С ограниченными возможностями здоровья» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

С ограниченными возможностями здоровья»

2017-06-19 273
С ограниченными возможностями здоровья» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Выполнила:

учитель – логопед

МОБУ СОШ №1

с. Краснохолмский

Зайцева Ю.В.

Проверила:

д.пед.н., профессор

Белобородова Н.С.

 

г. Бирск – 2015

 

Содержание.

 

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.……………………………….....4

1.1.Принципы инклюзивного образования……………………………………...4

1.2. Неверные представления об инклюзии……………………………………..6

1.3. Законодательные ресурсы…………………………………………………....6

1.4.Результаты инклюзии………………………………………………………....7

Глава 2. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………….…….8

2.1 Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.…………9

2.2 Общие принципы и правила коррекционной работы……………………..10 Глава 3. Логопедическое СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ……………………11

3.1. Этапы коррекционно-развивающего логопедического обучения……….13

3.2. Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ…………….15

Глава 4. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ 2 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И 2-4 КЛАССА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ…………………………………………………………….16

 

Заключение………………………………………………………………………23

 

Литература……………………………………………………………………….24

Приложение.

 

 

Введение

Что такое инклюзивное образование?

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

Кофи Аннан. 1998

Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.

Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями

«Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба»

Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета

 

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»

Дэвид Бланкет

Глава 1. Инклюзивное образование

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

 

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

 

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

 

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

 

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

 

1.1 Принципы инклюзивного образования.

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:

· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

· Каждый человек способен чувствовать и думать

· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

· Все люди нуждаются друг в друге

· Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

· Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

· Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

· Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Включение – это не интеграция:

· Включение – это больше, чем интеграция

· Молодые люди учатся вместе в обычной школе

· Специалисты приходят помогать детям

· Обычные школы изменяются

· Внимание на возможности и сильные стороны ребенка

· Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные

· Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями

· Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью

· Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих

Включение – это:

· НЕТ специализированных классов в обычной средней школе

· НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки

· НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе

· НЕТ закрытых учреждений интернатного типа

Основные принципы инклюзии

Инклюзивные сообщества:

· Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).

· Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

· В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива

· Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Важные составляющие инклюзии:

· Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику

· Всесторонне планируйте инклюзию

· В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы

· Включайте родителей

· Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников

· Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)

1.2 Неверные представления об инклюзии:

· Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно

· Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать

· Фокусирование не на целях, а на действиях

· Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка

· Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию

Существующие барьеры:

· Архитектурная недоступность школ

· Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми

· Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах

· Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

1.3 Законодательные ресурсы:

· Конституция Российской Федерации

· Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1

· Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф

· Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

· Конвенция ООН о правах ребенка

Правила инклюзивной школы:

· Все ученики равны в школьном сообществе

· Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня

· У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей

· Планируется и проводится эффективное обучение

· Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников

· Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика

· Семьи активно участвуют в жизни школы

· Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

Формирования индивидуальной программы обучения:

· Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)

· Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика

· Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения

· Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе

· Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения

· Составлена с целью повышения успешности ученика

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

· он достаточно гибок,

· ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы

· он уважает индивидуальные различия

· он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива

· он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе

· он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде

1.4.Результаты инклюзии:

· У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса

· Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов

· Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны

· Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика

· Появляются возможности для обобщения и передачи навыков

· Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков

· Существуют процедуры оценки эффективности

 

 

Глава 2. Инклюзивное обучение специального и общего образования.

 

Оно должно носить воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.

В инклюзивном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия школьников с различными умственными способностями. Систематичность требует, чтобы учитель не только решал задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал меры для оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения учеников класса, развития сильных сторон личности каждого ребенка.

В классе инклюзивного обучения необходимо создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым будет осуществляться принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.

Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. Коррекционная работа в условиях инклюзивного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно только в том случае, если деятельность учеников осуществляется в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности. В ней можно смоделировать трудные конфликтные ситуации и сориентировать ученика на их конструктивное разрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения.

 

Принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения реализуется благодаря использованию различных приемов обучения, помогающих вызвать у школьников переживания и сочувствие. Переживания стимулируют развитие интеллекта. Эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные, так как они есть у детей с любыми отклонениями в умственном развитии. Ученики должны понимать тот учебный материал, который им предлагается усвоить, научиться его использовать в самостоятельной практической деятельности, что невозможно без положительного эмоционального отношения ребенка к обучению.

В школьном учебном плане определяется состав учебных предметов в рамках образовательных областей и образовательных компонентов базисного учебного плана, а значит, должна быть отражена специфика образовательной деятельности школы как учреждения, работающего в рамках интегрированного обучения. Методическое обеспечение такого обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей с нормальным развитием включает программные, учебно-методические и дидактические материалы, как для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения.

При организации учебно-воспитательного процесса главная трудность для учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта, заложенного в специальной коррекционной образовательной программе для учреждений VII или VIII вида. Опыт показывает, что в обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) на начальных этапах преобладает работа учителя-дефектолога в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки, но постепенно дети всё в большем объеме получают знания на уроках в условиях общеобразовательного класса.

При обучении же детей с нарушением интеллекта ситуация обратная. На начальных этапах умственно отсталые дети большую часть учебного времени проводят со своими нормально развивающимися сверстниками, но по мере адаптации детей к классу и усложнения образовательной программы увеличивается количество часов обучения в классе коррекционно-педагогической поддержки под руководством учителя-дефектолога.

Пояснительная записка.

 

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи (а во втором классе рассматриваются и нарушения письменной речи). Именно поэтому I этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Общая проблема коррекционно-развивающего обучения первоклассников – своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте, а у второклассников – к полноценному овладению русским языком. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это означает, что у детей необходимо сформировать:

1. Полноценные фонематические процессы;

2. Представление о звуко-буквенном составе слов;

3. Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

4. Правильное звукопроизношение (при наличии проблемы у конкретного ребёнка).

5. Воспитание умения речевого высказывания;

6. Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, ориентировки в пространстве и времени;

7. Сбережение общего и психического здоровья детей;

8. Развитие сенсорных и моторных функций;

9. Формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

10. Развитие мимической мускулатуры;

11. Развитие эмоционально-волевой сферы и навыков учебной деятельности;

12. Формирование черт гармонической, социализированной личности.

 

Программа предусматривает следующие блоки:

 

1. Блок ознакомительных занятий (сюда входят тестирование детей, знакомство с логопедом и логопедическим кабинетом).

2. Блок подготовительных занятий («Речь. Что мы знаем о речи»).

3. Аналитический блок (навыки звуко-буквенного анализа.

4. Блок дифференциации согласных звуков и букв.

5. Блок работы над предложением.

6. Блок итоговых занятий.

Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 2 классов общеобразовательных школ, для учащихся с ОВЗ 2-4 классов.

Технология обучения: в процессе обучения предполагается использование

  • различных методов активного обучения;
  • анализ конкретных понятий и ситуаций;
  • тренировка и другие виды заданий;
  • творческая работа детей.

Условия проведения: занятия проводятся в логопедическом кабинете.

 

Содержание программы

 

Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей этапа – формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения. Программа предполагает следующее содержание коррекционно-воспитательной работы:

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивость внимания;

- наблюдательность (особенно к языковым явлениям);

- способность к запоминанию;

- способность к переключению;

- навыки и приёмы самоконтроля;

- познавательная активность.

2. Формирование полноценных учебных умений:

- планирование предстоящей деятельности;

- принятие учебной задачи;

- активное осмысление материала;

- выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели;

- контроль за ходом своей деятельности;

- работа в определённом темпе;

- применение знаний в новых ситуациях;

- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:

1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

- умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;

- умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

- умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;

- ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

- применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;

- обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением;

- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

- соблюдение речевого этикета;

- составление устных связных высказываний с элементами творчества.

 

Итог программы

К завершению коррекционно-развивающего обучения у детей должны быть:

- сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;

- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

- поставлены и отдифференцированы все звуки;

- уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д

Примерное планирование логопедических занятий для 2 класса общеобразовательной школы и 2 - 4 класса для учащихся с ОВЗ.

№ заня- тия Тема Дата прове- дения Приме- чание
1,2,3   4, 5     6,7, 8,9     10, 11     12,13     14,15     16,17   18,19   20,21     22,23   23,24     25, 26     27, 28   29,30     32,33     34, 35,36     37,38   39,40   41,42     43, 44   45,46     47,48   49,50   51,52   53,54   55,56 57,58   59,60     61,62       Обследование речи. Знакомство с логопедическим кабинетом.     Речь.     Звуки речевые и неречевые     Предложение.     Предложение, слово.     Творческая работа «Я сам придумываю предложения!»   Дифференциация понятий «Предложение – слово»     Деление слов на слоги (тренинг).   Слогообразующая роль гласных. Ударение.   Выделение гласных из удобных позиций (начало конец слова).     Выделение согласных из удобных позиций.   Сравнение гласных и согласных.     Согласные твёрдые и мягкие. Согласные звонкие и глухие.     Тренировка в звуко-буквенном анализе слов.     Дидактические игры на развитие навыка звуко-буквенного анализа.   Контроль за развитием навыка. Повторение знаний о характеристиках согласных звуков.     Согласные звуки и изученные буквы.     Звуки [П], [П`]. Буква П.   звуки [Б], [Б`]. Буква Б.     Дифференциация [П]-[Б], [П`]-[Б`].   Тренировочные упражнения.     Звуки [Т], [Т`]. Буква Т.   Звуки [Д], [Д`]. Буква Д.   Дифференциация [Т]-[Д], [Т`]-[Д`].   Тренировочные упражнения.   Звуки [К], [К`]. Буква К.     Звуки [Г], [Г`], Буква Г. Дифференциация [К]-[Г], [К`]-[Г`]. Тренировочные упражнения. Звуки [С], [С`]. Буква С. Звуки [З], [З`]. Буква З. Дифференциация [С]-[З], [С`]-[З`].   Итоговое занятие.    

Программа составлена по материалам Н.А. Абрамова «ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 1 -3 КЛАССЫ». Логопедические занятия.

 

Примечание. Продвижение по темам – по мере усвоения и сформированности фонематических представлений детьми – логопатами.

 

 

Заключение

Возможности обучения у детей с ОВЗ могут быть очень разные, в зависимости от индивидуальных особенностей, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения коррекционного процесса. Наряду с этим можно выделить особенности логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:

· логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой;

 

· весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

 

· планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).

 

Помощь ребёнку может быть по-настоящему действенной при правильной квалификации проблем развития и использовании различных подходов, форм и методов в организации коррекционно-развивающего обучения.

 

Литература

 

1. Нечепоренко А.Р. Правовые особенности различных форм получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционная педагогика теория и практика-2011-№5

2. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология-2009-№1

3. Абрамова И.В. Здоровьесберагающие технологии в начальной школе// Абрамова И.В., Бочкарева Т.И. - Самара: СИПКРО, 2010.- 157 с.

4. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи с проблемами в развитии// Ульенкова У.В., Лебедева О.С. – М., 2012.- 338с.

5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя-логопеда.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2010.:ил.(Коррекционная педагогика).

6. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза: логопедические занятия. 1-4 классы//авт.-сост. Н.А. Абрамова. – Волгоград: Учитель, 2011.-79с.

 

Приложение.

 

 

Конспект

Открытого занятия на тему:

«Постановка и автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях, стихах, играх.

 

МОБУ Краснохолмская СОШ№1

Учитель- логопед

Зайцева Ю.В

Тема: Постановка и автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях, стихах, играх.

 

Цели:

1. Образовательные:

а) закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;

б) закрепление звука в отражённом повторении за логопедом и самостоятельно;

в) обогащение словаря словами со звуком З, закрепление знаний о животных.

2. Коррекционные:

а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;

б) развитие фонетического слуха, фонематического восприятия;

в) формирование навыков звуко-слогового анализа;

г) развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;

д) закрепление звука в изолированном виде, в слогах, в разных позициях слов.

3. Воспитательные:

- воспитание трудолюбия, аккуратности;

- поддержание интереса к занятиям;

- воспитание доброжелательности, чувства товарищества;

воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.

 

Этапы занятия Содержание занятия Примечание
1.2. Организа-ционный момент. Постановка целей занятия (объявление темы)     3. Артикуляционная гимнастика; Пальчиковая гимнастика     4.Ориентация в простр. 5.Анализ артикуляции по плану Характерис-тика звука   6. Закрепление изолированного звука и произноше-ние в слогах, чистоговор-ках   7. Связь звука и буквы     8. Развитие фонематических процессов – определение наличия звука З в слове и места звука в начале и середине слова. 9. Закрепление звука в словах. Игры со словами.   Итог занятия. Оценка работы детей.   Домашнее задание   Приветствие. На этом занятии мы будем знакомиться с новым звуком из группы свистящих и поучимся его произносить. А поможет узнать его загадка.   -Этот звонкий звук звенит, нас с тобою веселит. Он согласный, это ясно, а звучит он просто классно! Ведь недаром утром нас он зовёт за парты в класс. Скажите, что зовёт всех учеников на урок? (звонок) С какого звука начинается это слово? (Со звука З) Вот сегодня мы с вами будем работать над произношением твёрдого звука З в слогах, словах, (предложениях, стихах)   - Зимой белый, летом серый. В гору прыжком, а с горы кувырком (з аяц)   Давайте приготовим к работе наше лицо, язычок и губы. (зеркала, картинки)   1)Массаж: Давай начнем с массажа лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладоши, подушечки пальцев и погладим по лбу (2-3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам уха (2-3 раза), над губой (2-3раза), по подбородку (2-3 раза).   2) Артикуляционная разминка: упражнение “Лягушка”-“Хоботок”, “Массаж язычка от кончика языка к серединке зубами”, “Лопаточка”, “Чистим нижние зубки изнутри”, “Блинчик”, “Язык-силач”, “Горочка”, “Лодочка (с выдохом)”, “Выгибает кошка спинку”, “Покатаем зубки с горочки”   3) Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнения – “Перчатки”, “Колечки”, “Флажок”, “Пальчик – пальчик”, “Цепочки” (по 2 упражнения). 4) Голосовые и дыхательные упражнения: - задувание на бабочек из бумаги - поём песенку гласных (слитно).   Игра «Электронная муха» З – губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, между зубами небольшая щель, спинка языка горочкой, посередине желобок, по которому проходит воздушная струя – холодная и узкая, голосовые складки работают (звук звонкий) – контроль ладонью на горлышко)   З – согласный, звонкий, бывает твёрдым и мягким (это зависит от последующего гласного). Он является парным согласным к звуку С по звонкости-глухости.   Сегодня мы будем учиться произносить твёрдый звук З. Звук З будем сравнивать с песенкой большого комара, а мягкий звук ЗЬ – с песенкой маленького комарика. Твёрдый звук З дружит с гласными А О Ы У Э (он стоит перед ними и они указывают на его твёрдость)   Произнесение изолированного звука хором и индивидуально.   Слоговые таблицы “Звёздочка”, слоговые дорожки:   ЗА – ЗЫ – ЗУ ЗО – ЗУ – ЗЫ ЗА – ЗО – ЗА ЗУ – ЗЭ – ЗО   АЗА – ОЗО – УЗУ ЫЗЫ – УЗЫ – АЗЫ УЗО – АЗО – ЫЗО…   За – за – за – закрой глаза зо – зо – зо – у Зои зонт   Зу – зу – зу – привязали козу к возу зы – зы – зы – к стройке подъехали КамАЗы ФИЗМИНУТКА “ОБЕЗЬЯНЫ А чем обозначается звук на письме? Буквой. Давайте посмотрим, на что похожа буква З? (завитки, комарик, цифра 3, змея…) Сейчас мы вылепим контур буквы З из пластилина и приклеим на картон. В какую сторону смотрят завитки? (влево)   Проговорить: З – завиток на завиток,   З – закрывается замок,   З – в зарослях змея ползёт,   З – заинька морковь грызёт   ВЫБРАТЬ картинки по наличию звука З и назвать его место в слове (начало, середина, конец). Повторим, какое место звука З в слове мы определяли? (в начале и середине слова) Картинки из альбомов: “Грамматика в картинках. Трудные звуки З ЗЬ Ц”. Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина “Говори правильно. Звуки С З Ц”, рабочая тетрадь Новоторцевой.   А) Я называю слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук З: ЗАЯЦ, ЗУБЫ, КОЗА, ЛАПА, РЫБА, МАЗАЛ, ЗАБОР, ТОРМОЗА, УЛЫБКА, МИМОЗА, ДОБРОТА.   б)Подумайте, кто лишний в этой группе? ЗУБР, БИЗОН, ФАЗАН, ЗАЯЦ. КОЗЁЛ, ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРА, ЗЯБЛИК.   (работа со словами, разбираем непонятные слова)   Все ребята старались. Обращается внимание на детей с межзубным произношением (учится контролировать положение губ в улыбке и языка за зубами перед зеркалом). Чему учились на занятии? Как надо следить за языком?     Делать а.г. перед зеркалом, знать правильную артикуляцию звука. Тренировать правильное произношение звука З в начале и середине слов. Д/з карточка-раскраска  

 

 

В помощь логопеду:

«Шпаргалка задач при составлении конспекта логопедического занятия»

Развитие общей моторики:

- Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить

и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).

- Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно

воспроизводить серию движений).

- Совершенствовать ритмическое чувство.

- Совершенствовать пространственную организацию (гнозис).

- Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений

- Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку

- Статические упражнения с функциональными нагрузками

- Совершенствование пространственной организации движений

Развитие мелкой моторики:

- Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить

и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).

- Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно

воспроизводить серию движений).

- Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно

- Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.

(пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и

конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).

- Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв.

- Формирование графомоторных навыков.

- Формирование различного вида захвата.

Артикуляционная моторика:

- Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;

- Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

- Учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать

губы и язык в заданном положении.

- Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций

губ.

- Отрабатывать движение нижней губы вниз и обратно в исходное положение.

- Отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений

- Отрабатывать движение верхней губы вниз и обратно в исходное положение.

- Развивать мышечную силу и подвижность губ.

- Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность. Способствовать

растяжке подъязычной связки.

- Отрабатывать движения языка вверх, развивая его подвижность. Способствовать

растяжке подъязычной связки.

- Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

- Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.

- Рассла


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.253 с.