Виды предпринимательства в туризме — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Виды предпринимательства в туризме

2017-06-19 456
Виды предпринимательства в туризме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Интенсивное развитие туристского бизнеса предопределяет его многообразие. Турбизнес может быть классифицирован по сферам деятельности, численности собственников, степени новаторства и другим признакам.

По численности собственников туристская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. Коллективный турбизнес, в свою очередь, представлен организационно-правовыми и организа­ционно-экономическими формами. В числе первых товарищества, общества, кооперативы и т.д., вторых — концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, финансово-промышленные группы.

Классический турбизнес — это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ре­сурсов, управление объемами производства, где задействованы внешние и внутренние факторы по выявлению резервов туристской организации для повышения рентабельности, обновления номенклатуры выпускаемых продуктов и услуг. Такой вид турбизнеса от­личается большей степенью предсказуемости, нежели инновацион­ное предпринимательство. Однако добиться существенных резуль­татов здесь непросто из-за высокой конкуренции.

Инновационный турбизнес — модель предпринимательской дея­тельности, которая сводится к созданию новшеств посредством ис­пользования новых сочетаний традиционных ресурсов. Предприни­матель, занимаясь инновационной деятельностью, стремится идти в ногу со временем. Он ориентируется на ускорение темпов научно-технического прогресса, под воздействием которого новые изобре­тения быстро устаревают. Такой вид предпринимательства требует значительных инвестиций и связан со значительным риском, одна­ко именно при таком ведении дел в данной сфере можно добиться высоких результатов и мировой известности своей торговой марки.

Каждая модель турбизнеса имеет отличительные признаки, но единые сущность, цели и задачи. Кроме того, каждой модели при­сущи черты, определяемые сферой бизнеса.

По сфере и назначению турбизнес можно подразделить на про­изводственный, коммерческий, финансовый, консультационный. Этот признак является базовым, так как определяет саму сущность и специфику турбизнеса.

Производственный турбизнес может быть представлен следующи­ми видами деятельности: туроперейтингом, гостиничным обслужива­нием, предоставлением услуг общественного питания, транспортным обслуживанием, организацией досуга, бизнес-обслуживанием, оздо­ровительным, образовательным, спортивным и экскурсионным обслуживанием туристов и др. Коммерция представлена в туризме, прежде всего, турагентской деятельностью, финансы — страхованием туроператоров и туристов, консалтинг «юридическим обслужива­нием туристских организаций и туристов.

Это далеко не полный перечень, ибо туризм наряду с вышена­званными аспектами косвенно формируют предприятия городского транспорта, дорожные и городские коммунальные службы, органи­зации связи, предприятия по производству товаров народного по­требления и др. Одновременно на туризм оказывает существенное влияние некоммерческий сектор развития и поддержки туризма — общественные туристские организации и объединения, некоммер­ческие партнерства.

Приведенные виды турбизнеса формируют систему предприни­мательства в туризме. Дадим краткую характеристику основных ви­дов турбизнеса.

Туроператорская деятельность (туроперейтинг) - предпринима­тельская деятельность, осуществляемая в целях получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в организованном отдыхе. Это основной вид бизнеса, решающий основную задачу туристского предпринимательства — вовлечение организаций в сферу туристского обслуживания и обеспечение комплексного об­служивания туристов.

Это производственная сфера бизнеса, здесь создается турист­ский продукт, который впоследствии реализуется самостоятельно туроператором или через туристские агентства. Прибыль рассчиты­вается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации турпродукта.

Для туроперейтинга характерна коллективная форма бизнеса. Наиболее распространенными формами предпринимательства явля­ются общества с ограниченной ответственностью, акционерные об­щества закрытого типа. Выбор организационно-правовых форм обоснован, прежде всего, ограниченной ответственностью субъектов предпринимательства.

В туризме действует множество туроператоров в виде мелких и средних предприятий, а также в виде крупных корпораций. В июне 2009 г. в Государственном реестре туроператоров, который ведет Ростуризм, насчитывалось 4380 туроператоров. Крупных туроператоров с разветвленной и многочисленной сетью офисов продаж либо имею­щих объемы реализации выше среднего — более 2—3 млн долл. — около 300, в том числе Интурист, TEZ Tour, Пегас-Туристик, Капи­тал Тур, Нева, Натали Турс и др. Туроператоров, объем продаж кото­рых составляет 1 млн долл. и более, примерно 1 тыс.

Турагентская деятельность это предпринимательская дея­тельность, осуществляемая в целях получения прибыли на основе посредничества в туризме. Данная сфера предпринимательства представляет собой обширную сеть розничной торговли. Турагент­ства — это посредник между туроператорами (производителями турпродуктов) и туристами (потребителями турпродуктов). Прибыль в системе турагентского предпринимательства формируется как ко­миссия от продажной цены тура.

Для турагентского предпринимательства характерны индивиду­альная и коллективная формы бизнеса. Наиболее распространенной формой турагентств является общество с ограниченной ответствен­ностью. Выбор организационно-правовых форм обоснован, прежде всего, ограниченной ответственностью субъектов предпринимательства и незначительностью стартового капитала

В настоящее время на российском рынке работают около 12 тыс. турагентств. Среди них преобладают турагентства, которые создаются в виде представительств международных туроператоров. Это объясняется минимумом усилий в организации бизнеса, так как международные операторы предоставляют необходимую доку­ментацию и реквизиты, а нередко и стартовый капитал. Все более серьезное влияние на туристский рынок оказывают турагентские сети — Магазин горящих путевок, Велл и др.

Гостиничная деятельность — это вид предпринимательства в це­лях получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах размещения. Услуга размещения — это база лю­бого турпакета. Уровень качества и стандарты гостиничного обслу­живания, а также число гостиниц в том или ином туристском цен­тре значительно влияют на возможности приема туристов.

Гостиничная деятельность относится к производственной сфере бизнеса: здесь создаются и реализуются туристам услуги размеще­ния. Прибыль в системе гостиничного бизнеса рассчитывается как разница между себестоимостью и выручкой от реализации услуг размещения.

Для гостиниц характерна коллективная форма бизнеса, так как гостиничная деятельность трудоемка и требует больших капиталь­ных вложений. В гостиничном бизнесе действует множество малых и средних предприятий, а также крупных корпораций. Наиболее распространенной формой предпринимательства в гостиничном секторе экономики являются акционерные общества открытого ти­па, что обосновано, прежде всего, объемом стартового капитала. Гостиницам на основе сертификации может быть присвоена кате­гория — от одной до пяти звезд. В настоящее время в России функционируют предприятия всех категорий, что оказывает позитивное воздействие на состояние внутреннего и въездного туризма в стране.

Гостиничный бизнес в настоящее время является приоритет­ным, и предприниматели готовы вкладывать денежные средства в его развитие. По данным Росстата, в 2009 г. в России функциони­ровало 5917 гостиниц. По экспертным оценкам сегодня по числу гостиничных проектов Россия находится на 2-м месте в Европе. Число введенных в эксплуатацию до начала экономического кризи­са гостиниц ежегодно увеличивалось на 20—25%, в основном за счет отелей, которые находятся под управлением международных цепочек. Так, в 2008 г. введено в эксплуатацию 600 средств разме­щения на 45 тыс. мест. При этом под управлением отечественных компаний находится только 5% российских отелей. Международные операторы считают российский рынок очень перспективным, при­чем интерес представляют не только Москва, Санкт-Петербург и города-миллионники, но еще и те небольшие туристические города, в которых гостиничные сети пока не представлены. В России дей­ствуют такие гостиничные корпорации, как Holiday Inn, Accor, Marriott, Hyatt Hotels и др.

Обслуживание туристов питанием - вид предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях получения прибыли на ос­нове удовлетворения потребностей туристов в услугах питания

Одной из основных услуг в технологии туристского обслужива­ния является питание. Уровень качества и стандарты ресторанного обслуживания, а также число предприятий питания в том или ином туристском центре значительно влияют на возможности приема туристов.

Ресторанная деятельность относится к производственной сфере бизнеса. В данной области создаются и реализуются туристам услуги питания. Прибыль в системе питания рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации услуг питания.

Для ресторанов и иных туристских предприятий питания харак­терны индивидуальная и коллективная формы бизнеса. В ресторан­ном бизнесе действует множество мелких и средних предприятий, а также крупных корпораций. Наиболее распространенными формами предпринимательства в этом секторе экономики являются об­щества с ограниченной ответственностью и акционерные общества открытого и закрытого типа. Выбор организационно-правовой формы обоснован прежде всего целями бизнеса и амбициями учре­дителей.

Предприятия питания классифицируются по качеству обслуживания; на основе сертификации им может быть присвоено от одной до пяти звезд. В настоящее время в России функционируют пред­приятия всех классов.

Кризис повредил сфере общественного питания больше, чем гос­тиничной отрасли. Помимо недостатка заемных средств, недоверия участников рынка друг к другу, падения платежеспособности населе­ния, рестораторы столкнулись и с продолжающимся продовольственным кризисом, который привел к значительному удорожанию ряда продуктов и увеличению стоимости среднего чека. В достаточно сложном положении оказались заведения при гостиницах — они ис­пытали и отток клиентов, и снижение суммы чека. Вместе с тем многие предприятия питания при гостиницах чувствует себя уверен­но благодаря возможности маневрировать свободными средствами, исправляя их на проблемные участки. Правда, некоторым ресторанным компаниям все же приходится непросто: большие убытки вы­нуждают принимать специальные антикризисные меры.

Транспортное обслуживание туристов - предпринимательская длительность, осуществляемая в целях получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах перевозки. Транспорт — неотъемлемая часть любого путешествия. Он упрощает перемещения туристов и способствует им. Кроме того, транспорт необходим для экскурсионных целей и для трансферта.

Транспорт относится к производственной сфере бизнеса. В данной отрасли создаются и реализуются туристам услуги перевозки. Прибыль в системе транспорта рассчитывается как разница между себестоимо­стью и выручкой от реализации транспортных услуг.

Для железнодорожных, автотранспортных и иных транспортных предприятий характерна коллективная форма бизнеса. Наиболее распространенными формами предпринимательства в транспортном секторе туризма являются общества с ограниченной ответственно­стью, акционерные общества открытого и закрытого типа. Выбор организационно-правовой формы обоснован, прежде всего целями бизнеса и сектором рынка.

Спрос на туристские транспортные услуги внутри России (как и спрос на услуги внутреннего туризма в целом) сократился, в том числе на авиационные перевозки, железнодорожные, речные и морские, автобусные. Снижение спроса на транспортные услуги связано со снижением платежеспособности граждан России, со значительным повышением тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки и другими факторами.

Страхование туристов — предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях получения прибыли на основе удовлетво­рения потребностей туристов в обеспечении безопасности жизни и имущества. Услуги страхования — это обязательный элемент в тех­нологии туристского обслуживания.

Страхование относится к сфере финансов. В данной области создаются и реализуются туристам услуги страхования. Прибыль в системе страхования рассчитывается как разница между себестои­мостью и выручкой от реализации услуг страхования. Для страховых компаний характерна коллективная форма биз­неса. Наиболее распространенными формами предпринимательства в страховании являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества открытого и закрытого типа.

На современном рынке страхования путешественников пред­ставлено множество видов страхования: медицинское, жизни и здо­ровья, имущества, на случай задержки транспорта, на случай пло­хой погоды во время путешествия, на случай непредставления со­всем или недостаточного предоставления услуг туризма, имущест­венного риска в шоппинг-туре в случае нарушения таможенных правил, конфискации товара или отказа в пропуске пересечения границы, расходов, связанных с невозможностью совершить поездку, ответственности владельца автотранспортных средств и т.д.

Рейтинговые российские страховщики (Ренессанс страхование, РОСНО, РЕСО-Гарантия, Прогресс-Гарант, АльфаСтрахование, ВСК, АВИКОС, Ингосстрах и др.) при комплектовании страховых продуктов пользуются услугами страховых и сервисных компаний с мировой известностью (MERCUR ASSISTANCE, CORIS и др.), по­этому их продукт максимально приближен к европейскому уровню, за исключением страховых сумм, которые меньше, и отсутствия франшизы (неоплачиваемый убыток). Российские туристы пока не готовы к франшизе в 150—300 долл., поскольку зачастую эта сумма сопоставима со стоимостью турпутевки.

Обучение туристов — предпринимательская деятельность, осу­ществляемая в целях получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах образования. Образование — одна и (самых молодых составляющих туризма, развитию которой способствует расширение международных связей и обменов.

Образование относится к производственной сфере бизнеса. В данной области создаются и реализуются туристам услуги образований (лингвистические услуги, умения в области дайвинга и др.). Прибыль здесь рассчитывается как разница между себестоимостью и выручкой от реализации образовательных услуг.

Для учреждений обучения туристов характерна коллективная форма бизнеса. Наиболее распространенными формами предприни­мательства являются государственные и муниципальные учреждения. Российский рынок образования представлен множеством учрежде­ний различного профиля и широким спектром образовательных ус­луг, что создает позитивные предпосылки для развития въездного и внутреннего туризма.

Восстановление здоровья туристов (курортное дело) — предпри­нимательская деятельность, осуществляемая в целях получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в оздо­ровительных услугах. Профилактика заболеваний и восстановление физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека — составляющая туризма. Восстановление здоровья туристов базируется на использовании природных лечебных ресурсов в курорт­ных зонах.

Здравоохранение в туризме относится к производственной сфере бизнеса: здесь создаются и реализуются туристам оздоровительные услуги (грязелечение, массаж, физиотерапия и др.). Прибыль рассчи­тывается как разница между себестоимостью и выручкой от реализа­ции оздоровительных услуг.

Для учреждений здравоохранения в сфере туризма — санаториев, профилакториев, пансионатов - характерна коллективная форма бизнеса. Наиболее распространенными формами предприниматель­ским являются акционерные общества открытого типа.

До кризиса в России интенсивно развивались курорты и ку­рортов дело. Этому способствовали прежде всего обширные кли­матические, культурные и исторические богатства, большое количе­ство мест для развлечения и лечения туристов. Новые экономиче­ские условия требуют внесения изменений в курортный маркетинг, учета медицинской статистики заболеваемости и разнообразных потребностей туристов, разработки новых технологий в области ис­пользования и воспроизводства природных лечебных ресурсов и методов санаторно-курортного лечения, подготовки менеджеров санаторно-курортного дела для здравниц и туристских фирм, рабо­тающих на рынке лечебных услуг, поиска эффективных экономиче­ских и организационных механизмов по совместной деятельности туристских и курортных предприятий.

Экскурсионное обслуживание туристов — предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях получения прибыли на осно­ве удовлетворения потребностей туристов в экскурсионных услугах. Экскурсионное обслуживание является частью комплексной туристской услуги. Экскурсия - форма познания и расширения кругозора путем посещения достопримечательных объектов.

Экскурсионное обслуживание относится к производственной сфере бизнеса, здесь создаются и реализуются туристам экскурси­онные услуги. Прибыль рассчитывается как разница между себе­стоимостью и выручкой от реализации экскурсионных услуг.

Экскурсионные учреждения в чистом виде создаются крайне редко. Наиболее часто экскурсионные услуги предоставляются ту­ристам в комплексе с другими видами обслуживания в рамках дея­тельности туроператоров или турагентств. Это обусловлено низкой стоимостью экскурсионных услуг, что предопределяет целесообраз­ность рассматривать их как дополнительное обслуживание.

До кризиса экскурсионное дело интенсивно развивалось в на­шей стране. В стране работали 2368 музеев. Создавались новые маршруты, турпродукгы и программы экскурсионного обслужива­ния. Совершенствовалось методическое и техническое обеспечение экскурсионного дела: внедрялись новые приемы и способы ведения экскурсий, обновлялось техническое обслуживание экскурсионной деятельности. Вместе с тем, по оценкам экспертов, наибольшее не­гативное влияние кризис окажет именно на экскурсионное дело.

Организация досуга туристов — предпринимательская деятель­ность, осуществляемая в целях получения прибыли на основе удов­летворения потребностей туристов в развлечениях. Туризм и досуг два неразрывно связанных понятия. Индустрия развлечений — от­носительно молодой и интенсивно развивающийся элемент туриз­ма. Индустрия досуга формирует личные и общественные потребности, выполняет функции воспитания, обучения, повышения культурно-образовательного уровня и организации отдыха людей.

Организация досуга относится к производственной сфере бизнеса. В данной области создаются и реализуются туристам услуги развлечения (участие в аттракционах, просмотр кинофильмов). Прибыль рассчитывается как разница между себестоимостью и выручкой от реализации услуг развлечения.

Для учреждений досуга характерна коллективная форма бизнеса. До наступления кризиса сфера досуга интенсивно развивалась: формировалась ее инфраструктура, создавались инновационные раз­влекательные программы, решались проблемы кадрового обеспече­нии и состояния материально-технической базы. В России работали Горнолыжные комплексы (Красная Поляна, Домбай, Приэльбрусье), театры, цирки, зоопарки, аквапарки, развлекательные центры. В утопиях кризиса, падения покупательной способности и местного населения и туристов наблюдается существенное сокращение спроса на отдельные анимационные услуги и продукты.

Визовое обслуживание туристов - деятельность визовых центров, осуществляемая в целях получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в консультировании по вопросам оформ­лении низовой документации и технологий прохождения собеседова­нии. Виза — неотъемлемый компонент большинства путешествий, поэтому потребность в консультациях подобного рода растет. По данным Министерства иностранных дел, сегодня в РФ работают более 200 консульств иностранных государств. Абсолютное большинство консульств расположено в Москве, но потребность в визах, и значит, и в консультациях испытывают граждане всех регио­ном нишей страны.

Краткий обзор видов турбизнеса в зависимости от сферы приложения предпринимательских способностей позволяет сделать вывод об их перспективности.

 

Сфера туристского бизнеса

 

Открыть свое дело субъект туристского бизнеса может в любой сфере экономики, приносящей доход.

Сфера туристского бизнеса — это область приложения усилий предпринимателя на рынке туризма, характеризующаяся особыми условиями деятельности, технологиями и способами получения ре­зультата.

Туристский бизнес в разных сферах различается по форме и особенно по содержанию операций и способам их осуществления. Характер турбизнеса предопределяет вид продуктов или услуг, которые туристская организация производит. Она может самостоятельно производить эти продукты (услуги) или перепродавать продукты (услуги) других организаций потребителям, а также может только соединять производителей и потребителей туристских про­дуктов и услуг.

Различают следующие основные сферы турбизнеса:

• производство;

• коммерция;

• финансовое предпринимательство;

• консалтинг.

Деление это весьма условно, так как часто бывает очень сложно разграничить производственный и непроизводственный бизнес. Если кратко определить важность каждой сферы в туризме и в нацио­нальной экономике, то можно сказать следующее: в разное время каждая из этих сфер может приносить разный доход, однако главной из них является производство. Именно в сфере производства создаются материальные блага (туристские продукты и услуги), необходимые для жизнедеятельности человека. Так, коммерция в турбизнесе существует лишь потому, что туроператор создал продукт, который турагент перепродает. Состояние туризма как особого межотраслевого комплекса российской экономики определяется количеством высококачественных туристских продуктов и услуг, которое производится на душу населения. Эти же продукты и услуги в составе ВВП страны влияют на уровень развития националь­ной экономики. Поэтому на протяжении всей истории российской экономики сфере производства (в том числе и в туризме) придавалось первостепенное значение.

Значительный удельный вес по числу зарегистрированных тури­стских организаций в настоящее время занимает коммерция. Это объясняется, прежде всего, относительно низким стартовым капита­лом и конкурентоспособной рентабельностью бизнеса, однако по уровню доходов доминирует производство. Финансовый турбизнес и консалтинг на сегодняшний день относительно мало представле­ны в национальном туризме

 

3.4 Сфера производства: виды, особенности функционирования, проблемы развития

Производственный турбизнес — это процесс создания продуктов и услуг, способных быть проданными потребителям. Как отмечалось ранее, производственный турбизнес включает туроперейтинг, гостиничное обслуживание, предоставление услуг общественного питания, транспортное обслуживание, организацию досуга, образование, биз­нес-обслуживание, оздоровительное и спортивное обслуживание, экскурсионное обслуживание туристов и др.

Производственным турбизнесом могут заниматься организации различных отраслей (гостиничное хозяйство, питание и др.). Эту сферу турбизнеса можно классифицировать по отраслям и подот­раслям.

Рассмотрим принципиальную схему производственного турбиз­неса. Туристский бизнес связан с необходимостью приобретения предпринимателем основных и оборотных средств. Чтобы произво­дить продукты и услуги, туристской организации нужны оборотные средства — материальные и нематериальные ценности (услуги свя­зи, электроснабжения и др.). Необходимые средства приходится приобретать у собственников, заплатив им деньги в сумме, завися­щей от количества ценностей и их цены.

Для производства туристских услуг нужны также основные сред­ства — помещения, машины, оборудование. Если их у туристской организации нет, то надо их приобрести либо арендовать. За тре­буемые для производства туристских услуг основные средства при­ходится платить их собственникам денежную сумму, зависящую oт вида и количества необходимых для производства основных средств и цен на них. При аренде основных средств оплата будет зависеть также от срока их использования. Конечно, приобретаемые туристской организацией основные средства служат ей в течение длительного времени, поэтому стоимость их покупки неправомерно считать равной расходам туристской организации на производство одной партии услуг. С другой стороны, наличие у туристской организации собственных основных средств не должно восприниматься как отсутствие расходов, связанных с использованием основных средств. Расходы туристской организации, обусловленные использованием основных средств, принимают равными сумме денег, необходимой для компенсации износа этих средств в течение времени производства данной партии услуг или проведения данной бизнес-операции. Эту величину называют амортизацией основных средств.

Производство туристских продуктов (услуг) требует привлече­ния рабочей силы — наемных работников, труд которых подлежит оплате, зависящей от численности нанимаемых работников, зара­ботной платы и рабочего времени, в течение которого производятся туристские продукты и услуги.

В процессе производства туристских продуктов (услуг) возни­кают и другие расходы, в частности на приобретение информации, на ремонт оборудования и др.

Производство в турбизнесе завершается выпуском продуктов (услуг), которые продаются туристской организацией либо непосредственно потребителю, либо торговым организациям (чаще всего турагентствам). В результате туристская организация получает выручку от продажи продуктов (услуг), зависящую от объема производства, продажи и цены продукта (или услуги), по которой он продан. Задача туристской организации состоит в том, чтобы производство окупилось, т.е. чтобы доход превысил основные и допол­нительные расходы, включая налоги.

Производственный турбизнес обычно связан с необходимостью создания юридически оформленного предприятия, так как для него требуются земельные участки, производственные площади, поме­щении и т.д.

В отношении роли производственного турбизнеса в туризме, также в национальной экономике можно сказать следующее:

- производственный турбизнес с народно-хозяйственной точ­ки зрения является определяющим, так как именно в этой сфере осуществляется производство продуктов и услуг, не­обходимых туристам в частности и государству в целом;

- субъектами производственного турбизнеса производятся все виды туристских продуктов и услуг для потребителей;

- уровень развития производственного турбизнеса определяет экономический рост туризма и национального хозяйства, а также уровень социального развития общества.

В качестве основных проблем развития национальной производственной сферы турбизнеса можно выделить международную конкуренцию в сфере туризма, высокий риск и технологические особенности производственной сферы.

Проблема международной конкуренции связана с международной специализацией производственных туристских организаций по вы­пуску наиболее важных видов туристских продуктов (услуг) и их экспортом (импортом) в другие страны на основе международного: разделения труда. Известно, что специализация производства на конкретном туристском продукте (или услуге) с применением но­вейших технологий приводит к увеличению объемов производства, сокращению издержек производства, повышению уровня качества и снижению цен. Однако отечественным туристским организациям производственникам достаточно трудно конкурировать с зарубеж­ными производителями туристских продуктов и услуг. Мировые лидеры туриндустрии работают по системам «VIP», «все включено», тогда как российский сервис, как правило, весьма ограничен. По­этому отечественные туристские организации, занимающиеся тор­говлей (чаще всего турагентства), отдают предпочтение импортным услугам. Так, 60% турпродуктов, предлагаемых на российском рын­ке, иностранного происхождения. Аналогичная картина наблюдает­ся со многими туристскими услугами.

Второй проблемой в производственной сфере турбизнеса явля­ется высокий риск. Производство туристских продуктов и услуг — наиболее динамичная сфера турбизнеса, характеризующаяся непре­рывными изменениями и совершенствованием. Поэтому риск здесь очень высок. Развитие производства в турбизнесе базируется на но­вейших результатах технических разработок, требующих вложения денег, причем фактический эффект этих разработок может значи­тельно отличаться от ожидаемого. Кроме того, современная экономическая политика России не обеспечивает необходимых условий для развития сферы производственного турбизнеса: риск невостребованности туристских продуктов и услуг национального производ­ства, хронические неплатежи, многочисленные налоги и сборы, наличие более доступных и легких источников дохода замедляют развитие производственного турбизнеса.

Развитие производственного турбизнеса в России сдерживается технологическими особенностями производственной сферы — это тре­тья проблема национального производственного турбизнеса. К та­ким особенностям можно отнести высокие капиталоемкость, энер­гоемкость и трудоемкость производственных процессов, а также низкий уровень квалификации начинающих бизнесменов и персо­нала. Между тем производственный турбизнес может обеспечить успех начинающему бизнесмену, тяготеющему к пер­фективному и устойчивому делу.

Таким образом, производственный турбизнес имеет значительные перспективы роста в России и может сыграть роль катализатора стабилизации и последующего развития национальной экономики и экономики туризма.

 

3.5 Сфера коммерции: сущность и отличительные признаки

 

Производственный турбизнес тесно связан с коммерцией, так как созданные продукты и услуги необходимо продавать. Сущность коммерческого турбизнеса заключается в операциях и сделках по купле-продаже и перепродаже туристских продуктов и услуг.

Общая схема коммерческого турбизнеса в определенной мере аналогична схеме производственной туристской деятельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных и нематериальных ресурсов приобретается готовый продукт или услуга, которые затем реализуются потребителю.

Особенностью коммерческого турбизнеса являются непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями продуктов и услуг. Туристская организация-коммерсант покупает продукт (услугу) у производителя и платит ему некоторую денежную сумму, зависящую от объема и цены продукта (услуги).

Следует иметь в виду, что туристская организация-коммерсант закупает продукты (услуги) по оптовым ценам, которые чаще всего ниже розничных цен, по которым затем реализуются закупленные продукты и услуги.

Основная формула коммерческой сделки в туристском бизнесе: продукт (услуга) — деньги» при продаже и «деньги — продукт (услуга) при закупке. Хотя основу коммерческого турбизнеса составляют операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производст­венном турбизнесе, но в меньших масштабах. В таком предпринимательстве не прибыль образуется за счет продажи продукта (услуги) по цене, превышающей цену приобретения.

В общем виде программа коммерческой туристской сделки включает:

• наем работников для выполнения торгово-посреднических операций (закупки и продажи продуктов (услуг), проведения рекламной работы, оформления необходимых документов); я

• приобретение или наем помещений (офисов), необходимых для реализации продуктов и услуг;

• привлечение кредита денежных средств для финансирования сделки с последующим возвратом кредита и процентов за пользование им;

• закупку продуктов и услуг для последующей продажи;

• получение или приобретение информации, необходимой для планирования, оформления и регулирования сделки;

• реализацию продуктов и услуг покупателю и получение вы­ручки;

• регистрацию сделки, выплату налогов и платежей в бюджет.

Коммерческий турбизнес связан с относительно высоким уров­нем риска, особенно при организации торговли продуктами и услу­гами сезонного характера (например, новогодними турами). Поэто­му основные мероприятия коммерческой туристской сделки необ­ходимо увязывать между собой по срокам, установив последние в соответствии с логикой и технологией сделки и предусмотрев воз­можность последовательно-параллельного проведения операции.

Правовой основой коммерческих сделок, как правило, служит агентский договор, заключенный между принципалом и агентом. По этому договору агент обязуется от имени принципала продать про­дукт (услугу) на указанных в договоре условиях. Основу такого договора среди прочих составляют два ключевых условия: цена про­дукта (услуги) и размер агентского вознаграждения, который уста­навливается в процентах цены реализации. Обе стороны (принци­пал и агент) заинтересованы в увеличении объемов продаж, которой приведет к увеличению их доходов. Таким образом, их экономические интересы совпадают.

На совпадение экономических интересов взаимодействующих партнеров следует обратить особое внимание. Туристская организа­ция в своей деятельности должна опираться именно на этот прин­цип, если она действительно стремится к поиску эффективного партнерства. Поиск в турбизнесё односторонней выгоды не может обещать процветания в будущем. Турбизнес, осуществляемый и одиночку, а не командой, в современных условиях не является вы­сокоэффективной формой деятельности. Под командой в данном случае как раз и подразумевается содружество взаимосвязанных партнеров в рамках единого производственного цикла.

Для успешного занятия коммерцией в турбизнесе необходимо досконально знать неудовлетворенный спрос потребителей и быстро на него реагировать, предлагая требуемые продукты и услуги, коммерция в туристском секторе экономики очень мобильна и из­менчива, так как связана с конкретными потребителями, а зачастую зависит от времени года. Для развития коммерческого турбизнеса должны выполняться как минимум два условия:

1) цена реализации продукта (услуги) должна быть ощутимо выше потребительской покупной цены;

2) должен быть достаточный спрос на данный вид продуктов (услуг), позволяющий реализовать их в намечаемом масштабе сдел­ки, чтобы возместить торговые издержки и получить прибыль.

Туристская коммерция привлекает видимой возможностью продать продукт (услугу) по более высокой цене, чем она была куплена, и получить тем самым весомую прибыль. Такая возможность действительно существует, однако за видимой легкостью коммерческих операций скрывается не всеми видимый труд туристских организаций, затраченный на достижение успеха.

 

3.6 Формы предпринимательства в туризме

 

Туристский бизнес осуществляется в рамках определенной организационной формы. Форма турбизнеса — система норм, опреде­ляющая внутренние отношения между партнерами по предприятию с одной стороны, и отношения этого предприятия с иными предприятиями и государственными органами — с другой.

Все многообразие предпринимательских структур в туризме есть проявление видовых различий двух организационных форм пред­принимательства: инди<


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.