Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями

2017-06-19 399
Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба»

Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета

 

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»

Дэвид Бланкет

Глава 1. Инклюзивное образование

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

 

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

 

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

 

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

 

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

 

1.1 Принципы инклюзивного образования.

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:

· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

· Каждый человек способен чувствовать и думать

· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

· Все люди нуждаются друг в друге

· Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

· Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

· Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

· Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Включение – это не интеграция:

· Включение – это больше, чем интеграция

· Молодые люди учатся вместе в обычной школе

· Специалисты приходят помогать детям

· Обычные школы изменяются

· Внимание на возможности и сильные стороны ребенка

· Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные

· Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями

· Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью

· Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих

Включение – это:

· НЕТ специализированных классов в обычной средней школе

· НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки

· НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе

· НЕТ закрытых учреждений интернатного типа

Основные принципы инклюзии

Инклюзивные сообщества:

· Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).

· Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

· В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива

· Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Важные составляющие инклюзии:

· Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику

· Всесторонне планируйте инклюзию

· В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы

· Включайте родителей

· Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников

· Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)

1.2 Неверные представления об инклюзии:

· Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно

· Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать

· Фокусирование не на целях, а на действиях

· Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка

· Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию

Существующие барьеры:

· Архитектурная недоступность школ

· Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми

· Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах

· Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

1.3 Законодательные ресурсы:

· Конституция Российской Федерации

· Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1

· Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф

· Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

· Конвенция ООН о правах ребенка

Правила инклюзивной школы:

· Все ученики равны в школьном сообществе

· Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня

· У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей

· Планируется и проводится эффективное обучение

· Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников

· Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика

· Семьи активно участвуют в жизни школы

· Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

Формирования индивидуальной программы обучения:

· Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)

· Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика

· Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения

· Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе

· Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения

· Составлена с целью повышения успешности ученика

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

· он достаточно гибок,

· ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы

· он уважает индивидуальные различия

· он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива

· он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе

· он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде

1.4.Результаты инклюзии:

· У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса

· Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов

· Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны

· Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика

· Появляются возможности для обобщения и передачи навыков

· Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков

· Существуют процедуры оценки эффективности

 

 

Глава 2. Инклюзивное обучение специального и общего образования.

 

Оно должно носить воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.

В инклюзивном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия школьников с различными умственными способностями. Систематичность требует, чтобы учитель не только решал задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал меры для оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения учеников класса, развития сильных сторон личности каждого ребенка.

В классе инклюзивного обучения необходимо создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым будет осуществляться принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.

Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. Коррекционная работа в условиях инклюзивного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно только в том случае, если деятельность учеников осуществляется в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности. В ней можно смоделировать трудные конфликтные ситуации и сориентировать ученика на их конструктивное разрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения.

 

Принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения реализуется благодаря использованию различных приемов обучения, помогающих вызвать у школьников переживания и сочувствие. Переживания стимулируют развитие интеллекта. Эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные, так как они есть у детей с любыми отклонениями в умственном развитии. Ученики должны понимать тот учебный материал, который им предлагается усвоить, научиться его использовать в самостоятельной практической деятельности, что невозможно без положительного эмоционального отношения ребенка к обучению.

В школьном учебном плане определяется состав учебных предметов в рамках образовательных областей и образовательных компонентов базисного учебного плана, а значит, должна быть отражена специфика образовательной деятельности школы как учреждения, работающего в рамках интегрированного обучения. Методическое обеспечение такого обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей с нормальным развитием включает программные, учебно-методические и дидактические материалы, как для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения.

При организации учебно-воспитательного процесса главная трудность для учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта, заложенного в специальной коррекционной образовательной программе для учреждений VII или VIII вида. Опыт показывает, что в обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) на начальных этапах преобладает работа учителя-дефектолога в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки, но постепенно дети всё в большем объеме получают знания на уроках в условиях общеобразовательного класса.

При обучении же детей с нарушением интеллекта ситуация обратная. На начальных этапах умственно отсталые дети большую часть учебного времени проводят со своими нормально развивающимися сверстниками, но по мере адаптации детей к классу и усложнения образовательной программы увеличивается количество часов обучения в классе коррекционно-педагогической поддержки под руководством учителя-дефектолога.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.