.

Д.З:

Описать какой-нибудь случай из Священного Предания Церкви (жития, толкования, соборы, история создания молитвы, построения храма и т. д.).

Тема 9

ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ БИБЛИИ

Что значит слово "Библия"?

Книги.

Какие вообще книги бывают?

Рассказы, сказки, романы, стихи, дневники, летописи и др.

Что такое рассказ?

Описание какого-нибудь события.

Почему автору хочется написать рассказ? Что такое впечатление? Вольны ли мы в своих впечатлениях? Для чего нам даны впечатления? Знает ли автор заранее, каким будет его рассказ? Может ли он, в процессе создания произведения, глубже понять то событие, которое описывает?

Привести примеры.

Есть ли в творческом процессе элемент познания?

С чего начинается творчество: с вопроса или с ответа?

Со знания или с незнания?

(Дети рассказывают свои впечатления: кто, что видел интересного в последнее время. Комментируя их, стараемся избегать оценок и слишком личностных ассоциаций, пытаемся смотреть глазами детей).

Когда мы наблюдаем какое-нибудь событие, можем ли мы его сразу объяснить? Что правильнее, стремиться все сразу объяснить или вопрошать и искать глубокого смысла?

Когда мы хотим быстрого ответа, мы все стремимся упростить, а когда спрашиваем, внимаем, то невольно начинаем участвовать в событии, и оно раскрывается нам в большей полноте.

Что значит участвовать?

Когда мы читаем рассказ, мы переживаем за его героев и как бы сами участвуем в событиях их жизни. Это рождает в нас собственные впечатления и чувства. Еще в древности было замечено, что книги действительно учат жить.

Библия содержит много исторических книг, много разных сюжетов, описывает события из жизни разных людей. Это книги Иисуса Навина, Судей, Царств, в Новом Завете - книга Деяний апостолов.

Но Библия - это не просто история человечества, а история веры, то есть история отношений человека и Бога. Она писалась разными людьми на протяжении долгого времени. Кого из авторов Библии мы уже знаем?

Пророк Моисей, евангелисты: Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

А теперь подумаем, в чем особенность Библии как книги, какие впечатления легли в ее основу? (Чтение отрывка из Библии).

В Библии личные впечатления авторов служат проводниками к Откровению Божию. Евангелисты видят события жизни Христа каждый чуть-чуть по-своему. Единство их - в постоянном ощущении Духа Божия. Это и дает возможность каждому человеку воспринимать Евангелие не как описание некогда бывших исторических событий, и не как свод нравственных правил, а как особое духовное пространство, в котором вдруг становится зримым весь наш путь жизни, весь духовный опыт. Библия для нас - учебник духовной жизни.

Д.З:

Изложить своими словами эпизод Библии, который произвел сильное впечатление.

Тема 10

ПРИТЧА В БИБЛИИ

А сегодня поговорим об особенностях языка Библии. Но вначале разберем, чем отличается сказка от рассказа и были?

"Сказка - ложь, да в ней намек, добру молодцу урок".

Разберем аказку "Гуси-лебеди". Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему печка просит девочку съесть ржаного пирожка? Почему девочка отказывается? Почему печка отказалась девочке помогать? Почему девочка оказалась у Бабы-яги? Почему мышка решила помочь девочке? О чем нам говорит поступок мышки? Почему на обратном пути девочка исполнила просьбу речки, яблони и печки? О чем нам говорит эта сказка? Чему она учит?

А что такое басня?

(Читаем басню Крылова "Мартышка и очки").

Попробуем дать определение басни.

Это короткий эпизод, рассказик, который начинается или заканчивается поучением.

Давайте подумаем, о чем нам говорит эта басня? Кого можно представить на месте мартышки? Только ли обезьянку?

Нет, мартышка - это только художественный образ, это иносказание.

Что значит слово "иносказание"?

Иносказание - это "зашифрованная" речь, когда под одним образом понимается другой. Эзопов язык.

Для чего мы иногда говорим иносказательно?

Иносказание дает большие возможности выражения. Здесь, как правило, указывается не на какой-то один конкретный случай, а на некую закономерность. (Прочитать басню Эзопа о языке).

А кто знает, есть ли иносказания в Библии? И как они называются?

Притчи. В притче есть и иносказательный образ, и скрытое поучение или нравоучение.

Какие библейские притчи вы знаете?

Пример обличения царя Давида пророком Нафа-ном (2 Цар., 12, 1-10). Притча о сеятеле (Мф. 3, 4-9).

Для чего Христос часто говорил притчами?

Спаситель не преподносил какой-то конкретный случай как образец для подражания, а на примере иносказаний или житейских сцен открывал общие для всех законы духовной жизни, чтобы слушающие могли воспринимать поучение каждый в меру своих возможностей - кто, сколько сможет вместить.

Д.З:

Сочинить маленькую сказку или притчу.

Тема 11

ПРОРОЧЕСТВА И ПРОРОКИ.

ПРИЗВАНИЕ ПРОРОКОВ. ПРОРОКИ И ЛЖЕПРОРОКИ

Читаем сочиненные дома сказки и притчи. Подумаем, почему люди любят сказки? Что они передают в сказках или притчах?

Свой опыт, какой-то наказ, урок.

Значит, сказка стремится не просто рассказать о каком-нибудь событии, а обнаружить общие для всех времен закономерности жизни и отношений людей. Сказки и притчи не стареют, они направлены в будущее и должны помочь людям разобраться в жизни.

А как вам кажется, что нужно, чтобы написать хорошую книгу?

Быть внимательным, все время наблюдать и исследовать жизнь, искать истину. Любому писателю нужно стремиться к мудрости, без этого не может получиться настоящей книги.

Но есть произведения, которые выше всякой человеческой мудрости. Это - пророчества. Как вы понимаете, что такое пророчество? В чем отличие пророчества от предсказания?

Пророчество относится к духовной жизни, а предсказание говорит о земной жизни. Пророчество - это глас Божий, увещание, предупреждение о том, что может случиться. Пророчество - это откровение, которое должно воспитывать людей.

А кто же такие пророки? Каждый ли человек может стать пророком? Что мы знаем о призвании пророка?

Стихотворение "Пророк" Пушкина и отрывок из книги пророка Исайи (Ис. 6, 1-8).

Сравним, что в них общего и чем они отличаются. Что предшествует явлению Серафима в кн. пророка Исайи?

Явление Самого Господа ("Видел я Господа, сидящего на престоле высоком..." (6, 1) и видение сонма поющих серафимов (6, 2-3).

Что произошло потом? Почему пророк воскликнул: "Горе мне! погиб я!" (6, 5)?

Ответ находим в следующих строках: "Я человек с нечистыми устами..." Это признание своей недостаточной честности и чистоты помыслов. Пророк чувствует свои грехи больше, чем кто бы то % было, и стыдится их перед Богом. \о, видя это чистое раскаяние, Бог очищает про-Еока: ангел горящим углем, снятым с жертвенни-%, касается уст пророка и возвещает: "Грех твой счищен" (6, 7).

Подумаем, почему Бог очистил грехи и простил беззакония!'

Потому что у пророка было искреннее покаяние и стыд за себя.

А дальше в тексте Исайи и пушкинском стихотворении - некоторое расхождение. У Пушкина мы читаем: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей". Как здесь Творец обращается к пророку?

Он повелевает, приказывает.

А тещрь посмотрим, что написано в книге пророка Исайи, "И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?" (6, 8). Как здесь Господь, говорит с пророком?

Он не приказывает и далее не зовет, а только вопрошает: кого послать? Размышляет вслух, есть ли человек, который хочет поработать Господу?

И пророк ответствует: «Вот я, Господи, пошли меня». Он - доброволец. Вот главное отличие.

Господь, никого никогда не принуждает себе служить, но тол(,ко сообщает о той или иной необходимости. Любой подвижник, любой святой добровольно несет свое слоение Богу. И не ради награды, а потому, что он ощущает Божию волю в своих трудах, необходимость, вторую он счастлив исполнить.

От своей же воли пророк отказывается, как бы "связывает" себя. (Показать литографию Э. Барлаха "Призвание").

А бывают ли не настоящие, не Божии пророки?

Да, Библия называет их лжепророками.

Назовем еще раз, какими качествами должен быть наделен пророк?

Главное в пророке - вера в Бога, любовь к Богу, беззаветная преданность Ему, отречение от себя и своей воли. Пророк есть истинный служитель Бога, в Нем вся его жизнь.

А чему учат лжепророки? Каким богам они призывают поклониться? Как ведут себя лжепророки? В чем разница между истинным и ложным пророком?

Истинный пророк служит Богу, ложный пророк преследует свои цели.

Библия о лжепророках (Втор. 13, 1-5; Иер. 23, 14; 3 Цар. 22, 13-24).

Д.З:

Записать главные отличия пророка истинного от лжепророка.

Тема 12

СЛУЖЕНИЕ ПРОРОКА. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА

Вспомним, кто призывает пророка (Ис. 6). Зачем? Чью волю исполняет пророк? Кому служит? Какие пророки бывают?

Пророки-писатели и пророки, не оставившие книг. Моисей и Илия как два типа ветхозаветных пророков: пророк-вождь Моисей и гонимый пророк Илия.

К кому обращаются пророки? Чего они хотят от народа? От чего они предостерегают народ?

Пророчество о разрушении Иерусалима (Иер. 22) и Вавилонском плене (Ис. 39, 5-8). Пророчество Илии о смерти Охозии (4 Цар. 1,1-17). Пророчество Илии о засухе (3 Цар. 17, 1).

Пророчество Нафана о смерти младенца (2 Цар. 12, 14-18).

Пророчество Исайи о поражении войска Сеннахи-рима (Ис. 37, 33-38).

Каким языком говорят пророки?

Языком образов и иносказаний. Пророки увещевают, обличают (Иер. 7).

Притча о винограднике (Ис. 5, 1-7), символы Иеремии, испорченный пояс (Иер. 13, 1-11).

Видения пророков (Иез. 1, 4-14). Что такое видение? Явления какого мира изображаются в видении?

Мира духовного, который прикровенно явлен нам в образах.

Легко ли разгадать и понять видение?

Видение требует духовного, молитвенного осмысления и толкования.

Можно ли пророчества толковать самому? Почему это неполезно?

"Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1, 20-21).

Где, у кого нам искать толкования и разъяснения пророчеств?

У святых отцов Церкви, которые всю жизнь посвятили высокому подвигу аскезы и богомыслия.

Кого из святых отцов толкователей вы знаете?

Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и другие.

А кого из экзегетов нового времени?

Св. Иоанн Кронштадтский, епископ Михаил (Грибанов-ский), митрополит Антоний (Сурожский), протопресвитер Александр Шмеман и, многие другие пастыри нашей Церкви, руководимые духом Божиим, стремились и стремятся точнее и полнее донести до нашего сознания смысл Священного Писания.

(Показать книги толкований и прочитать некоторые толкования на усмотрение учителя).

Д.З:

Записать библейское пророчество, которое запомнилось и толкование к нему.

Тема 13

ПРОРОЧЕСКИЕ КНИГИ БИБЛИИ.

МЕССИАНСКИЕ ПРОРОЧЕСТВА.

ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА

Читаем домашние записи запомнившихся библейских пророчеств и толкований. Из каких книг эти пророчества?

Книги больших и малых пророков в Библии. Поясняем, что малый - не значит малозначимый, просто книга его меньшего объема.

Когда писались пророческие книги Библии? Что служило внешним поводом к их написанию? (Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, из малых - Иона).

Главное дело ветхозаветных пророков - обличение неправды и свидетельство о грядущем, призывание к истинному Богу.

Какую роль играют пророчества в истории израильского народа?

В каждое время посылается Богом пророк для обличения и свидетельства. Пророки были учителями народа израильского и подготавливали всех к пришествию Мессии.

Пророчества и исполнение пророчеств. (Читаем параллельные места из Ветхого и Нового Завета по усмотрению учителя).

Пророчества о семидесяти седминах (Дан. 9, 24-27).

Пророчества о Христе (Мессианские пророчества):

Рождество (Ис. 7, 14); место рождения (Мих. 5, 2); бегство в Египет (Ос. 11, 1); очищение храма (Пс. 68, 10); вход в Иерусалим (Зах. 9, 9); бросание жребия об одежде (Пс. 21, 19); смерть со злодеями, погребение у богатого (Ис. 53, 4-9); Воскресение (Ос. 6, 2; Пс. 15, 9-11).

Эти пророчества все свершились и подтверждены множеством свидетельств. Но есть пророчества еще не свершившиеся.

Кто знает, какая последняя книга в Новом Завете?

Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова. Это тоже пророческая книга. Книга-видение о самых последних временах мира и о Втором славном Пришествии Христа на землю.

Читаем отрывок из Апокалипсиса (22,1-5).

Д.З:

Прочитать дома еще раз мессианские пророчества из книги Исайи (Ис. 53, 1-12).

Тема 14

ЗАКОН.

ЗАКОНОПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ БИБЛИИ

Чему служат пророчества? Достаточно ли одних призывов пророков, чтобы люди жили по справедливости?

Могут ли только эти призывы поддержать порядок среди людей? Что обычно поддерживает порядок в государстве или в каком-либо обществе?

Закон.

В чем необходимость закона? Как меняются законы?

Какие законы нашего государства вы знаете? Какой основной закон в нашем государстве? Кто устанавливает законы? Какие были законы раньше?

Примеры из истории.

Закон внешний и закон внутренний. Регулирует ли закон отношения между людьми? Влияет ли закон на наши впечатления и чувства? Существует ли закон, который может влиять на нашу духовную жизнь?

Нравственный закон, закон совести.

Откуда этот закон в нас? Чему нас учит этот закон?

Может ли он быть изменен?

Закон в Библии. Законопо лежите л ьные книги Библии, Пятикнижие Моисеево: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Библия говорит о законе жизни, который дан Богом. История Моисеева законодательства.

Соотношение временного и вечного в Законе. Непреложный закон и временные установления.

Примеры из нашей жизни.

Отношение к закону. Есть ли такие законы, которые нам непонятны? Должны ли мы исполнять непонятные нам законы? Что будет, если люди не будут исполнять законы, потому что они им непонятны или не нравятся?

Примеры подчинения закону в Библии. Смирение и подчинение закону. (Смирение - сам корень слова говорит о мире, необходимом для человека).

Законы государства и законы совести. Связаны ли законы государства с высшими законами совести? Как?

Д.З:

Составить свои законы или правила для Воскресной школы, для жизни вашей семьи и др.

Тема 15

ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК БИБЛИИ. МОЛИТВА

Какие виды книг есть в Библии?

Исторические, пророческие, законоучительные.

Как написаны эти книги, каким языком?

Каждая по-своему. Есть сжатые исторические повествования, есть пророческие монологи и притчи, есть аллегорические описания и песни. Язык Библии очень разнообразный и богатый - образный.

А где больше всего встречается образов, сравнений?

В художественных произведениях, в поэзии.

Есть ли в Библии такие книги?

Есть, они так и называются поэтические или учительные. Это, прежде всего, Псалтирь - книга песен, кроме того, Книга Премудрости Соломона, Книга Притчей Соломоновых и другие.

А как вам кажется, что такое поэтический язык? Чем он отличается от обычного? Что такое стихотворный размер, ритм, рифма? ("Прохлопаем" ритм стихотворения "Зимнее утро" и вступление к поэме "Медный всадник" А.С.Пушкина).

Как рождается поэтический текст? Что необходимо поэту?

Словесный дар и вдохновение.

Что такое вдохновение? От Кого исходит вдохновение? Что происходит с человеком, когда он чувствует вдохновение? Как он начинает видеть мир и жизнь?

Он чувствует сердцем, что мир вокруг сам начинает звучать, говорить о себе, раскрывать свои тайны.

Пример из "Пророка" Пушкина:

"И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье..."

"Поэт есть ответ,- пишет Марина Цветаева в своей статье "Искусство при свете совести". - Глубочайшая и быстрейшая, как электрическим током пронзенность всего существа данным явлением и одновременный, почти что преждевременный на него ответ.

Во все времена у всех народов поэзия считалась доблестным поиском истины. И поэтические книги Библии - поистине бесценное сокровище человечества. Здесь есть все: и песни радости, и покаянные плачи, и назидательные поучения, и тишайшие признания в любви, и философские размышления, и видения будущего...

А теперь о высшем виде духовной поэзии - о текстах молитв. Молитва - это не просто высокие слова, обращенные к Богу, молитва - собирание души, усиленное внимание, труд сердца. Слова молитвы - только ступени этого необыкновенного пути к Богу.

Какие виды молитв мы знаем?

Молитва-прошение, молитва-благодарение, молитва-покаяние и молитва-славословие.

(Привести примеры).

Разбор молитв библейских и современных по выбору учителя.

Молитва Анны, матери пророка Самуила (1 Цар. 2, 1-10), отрывки из молитвы Соломона на освящении храма (3 Цар. 8, 12-53).

"Отче наш", "Богородице Дево, радуйся", молитва Оптинских старцев, молитва св. Иоанна Кронштадтского, свт. Филарета Московского, св. Силу ана Афонского.

Д.З:

Выпишите несколько молитв-прошений и молитв-благодарений из молитвослова.

Тема 16

СИМВОЛ В БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ

Давайте напомним себе, какое значение имеют для нас события, о которых мы читаем в Библии?

Библейская история таинственным образом повторяется в нашей духовной жизни. Историческое Библейское событие становится духовным символом для всего человечества.

Что значит слово "символ"?

Слово произошло от греческого "согласовываться, соответствовать".

Примеры библейского символизма.

Почему Исаак безропотно слушался Авраама, когда тот хотел принести его в жертву? Почему Господь избавил Исаака? Какое значение имеет пример смирения Исаака для нас? Образом и символом чего стало послушание Исаака?

А теперь примеры других символических эпизодов.

Что нам напоминает прохождение еврейского народа во главе с Моисеем через Чермное (Красное) море? Когда в нашей жизни мы проходим через воду?

Это духовный образ крещения, символ очищения, обновления.

Но этот же эпизод заключает в себе и другой символический образ - освобождение от плена.

Давайте вспомним, что происходит с нами, когда мы совершаем плохие поступки?

Мы попадаем в плен к собственным желаниям.

А если мы хотим освободиться от них, надо вспомнить, что сделал Моисей, когда увидел, что его народ порабощен египтянами?

Он вывел его из плена.

И мы должны делать то же, когда нас порабощают плохие поступки и желания. Надо уводить себя от соблазна, убеждать и молиться Богу, чтобы Он вывел нас из плена зла и греха.

А теперь подумаем о библейском герое Гедеоне (Суд. 6, 11). Он просил Бога дать ему знамение. Почему? В каких случаях нам бывает необходимо, чтобы Господь удостоверил нас Своим указанием?

Когда мы ощущаем внутренний призыв к большому делу, хотим правильно послужить Богу и боимся ошибиться.

Гедеон колеблется, он дважды просит Бога удостоверить его. Подумаем, почему Господь позволяет человеку колебаться и приходить в смущение?

Человек свободен. Он должен сам выбирать путь, сам решиться на труды и подвиги.

Почему Моисей сомневался, когда Господь призвал его на служение? Бывает ли так, чтобы человек совсем ни в чем не сомневался и ничего не страшился? Как мы должны относиться к нашим колебаниям и сомнениям? Что нужно делать, если мы оказались смущены и колеблемся?

Колебание и смущение преодолевается в молитве, в совете с Богом.

Еще один образ - Даниил во рву львином. Почему Господь спас пророка Даниила, когда он оказался во рву со львами? Что означает львиный ров для нас?

Ров - символ земной юдоли. Мы все, образно говоря, пребываем во рву, где лютые звери-грехи нападают на нас.

М


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.206 с.