Для проведения практических занятий — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Для проведения практических занятий

2017-06-19 567
Для проведения практических занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Направление: 140100 Теплоэнергетика и теплотехника (бакалавриат)

 

 

Уфа 2011


 

УДК 574:378.147

ББК 20.1:74.58

Л 47

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией энергетического факультета (протокол № от «__» _________2011 г.)

 

Составитель: доценты, к.б.н. Латыпова Г.Ф., к.б.н. Леонтьева Т.Л.

Рецензент: проф., д.б.н. Мишуковская Г.С.

Ответственная за выпуск: заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности и экологии, д.б.н. Курамшина Н.Г.

 

 

Уфа: БГАУ, кафедра БЖД и экологии

 

Оглавление

Практическое занятие № 1 Структура и методы экологии……...................................  
Практическое занятие № 2 Организм и среда. Взаимодействие экологических факторов…………………………………………………………………………………..  
Практическое занятие № 3 Популяция (Решение задач)………...................................  
Практическое занятие № 4 Динамика численности популяции....................................  
Практическое занятие № 5 Биоценоз (Решение задач)……...………………................  
Практическое занятие № 6 Трофические цепи и уровни. Продуктивность экосистем………………………………………………………………………………….  
Практическое занятие № 7 Круговороты важнейших биогенных элементов в биосфере. ….........................................................................................................................  
Практическое занятие № 8 Охрана природы……………….…......................................  
Практическое занятие № 9 Загрязнение окружающей среды. Просмотр учебного фильма «Спешите спасти планету»…………..………………………………………….  
Практическое занятие № 10 Основы экологического права и профессиональная ответственность. Закон РФ об охране окружающей среды и экологический кодекс РБ…………….…………………………………………………………………………….    
Практическое занятие № 11 Расчет предельно допустимых выбросов в атмосферу  
Библиографический список……………………………………………….……..............  

 

 

Практическое занятие 1

Структура и методы экологии

Цель: ознакомление с методами и структурой современной экологии, тесты на усвоение основных экологических понятий.

Теоретическое введение

Методы экологии. Разнообразие научных и прикладных задач, решаемых экологией, требует применения разнообразных методов:

1. Методы анализа, регистрации и оценки состояния среды (метеорологические наблюдения, химический анализ воздуха, воды, почвы, радиационный фон, бактериальная загрязненность и т.д.). Все они используются в системе мониторинга соответствующих сред обитания и биоиндикации (использования чувствительных организмов для оценки состояния среды).

2. Лабораторные эксперименты, когда организмы помещают в стабильные условия и изучают изменения их жизнедеятельности при изменении какого-то одного элемента среды (температуры, освещенности, кислотности и т.д.).

3. Методы наблюдения и экспериментального изучения взаимоотношений между организмами в сообществах.

4. Методы количественного учета организмов и методы оценки биомассы и продуктивности растений и животных используются для изучения популяций, природных сообществ и искусственных «микрокосмов».

5. Методы математического моделирования процессов, происходящих в популяциях и экосистемах, включая метод глобального моделирования (рост численности населения, изменение климата в результате загрязнения и т.д.).

6. Методы эколого-экономического анализа состояния территории, инженерно-экологических изысканий, оценки воздействия производственной деятельности на окружающую среду и здоровье людей.

Разделы современной экологии:

Общая экология (биоэкология) – исследует закономерности взаимоотношения со средой и функционирования биологических систем различного ранга.

Аутэкология (экология особи) – изучает действие природных факторов на организмы и адаптации к ним.

Демэкология (популяционная экология) – изучает динамику численности и жизнедеятельность отдельных популяций в разных условиях среды.

Синэкология (экология сообществ) – изучает структуру биоценозов и экосистем, их продуктивность, круговорот веществ и поток энергии в них, причины стабильности и условия создания искусственных экосистем.

Социальная экология - интегрируя данные других экологических наук, анализирует современные взаимоотношения природы и общества, прогнозирует их дальнейшее развитие, выявляет противоречия в них и ищет путей построения общества устойчивого развития.

Прикладная экология – изучает механизмы разрушения природы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов.

Лесная экология – раздел экологии, изучающий лесные экосистемы, их рациональное использование и охрану.

Агроэкология – наука об управлении продукционными процессами в агроэкосистемах и получении экологически безопасной сельскохозяйственной продукции при сохранении пахотных земель и пастбищ и защите человека и окружающей среды от сельскохозяйственных загрязнений.

Городская экология – изучает вопросы создания благоприятной окружающей среды для жизни человека в городе.

Промышленная экология - изучает пути снижения пагубного влияния промышленности на окружающую человека среду и биосферу в целом путем перехода на мало- и безотходные производства, ресурсо- и энергосбережения.

Глобальная (биосферная) экология - изучает глобальные процессы в биосфере, в том числе перераспределение в ней вещества и энергии, и воздействие на них человеческой деятельности (изменения климата, загрязнения).

Химическая экология – исследует последствия получения и применения человеком различных химических веществ, поведение их в окружающей среде, пути снижения химического загрязнения среды.

Медицинская экология – исследует влияние экологических факторов на здоровье человека, разрабатывает методы защиты от неблагоприятных воздействий, особенно загрязнения среды, профилактике и лечению вызванных ими профессиональных заболеваний.

Экологический мониторинг - система регулярного слежения за состоянием окружающей среды, для оценки последствий человеческой деятельности, их прогноза и определения эффективности природоохранных мероприятий.

Экономическая экология – наука об экономических методах регулирования взаимоотношений человека и природы, способствующих ресурсосбережению и охране окружающей среды.

Экологическое право – формируемая государством законодательная база для регулирования взаимоотношений человека и природы.

Экология природопользования – наука о рациональном использовании природных ресурсов, не препятствующем развитию человечества и сохраняющем природные экосистемы и биосферу.

Задания

Задание 1 Заполните таблицу структуры современной экологии (таблица 1), внеся названия разделов в соответствующие графы, исходя из их содержания.

Таблица 1 Структура современной экологии

Экология
Общая (биологическая) экология Прикладная экология Социальная экология
Экология конкретных экосистем Комплексные разделы, использующие сходные методы
       

Задание 2 Охарактеризуйте круг вопросов, изучаемых различными разделами общей экологии. Укажите напротив номера высказывания правильный ответ буквами: А - аутэкология, Д - демэкология, С - синэкология.

1) Влияние факторов среды на организмы изучает раздел...

2) Потоки вещества и энергии в цепях питания изучает раздел...

3) Реакции организмов на изменение климатических факторов изучает раздел...

4) Циклические изменения численности популяций изучает раздел...

5) Условия создания искусственных экосистем изучает раздел...

6) Структуру и свойства популяции изучает раздел...

7) Структуру сообщества и взаимоотношения видов в них изучает раздел...

8) Условия поддержания оптимальной численностипопуляций промысловых видов изучает раздел...

9) Динамику экосистем изучает раздел...

Задание 3 Выберите один наиболее точный ответ:

1) Общая экология - это наука, изучающая а) взаимоотношения человека с окружающей средой; б) принципы рационального природопользования и охраны природы; в) организацию и функционирование биологических систем различного ранга в их взаимоотношениях с условиями среды.

2) Экосистема – это а) искусственно созданная среда для живых организмов; б) сообщество организмов, объединенных со средой обменом веществом и энергией; в) взаимосвязанные между собой популяции разных видов.

3) Популяция - это а) совокупность особей разных видов в пределах экосистемы; б) совокупность особей одного вида в экологически однородных условиях; в) совокупность особей одного вида на территории республики.

4) Пример биогеоценоза а) аквариум, б) луг, в) озеро

5) Биосфера - это а) совокупность всех экосистем планеты Земля, самая крупная экосистема на Земле; б) совокупность всех живых организмов на Земле; в) совокупность атмосферы, гидросферы, литосферы.

6) Биотоп - это а) совокупность взаимосвязанных между собой видов; б) совокупность абиотических условий в пределах биогеоценоза; в) пограничное пространство между двумя экосистемами.

7) Биоценоз - это а) группа организмов одного вида в пределах экосистемы, б) совокупность всех живых организмов на Земле; в) сообщество растений, животных и микроорганизмов в однородных условиях среды.

Задание 4 Из перечисленных ниже современных мировых проблем, выделите семь глобальных экологических проблем:

• предотвращение мирового ядерного конфликта;

• резкий рост народонаселения и продовольственная проблема;

• прогрессирующее загрязнение окружающей среды;

• мирное освоение космоса;

• ликвидация неграмотности;

• истощение ресурсов;

• снижение биологического разнообразия;

• ликвидация опасных болезней;

• деградация почв;

• проблема потребления наркотических средств;

• «парниковый эффект»;

• разрушение озонового слоя.

• преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами;

Контрольные вопросы

1) Перечислите основные методы экологии.

2) Приведите примеры практической связи экологии с другими небиологическими дисциплинами.

3) В чем заключается историческая обусловленность превращения экологии в «супернауку» нашего времени?

4) Почему экологические разделы включены в школьные курсы биологии и географии, а отдельный курс экологии введен в программы почти всех специальностей ВУЗов?

 

Практическое занятие 2


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.