Тема 1. Концепции формирования аддиктивного поведения — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 1. Концепции формирования аддиктивного поведения

2017-06-19 393
Тема 1. Концепции формирования аддиктивного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Концепции формирования аддиктивного поведения

Сущность аддиктивного поведения, фармакологические и нефармакологические свойства. Факторы, влияющие на возникновение аддикций и их значимость. Основные виды аддиктивных реализаций. Общие механизмы и характеристика аддиктивного поведения. Проблема перехода одной формы аддикции к другой, иллюзия контроля аддиктивных реализаций. Основные этапы развития аддиктивного поведения: «точка кристаллизации», становление аддиктивного ритма, формирование аддикции как интегральной части личности, полное доминирование аддиктивного поведения.

Тема 2. Факторы риска формирования аддиктивного поведения

Внешние и внутренние факторы формирования отклоняющегося поведения. Социальные предпосылки формирования аддиктивного поведения. Традиции и обычаи как детерминанты формирования зависимостей. Роль социально-экономических условий в формировании аддиктивного поведения. Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения: роль семьи, ближайшего окружения, референтной группы и фонового окружения в формировании определенных видов аддиктивного поведения. Индивидуально-психологические свойства личности, способствующие становлению аддиктивного поведения. Биологические предпосылки зависимого поведения.

Распределение учебного времени по темам и видам занятий

 

  № п/п       Название темы     Всего часов Из них
Лекции Самостоятельная работа
  1.   Концепции формирования аддиктивного поведения              
  2.   Факторы риска формирования аддиктивного поведения              
  3.   Виды аддиктивного поведения        
  4.   Наиболее часто встречающиеся виды аддикций              
  Всего:      

Тема 1. Концепции формирования аддиктивного поведения

При проведении занятия на данную тему рекомендуется строить работу следующим образом:

1. Организационное начало занятия (приветствие, объявление темы).

2. Определение основных задач, вопросов по содержанию: определение понятийного аппарата, разбор опорных понятий курса. Специфика формирования зависимого поведения. Следствия аддиктивного поведения.

3. Основной текст лекции, должны включать в себя: Сущность аддиктивного поведения, фармакологические и нефармакологические свойства. Факторы, влияющие на возникновение аддикций и их значимость. Основные виды аддиктивных реализаций. Общие механизмы и характеристика аддиктивного поведения. Проблема перехода одной формы аддикции к другой, иллюзия контроля аддиктивных реализаций. Основные этапы развития аддиктивного поведения: «точка кристаллизации», становление аддиктивного ритма, формирование аддикции как интегральной части личности, полное доминирование аддиктивного поведения.

4. По результатам проведения лекционных занятий необходимо сформулировать ряд вопросов (занятий) для самостоятельной работы студентов:

Дайте характеристику основным формам аддиктивного поведения.

Проанализируйте роль социальных факторов формирования аддиктивного поведения.

Охарактеризуйте характер влияния на личность различных форм аддиктивного поведения.

 

По результатам самостоятельной работы студентам необходимо составить библиографию списка использованной литературы.

Вопросы к теме 1 «Концепции формирования аддиктивного поведения»

1. Дайте характеристику основным формам аддиктивного поведения.

2. Проанализируйте роль социальных факторов формирования аддиктивного поведения.

3. Охарактеризуйте характер влияния на личность различных форм аддиктивного поведения.

Вопросы к теме 2 «Факторы риска формирования аддиктивного поведения»

1. Понятие фонового окружения и его роль в формировании склонностей к зависимому поведению.

2. Роль СМИ в формировании представлений о здоровом образе жизни.

3. Обычаи, традиции и культура в контексте приобщения к различным формам аддиктивного поведения.

4. Ресурсы личности на пути формирования антиаддиктивных установок.

Вопросы к теме 3 «Виды аддиктивного поведения»

1. Дайте характеристику возрастным особенностям в контексте предрасположенности различных возрастных групп к тем или иным формам зависимого поведения.

2. Опишите предрасположенность к тем или иным формам зависимого поведения в зависимости от пола.

3. Опишите наиболее проблемные области у людей с различными формами аддиктивного поведения.

 

Вопросы к теме 4 «Наиболее часто встречающиеся виды аддикций»

1. Результаты формирования со-зависимого поведения в семье.

2. Дайте характеристику изменениям внешности и характера наркозависимых в зависимости от типа употребляемого психоактивного вещества.

3. Охарактеризуйте причины возникновения склонности к зависимому поведению.

По результатам самостоятельной работы студентам необходимо составить библиографию списка использованной литературы.

Примерные вопросы к зачету:

1. Сравните причины аддиктивного поведения подро­стков и взрослых. В чем их сходство и различие?

2. Какие основные факторы социальной дезадаптации ребенка известны вам?

3. Почему возрастные особенности подростков могут стать предпосылкой возникновения стремления к психотропным веществам?

4. Что такое гипопротекция и гиперпротекция в воспитании детей?

5. Какие отклонения в развитии психики детермини­руют (при условии их декомпенсации) потребность в ал­коголе или наркотиках?

6. Каковы признаки асоциальной группировки несовершеннолетних?

7. Почему подростки начинают употреблять психотропные вещества, как правило, в асоциальной группировке?

8. Чем отличается фоновый полинаркотизм от поискового?

9. Характеристика аддиктивного поведения

10.Подходы к объяснению аддиктивного поведения.

11.Формы зависимого поведения.

12.Общие признаки зависимого поведения

13.Факторы, влияющие на формирование зависимого поведения.

14.Феномен со-зависимости.

15.Наркотическая зависимость, мотивы первичного употребления наркотических веществ.

16.Стадии наркотической зависимости.

17.Особенности протекания наркомании и факторы употребления наркотиков у подростков.

18.Детерминанты формирования наркотической зависимости.

19. Происхождения алкоголя и наркотиков.

20.Стадии алкоголизма.

21.Особенности формирования и факторы употребления алкоголя подростками.

22.Психологические особенности подростков, употребляющих наркотические вещества.

23.Детерминанты формирования алкоголизма.

24.Понятие и особенности никотиновой зависимости.

25.Факторы, оказывающие влияние на формирование пищевой зависимости.

26.Причины и последствия компьютерной и интернет-зависимости.

27.Интернет-зависимости. Причины и следствия.

28.Азартные игры как вид зависимого поведения.

29.Виды наркотических веществ и их влияние на личность.

30.Виктимология как наука о психологии жертвы.

31.Пищевые зависимости – причины и следствия.

 

А) Основная:

18. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков. Пути преодоления: Учебное пособие/ под ред. Вагнер Эрик Ф., Уолдрон Холли Б. М.: Академия, 2006

19. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). Учебное пособие. М.: Академия, 2003. -288с.

20. Сиволап Ю.П., Савченков В.А. Злоупотребление опиоидами и опиоидная зависимость. М: Медицина, 2005

21. Тренинг для подростков профилактика асоциального поведения. (Серия:"Психологический тренинг")/Макартычева Г.И. СПб.: Речь. 2006

22. Руководство по реабилитации наркозависимых (Серия:"Психологический практикум")/Кулаков С.А.,Ваисов С.Б. СПБ.: Речь, - 2006

Б) Дополнительная:

1. Бородкин Ю.С., Васильев Ю.Н., Корчагина Г.А. Политика в отношении алкоголя и наркотиков в Санкт-Петербурге.//Матер. Международной конференции "Проблема алкоголя и других наркотиков в период социально-экономических преобразований". -Киев, 1994. - С.76-84.

2. Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. – СПб., М., 1998.

3. Гилинский Я. и др. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. — СПб., 2001.

4. Даулинг С. Психология и лечение зависимогоповедения (пер. с англ.) М.: Класс, 2000

5. Иванова Е.Б. Как помочь наркоману. — СПб., 1997.

6. Кеселшан Л., Мацкевич М. Социальное пространство наркотизма. — СПб., 2001.

7. Кулаков С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. – СПб., 1996.

8. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведенияу подростков: Учеб.-метод. пособие. — М., 1998.

9. Макеева А.Г.Ранняя профилактика наркотизма у детей и подростков / Междунар. ассоц. по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. М., 2000

10. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учеб. пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 384 с.

11. Наркомания: Методические рекомендации по преодолению наркозависимости / под ред. А.Н. Гаранского. — М., 2000.

12. Саморазрушающее поведение у подростков // Сб. научных трудов ПНИИ им. В. М. Бехтерева. – Л., 1991.

14. Соловов А.В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика: (Для психологов, педагогов образоват. учреждений). Казань: Хэтер, 1999

15. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002

16. Шаблина В.В. Зависимое поведение школьников. – СПб., 2001.

Глоссарий

Аддиктивное поведение - злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания. В более широком смысле аддиктивное поведение рассматривается как один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

Аддиктивная личность характеризуется склонностью к поиску эмоциональных запредельных переживаний и неспособностью проявлять ответственность. Поведение аддиктивной личности характеризуется стремлением к уходу от реальности.

Атарактическая мотивация - стремление к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения.

Зависимое поведение можно определить как внешние действия человека, связанные с непреодолимым на данный момент влечением к какому – либо объекту, т.е. оно обусловлено психологической зависимостью от него.

Гедонистическая мотивация - стремление любыми способами максимизировать удовольствие и минимизировать неудовольствие, как самоцель, основной смысл существования.

Гэмблинг – игровая зависимость.

Доминанта - более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров. Одним из свойств доминанты является ее инертность, что может служить источником навязчивых образов, галлюцинаций. Однажды пережитая доминанта при затухании не аннулируется, а лишь тормозится до некоторой ситуации, которая может доминанту актуализировать и предопределить поведение человека. Другим свойством доминанты является ее способность подавлять активность других центров и использовать стимулы, направленные к ним, для подкрепления господствующего очага возбуждения.

Мотивация с гиперактивацией поведения. Алкоголь употребляется для возбуждения. Притягательным свойством алкоголя является возникновение субъективного состояния повышенного тонуса, сочетающегося с повышенной самооценкой.

Наркотическое вещество. Определение “наркотического вещества” опирается на три критерия: медицинский, социальный и юридический. В правовом аспекте средство признается наркотическим только при наличии всех указанных критериев. Медицинский критерий: специфическое действие вещества или лекарственной формы на центральную нервную систему (эйфорическое, стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.), являющееся причиной его немедицинского применения. Социальный критерий: немедицинское применение веществ или лекарственных форм приобретает масштабы социальной значимости. Юридический критерий: исходя из предыдущих двух критериев, инстанция, уполномоченная на это, признала данное средство наркотическим и включила его в официальный список наркотических средств.

Синдром - определенное сочетание признаков, симптомов какого-либо явления, объединенных едиными механизмами возникновения.

Синдром психологической зависимости: формирование представления об интоксикации как единственно возможном комфортном состоянии, обеспечивающем максимально возможную психологическую работоспособность; формирование обсессивного влечения к этому комфортному состоянию; ощущение себя наркозависимыми как управляемыми кем-то со стороны.

Социальные нормы – ожидания группы по отношению к поведению индивида в определенных социальных ситуациях и позициях.

Субмиссивная мотивация – нежелание обидеть людей, предлагающих алкоголь, что отражает выраженную тенденцию к подчинению и зависимос

Псевдокультурная мотивация – стремление произвести впечатление на окружающих редкими и дорогими алкогольными напитками, продемонстрировать “изысканный вкус”. Большое значение придается атрибутным свойствам алкоголя.

Со-зависимость - негативные изменения в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семьи

Психологическая зависимость - стремление (влечение) постоянно принимать наркотический или другой препарат с тем, чтобы вновь испытывать желаемые ощущения либо устранять явления психологического дискомфорта.

Токсикомания – поведение, которое рассматривается как токсикоманическое, если имеет место злоупотребление психоактивными веществами, не отнесенными в данный момент к наркотическим, при регулярном употреблении, сформированном патологическом влечении, при росте толерантности, в некоторых случаях при наличии физической зависимости.

Физическая зависимость - состояние постоянной необходимости употребляемого вещества для поддержания нормального функционирования организма. Перерыв в употреблении вызывает болезненное состояние

 

3.3. Промежуточная аттестация (зачет) по дисциплине

Рубежный контроль

Рубежный контроль охватывает пройденную часть лекционного курса. Количество рубежей определяется учебным планом, вид рубежного контроля (так же, как и в случае с текущим контролем) определяет преподаватель по согласованию с методической службой.. Это может быть микропроект,

тестирование.

Темы для подготовки к рубежному контролю.

1. Факторы, влияющие на возникновение аддикций и их значимость.

2. Основные виды аддиктивных реализаций.

3. Общие механизмы и характеристика аддиктивного поведения.

4. Проблема перехода одной формы аддикции к другой.

5. Основные этапы развития аддиктивного поведения: «точка кристаллизации», становление аддиктивного ритма, формирование аддикции как интегральной части личности, полное доминирование аддиктивного поведения.

6. Основные формы аддиктивного поведения.

7. Роль социальных факторов формирования аддиктивного поведения.

8. Влияние на личность различных форм аддиктивного поведения.

9. Внешние и внутренние факторы формирования отклоняющегося поведения. Социальные предпосылки формирования аддиктивного поведения.

10. Традиции и обычаи как детерминанты формирования зависимостей.

11. Роль социально-экономических условий в формировании аддиктивного поведения.

12. Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения: роль семьи, ближайшего окружения, референтной группы и фонового окружения в формировании определенных видов аддиктивного поведения. Индивидуально-психологические свойства личности, способствующие становлению аддиктивного поведения.

13. Биологические предпосылки зависимого поведения.

 

Подготовка к промежуточной аттестации (зачет).

Зачет — это итоговая оценка знаний, умений и навыков студентов по всем темам курса. Зачет служит формой проверки качества рубежного контроля, усвоения учебного материала, а также формой проверки выполнения студентами самостоятельной работы. В случае пропуска лекционных занятий по уважительным и неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Проведение зачета по теоретическому курсу проходит в устной или письменной форме на основе перечня вопросов, которые должны отражать содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено».

Примерные вопросы для подготовки к зачету:

1. Дайте характеристику зависимому (аддиктивному) поведению.

2. Перечислите формы зависимого поведения в соответствии с объектами зависимости

3. Перечислите общие признаки зависимого поведения

4. Опишите специфику цикличности зависимости от психоактивных веществ (алкоголь, наркотики).

5. Опишите специфику фанатизма в соответствии с фазами цикла.

6. Дайте характеристику компьютерной зависимости.

7. Опишите феномен «туннельного» мышления

8. Дайте характеристику аддиктивной установки

9. Представления о природе зависимого поведения

10. Социальные факторы, влияющие на формирование аддиктивной установки у детей и подростков.

11. Средства массовой информации - их роль в формировании зависимостей и профилактике аддиктивных отклонений в обществе.

12. Традиции и обычаи отдельных народов, как факторы формирования определенных аддикций.

13. Социально-психологические причины формирования зависимого поведения в молодежной среде

14. Реакция группирования со сверстниками как причина формирования аддиктивного поведения

15. Роль семейных установок и воспитания как фактор формирования аддиктивного поведения.

16. Подростковая субкультура, как фактор формирования аддиктивных установок

17. Понятие созависимости, и ее последствия.

18. Понятие и виды профилактики.

19. Основные подходы к профилактике аддикций

20. Сущность аддиктивного поведения, фармакологические и нефармакологические свойства.

21. Факторы, влияющие на возникновение аддикций и их значимость. Основные виды аддиктивных реализаций.

22. Общие механизмы и характеристика аддиктивного поведения.

23. Проблема перехода одной формы аддикции к другой, иллюзия контроля аддиктивных реализаций.

24. Основные этапы развития аддиктивного поведения.

25. Внешние и внутренние факторы формирования отклоняющегося поведения. Социальные предпосылки формирования аддиктивного поведения.

26. Традиции и обычаи как детерминанты формирования зависимостей.

27. Роль социально-экономических условий в формировании аддиктивного поведения.

28. Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения.

29. Роль семьи, ближайшего окружения, референтной группы и фонового окружения в формировании определенных видов аддиктивного поведения. Индивидуально-психологические свойства личности, способствующие становлению аддиктивного поведения.

30. Биологические предпосылки зависимого поведения.

31. Формы и виды аддиктивного (зависимого) поведения.

32. Общие механизмы и характеристика аддиктивного поведения.

33. Проблема перехода одной формы аддикции к другой, иллюзия контроля аддиктивных реализаций.

34. Основные этапы развития аддиктивного поведения.

35. Наркомания, алкоголизм, токсикомания.

36. Критерии наркотических веществ.

37. Классификация наркотиков.

38. Данные о наиболее употребляемых препаратах в крупных городах России. Проявления употребления различных психоактивных веществ.

39. Характерные особенности личности алкоголиков и наркоманов.

40. Проблема созависимости со стороны ближайшего окружения лица, употребляющего психоактивными веществами.

Тема 1. Концепции формирования аддиктивного поведения

Сущность аддиктивного поведения, фармакологические и нефармакологические свойства. Факторы, влияющие на возникновение аддикций и их значимость. Основные виды аддиктивных реализаций. Общие механизмы и характеристика аддиктивного поведения. Проблема перехода одной формы аддикции к другой, иллюзия контроля аддиктивных реализаций. Основные этапы развития аддиктивного поведения: «точка кристаллизации», становление аддиктивного ритма, формирование аддикции как интегральной части личности, полное доминирование аддиктивного поведения.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.439 с.