Общая характеристика и структура туризма — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общая характеристика и структура туризма

2017-06-19 362
Общая характеристика и структура туризма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Экономический рост приводит к углублению специализации производства, появлению новых отраслей, созданию межотраслевых комплексов в целях повышения эффективности деятельности от­дельных производств, входящих в состав комплексов. Экономиче­ский спад, напротив, способствует объединению усилий и созданию кластеров внутри отраслей.

Отраслевая структуризация экономики является показателем уровня развития страны и применяется в международной практике. Группировка организаций по отраслям экономики позволяет уста­новить межотраслевые связи и оптимальность пропорций в разви­тии хозяйства страны. Взаимосвязь между элементами хозяйствен­ного комплекса страны и их удельный вес в общем составе называ­ют экономической структурой.

Соотношение отраслей в экономике страны отражает общест­венное разделение труда и пропорции общественного воспроизвод­ства. Эти пропорции во многом определяют уровень эффективно­сти хозяйства страны. Структура экономики отражается в структуре валового внутреннего продукта. Анализ экономики страны прово­дится на основе показателей валового внутреннего продукта, под­считанных по отраслям.

Структура народного хозяйства непостоянна: одни отрасли и виды производств отличаются бурным развитием, другие, напротив, замедляют темпы роста.

На протяжении столетий экономика России характеризовалась высоким удельным весом отраслей промышленности при относи­тельно низком удельном весе сектора высокотехнических и науко­емких производств, что не соответствовало структуре экономики высокоразвитых государств мира. Однако в настоящее время на­блюдается переход от утяжеленной базовыми отраслями экономики к хозяйственной структуре, ориентированной на удовлетворение потребностей населения.

Структурные изменения в экономике регулируются государством осуществлением структурной политики — составной части макро­экономической политики, обеспечивающей сбалансированность на­ционального хозяйства, что является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.

Существенное воздействие туризма на экономику России пре­допределяет необходимость детального изучения его специфики. Этот межотраслевой комплекс имеет ряд особенностей.

1. Многофункциональность. Туризм выполняет одновременно экономические, социальные, политические и другие функции. Как экономическая категория туризм оказывает существенное влияние на экономику страны и подвергается обратному воздействию. Его социальная функция проявляется в реализации одного из прав Конституции РФ — права на отдых. Политическая функция туриз­ма заключается в том, чтобы способствовать установлению друже­ских контактов с другими странами.

2. Специфика технологий производства и реализации туристских продуктов и услуг. Деятельность в сфере туризма является особым видом торгово-посреднической операции, в рамках которой туропе­ратор как субъект предпринимательской деятельности формирует в единый пакет услуги (размещение, питание и др.), большинство из которых для него покупные. Реализацией услуг, сформированных туроператором, в большинстве случаев занимается турагент.

3. Туристский продукт как результат специфической деятельно­сти. Согласно российскому законодательству туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за об­щую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Особенность турпродукта заклю­чается в его неосязаемости для потребителя, это продукт «скоро­портящийся», его нельзя накапливать и хранить, он должен быть реализован непосредственно после создания.

4. Специфика «невидимого» экспорта. Туризму свойственна эта специфика, так как это важный сегмент внешней торговли, в кото­ром проводятся экспортно-импортные операции с услугами. В от­личие от других отраслей хозяйства, продукция которых транспор­тируется к потребителю, туризм вызывает миграции людей к местам сосредоточения рекреационных (предназначенных для отдыха, восстановления сил) ресурсов, потребление которых происходит в оп­ределенном месте.

5. Мультипликативность. Существенная особенность туризма — его огромное влияние на развитие других отраслей хозяйства РФ: транспорта, торговли, связи, бытового обслуживания, сельского хозяйства и т.д.

6. Рисковый вид деятельности. Деятельность в сфере туризма за­висит от экономической, политической и социальной стабильности в стране, наличия развитых структуры и инфраструктуры туризма, высокоаттрактивных (привлекательных) и доступных туристских ресурсов, сезонности и многих других факторов, определяющих высокий уровень рисков и сложность прогнозирования результатов деятельности в туристской отрасли.

7. Наличие специфической инфраструктуры. Туризм имеет специ­фическую инфраструктуру — комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, дорог, а также предприятий, обеспечи­вающих беспрепятственный доступ туристов к туристским ресурсам.

8. Индикатор благосостояния населения. Эта особенность выра­жается в том, что туризм бурно развивается при платежеспособном спросе.

9. Гуманитарная миссия. Туризм обеспечивает отдых и оздоров­ление населения, формируя общественную мораль и добрый поря­док (последние категории содержатся в зарубежных нормативных правовых актах по туризму), является средством открытого доступа к человеческим ценностям, культурному наследию, духовному оздоров­лению, средством коммуникаций, взаимопонимания между людьми, средством развития интеллекта и международных отношений.

10. Вовлечение в деятельность специфических ресурсов. Основной компонент функционирования туристской отрасли — туристские ресурсы, поэтому данная сфера крайне заинтересована в их сохран­ности и, как ни одна другая, в регулировании их использования.

Туризм как специфический межотраслевой комплекс состоит из следующих основных отраслей: туроперейтинга, гостиничного хо­зяйства, транспорта, питания, досуга, страхования и визового об­служивания туристов.

Туроперейтинг — совокупность туроператоров (производителей туристских продуктов) и турагентов.

Организация размещения туристов — гостиницы и иные средства размещения, действующие в пределах туристского рынка, создаю­щие и реализующие услуги размещения, а также предоставляющие дополнительных услуги и товары.

Транспортное обеспечение туризма действующие в пределах туристского рынка транспортные компании (авиакомпании, авто­транспортные, железнодорожные, судоходные компании), обеспе­чивающие перевозку туристов.

1. Туристские прибытия. Объем въездного туристского потока равен произведению числа посетителей — средней продолжитель­ности (дней) пребывания одного туриста в стране. Число туродней (Д) определяется по формуле

Д = Ч*Дтср,

где, Ч — численность туристов;

Д* — среднее число дней, проведенных в стране одним туристом.

Сравнение туристских потоков нашей страны, по данным Рос­стата и ЮНВТО, позволяет установить значительную разницу в чис­ленности туристов: по данным российской статистики, в 2008 г. Россию посетили 2,52 млн человек, а по данным ЮНВТО — в десять раз больше (23,676 млн человек). Разброс в значениях показателей въезда вызван различиями в сборе и обработке статистической ин­формации: ЮНВТО учитывает всех посетителей, а Росстат только граж­дан, въезжающих в нашу страну по туристской визе. Поэтому мно­гие эксперты, определяя состояние въездного туризма в РФ с уче­том названных отличий в методиках Росстата и ЮНВТО, отмечают, что наша страна фактически занимает в международных туристских рейтингах место более низкое, чем считает ЮНВТО, — 30-е или даже 45-е.

С такой постановкой вопроса можно было бы согласиться, од­нако ЮНВТО ведет аналогичные расчеты по всем странам, а не только по России, следовательно, отклонения в показателях будут как по России, так и по другим странам. Поэтому показатели ЮНВТО представляются достаточно достоверными, но даже в этом случае наша страна занимает лишь 10-е место в рейтинге стран по туристским прибытиям. Это означает, что роль Российской Федерации в систе­ме международного туризма по-прежнему второстепенна.

2. Доля туристских прибытий в РФ в мировом объеме. По дан­ным ЮНВТО, на долю РФ в совокупных международных прибытиях в 2008 г. приходится 3,2% (11-е место), т.е. в несколько раз меньше, чем на долю стран — лидеров по туристским прибытиям. С учетом масштабов страны и численности населения современная позиция РФ на мировом туристском рынке могла бы быть гораздо более ве­сомой. Российские эксперты также говорят о незначительной роли нашей страны в мировых туристских прибытиях.

3. Темпы роста прибытий туристов в РФ. Здесь можно наблю­дать следующее противоречие. По данным ЮНВТО, темпы роста при­бытий иностранных туристов в Россию медленно растут, а по дан­ным Росстата, наблюдается падение даже туристских потоков в абсолютном выражении и о темпах роста говорить просто не прихо­дится. Однозначно признать достоверность данных ЮНВТО или Рос­стата в данном случае достаточно сложно.

Возможно, причина противоречивости зарубежных и россий­ских тенденций вновь заключается в различиях учета. Потому что как минимум странно, что по мере признания приоритета въездно­го туризма в России и его развития на основе меркантилистской теории, означающей проведение государственной политики, на­правленной на поощрение экспорта и приток валюты в страну, на­блюдается даже не стагнация, а сокращение въездного туристского потока в страну.

Казалось бы, экономическая ситуация в России меняется к луч­шему, инвестиции в туризм растут, туристская инфраструктура непрерывно совершенствуется, а туристов, желающих посетить нашу страну, все меньше. В любом случае второстепенная роль России по рассматриваемому критерию также очевидна. Определение роли и места нашей страны в системе междуна­родного туризма по 4—7-му критериям также подтверждает обозна­ченные выше тенденции и второстепенную роль России на миро­вом рынке туристских услуг.

4. Объем поступлений от туризма в России в 2008 г., по данным ЮНВТО, составил более 10 млрд долл. (11-е место в мире), по мнению российских экспертов — 1000 млрд руб., что в любом случае на по­рядок меньше, чем доходы от туризма в странах — лидерах международного туризма.

5. Доля поступлений от российского туризма в мировом объеме в 2008 г., по данным ЮНВТО, составила примерно 1,9%, по сведениям российских экспертов, еще ниже — около 1,6%, что также гораздо Меньше удельного веса стран-лидеров в мировых туристских доходах.

6. По темпам роста поступлений от туризма и расходам ино­странных туристов Россия также традиционно не лидирует.

7-8. Оценки доли стоимости туризма в ВВП России и темпов роста доли стоимости туризма в ВВП РФ также далеки от желае­мых. По разным оценкам, удельный вес поступлений от туризма в ВВП России в 2008 г. составил 1—6%, что означает незначительную роль туризма в экономике нашей страны. Если учесть, что боль­шинство стран — лидеров по туристским прибытиям имеют ВВП на порядок выше, чем РФ, то влияние туризма на экономику Россией будет еще меньше, поэтому говорить о том, что туризм в нашей стране — бюджетообразующая отрасль, скорее всего, рано. По тем­пам роста удельного веса поступлений от туризма в ВВП страны в 2008 г. Россия, как й ранее, не является лидером.

Следующие три критерия тесно коррелируют между собой и в то же время неоднозначно характеризуют роль России на междуна­родном рынке туристских услуг.

9. По оценкам Росстата, выездной турпоток нашей страны (де­сятый критерий) в 2008 г. составил 10,95 млн человек, что на поря­док меньше выездных турпотоков стран — лидеров по поставкам Туристов за рубеж. Сопоставление турпотоков Германии, США, Японии и России опровергает многочисленные заявления в прессе о том, что Россия является одним из мировых лидеров по поставке туристов за рубеж. Совершенно очевидно, что традиционное отрицательное сальдо платежного баланса нашей страны по статье «Ту­ристские услуги, поездки» означает недостаточную мотивацию про­изводства национальных туристских продуктов, а не тот факт, что в России высокий уровень туристской подвижности населения.

10. В то же время темпы роста выезда туристов из РФ в 2008 г. составили 21% — это очень высокий показатель, означающий, что численность россиян, выезжающих на отдых за рубеж, интенсивно растет, вопреки государственной поддержке въездного туризма. Сравнение темпов роста выездных турпотоков ряда стран и России позволяет с большой долей уверенности говорить о значимой пози­ции нашей страны на международном рынке туристских услуг по этому показателю.

11. Расходы российских туристов за рубежом — один из немно­гих показателей, по которому Россия, по мнению многих зарубеж­ных экспертов, входит в десятку стран — лидеров международного туризма. Суммарные туристские расходы (Р) в стране определяются по формуле

Р = Д-Рср,

где, Рср — средние расходы одного туриста в сутки.

По данным ЮНВТО, в 2008 г. расходы российских туристов за ру­бежом составили около 20 млрд долл. (9-е место в мире). В Мини­стерстве туризма Мальорки посчитали, что россияне тратят на от­дыхе в 7 раз больше денег, чем туристы из других стран. Таким об­разом, экономическая выгода сторонних государств от выезда рос­сиян за рубеж очевидна, хотя в денежном выражении по всем стра­нам расходы россиян за рубежом не столь значительны, как сово­купные расходы других стран.

В то же время экономическая выгода России от выездного ту­ризма также очевидна и может быть определена положительными эмоциями туристов, опытом и знаниями, которые они приобретают в других странах и которые могут впоследствии использовать во благо своей стране. Кроме того, выездной туризм так же, как и лю­бой другой вид коммерческой деятельности, пополняет государст­венный бюджет, создает рабочие места и приносит другие выгоды стране. Главное — соблюдать закон распределения турпотоков меж­дународный туризм/внутренний туризм (1/4), которое отражает объективную закономерность, имеющую материальное выражение:

Туристский поток прямо пропорционален численности населенного пункта и обратно пропорционален квадрату расстояния от места отдыха, т.е. чем ближе место отдыха, тем больше в нем отдыхаю­щих.

12. По данным Росстата, внутренний турпоток нашей страны имеет устойчивую тенденцию к росту и в 2008 г. составил 32 млн человек. Однако сравнение внутренних туристских потоков нашей страны и лидеров международного туристского рынка (США, Франции и др.) явно не в пользу России, поэтому рейтинг РФ на международном рынке туристских услуг по этому показателю сего­дня также невысокий.

13. Темпы роста внутреннего турпотока России, по мнению большинства российских экспертов, падают. Однако если, по офи­циальным данным Росстата, темпы роста внутреннего туризма в нашей стране в 2008 г. составили 10% (достаточно высокий показа­тель), то рейтинги «БАНКО» говорят о снижении интереса россиян к отдыху в России, а в рейтингах «ФОРОС» Россия вообще отсутст­вует как туристское направление. Поэтому однозначно трактовать этот показатель не представляется возможным.

14-15. Конкурентоспособность и популярность нашей страны на международном рынке туристских услуг выглядят удручающе, и в данном случае комментарии просто излишни.

Итак, учитывая изложенное, можно сделать вывод о второстепенности роли, которая отводится сегодня России на мировом рынке туристских услуг. По оценкам зарубежных и отечественных экспертов, наша страна не является лидером по показателям разви­тия въездного, внутреннего и выездного туризма. Даже самые оптимистические расчеты свидетельствуют о значительном отставании Пуристской отрасли в России от показателей мировых лидеров туристской индустрии.

В то же время прогнозные оценки, выставляемые международ­ными туристскими организациями нашей стране, достаточно оптимистичны. По оценкам WTTC, к 2014 г. Россия выйдет на 2-е ме­сто в мире по объемам инвестиций в туристский сектор экономики с суммой вложений, превышающей 2,1 трлн руб. Позитивные оценки WTTC распространяются и на сферу занятости: по мнению зарубежных ученых, в ближайшей перспективе наша страна может рассчитывать на 7-е место в мире по численности занятых в турист­ской отрасли.

По прогнозам ЮНВТО, к 2020 г. Россия войдет в десятку стран лидеров туристской отрасли, будет занимать 5-е место по популяр­ности у туристов среди европейских стран, уступая лишь Франции, Испании, Великобритании и Италии, и значительно опережать по этому показателю США.

Участники ЮНВТО убеждены в том, что нашей стране удастся за­нять достойное место в почетной десятке лидеров международного туризма по ряду причин. Во-первых, современный туристский ры­нок России развивается динамично, несмотря на многочисленные природные и политические катаклизмы. Во-вторых, интенсивно развивается инфраструктура российского туризма: отечественные и иностранные инвесторы вкладывают значительные средства в строительство туристских объектов на территории России. В-третьих, ту­ристский потенциал российского рынка велик и все более успешно реализуется. В последнее время активизировалась реклама России на внешнем рынке, развиваются современные технологии интернет-продаж, расширяется ассортимент отечественных туристских продуктов и услуг.

Позитивные прогнозы зарубежных экспертов внушают опти­мизм и позволяют надеяться, что при должной поддержке туризм в России способен развиваться и положительно воздействовать на экономику нашей страны. Наметившиеся позитивные тенденции и закономерности развития туризма в стране во многом соответству­ют международным принципам развития туристской деятельности, поддаются объяснению с позиций экономических законов, а зна­чит, можно предположить, что выставляемые российскому туризму прогнозы обладают высоким уровнем достоверности и шансы Рос­сии приобрести статус туристской державы достаточно высоки.

В то же время представляется очевидным, что оптимистичные прогнозы ЮНВТО могут состояться лишь при реализации эффективной туристской политики в нашей стране. Как известно, туристская по­литика большинства стран, в том числе России, базируется на ре­шении двух основных проблем: объемов финансирования и списков мероприятий, которые необходимо профинансировать.

Ограниченность финансирования туристской отрасли в России — одна из самых популярных тем, обсуждаемых в СМИ на протяже­нии последних пятнадцати лет. Это один из немногих вопросов, где мнения представителей власти, бизнеса и науки совпадают. Однако и здесь есть нюансы. В частности, необходимо различать бюджет­ные и частные источники инвестирования туризма.

Общеизвестно, что туризм — ресурсоемкая сфера и ее устойчи­вое развитие наблюдается в странах, признающих турбизнес при­оритетной отраслью национального хозяйства и выделяющих со­лидные средства на продвижение национальных туристских продук­тов. Сравнение государственных расходов на развитие туризма в странах — лидерах международного рынка туристских услуг и в России дает представление о масштабах финансовой поддержки туристской отрасли в нашей стране.

В федеральном бюджете России в 2008 г. на развитие туризма суммарно выделено 821,44 млн руб. Однако в масштабах международного туризма сумма бюджетного финансирования туристской отрасли даже в 2008 г. представляется незначительной. Расходы на реализацию программ развития туриз­ма в ряде стран превосходят общие расходы на финансирование туризма в России в десятки раз.

При политике ограниченного финансирования туризма ждать существенных результатов и лидерских позиций на мировом рынке России не приходится. Правило «чем больше государственная под­держка, тем выше отдача и уровень развития туризма в стране» справедливо для всех стран, в том числе для РФ.

В то же время в 2008 г. объем инвестиций в туризм в России составил более 30 млрд долл. (10-е место в мире). И, несмотря на то, что эта сумма в 10 раз меньше, чем инвестиции в туризм США (ли­дера мирового туристского рынка по этому показателю), позитив­ная динамика инвестиционной активности в туристской отрасли (по данным ЮНВТО, около 10% в год), наблюдаемая в течение послед­них десяти лет в России, позволяет надеяться, что в ближайшей

В любом случае достаточность бюджетного и частного финан­сирования туризма в России можно обсуждать лишь с позиции от­дачи от развития туризма. Второстепенная роль России на мировом рынке туристских услуг вынуждает усомниться в эффективности реализуемой туристской стратегии. Вместе с тем в России намети­лась тенденция снижения туристского потока за рубеж в пользу внутреннего и въездного туризма. Однако закреплению такой тен­денции препятствует недостаточно высокий уровень развития инду­стрии и инфраструктуры внутреннего туризма, что достаточно часто является результатом низкого качества предоставления туристских услуг при неадекватных ценах. Удельный вес претензий и исков в туристской отрасли по причине неудовлетворительного качества предоставленных услуг остается высоким.

Названные проблемы в совокупности с постоянно изменяю­щейся экономической и политической ситуацией в мире и в стра­не, экологическими и другими проблемами сдерживают развитие национального туризма и, как следствие, снижают позитивное влияние туризма на экономику России.

 

 

1.3 Туризм в современной национальной экономике

 

Туризм — это межотраслевой комплекс национального хозяйст­ва, удовлетворяющий потребности специфической категории по­требителей (туристов) и состоящий из организаций отраслей как производственной, так и непроизводственной сферы.

Анализ структуры экономики России на основе ВВП по отрас­лям и других показателей позволяет определить роль и место ту­ризма в национальной экономике.

На современном этапе роль туризма в экономике России незна­чительна. По экспертным оценкам, доля туризма в российском ВВП в 2008 г. составила 1,2%, с учетом сопутствующих отраслей — 6,9%, тогда как во многих странах доля туризма в ВВП превышает 15%, а в некоторых достигает 50%. Вместе с тем до наступления кризиса туризм являлся одной из самых молодых и динамично раз­вивающихся отраслей экономики России. В 2008 г. общий объем оказанных туристских услуг в нашей стране вырос на 32,8% и со­ставил 67,6 млрд руб., услуг гостиничного бизнеса — более чем на 17% (104,4 млрд руб.), число туристов, путешествующих по России, увеличилось на 16 млн.

Конечно, кризис не мог не повлиять на состояние туристской отрасли, которая в течение десяти лет успешно развивалась, пока­зывая высокие результаты. По результатам 2009 г. в отрасли ожида­ется спад на 2%: совокупное снижение спроса на отдельные турист­ские продукты и услуги достигает 30%, из-за кризиса закрылись бо­лее 10% отечественных турфирм, уволены до 15% специалистов. Однако в кризисной ситуации есть и положительные моменты: она может стать стимулом для развития национальной туристской от­расли. Так, рецессия, сопровождающаяся падением курса нацио­нальных валют, повышает интерес к продуктам и услугам внутрен­него туризма. Этот фактор необходимо использовать для переори­ентации массовых турпотоков с международного» на внутренний туризм.

Влияние туризма на национальную экономику. Туризм влияет на национальную экономику посредством реализации пяти экономи­ческих функций:

• производственной;

• содействия занятости населения;

• создания дохода;

• сглаживания неравенства в развитии российских регионов;

• нивелирования платежного баланса страны.

Функции туризма позволяют оценить степень его влияния на экономику страны по получаемому экономическому эффекту. Вы­разим эффект каждой функции экономическим показателем и про­ведем расчет частных экономических эффектов.

Производственная функция. Туристские организации создают ту­ристские продукты и услуги и таким образом содействуют форми­рованию ВВП, т.е. выполняют производственную функцию.

Функция содействия занятости населения. Туристские продукты и услуги имеют вид нематериальных товаров, что и определяет вы­сокую трудоемкость туристской отрасли. Рост численности занятых здесь может быть приостановлен только в результате внедрения технических разработок, но в любом случае технические средства не могут заменить личное общение. Поэтому туризм способствует занятости населения. Прямой эффект выражается в получении на­селением рабочих мест непосредственно в туристских организаци­ях, одновременно создается эффект занятости в смежных отраслях экономики.

Функция создания дохода. Экономическая деятельность в сфере туризма вносит вклад в формирование национального дохода по­средством налоговых поступлений. Удельный вес доходов от туризма в общей сумме поступлений от экспорта составляет основу государ­ственного бюджета некоторых стран (в Испании — 60, Австрии — 40%). В России, как отмечалось ранее, налоговые поступления от туризма незначительны.

Функция сглаживания неравенства в развитии российских регио­нов. Она проявляется в том, что туризм способствует экономиче­скому развитию регионов со слаборазвитой промышленностью, имеющих первозданный ландшафт и окружающую среду полного равновесия. Развитие туризма в удаленных малонаселенных и ин­дустриально слабо развитых регионах частично нейтрализует такие негативные последствия, как отток населения в городские агломе­рации, разрушение традиционного уклада жизни сельского насе­ления. Проблема низкого уровня жизни населения таких районов решается с помощью привлечения туристов, что обеспечивает приток денежных средств, увеличивает процент занятого населе­ния, развивает инфраструктуру туризма и сервисные службы (до­роги, бытовые услуги, кафе, рестораны, парки развлечений). Мно­гие интересные в природном отношении регионы России способ­ны обеспечить себе темпы экономического роста, превосходящие среднестатистические показатели, преимущественно на основе развития сферы туризма.

Функция нивелирования платежного баланса. Туризм влияет на платежный баланс страны. Сопоставление въездного и выездного потоков, т.е. противопоставление расходов местных туристов, вы­езжающих за границу, с доходами, полученными от потребления товаров и услуг иностранными туристами, позволяет определить положительное или отрицательное сальдо по статье «туризм». Тра­диционно баланс России по статье «туризм» является отрицатель­ным, тогда как многие другие страны за счет туризма выравнивают макроэкономические показатели.

В соответствии с теорией оптимального функционирования эко­номики страны эффективность на отдельном участке оценивается с позиций общего эффекта. Поэтому сумма частных эффектов будет характеризовать степень влияния туризма на экономику России.

Влияние экономики на туризм. Экономические факторы также оказывают воздействие на туризм.

Основными факторами, положительно влияющими на туризм, являются:

• размер реального дохода — при увеличении реального дохо­да потребители получают в свое распоряжение больше де­нег, а если денег оказывается больше, чем это необходимо для финансирования жизнеобеспечения людей, увеличивает­ся спрос на продукцию и услуги туризма;

• распределение дохода,*тг чем равномернее распределяется доход в обществе, тем больше граждан смогут позволить се­бе путешествие;

• стабильность валюты Щ если курс доллара высокий, то это не позволяет купить много долларов, и наоборот; при такой ситуации с валютой отдых и поездка российского граждани­на в США будут стоить дорого, а поездка американца в Рос­сию станет очень выгодной; колебания обменного курса приводят к тому, что разница цен на одни и те же услуги становится весьма значительной;

• выгодность конъюнктуры, которая выражается в экономиче­ском росте макроэкономических показателей, способствую­щем развитию всех отраслей экономики, и усиливается в случае государственной поддержки.

Среди базовых факторов, отрицательно воздействующих на ту­ризм, можно назвать:

• экономические и структурные кризисы, которые вызывают спад во всех отраслях национального хозяйства, — эволюция экономики и туризма подтверждает это;

• рост безработицы и снижение заработной платы, которые Приво­дят к снижению платежеспособности населения; в таких условиях денежные средства тратятся на приобретение товаров первой не­обходимости, а отдых становится недостижимой роскошью;

• падение курса национальной валюты, приводящее к сниже­нию покупательной способности рубля и, как следствие, к снижению спроса на туры;

невыгодная для туризма конъюнктура, которая проявляется преимущественно в государственной политике, известно, что правовая и финансовая поддержка приоритетных отрас­лей экономики — Это мощный стимул их развития.

Следует отметить, что взаимное влияние названных экономиче­ских категорий позволяет вывести уравнение обмена для определе­ния оптимального уровня взаимного влияния показателей друг на Друга:

Эсов (влияние экономики) = Эсов (влияние туризма).

Уравнение обмена представляется крайне важным, для принятия обоснованных государственных решений в данном секторе экономики в целях избежания взаимного негативного влияния. Так, наряду с по­зитивными последствиями развития туризма в отдаленных и структур­но слабых регионах не следует забывать о негативном воздействии этого межотраслевого комплекса. В конкурентной борьбе за землю, трудовые ресурсы и капитал туризм теснит сельское хозяйство и дру­гие традиционные источники дохода населения этих регионов. Одно­временно нарушается или полностью разрушается традиционный ук­лад жизни и природный ландшафт в центрах массового туризма, фор­мируется равнодушный, урбанизированный стиль жизни ж монокуль­тура туризма сама подрывает основы своего существования.

Проблема конфликта между необходимостью развития туризма как стимула к существованию отдельных малоразвитых регионов и опасностью насаждения монокультуры решаема путем создания и реализации комплексных государственных программ регионального

Национальный экономический комплекс РФ сформировался эволюционно и в настоящий момент имеет развитую структуру, в составе которой представлен специфический межотраслевой комплекс - ту­ризм, обеспечивающий туристов всем необходимым в путешествии. На современном этапе роль этого комплекса в экономике России незначи­тельна. Но, по оценкам специалистов, его вклад может быть более су­щественным.

Туризму как межотраслевому комплексу свойственен ряд особенно­стей, определяющих его экономическую природу: многофункциональ­ность, специфичность технологии и продукта, сезонный характер и др.

Современное состояние туризма — это результат его эволюционных преобразований в соответствии с этапами (циклами) развития эконо­мики России. Состояние туризма характеризуется показателями, обра­зующими единую систему и позволяющими определить роль и место страны в международной системе туристских продуктов и услуг.

Стабилизация макроэкономических показателей, рост доходов населе­ния, развитие транспорта, средств коммуникации и информационных тех­нологий предопределяют развитие туризма. Экономический кризис оказы­вает существенное негативное влияние на состояние туризма. Синхрон­ность эволюционных изменений в экономике и туризме позволяет сделать вывод о взаимном влиянии названных экономических категорий. Баланс таких взаимоотношений крайне важен для России на современном этапе хозяйствования.

 

 

Лекция 2


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.